Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Здоровье детей и подростков во все времена, при любых социально-экономических условиях является первоочередной проблемой, так как определяет будущее страны, генофонд нации. Особенно актуальна эта проблема относительно детей младшего школьного возраста, так как в этот период онтогенеза, характеризующийся ускоренными процессами психического развития на фоне морфофункциональных перестроек организма, определяется последующее развитие ребенка (Л.Д.Глазырина, 1999) . Именно в этом возрасте при интенсивных учебных нагрузках и недостаточной двигательной активности могут формироваться отклонения в дальнейшем физическом развитии ребенка: вялая осанка, провоцироваться развитие сколиоза, гемодинамики, вегетативной регуляции.

Оглавление

Введение
Глава I. Анализ научно-методической литературы
1.1 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания
1.2 Состояние проблемы здоровья детей младшего школьного возраста
1.3 Плавание как средство оздоровления и закаливания детей младшего школьного возраста
1.4 Влияние занятий плаванием на сердечнососудистую, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат
1.5 Общая физическая подготовка при обучение плаванию детей младшего школьного возраста
Глава II Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
2.4 Структура учебно-тренировочного процесса. Педагогические принципы
Глава III Результаты исследований и их обсуждение
3.1 Исследование снижения заболеваемости
3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой
3.3 Динамика изменения плавательной подготовленности и физического развития тренировка плавание воспитание здоровье
Выводы
Библиографический список

Файлы: 1 файл

plavanie_kursovaya.docx

— 63.67 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Обучение плаванию в младшем дошкольном возрасте как  средство закаливания и укрепления организма»

Оглавление

Введение

Глава I. Анализ научно-методической литературы

1.1 Роль, место и значение  плавания в структуре средств  физического воспитания

1.2 Состояние проблемы  здоровья детей младшего школьного  возраста

1.3 Плавание как средство  оздоровления и закаливания детей  младшего школьного возраста

1.4 Влияние занятий плаванием  на сердечнососудистую, дыхательную  систему, опорно-двигательный аппарат

1.5 Общая физическая подготовка  при обучение плаванию детей младшего школьного возраста

Глава II Задачи, методы и  организация исследования

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

2.4 Структура учебно-тренировочного  процесса. Педагогические принципы

Глава III Результаты исследований и их обсуждение

3.1 Исследование снижения  заболеваемости

3.2 Определение функциональных  проб с дозированной физической  нагрузкой

3.3 Динамика изменения  плавательной подготовленности  и физического развития тренировка  плавание воспитание здоровье

Выводы

Библиографический список

Приложение

Введение

Здоровье детей и подростков во все времена, при любых социально-экономических  условиях является первоочередной проблемой, так как определяет будущее страны, генофонд нации. Особенно актуальна эта проблема относительно детей младшего школьного возраста, так как в этот период онтогенеза, характеризующийся ускоренными процессами психического развития на фоне морфофункциональных перестроек организма, определяется последующее развитие ребенка (Л.Д.Глазырина, 1999) . Именно в этом возрасте при интенсивных учебных нагрузках и недостаточной двигательной активности могут формироваться отклонения в дальнейшем физическом развитии ребенка: вялая осанка, провоцироваться развитие сколиоза, гемодинамики, вегетативной регуляции. Благоприятное оздоровительное и развивающее влияние на организм детей этого возраста могут оказать занятия плаванием (Е.Н.Вавилова, 1986).

Актуальность темы дипломного исследования связана с тем, что  за последние годы число больных  детей катастрофически возросло (Е.А. Тимофеева, Т.И. Осичкина, 2001). Наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии, В настоящее время отмечается рост количества отклонений у детей со стороны опорно-двигательного аппарата, со стороны сердечно-сосудистой системы. Растет число детей с отклонениями и заболеваниями органов пищеварения, костно-мышечной системы (нарушение осанки, сколиозы и др) (В.К. Велитченко, 1986).

С учетом вышеизложенного, проблема здоровья младших школьников в настоящее время очень актуальна.

