Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении механизмов и эффектов влияния синдрома профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и успешность учебной деятельности школьника.
Введение.
1. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога-----стр.5
2. Синдром профессионального выгорания.-------------------------------------стр.7
• Стадии профессионального выгорания----------------------------стр.7
• Аспекты профессионального выгорания--------------------------стр.8
• Симптомы профессионального выгорания------------------------стр.9
3. Негативное воздействие учителя с синдромом профессионального «выгорания».-----------------------------------------------------------------------стр.11
Вывод----------------------------------------------------------------------------стр.13
4. Список литературы и источников.--------------------------------------------стр.14
• такой человек по привычке может
еще сохранять внешнюю
Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие»
работники чувствуют
Второй — одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект - объектные отношения.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия,
сопровождающие эмоциональное сгорание,
приводят к серьезным физическим
недомоганиям — гастриту, мигрени,
повышенному артериальному
ПЕРВАЯ ГРУППА:
психофизические симптомы
• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА:
социально-психологические симптомы
• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы
(вспышки немотивированного
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА:
поведенческие симптомы
• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель затрудняется в принятии решений;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.
Профессиональное выгорание — это не блажь, а серьезное заболевание, которое может привести к неприятным последствиям, если его запустить. При первых симптомах профессионального выгорания стоит обратиться к специалисту –психологу, если эти симптомы физические, может понадобиться консультация терапевта. Для диагностики профессионального выгорания психологи используют специальные тесты, а для борьбы с ним — особые тренинги и упражнения.
К сожалению, борьба с профессиональным выгоранием иногда невозможна без смены работы.
Восстановление (реабилитация) здоровья педагога – это не просто лечение, но также и управление механизмами, детерминирующими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию принципов здорового образа жизни, позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.
Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность.
К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др. (Так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).
Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники. Ведущее место среди средств физической реабилитации занимают физические упражнения, так как двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.
За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, педагог может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя на работе и после нее специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику
В качестве профилактического и реабилитирующего средства применяются в практике психотехнические игры и специальные упражнения.
Нахождение в непрерывном психологическом движении от одной жизненной цели к другой, постоянное планирование своего личностного роста, рассмотрение движения во всех его видах как основы психологической устойчивости и физической крепости.
Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы; те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о выполнении своих психоэнергетических и социально – психологических ресурсов.
Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надёжных друзей и поддержка со стороны семьи.[5]
3. Негативное воздействие учителя с синдромом профессионального «выгорания».
После тяжелой физической нагрузки работник может выспаться и встать совершенно отдохнувшим. Кроме случаев, когда эта нагрузка носит длительный характер и организм не успевает восстановиться. Условия работы учителя предполагают много контактов в течении рабочего дня: с детьми, с родителями, с коллегами; повышенную нагрузку на слуховой, зрительный и голосовой аппараты; низкую двигательную активность, что ведет к эмоционально – психологическому напряжению.
Качество учителя, оказывающие негативное воздействие на обучающихся:
Работая с ученическим коллективом, учитель, как правило, находится в сильном психическом напряжении, т.к. он должен активно регулировать как своё поведение, так и поведение учащихся в различных ситуациях. Не всегда педагоги владеют знаниями в области психологии личности и не умеют найти личностный подход к ученику. Разница пола, семейного положения, образа поведения, характера субъектов, обусловленные их психолого-возрастными характеристиками, не принимаемые во внимание в общении и деятельности, неизбежно ведут к возникновению конфликтов. Недостаточный профессионализм педагога как предметника и воспитателя проявляется в неумении организовать познавательный интерес у учащихся к своему предмету, в манипулировании отметками, в «навешивании» ярлыка» неуспевающим ученикам, в акцентуации психологических недостатков ученика. Со стороны учащихся данный конфликт может быть спровоцирован неподготовленным домашним заданием, умышленным нарушением дисциплины, пропуском уроков без уважительной причины. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности. Учителю необходимо научиться адекватно реагировать на возникновение конфликтной ситуации, разрешать конфликт при установлении личного контакта в совместной деятельности.
Конфликты с родителями
провоцируются разным уровнем общей
и педагогической культуры, несогласованностью
стратегии и тактики
Вывод.
Анализ литературы по «выгоранию» показывает наличие большого числа факторов, оказывающих влияние на данный синдром. Эти факторы включают организационные характеристики, особенности профессиональной деятельности, рабочую ситуацию, коммуникации, личностные характеристики и др. Исследователи полагают, что «выгорание» является результатом сложного взаимодействия всех этих факторов.
Проведенное исследование позволяет нам сделать следующий вывод:
Подверженность синдрому
профессионального «выгорания»
является метаиндивидуальной характеристикой
учителя. Данная подверженность существенно
влияет на процессы взаимодействия учителя
и ученика и негативно
Список литературы и источников.
Информация о работе Выгорание преподавателя и борьба с ним средствами физического воспитания