Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:49, курсовая работа
Здоровье детей и подростков во все времена, при любых социально-экономических условиях является первоочередной проблемой, так как определяет будущее страны, генофонд нации. Особенно актуальна эта проблема относительно детей младшего школьного возраста, так как в этот период онтогенеза, характеризующийся ускоренными процессами психического развития на фоне морфофункциональных перестроек организма, определяется последующее развитие ребенка (Л.Д.Глазырина, 1999) . Именно в этом возрасте при интенсивных учебных нагрузках и недостаточной двигательной активности могут формироваться отклонения в дальнейшем физическом развитии ребенка: вялая осанка, провоцироваться развитие сколиоза, гемодинамики, вегетативной регуляции.
Введение
Глава I. Анализ научно-методической литературы
1.1 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания
1.2 Состояние проблемы здоровья детей младшего школьного возраста
1.3 Плавание как средство оздоровления и закаливания детей младшего школьного возраста
1.4 Влияние занятий плаванием на сердечнососудистую, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат
1.5 Общая физическая подготовка при обучение плаванию детей младшего школьного возраста
Глава II Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
2.4 Структура учебно-тренировочного процесса. Педагогические принципы
Глава III Результаты исследований и их обсуждение
3.1 Исследование снижения заболеваемости
3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой
3.3 Динамика изменения плавательной подготовленности и физического развития тренировка плавание воспитание здоровье
Выводы
Библиографический список
У детей младшего школьного возраста при слабости мышц спины, шей, живота нередко формируется плохая осанка (В.К. Велитченко, 1986). Поэтому большое значение приобретают упражнения, укрепляющие эти группы мышц, а также специальные упражнения, направленные на развитие силы мышц. Во время плавания ребенок преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы, радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия. При плавании спортивными способами выполняются движения с большой амплитудой, с участием крупных мышечных групп и, как уже отмечалось, при значительном сопротивлении воды (З.П. Фирсов, 1988).
Таким образом, систематическое выполнение
упражнений в воде развивает координацию
и точность движений, гибкость и
силу, а преодоление в ускоренном
темпе вначале небольших
Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном спортивной тренировки пловца (Л.П. Макаренко, 2000). Она решает следующие задачи:
- укрепление здоровья;
- развитие и совершенствование силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости;
- расширение круга двигательных
навыков и повышение
Основными средствами ОФП являются физические упражнения, которые выполняются на суше (приложение 1) (В.И. Кубышкин, 1988).
Резюме
Как показывает практика, здоровье детей, в особенности младший школьный возраст, остается первоочередной проблемой государства. Вопросами оздоровления и укрепления детского организма занимались и занимаются многие специалисты. Написано много трудов и диссертационных работ о занятии плаванием в разные периоды жизни ребенка.
При анализе литературных источников
выясняется, что плавание влияет на
все функции и системы
Эти обстоятельства обусловливают необходимость проведения научного исследования на эффективность занятий плаванием в младшем школьном возрасте.
Глава II. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
1. Изучить и проанализировать
научно-методическую
2. Установить влияние обучения плаванию детей на укрепление организма младшего школьного возраста.
3. Экспериментально обосновать эффективное значение плавания в младшем школьном возрасте.
2.2 Методы исследования
1. Анализ научно-методической
2. Педагогические наблюдения
3.Педагогический эксперимент,
4. Антропометрические
5. Анализ журналов учета
6.Определение функциональных
Результаты функциональной пробы оценивались следующим образом: по степени изменения частоты сердечных сокращений сразу же после нагрузки; по времени возращения этих показателей к исходным величинам.
7. Методы математической
Полученные результаты были обработаны с использованием методов математической статистики (Б.А. Ашмарин, 1978г.).
Они заключались в вычислении следующих показателей:
- средний арифметический
- среднее квадратическое отклонение
- стандартная ошибка:
- определение достоверности по критерию Стьюдента:
Достоверность считается существенной при 5% уровне значимости
2.3 Организация исследования
Исследование проводилось с сентября 2010 года по февраль 2011 года на базе плавательного бассейна в г. Петропавловске-Камчатском. В нем приняло участие 10 девочек и 20 мальчиков 7-8 лет, зачисленные в группы начальной подготовки первого года обучения СДЮСШОР по плаванию.
Контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ) насчитывали по 5 девочек и 10 мальчиков. Занятия в КГ проводились три раза в неделю по 45 минут на воде и один раз такой же продолжительностью на суше. В ЭК первый месяц занятия проходили аналогичным способом, что и в КГ, в последующие месяцы занятия проходили в глубоком бассейне, где t воды значительно ниже. Кроме этого, в первый месяц занятий с детьми ЭГ проводились закаливающие водные процедуры в виде обливаний, обтираний и контрастного душа.
Оценка уровня здоровья осуществлялась до начала эксперимента, через два, четыре и шесть месяцев с момента начала занятий.
В начале эксперимента и по окончанию эксперимента проводилось исследование по следующим показателям рост, вес, вдох, выдох, пауза, динамометрия, тест на плавательную подготовленность.
Данные, полученные в результате исследования, фиксировались и обрабатывались при помощи методов математической статистики.