Занятие плаванием, как  никакой другой вид физических упражнений позитивно влияет на все функции  и системы организма, является мощным средством профилактики заболеваний, способствует формированию морально-волевых  и нравственных качеств (В.С.Васильев,1989). По данным исследователей, во время  плавания, обычного купания или только пребывания в воде происходят значительные изменения в составе крови. Н.М. Амосов, П.А. Бендект, (1975) отмечают, что плавание может быть использовано как средство лечения последствий переломов, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройствами двигательных функций.

Плавание по праву занимает видное место в системе физического  воспитания дошкольных учреждений, образовательных  школ, средних и высших специальных  учебных заведений. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной учебной и трудовой деятельности (С.М. Бажуков, 1987).

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Вместе с тем, данные свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать (Л.П.Макаренко, 2000).

Исходя из вышеуказанного, выбор темы обусловлен её актуальностью и практической необходимостью. Таким образом, как показывают многочисленные исследования (Л.П.Макаренко, 1988, В.С.Васильев, 1989), плавание способствует физическому развитию и укреплению здоровья.

Объект исследования Процесс обучения плаванию в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования. Плавание - как средство физического воспитания и укрепления здоровья младших школьников.

Практическая значимость Исследования заключаются в выявлении у детей младшего школьного возраста необходимых навыков плавания с учетом индивидуальных данных его развития, физической подготовленности и состояния здоровья, которые открывают хорошие перспективы для систематических занятий плаванием в дальнейшем.

Гипотеза: предполагается, то обучение плаванию в младшем школьном возрасте способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию  организма.

Глава 1. Анализ научно-методической литературы

1.1 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания

В научно-методической литературе к средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные  движения, входящие в различные виды деятельности (такие как, например труд и другие), безусловные рефлексы, массаж (З.П.Фирсов, 1988).

Полноценное решение задач  физического воспитания достигается  только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них  по-разному влияет на организм (Ю.Н.Семенов, 1983) .

Гигиенические факторы (режим  занятий, отдыха, сна и питания, гигиена  помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность  воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у  детей возникают положительные  эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств (В.К. Велитченко, 1986).

Гигиенические факторы  имеют и самостоятельное значение: они способствует нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную  доставку всем органам необходимых  питательных веществ, содействует  нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы  и предупреждает её заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых  и повышает работоспособность нервной  системы. Правильное освещение предупреждает  возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает  наиболее благоприятные условия  для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, а также одежды детей  служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей  к организованности, дисциплинированности (З.П. Кубышкин, З.И.Фирсов, 1988).

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливает эффективность  влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими  упражнениями на воздухе, при солнечном  излучении у детей возникают  положительные эмоции, больше поглощается  кислорода, увеличивается обмен  веществ, повышается функциональные возможности  всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания  организма, для повышения приспособляемости  организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется  терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения её кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их (В.И. Кубышкин, 1988).

Физические упражнения - специфическое средство физического  воспитания, используемое для решения  оздоровительных, образовательных  и воспитательных задач. Поэтому  физические упражнения широко применяются  в разные периоды жизни человека (Е.А.Тимофеева, Т.И.Осичкина,2001).

Из всех циклических  видов спорта плавание отличается от других тем, что им можно заниматься чуть ли не с рождения.

Плавание, как и другие циклические упражнения, оказывает  благоприятное влияние на сердечнососудистую систему, способствуя увеличению её мощности, экономичности, жизнедеятельности. При систематических занятиях плаванием  улучшается терморегуляция, увеличивается  интенсивность кровотока, укрепляются  сердечные мышцы. Улучшается и газообмен, что весьма важно для полноценного развития растущего организма. Умеренные  плавательные нагрузки оказывают благотворное воздействие на нервную систему, «снимая утомление, улучшая сон  и повышая работоспособность (З.П.Фирсов, 1988).

