Средства физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:39, реферат

Краткое описание

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оглавление

1. Средства физического воспитания 3
1.1 Гигиенические факторы 3
1.2 Физические упражнения 4
1.3 Оздоровительные силы природы 7
2. Методы физического воспитания 7
2.1 Методы строго регламентированного упражнения 8
2.2 Игровой метод 9
2.3 Соревновательный метод 9
2.4 Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании 10
Литература 11

Файлы: 1 файл

СредстваMicrosoft Office Word (3).docx

— 24.51 Кб (Скачать)

     Содержание:

  • 1. Средства физического воспитания 3
    • 1.1 Гигиенические факторы 3
      • 1.2 Физические упражнения 4
      • 1.3 Оздоровительные силы природы 7
    • 2. Методы физического воспитания 7
      • 2.1 Методы строго регламентированного упражнения 8
      • 2.2 Игровой метод 9
      • 2.3 Соревновательный метод 9
      • 2.4 Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании 10
  • Литература 11

    1. Средства физического воспитания

     Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные  силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством  физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и  гигиенические факторы. Комплексное  использование этих средств позволяет  специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического  воспитания можно отобразить в виде схемы:

     1.1 Гигиенические факторы

     К гигиеническим факторам, содействующим  укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим  развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

     Несоблюдение  гигиенических требований снижает  положительный эффект занятий физическими  упражнениями.

     Цель  гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных  с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении  оздоровительной эффективности  занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий  физической культурой и спортом.

     Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма  человека с различными факторами  физической культуры и спорта.

     Основная  задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния  различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния  здоровья, физического развития, повышения  общей и спортивной работоспособности  лиц, занимающихся физической культурой  и спортом.

     К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:

     - оптимизация условий, режимов  и содержания, форм и средств,  применяемых в процессе занятий  физическими упражнениями;

     - рациональное питание;

     - оптимизация физических нагрузок  в процессе занятий физическими  упражнениями;

     - закаливание.

     1.2 Физические упражнения

     Физические  упражнения -- это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его законам.

     Слово физическое отражает характер совершаемой  работы (в отличие от умственной); внешне проявляемой в виде перемещений  тела человека и его частей в пространстве и во времени.

     Слово упражнение обозначает направленную повторность  действия с целью воздействия  на физические и психические свойства человека и совершенствования способа  исполнения этого действия.

     Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой -- как процесс многократного повторения.

     Эффект  физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений -- это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

     Содержание  физических упражнений обусловливает  их оздоровительное значение, образовательную  роль, влияние на личность. Оздоровительное  значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические  и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей  здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

     Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

     Под воздействием физических упражнений можно  существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

     С помощью физических упражнений можно  целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его  физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится  на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность  длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

     Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

     В физическом упражнении выделяют три  фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

     Подготовительная  фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий  выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при  метании диска и т.п.).

     Основная  фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная  задача действия (например, стартовый  разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании  диска и т.п.).

     Заключительная  фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после  выпуска снаряда в метаниях и  т.п.).

     Классификация физических упражнений. Классифицировать физические упражнения -- значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

     В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций  физических упражнений.

     1. Классификация физических упражнений  по признаку исторически сложившихся  систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось  так, что все многообразие физических  упражнений постепенно аккумулировалось  всего в четырех типичных группах:  гимнастика, игры, спорт, туризм.

     Каждая  из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются  педагогическими возможностями, специфическим  назначением в системе физического  воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

     В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

     - во-первых, обеспечить всестороннее  физическое воспитание человека;

     - во-вторых, удовлетворить индивидуальные  запросы и интересы многих  людей в сфере физического  воспитания;

     - в-третьих, охватить физкультурными  занятиями людей практически  на протяжении всей жизни -- от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

     2. Классификация физических упражнений  по их анатомическом признаку.

     По  этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины  и т.д. С помощью такой классификации  составляются различные комплексы  упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и  т.п.).

     3. Классификация физических упражнений  по признаку их преимущественной  направленности на воспитание  отдельных физических качеств.  Здесь упражнения классифицируются  по следующим группам: скоросно - силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

     Классификация физических упражнений по признаку биомеханической  структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и  смешанные упражнения.

     Классификация физических упражнений по признаку физиологических  зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

     Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и обще подготовительные.

     В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них  обладает относительно постоянными  признаками, в том числе по эффекту  воздействия на выполняющего упражнение.

     1.3 Оздоровительные силы природы

     Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

     В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

     1) как сопутствующие факторы, создающие  наиболее благоприятные условия,  в которых осуществляется процесс  физического воспитания. Они дополняют  эффект воздействия физических  упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема  способствуют активизации биологических  процессов, вызываемых физическими  упражнениями, , повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

     2) как относительно самостоятельные  средства оздоровления и закаливания  организма (солнечные, воздушные  ванны и водные процедуры).

     При оптимальном воздействии они  становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

     Одним из главных требований к использованию  оздоровительных сил природы  является системное и комплексное  применение их в сочетании с физическими  упражнениями.

Информация о работе Средства физического воспитания