Выгорание преподавателя и борьба с ним средствами физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в выявлении механизмов и эффектов влияния синдрома профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и успешность учебной деятельности школьника.

Оглавление

Введение.
1. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога-----стр.5
2. Синдром профессионального выгорания.-------------------------------------стр.7
• Стадии профессионального выгорания----------------------------стр.7
• Аспекты профессионального выгорания--------------------------стр.8
• Симптомы профессионального выгорания------------------------стр.9
3. Негативное воздействие учителя с синдромом профессионального «выгорания».-----------------------------------------------------------------------стр.11
Вывод----------------------------------------------------------------------------стр.13
4. Список литературы и источников.--------------------------------------------стр.14

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Мироненковой А. 2АФК.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

• такой человек по привычке может  еще сохранять внешнюю респектабельность  и некоторый апломб, но его глаза  теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта профессионального  выгорания

Первый — снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие»  работники чувствуют беспомощность  и апатию. Со временем это может  перейти в агрессию и отчаяние.

 

Второй — одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают  объект - объектные отношения.

 

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости  и т.д.

Симптомы профессионального выгорания

ПЕРВАЯ ГРУППА:

психофизические симптомы

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом  хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости  и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного  тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание  спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения  дыхания при физической или эмоциональной  нагрузке;

• заметное снижение внешней  и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА:

социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность  и депрессия (пониженный эмоциональный  тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева  или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание  негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство  вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного  беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как  надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что  «не получится» или «я не справлюсь»;

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

 

 

 

 

 

 

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

поведенческие симптомы

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее  и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель затрудняется в принятии решений;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание»  на мелких деталях, не соответствующая  служебным требованиям трата  большей части рабочего времени  на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение  неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.

Профессиональное выгорание — это не блажь, а серьезное заболевание, которое может привести к неприятным последствиям, если его запустить. При первых симптомах профессионального выгорания стоит обратиться к специалисту –психологу, если эти симптомы физические, может понадобиться консультация терапевта. Для диагностики профессионального выгорания психологи используют специальные тесты, а для борьбы с ним — особые тренинги и упражнения.

К сожалению, борьба с  профессиональным выгоранием иногда невозможна без смены работы.

Восстановление (реабилитация) здоровья педагога – это не просто лечение, но также и управление механизмами, детерминирующими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию принципов здорового образа жизни, позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.

Психологическими условиями  восстановления здоровья педагогов  являются развитие и формирование эмоциональной  активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность. 

К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др. (Так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).

 

Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники. Ведущее место среди средств физической реабилитации занимают физические упражнения, так как двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.

За 3-5 минут, потраченных  на психотехнические упражнения, педагог может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя на работе и после нее специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику 

 

В качестве профилактического  и реабилитирующего средства применяются  в практике психотехнические игры и  специальные упражнения.

Нахождение в непрерывном  психологическом движении от одной  жизненной цели к другой, постоянное планирование своего личностного роста, рассмотрение движения во всех его видах как основы психологической устойчивости и физической крепости.

Реже «выгорают» оптимистические  и жизнерадостные люди, умеющие успешно  преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы; те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о выполнении своих психоэнергетических и социально – психологических ресурсов.

Снижают риск выгорания  сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надёжных друзей и поддержка  со стороны семьи.[5]

 

3. Негативное воздействие учителя с синдромом профессионального «выгорания».

 

После тяжелой физической нагрузки работник может выспаться и встать совершенно отдохнувшим. Кроме случаев, когда эта нагрузка носит длительный характер и организм не успевает восстановиться. Условия работы учителя предполагают много контактов в течении рабочего дня: с детьми, с родителями, с коллегами; повышенную нагрузку на слуховой, зрительный и голосовой аппараты; низкую двигательную активность, что ведет к эмоционально – психологическому напряжению.