2.4 Структура учебно-тренировочного процесса. Педагогические принципы
Дети в контрольной и
Оздоровительная направленность. Задача
укрепления здоровья является основной
на учебно-тренировочных занятиях плаванием
в системе физического
Прикладная направленность. В программе обучения плаванию помимо освоения жизненно необходимых навыков плавания, занимающиеся знакомились с правилами безопасности на воде.
Для успешного обучения плаванию соблюдались
основные педагогические принципы, отражающие
методические закономерности обучения
и воспитания, - принципы сознательности
и активности, систематичности, доступности,
наглядности и
С первых же уроков плавания дети распределялись по парам, поручая, им следить и поправлять ошибки друг друга. Также использовалось большое количество средств (варианты упражнений, игры, ныряния, прыжки в воду), методов и форм организаций занятий.
Методы обучения - это такие способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи - освоение навыка плавания. При обучении плаванию были использованы три основные группы методов: словесные, наглядные и практические.
Словесные методы, используя описание, объяснение, рассказ, беседу, разбор, давая указания, оценку действий, команды, подсчет и др., я помогала занимающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки.
Наглядные методы помогают создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении плаванию. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям.
Методы разучивания по частям. Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося. Основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом. В процессе начального обучения плаванию применяется большое количество подводящих упражнений, которые по структуре сходны с движениями изучаемого способа плавания. Широкое использование этих упражнений не только реализует принципы доступности в практике начального обучения, но и постепенно подводит обучаемого к целостному выполнению двигательного действия, уменьшая при этом количество допускаемых ошибок. Разучивание по частям на начальных этапах обучения плаванию психологически мотивированно, так как освоение простейших движений приносит моральное удовлетворение, воспитывает уверенность в своих силах, что особенно важно на первых шагах обучения.
Метод разучивания в целом - плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники способа плавания после изучения её элементов по частям.
Соревновательный метод. Его отличают следующие признаки:
1. Достижение победы в
2. Умение показывать
Все это предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам, содействуя воспитанию настойчивости, самообладания уже на первых занятиях в бассейне. Применение соревновательного метода дает большую физическую и психическую нагрузку, чем обычный метод многократных повторений.
Игровой метод. Для него характерны:
1. Эмоциональность и
2. Вариативное применение
3. Умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;
4. Комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, быстроты ориетировки, а также находчивости, смелости, воли к победе и др..
Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений.
Таким образом, учебно-тренировочный
процесс проходил на высоком уровне
так как, успех обучения определяется
комплексным применением
Глава III. Результаты исследований и их обсуждение
3.1 Исследование снижения заболеваемости
Анализ посещаемости занятий детьми КГ и ЭГ представлен (таблица 1).
Цифровые значения, приведенные
в таблице, свидетельствуют о
количестве пропущенных занятий, выраженные
в процентном отношении к общему
количеству занятий за отдельно рассмотренный
период. Как видно из таблицы, на
протяжении всего исследуемого периода
занятий, количество занятий, пропущенных
в связи с простудными
Динамика показателей уровня физического здоровья детей КГ и ЭГ представлена на рисунках 1 и 2. Исходное тестирование, проведенное в начале учебного года, показало относительно равный уровень в показателях физического здоровья среди девочек и мальчиков, контрольных и экспериментальных групп, при этом у мальчиков оценки полученных показателей на 0,6 - 1,3 балла выше, чем у девочек. Разница между показателями контрольной и экспериментальной группы не превысила 0,4 балла.
Через два месяца занятий показатель уровня физического здоровья у девочек экспериментальной группы увеличился на 1,5 балла, и ещё на 0,6 балла за следующий период занятий. У девочек контрольной группы отмечено повышение этого показателя на 0,6 балла лишь через четыре месяца занятий.
У мальчиков контрольной группы показатель уровня физического здоровья через два месяца занятий снизился на 0,3 балла, и лишь через четыре месяца отмечено его увеличение на 0,8 балла. В экспериментальной группе этот показатель постоянно увеличивается: через два месяца занятий на 0,7 балла и еще на 1,0 балл за следующий период занятий.
По окончанию шести месяцев занятий, изменения в показателях уровня физического здоровья наиболее выражен в экспериментальной группе как у девочек, так и у мальчиков.
Так, в экспериментальной группе
у девочек показатель увеличился
на 1,2 балла в сравнении с
Таким образом, в экспериментальной группе как у девочек, так и у мальчиков показатель уровня физического здоровья детей достиг границ выше 10 баллов, что соответствует «высокому» уровню, в то время как в контрольной группе девочек и мальчиков этот показатель составил 8,5 балла, то есть соответствует «среднему» уровню.
Результаты исследования свидетельствуют
о том, что проведение предварительного
этапа закаливающих процедур с детьми
первого года обучения, при организации
занятий в условиях глубокого
бассейна, способствует снижению количества
пропусков занятий
Таблица №1. Анализ посещаемости занятий
девочек и мальчиков
Периоды |
Сентябрь-октябрь |
Ноябрь- декабрь |
Январь-февраль |
||||
группы |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
|
контрольная |
25,6 |
22,1 |
38,4 |
35,7 |
22,8 |
24,6 |
|
экспериментальная |
20,8 |
18,6 |
24,5 |
26,3 |
12,2 |
13,7 |
|
Информация о работе Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания детей