Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:49, курсовая работа
Здоровье детей и подростков во все времена, при любых социально-экономических условиях является первоочередной проблемой, так как определяет будущее страны, генофонд нации. Особенно актуальна эта проблема относительно детей младшего школьного возраста, так как в этот период онтогенеза, характеризующийся ускоренными процессами психического развития на фоне морфофункциональных перестроек организма, определяется последующее развитие ребенка (Л.Д.Глазырина, 1999) . Именно в этом возрасте при интенсивных учебных нагрузках и недостаточной двигательной активности могут формироваться отклонения в дальнейшем физическом развитии ребенка: вялая осанка, провоцироваться развитие сколиоза, гемодинамики, вегетативной регуляции.
Введение
Глава I. Анализ научно-методической литературы
1.1 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания
1.2 Состояние проблемы здоровья детей младшего школьного возраста
1.3 Плавание как средство оздоровления и закаливания детей младшего школьного возраста
1.4 Влияние занятий плаванием на сердечнососудистую, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат
1.5 Общая физическая подготовка при обучение плаванию детей младшего школьного возраста
Глава II Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
2.4 Структура учебно-тренировочного процесса. Педагогические принципы
Глава III Результаты исследований и их обсуждение
3.1 Исследование снижения заболеваемости
3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой
3.3 Динамика изменения плавательной подготовленности и физического развития тренировка плавание воспитание здоровье
Выводы
Библиографический список
3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой
У систематически занимающихся отмечается физиологическое урежение пульса до 60 и менее ударов в минуту. При этом сердечная мышца работает мощно и экономично.
Из приведенной (таблицы 2) видно, что на первом этапе сердечный ритм возвращался к исходным показателям в течение 5-6 минут, что говорит о низкой подготовленности занимающихся. Но в результате повышения физической нагрузки, ЧСС стала снижаться до исходных данных уже на 3-4 минутах.
Таким образом, в результате занятий
плаванием в сердечно-
В результате мы можем сказать, что улучшилась физическая подготовленность занимающихся и улучшение сердечного ритма, это свидетельствует об укреплении сердечно-сосудистой системы.
Таблица №2. Результаты функциональных проб с дозированной нагрузкой
Восстановление |
Измерение ЧСС в начале эксперимента |
Измерение ЧСС в конце эксперимента |
|
1 минута |
120 уд/мин. |
110 уд/мин. |
|
2 минуты |
115 уд/мин. |
95 уд/мин. |
|
3 минуты |
110 уд/мин. |
80 уд/мин. |
|
4 минуты |
90 уд/мин. |
70 уд/мин. |
|
5 минут |
85 уд/мин. |
||
6 минут |
70 уд/мин. |
||
3.3 Динамика изменения плавательной подготовленности и физического развития
В начале эксперимента и по окончанию эксперимента, проводилось исследование по следующим показателям: рост, вес, вдох, выдох, пауза, динамометрия, тест на плавательную подготовленность (таблица 3, 4).
Полученные результаты были обработаны с использованием методов математической статистики.
По окончанию эксперимента отмечено улучшение данных показателей в % отношении. Дети, имеющие показатели ниже среднего роста, в соответствии с физиологическими показателями для данного возраста, повысили свои показатели до среднего, это говорит о том, что плавание способствует не только укреплению здоровья, но и повышению физических качеств организма детей. Также регулярные занятия физическими упражнениями и спортом способствуют усилению роста, влияя на толщину и длину костей, и влияют на рост организма в целом.
Из приведенной таблицы 3, 4 также видно как увеличилась масса тела, за счет прироста мышечной массы. Это говорит о том, что тренировочный процесс был построен правильно.
С уверенностью можно сказать, что в процессе обучения в контрольной и экспериментальной группах увеличились функциональные возможности. Особенно выражены эти показатели у ребят экспериментальной группы. Мы можем говорить о достоверности только в том случае, если в результате математической обработки, определив некоторое число р, которое будет 0,05 ( по таблице Стьюдента).