1.2 Состояние проблемы здоровья детей младшего школьного возраста

Здоровье - драгоценный  дар, который человек получает от природы (В.И. Кубышкин, 1988). Физическая культура и спорт является мощнейшим средством профилактики. Еще в XVIII веке знаменитый французский врач Тиссо говорит: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения» (З.П.Фирсов, 1988).

Здоровье школьников относится  к приоритетным направлениям государственной  политики в сфере образования. Роль физической культуры и спорта оказывает  многоплановое воздействие на социальные процессы, происходящие в обществе, в том числе на состояние физического  здоровья детей, на организацию внеурочных занятий школьников. Физическая культура дает возможность заниматься детям  той деятельностью, которая им по душе.

Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения всегда будет выдвигаться в число  приоритетных задач общественного  и социального развития (В.И. Кубышкин, 1988).

Современные дети в большинстве  случаев ведут недостаточно подвижный  образ жизни ежедневное сидение  за партой, компьютером. Разумеется, родители не могут уделить физической нагрузке детей повышенное внимание (С.М. Бажуков, 1987).

Нарушение осанки могут  провоцировать развитие головных болей, повышенную утомляемость. Специалистами  установлено, что объем двигательной активности необходимый для улучшения  уровня здоровья и физической подготовленности детского организма составляет лишь 20% от необходимости (В.К. Велитченко, 1986).

По данным Минздрава  России, только 14% обучающихся в младших  классах считаются практически  здоровыми. Большинство детей не имеют возможности заниматься физической культурой и спортом. Так в  настоящее время 65% детей не занимаются систематически физкультурой.

По данным НИИ гигиены  и профилактики заболеваний, состояние  здоровья детей резко ухудшилось: снизилось количество детей I группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей II группы, имеющих различные  отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и III группы - с хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%) (Л.П.Макаренко, 2000).

По мнению М.Д.Бакшеева (1995) вызывает тревогу тот факт, что к моменту  поступления в школу отмечается тенденция роста хронической  заболеваемости детей. По комплексу патолога - педагогических критериев к учебе в школе не готовы 20% детей шестилетнего возраста, у 40-50% детей выявляются функциональные отклонения, у 36% проявляется неполноценность кардиореспираторной системы, у детей 70,6% детей выявляются начальные признаки патологии различных звеньев опорно-двигательного аппарата, 50-55% детей имеют низкий уровень физической и двигательной подготовленности (В.К.Велитченко, 1986). Как известно, сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей. И поскольку эти заболевания служат предпосылкой целого ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых, то все это характеризует достаточно актуальную проблему современной ортопедии. По данным исследований сотрудников НИИ гигиены и охраны здоровья детей (Л.П.Макаренко, 1988), в результате использования различных средств физического воспитания с учетом индивидуального подхода удалось добиться у 80% детей, имевших отклонения со стороны костно-мышечной системы. Доказано, что целенаправленный подбор и использование комплекса физических упражнений могут служить эффективным средством в коррекции и реабилитации детей, имеющих нарушения осанки (В.К. Велитченко, 1986).

Состояние здоровья современных детей  младшего школьного возраста характеризуется  высокой распространенностью острых респираторно-вирусных инфекций. Количество инфекционных и простудных заболеваний  приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляется  ни педиатр, ни родители. Заболеваемость детей по показателю обращаемости в  поликлиники возросла на 83%. Все это  определяет большие потери рабочего времени родителями в связи с уходом за больным ребенком. Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны, а из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудам и другим, долее серьезным заболеваниям (З.П.Фирсов, 1988).

Другая, немаловажная проблема здоровья детей (Н.Е.Панкратов, Ю.В. Шиленко, 1989) - проблема детских стрессов. Именно этой проблеме многие специалисты в последние годы уделяют большое внимание. Детские стрессы - это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в школе, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями и активным отдыхом. Таким образом, детские стрессы влекут за собой нервные расстройства и повышенную заболеваемость, нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка (В.К. Велитченко, 1986).

Информация о работе Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания детей