Выгорание преподавателя и борьба с ним средствами физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в выявлении механизмов и эффектов влияния синдрома профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и успешность учебной деятельности школьника.

Оглавление

Введение.
1. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога-----стр.5
2. Синдром профессионального выгорания.-------------------------------------стр.7
• Стадии профессионального выгорания----------------------------стр.7
• Аспекты профессионального выгорания--------------------------стр.8
• Симптомы профессионального выгорания------------------------стр.9
3. Негативное воздействие учителя с синдромом профессионального «выгорания».-----------------------------------------------------------------------стр.11
Вывод----------------------------------------------------------------------------стр.13
4. Список литературы и источников.--------------------------------------------стр.14

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Мироненковой А. 2АФК.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Государственное Бюджетное  Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Специальность Адаптивная Физическая Культура для Лиц

с отклонениями в состоянии здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету : « Теория и Методика Физической Культуры»

На тему: «Выгорание преподавателя и борьба с ним

средствами физического  воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила: Студентка II курса

Специальности АФК

Мироненкова А.А.

Проверил: Михайлов Н.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

 

 

Введение.

  1. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога-----стр.5
  2. Синдром профессионального выгорания.-------------------------------------стр.7
    • Стадии профессионального выгорания----------------------------стр.7
    • Аспекты профессионального выгорания--------------------------стр.8
    • Симптомы профессионального выгорания------------------------стр.9

 

  1. Негативное воздействие учителя с синдромом профессионального «выгорания».-----------------------------------------------------------------------стр.11

 

          Вывод----------------------------------------------------------------------------стр.13

 

  1. Список литературы и источников.--------------------------------------------стр.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение.

 

Актуальность темы исследования. Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в последние десятилетия в России, предъявляют все более высокие требования к педагогу, его интеллектуальному профессиональному уровню, раскрытию способностей и дарований. В связи с этим, учебные результаты перестают считаться единственным показателем эффективности его деятельности. Особую значимость представляет обеспечение психологического здоровья учеников, создание условий для их личностного, эмоционального и умственного развития. При реализации принципов личностно-ориентированного обучения, актуальность приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в диаде «учитель-ученик».

В таких условиях личность учителя как инструмент воздействия  на развитие его учеников приобретает  большее значение. Имеется достаточно много исследований, посвященных  воздействию профессиональной деятельности педагога на различные аспекты личностного развития учащихся.[1]

Установлено противоречие между возрастающей интенсивностью труда социономических профессий, в частности, педагогических, приводящей к развитию профессионального «выгорания» у педагогов и неизученностью влияния данного синдрома на личностное и деятельностное становление школьника[2]. Актуальность проблемы влияния профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и учебную деятельность школьника определила цель нашего исследования, выбор его объекта и предмета.

Объект исследования: процесс коммуникации в системе учитель-ученик.

Предмет исследования: механизмы и эффекты влияния синдрома профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и учебную деятельность школьников.

Цель исследования заключается в выявлении механизмов и эффектов влияния синдрома профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и успешность учебной деятельности школьника.

Гипотеза исследования: Педагог с синдромом профессионального «выгорания» обусловливает развитие личностных характеристик и учебной успешности школьника, таким образом, педагог с синдромом профессионального выгорания в итоге будет иметь школьников с более низкими показателями самоотношения, школьной мотивации и успеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональное выгорание педагога

Синдром хронической усталости

 

 

 

 

Нам дивидендов не платили,                                          

И не спешили награждать.

Мы только грамоты копили,                                          

Теперь их некуда девать.

Но для меня они признанье                                          

Моих успехов и трудов.      

Они - свидетельство призвания                                           

Учить добру учеников.

 

 

 

 

 

Потребность в успехе – одна из базовых потребностей человека. Воспитание и становление человека, способного достичь успеха в жизненно важных для него аспектах и на благо общества – приоритетная задача любой страны, где человек является главным.

Искать лучшее в ученике  – одна из основных забот учителя. Любая похвала открывает в  ученике большие способности. Необходимо отмечать малейший успех школьника, создавать хорошую репутацию, чтобы ему захотелось её оправдать.

Для развития творческого  потенциала своих учеников учитель  постоянно использует разные формы  работы, как защита творческих проектов, интеллектуальные игры, турниры, конкурсы, праздники. До мелочей продумывает каждый урок, особенно индивидуальные и творческие задания. Доброжелательная атмосфера на уроке – обязательное условие для творчества.

Успех  любых перемен в сфере образования невозможен без твёрдых позиций современного учителя, роста его педагогического мастерства. Нет плохих учеников, можно научить учиться и получать удовольствие от учения каждого ученика.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь.

 

 

 

Но она в состоянии  дать школьнику основные базовые  ориентиры Модернизация содержания образования в России на современном  этапе развития общества не в последнюю  очередь связана с инновационными процессами в организации обучения.

Какой  мы представляем школу ближайшего будущего? Об этом подробно написано в инициативе Президента РФ «Наша новая школа».

 

 

 

Главной заботой школы  становится преображение учителя, который  сумеет результативно работать с  детьми нового поколения через применение технологий, развивающих в ученике самостоятельность, инициативность, умение учиться с увлечением, владеть навыками исследовательской работы. 

Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Задача учителя состоит  в том, чтобы создать условия, которые позволили бы каждому  ученику проявить свою активность, свое творчество.[3] 

 

 

 

1. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога.

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих  личность человека и деятеля. Развитию профессиональных деформаций личности педагога также способствуют репродуктивное обучение и авторитарная позиция воспитателя. Основными показателями этих деформаций считается безапелляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определенной мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен четко управлять детским коллективом. Необходимость “держать в руках” группу детей формирует в характере педагога излишнюю властность и категоричность, навязывание своего образа “Я” воспитанникам и окружающим взрослым, которые способствуют подавлению чувства юмора, стремление к власти над детьми и людьми вообще.

 

 

 

 

 

 

 

Факторами, усиливающими влияние профессии на личность педагога являются: изменение мотивации трудовой деятельности; возникающие стереотипы мышления, поведения, деятельности; эмоциональная  напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.); монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда, утрата перспектив профессионального роста; снижение уровня интеллекта специалиста; различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности, а также возрастные изменения, связанные со старением:

 

а) социальное старение:

 

  • Перестраивается мотивация;
  • Слабеют интеллектуальные процессы;
  • Изменяется эмоциональная сфера;
  • Возникают дезадаптационные формы поведения и др.

 

б) нравственно-этическое старение:

 

  • Навязчивое морализирование;
  • Скептическое отношение к молодежной субкультуре;
  • Противопоставление настоящего прошлому;
  • Преувеличение заслуг своего поколения и др.

 

в) профессиональное старение:

 

  • Невосприятие нововведений;
  • Переоценка значения опыта своего поколения;
  • Трудности освоения новых средств труда;
  • Снижение темпа профессиональных функций и др.

 

 

 

Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также  с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето - сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания.[4]

 

 

2. Синдром профессионального выгорания.

 

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального  выгорания — самая опасная  профессиональная болезнь тех, кто  работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

 

Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый из нас, а от хронических стрессов нервной системы

Другим не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания. 

 

 

 Профессиональное  выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных  эмоций без соответствующей “разрядки”, или “освобождение” от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального  выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все  пока нормально, но... скучно и пусто  на душе;

• исчезают положительные  эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние  тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь  домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

 

 

 

 

 

 

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• возникают недоразумения  с клиентами, профессионал в кругу  своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о  ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

Информация о работе Выгорание преподавателя и борьба с ним средствами физического воспитания