В данном случае можно сказать, что результаты не достоверны, так как эксперимент длился всего шесть месяцев. По истечению эксперимента мы видим, что все дети приобрели жизненно-важный навык. Если на начальном этапе ребята не умели плавать, то в заключение эксперимента свободно проплывали расстоянии 15 метров способом кроль на груди и кроль на спине. В этом случае результаты достоверны.
Таблица №3. Динамика показателей
плавательной подготовленности и физического
развития контрольной и
Рост (см) |
Вес (кг) |
Вдох (см) |
Выдох (см) |
Пауза (см) |
Динамометрия пр.(кг) |
Динамометрия Лев.(гк) |
Умение плавать |
||
Контрольная группа |
137.6 4,03 1,04 |
29,6 3,17 0,8 |
69,5 3,17 0,8 |
64,4 3,17 0,8 |
66,1 3,17 0,8 |
16,8 1,52 0,39 |
16 1,7 0,43 |
2 1,29 0,3 |
|
Экспериментальна группа |
137,0 3,74 0,96 |
29,9 2,59 0,66 |
69,1 2,88 0,74 |
63,8 2,59 0,66 |
65,7 2,88 0,74 |
16,6 1,44 0,37 |
15,6 2,01 0,51 |
3 2,30 0,59 |
|
0,4 0,52 p 0.05 |
8,02 0,28 p 0,05 |
1,8 0,33 p 0,05 |
1,5 0,5 p 0,05 |
2,4 0,3 p 0,05 |
4,7 0,3 p 0,05 |
4,3 0,5 p 0,05 |
3 2,28 p 0,05 |
||
Таблица №4. Динамика показателей
плавательной подготовленности и физического
развития контрольной и
Рост (см) |
Вес (кг) |
Вдох (см) |
Выдох (см) |
Пауза (см) |
Динамометрия пр. (кг) |
Динамометрия Лев.(гк) |
Умение плавать |
||
Контрольная группа |
138,2 3,45 0,89 |
32,6 3,45 0,89 |
70,8 2,59 0,66 |
65,4 2,88 0,74 |
67,7 3,17 0,8 |
17,6 1,7 0,44 |
16,7 1,44 0,37 |
8 3,45 0,89 |
|
Экспериментальна группа |
138,4 4,03 1,04 |
32,3 2,25 0,89 |
70,9 2,8 0,72 |
65,8 3,17 0,8 |
67,9 3,17 0,8 |
17,7 1,7 0,43 |
17,2 1,44 0,37 |
13 2,88 0,74 |
|
1,02 0,1 р 0,05 |
10,1 0,2 р 0,05 |
2,6 0,1 р 0,05 |
3,1 0,3 р 0,05 |
3,3 0,1 р 0,05 |
6,6 0,3 р 0,05 |
10,2 0,9 р 0,05 |
3,3 3,73 р 0,05 |
||
Выводы
По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка и младший школьный возраст является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни. Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в раннем возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности.
Методика обучения плаванию детей младшего школьного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Обще дидактические принципы - сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания - принцип возрастания нагрузки, повторности, осуществляется при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.
Обязателен в работе с младшим школьным возрастом индивидуальный подход. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей.
Установлена актуальность формирования приоритетов в многолетнем цикле физической подготовки на основе учета онтогенетических особенностей развития детей 7- 10 лет, обуславливающих необходимость акцентированных педагогических воздействий с целью интенсивного воспитания выносливости, силы и координационных способностей учащихся.
Стратегической линией многолетнего процесса здоровье сбережения и здоровье формирования младших школьников в процессе физического воспитания является организация круглогодичной двигательной активности, коррекция организационных аспектов учебно-воспитательного процесса.