 

Качество учителя, оказывающие негативное воздействие  на обучающихся:

 

  1. Авторитарность ( не следует путать с требовательностью)
  2. Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность, непредсказуемость поступков и реакций.
  3. Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, дистанцированность отличают тип учителя, которого точнее назвать урокодателем. Такие проявления зиждятся на равнодушие к людям, отсутствии интереса к своей работе, часто сочетаются с безответственностью.
  4. Недоброжелательность, злость, враждебность (как реакция на неудовлетворенность жизнью) [6]

 

Работая с ученическим  коллективом, учитель, как правило, находится  в сильном психическом  напряжении, т.к. он должен активно регулировать как своё поведение, так и поведение  учащихся в различных ситуациях. Не всегда педагоги владеют знаниями в области психологии личности и не умеют  найти личностный подход к ученику. Разница пола, семейного положения, образа поведения, характера субъектов, обусловленные их психолого-возрастными характеристиками, не  принимаемые  во  внимание в общении и деятельности, неизбежно ведут к возникновению конфликтов. Недостаточный профессионализм педагога как  предметника и воспитателя проявляется в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету, в манипулировании отметками, в «навешивании» ярлыка» неуспевающим ученикам, в акцентуации психологических недостатков ученика. Со стороны учащихся данный конфликт может быть спровоцирован неподготовленным домашним заданием, умышленным нарушением дисциплины, пропуском уроков без уважительной причины. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения  конфликта и на первое место поставить интересы  формирующейся личности. Учителю необходимо научиться адекватно реагировать на возникновение конфликтной ситуации, разрешать конфликт при установлении личного контакта в совместной деятельности.

 

 

Конфликты с родителями провоцируются разным уровнем общей  и педагогической культуры, несогласованностью стратегии и тактики воспитания, непониманием родителями сложности  учебно-воспитательного процесса, зависимости его от многих факторов помимо школы и семьи, отрицательным отношением родителей к школе, иждивенческой позицией семьи, столкновением двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения, профессиональной некомпетентностью учителей (низким уровнем подготовки, завышенными требованиями к школьникам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Анализ литературы по «выгоранию» показывает наличие большого числа факторов, оказывающих влияние на данный синдром. Эти факторы включают организационные характеристики, особенности профессиональной деятельности, рабочую ситуацию, коммуникации, личностные характеристики и др. Исследователи полагают, что «выгорание» является результатом сложного взаимодействия всех этих факторов.

 

Проведенное  исследование позволяет нам сделать следующий вывод:

 

Подверженность синдрому профессионального «выгорания»  является метаиндивидуальной характеристикой  учителя. Данная подверженность существенно  влияет на процессы взаимодействия учителя  и ученика и негативно сказывается  на результатах профессиональной деятельности учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и источников.

  1. Б.Г. Ананьев, Человек как предмет познания. —— СПб.: Питер. 2001. — 288 с. — (Мастера психологии).

  1. A.A. Баранов, Юный радиоспортсмен. Методическое пособие для внеклассной и внешкольной работы (М.:ДОСААФ, 1971)
  2. Ю.Б. Гатанов, Энциклопедия подготовки к школе.Твердый переплет (2009)
  3. А.К. Маркова, Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  4. Л.H. Митина, Психология труда и профессионального развития учителя (1-е изд.) учеб. пособие. Издательство: ACADEMIA, 2004г., Серия:Высшее профессиональное образование
  5. А.О. Прохоров, Методики диагностики и измерения психических состояний личности. Год издания: 2004, Страниц: 176, Издательство: ПЕР СЭ.
  6. Р.Х. Шакуров, Причины конфликтов в педагогическом коллективе и способы их разрешения. // Вопросы психологии. 1986. № 6, 1986, Вопросы психологии;
  7. К. Levin,  Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Деонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001.
  8. R. Lippit, Консультативная психология и психотерапия. ISSN: 2075-3470; Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет. Издается с 1992 года, Включен в Перечень ВАК. Включен в РИНЦ.
  9. В.В. Бойко, Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других

Информация о работе Выгорание преподавателя и борьба с ним средствами физического воспитания