Адекватная индивидуальная
оценка уровня физической подготовленности
учащихся может быть реализована
только при наличии специальных
градаций, предусматривающих взаимосвязь
регистрируемых параметров с длиной
и массой тела, которые в возрастном
диапазоне 7-10 лет существенно изменяются;
и учитывающих
Введение…………………………………………………………
2. Проблема здоровья
школьников…………………………………………..5-
3. Оздоровительное
плавание………………………………………………..7-
4. Оздоровительное
влияния нетрадиционной гимнастики:
1. Аквааэробика (история
развития и средства)…………………....9-13
2. Дыхательная гимнастика
как оздоровительное средство детей……………………………………………………………….
3. Гимнастические упражнения
в воде для укрепления мышц конечностей…………………………………………………
5. Заключение……………………………………………………
Список литературы
Вода как средство оздоровления
Вода - среда, при разумном
использовании которой
Аквааэробика - одна из разновидностей
аэробики, когда тренировка проходит в
бассейне. Под аквааэробикой мы понимаем
выполнение различных упражнений в воде
под музыку с элементами плавания, гимнастики,
атлетизма, йоги, хореографии, и акробатики.
Водная среда создает оптимальные условия
для выполнения р азнообразных физических
упражнений даже самых сложных. Тренировки
на плаву не только очень приятны, но и
абсолютно безопасны. Дело в том, что наш
вес в воде составляет примерно одну десятую
от реального, поэтому при выполнении
упражнений снижаются нагрузки на мышцы
и суставы – и мы практически гарантированны
от травм. Кроме того температура воды
ниже температуры тела на 6-10 градусов.
Из-за этого расходуется дополнительные
калории на согревание тела.
В воде благодаря ее физическим свойствам,
движения выполняются более плавно, с
большей амплитудой, что исключает определенный
риск травматизма и почти отсутствует
статическое напряжение мышц, удерживающих
определенную позу. Водная среда и двигательная
активность в ней способствует активизации
обменных процессов, совершенствованию
систем терморегуляции, укреплению опорно-двигательного
аппарата, улучшение деятельности кардиореспираторной,
нервной и пищеварительной систем, повышение
умственной работоспособности, обладают
закаливающим эффектом.
Особо важное свойство воды ее плотность.
Человек обычно производит передвижения
в воздушной среде, значительно менее
плотной, но при всяком передвижении на
суше опирается на более плотную массу
– на землю. Земля является средой отталкивания,
воздух средой передвижения. Сопротивление
воздушной среды человек ощущает только
при очень большой скорости передвижения,
сильном ветре, большой влажности и высокой
или низкой температуре. При плавании
среда однородная. Вода служит одновременно
и для отталкивания и для передвижения.
Она оказывает значительное сопротивление
перемещению тела. Это находит свое выражение
в скорости передвижения. Вследствие высокого
сопротивления воды на 1 метр пути при
плавании расходуется в 4 раза больше энергии,
чем при ходьбе с равной скоростью.
В системе физических упражнений плавание
является одним из самых действенных средств
укрепления здоровья человека. Оно оказывает
исцеляющее действие при заболеваниях
сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной
систем, опорно-двигательного аппарата.
Плавание – прекрасное средство для предупреждения
старения организма, т.к. выполнение движений
в горизонтальном положении облегчает
деятельность сердечно-сосудистой системы,
одновременно активизирует деятельность
мышц рук, ног, туловища, повышается активность
обмена веществ. Велика и гигиеническая
роль плавания. Вода, омывая тело пловца,
способствует очищению кожи от пыли, отмерших
чешуек, выделений потовых и сальных желез,
улучшается питание кожи, у пловца она
становится гладкой и эластичной.
Оздоровительная роль плавания по сравнению
с другими видами физических упражнений
заключается в разнообразном воздействии
воды на организм человека, а именно это
связанно с физическими, термическими,
химическими и механическими свойствами
водной среды. Издавна известна закаливающая
роль плавания, кроме того, механическое
воздействие воды способствует массированию
кожи и заложенных в ней периферических
нервных окончаний. Вода прекрасный массажист.
Мягко обтекая тело, массируя нервные
окончания, находящиеся в коже и мышцах,
она тем самым благотворно воздействует
на ЦНС, успокаивает ее, снимает утомление.
Это активизирует «игру сосудов» повышает
обмен веществ, облегчает отток крови,
укрепляет нервную систему.
Вода оказывает давление на всю поверхность
грудной клетки, облегчает выдох, но затрудняет
вдох. Большое количество повторений вдоха
и выдоха способствует укреплению и тренировки
дыхательных мышц, повышается жизненная
емкость легких, являясь прекрасным средством
против легочных заболеваний.
Занимающиеся оздоровительным плавание
ставят перед собой главной задачей –
снять усталость, поднять устойчивость
организма против различных заболеваний
повысить работоспособность, укрепить
сон. Для огромного большинства людей
плавание служит приятным средством физической
закалки и мощным средством активного
отдыха. Плавание рекомендуется всем практически
здоровым людям без ограничения, а в ряде
случаев оно может служить и лечебным
средством.
С помощью аквааэробики можно укрепить
даже те мышцы и связки, которые с трудом
развиваются при занятиях на полу. Например,
сухожилия, ограничивающие с боков подколенную
ямку, ягодичные мышцы, мышцы внутренней
и внешней части бедер. Для этого не нужны
ни специальные тренажеры, ни сложные
упражнения. Кроме того, разминка в воде
чудесный гидромассаж всего тела. Столь
благодатные свойства водной среды и побудили
многих заняться аквааэробикой. Она одинаково
привлекает молодых и здоровых, пожилых
и ослабленных, больных артритом, радикулитом,
остеохондрозом и даже беременных женщин.
Аквааэробика все чаще используется как
восстановительное средство после перенесенных
стрессов, депрессий, инфарктов и инсультов,
травм и операций.
Весьма важным положительным признаком
занятий вводными упражнениями является
их доступности людям с совершенно разными
психофизическими состояниями: умеющим
и не умеющим плавать, боящимся водной
среды и испытывающих от нее эйфорию, с
любым уровнем физического развития и
подготовленности, а также в противопоказаниями
и ограничениями к занятиям на суше (варикозное
расширение вен, гипертония, опущение
органов и другие.
Поэтому, чтобы заниматься аквааэробикой
совершенно не обязательно уметь плавать.
При занятиях используется специальное
оборудование, которое помогает получить
максимум от каждой тренировки. Специальные
«перчатки» создают дополнительную нагрузку
на руки. Для ног предусмотрены специальные
сапожки. Кроме того, существуют еще различные
гантели, утяжелители, мячи, нудлы и другие.
Основной задачей у занимающихся аквааэробикой
является достижение оздоровительного
эффекта, улучшение деятельности сердечно-сосудистой
дыхательной системы, повышение уровня
развития физических качеств: выносливости,
гибкости, силы и координации. При различных
травмах, заболеваний центральной, периферической
нервной системы, двигательного аппарата,
наличии мышечных атрофий показано использование
лечебного плавания. В облегченных условиях
водной среды, в результате повторных
движений укрепляются мышцы, психика,
при этом присоединяется терапевтическое
воздействие гидропроцедур и выздоровление
значительно убыстряется.
Помимо всего прочего, занятия в воде приносят
удовольствие, ведь она скрывает от окружающих
проблемы вашей фигуры, неловкость движений,
избавляют от стеснительности и делает
сам процесс более комфортным. Вода способствует
укреплению нервной системы, здоровья
вообще. Аквааэробика помогает поддерживать
организм в хорошей физической форме,
избавляет от лишнего веса, приносит расслабляющий
эффект, снимает стресс - и это далеко не
весь перечень плюсов, которые получают
люди, занимающиеся в воде.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Плавание как активное
1.1. Специфические особенности воздействия плавания на организм человека 23
1.2. Научные основы разработки
методики обучения детей
1.3 Особенности организации
2. Плавание как средство
2.1 Организация занятий по
2.2. Диагностическая и
2.3 Результаты исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Информация о работе Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания детей