Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 17:49, курсовая работа

Краткое описание

Здоровье детей и подростков во все времена, при любых социально-экономических условиях является первоочередной проблемой, так как определяет будущее страны, генофонд нации. Особенно актуальна эта проблема относительно детей младшего школьного возраста, так как в этот период онтогенеза, характеризующийся ускоренными процессами психического развития на фоне морфофункциональных перестроек организма, определяется последующее развитие ребенка (Л.Д.Глазырина, 1999) . Именно в этом возрасте при интенсивных учебных нагрузках и недостаточной двигательной активности могут формироваться отклонения в дальнейшем физическом развитии ребенка: вялая осанка, провоцироваться развитие сколиоза, гемодинамики, вегетативной регуляции.

Оглавление

Введение
Глава I. Анализ научно-методической литературы
1.1 Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания
1.2 Состояние проблемы здоровья детей младшего школьного возраста
1.3 Плавание как средство оздоровления и закаливания детей младшего школьного возраста
1.4 Влияние занятий плаванием на сердечнососудистую, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат
1.5 Общая физическая подготовка при обучение плаванию детей младшего школьного возраста
Глава II Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
2.4 Структура учебно-тренировочного процесса. Педагогические принципы
Глава III Результаты исследований и их обсуждение
3.1 Исследование снижения заболеваемости
3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой
3.3 Динамика изменения плавательной подготовленности и физического развития тренировка плавание воспитание здоровье
Выводы
Библиографический список

Файлы: 1 файл

plavanie_kursovaya.docx

— 63.67 Кб (Скачать)

У детей младшего школьного возраста при слабости мышц спины, шей, живота нередко формируется плохая осанка (В.К. Велитченко, 1986). Поэтому большое значение приобретают упражнения, укрепляющие эти группы мышц, а также специальные упражнения, направленные на развитие силы мышц. Во время плавания ребенок преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы, радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия. При плавании спортивными способами выполняются движения с большой амплитудой, с участием крупных мышечных групп и, как уже отмечалось, при значительном сопротивлении воды (З.П. Фирсов, 1988).

Таким образом, систематическое выполнение упражнений в воде развивает координацию  и точность движений, гибкость и  силу, а преодоление в ускоренном темпе вначале небольших отрезков, а затем, по мере подготовленности, средних и длинных дистанций  способствует развитию быстроты и выносливости (Е.Н. Вавилова, 1988).

Общая физическая подготовка (ОФП) является необходимым звеном спортивной тренировки пловца (Л.П. Макаренко, 2000). Она решает следующие задачи:

- укрепление здоровья;

- развитие и совершенствование  силы, гибкости, быстроты, выносливости  и ловкости;

- расширение круга двигательных  навыков и повышение функциональных  возможностей организма, использование  физических упражнений с целью  активного отдыха и профилактического  лечения.

Основными средствами ОФП являются физические упражнения, которые выполняются  на суше (приложение 1) (В.И. Кубышкин, 1988).

Резюме

Как показывает практика, здоровье детей, в особенности младший школьный возраст, остается первоочередной проблемой  государства. Вопросами оздоровления и укрепления детского организма  занимались и занимаются многие специалисты. Написано много трудов и диссертационных  работ о занятии плаванием  в разные периоды жизни ребенка.

При анализе литературных источников выясняется, что плавание влияет на все функции и системы организма.

Эти обстоятельства обусловливают  необходимость проведения научного исследования на эффективность занятий  плаванием в младшем школьном возрасте.

Глава II. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования

1. Изучить и проанализировать  научно-методическую литературу  по обучению плаванию младшего  школьного возраста.

2. Установить влияние обучения  плаванию детей на укрепление  организма младшего школьного  возраста.

3. Экспериментально обосновать  эффективное значение плавания  в младшем школьном возрасте.

2.2 Методы исследования

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогические наблюдения применяла  для определения характера и  величины нагрузок.

3.Педагогический эксперимент, включенный  в естественный образовательный  процесс.

4. Антропометрические обследования - измерение роста, веса.

5. Анализ журналов учета посещаемости  учебных занятий.

6.Определение функциональных проб  с дозированной физической нагрузкой.

Результаты функциональной пробы  оценивались следующим образом: по степени изменения частоты  сердечных сокращений сразу же после  нагрузки; по времени возращения этих показателей к исходным величинам.

7. Методы математической статистики

Полученные результаты были обработаны с использованием методов математической статистики (Б.А. Ашмарин, 1978г.).

Они заключались в вычислении следующих  показателей:

- средний арифметический показатель  вычисляется по формуле:

- среднее квадратическое отклонение

- стандартная ошибка:

- определение достоверности по  критерию Стьюдента:

Достоверность считается существенной при 5% уровне значимости

2.3 Организация исследования

Исследование проводилось с  сентября 2010 года по февраль 2011 года на базе плавательного бассейна в г. Петропавловске-Камчатском. В нем приняло участие 10 девочек и 20 мальчиков 7-8 лет, зачисленные в группы начальной подготовки первого года обучения СДЮСШОР по плаванию.

Контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ) насчитывали по 5 девочек и 10 мальчиков. Занятия в КГ проводились три раза в неделю по 45 минут на воде и один раз такой же продолжительностью на суше. В ЭК первый месяц занятия проходили аналогичным способом, что и в КГ, в последующие месяцы занятия проходили в глубоком бассейне, где t воды значительно ниже. Кроме этого, в первый месяц занятий с детьми ЭГ проводились закаливающие водные процедуры в виде обливаний, обтираний и контрастного душа.

Оценка уровня здоровья осуществлялась до начала эксперимента, через два, четыре и шесть месяцев с момента  начала занятий.

В начале эксперимента и по окончанию  эксперимента проводилось исследование по следующим показателям рост, вес, вдох, выдох, пауза, динамометрия, тест на плавательную подготовленность.

Данные, полученные в результате исследования, фиксировались и обрабатывались при помощи методов математической статистики.

2.4 Структура учебно-тренировочного процесса. Педагогические принципы

Дети в контрольной и экспериментальной  группах на начало эксперимента находятся  на начальном этапе обучения. Начальное  обучение плаванию является первым этапом учебно-тренировочного процесса, где  изучение техники и освоение навыка плавания составляют главную определяющую задачу наряду с повышением степени  тренированности и совершенствованием таких физических качеств, как координация  движений, сила, гибкость, выносливость, быстрота и ловкость (Л.П.Макаренко, 2000). Как в обучении, так и в  тренировке ставились задачи изучения и совершенствования техники  плавания, постепенного повышения уровня тренированности, закаливания и  укрепления организма. Учебно-тренировочный  процесс в плавании осуществлялся в соответствии с основными принципами физического воспитания.

Оздоровительная направленность. Задача укрепления здоровья является основной на учебно-тренировочных занятиях плаванием  в системе физического воспитания.

Прикладная направленность. В программе обучения плаванию помимо освоения жизненно необходимых навыков плавания, занимающиеся знакомились с правилами безопасности на воде.

Для успешного обучения плаванию соблюдались  основные педагогические принципы, отражающие методические закономерности обучения и воспитания, - принципы сознательности и активности, систематичности, доступности, наглядности и индивидуализации. Активность занимающихся направлялась на воспитание у детей самостоятельности, инициативы. Одна из форм воспитания этих качеств - обучение простейшим педагогическим навыкам и навыкам самоконтроля.

С первых же уроков плавания дети распределялись по парам, поручая, им следить и поправлять ошибки друг друга. Также использовалось большое количество средств (варианты упражнений, игры, ныряния, прыжки в  воду), методов и форм организаций  занятий.

Методы обучения - это такие способы  и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и  качественное решение поставленной задачи - освоение навыка плавания. При  обучении плаванию были использованы три основные группы методов: словесные, наглядные и практические.

Словесные методы, используя описание, объяснение, рассказ, беседу, разбор, давая  указания, оценку действий, команды, подсчет  и др., я помогала занимающимся создать  представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить  ошибки.

Наглядные методы помогают создать  у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении плаванию. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям.

Методы разучивания по частям. Разучивание  по частям облегчает освоение техники  плавания, уменьшает количество допускаемых  ошибок, что в целом сокращает  сроки обучения и повышает его  качество. Освоение отдельных элементов  техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося. Основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом. В процессе начального обучения плаванию применяется большое количество подводящих упражнений, которые по структуре сходны с движениями изучаемого способа плавания. Широкое использование этих упражнений не только реализует принципы доступности в практике начального обучения, но и постепенно подводит обучаемого к целостному выполнению двигательного действия, уменьшая при этом количество допускаемых ошибок. Разучивание по частям на начальных этапах обучения плаванию психологически мотивированно, так как освоение простейших движений приносит моральное удовлетворение, воспитывает уверенность в своих силах, что особенно важно на первых шагах обучения.

Метод разучивания в целом - плавание с полной координацией движений, а  также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений. Этот метод  применяется на завершающих этапах освоения техники способа плавания после изучения её элементов по частям.

Соревновательный метод. Его отличают следующие признаки:

1. Достижение победы в результате  предельной мобилизации своих  возможностей;

2. Умение показывать максимальный  уровень физической и психической  подготовленности в борьбе за  первенство.

Все это предъявляет высокие  требования к морально-волевым качествам, содействуя воспитанию настойчивости, самообладания уже на первых занятиях в бассейне. Применение соревновательного  метода дает большую физическую и  психическую нагрузку, чем обычный  метод многократных повторений.

Игровой метод. Для него характерны:

1. Эмоциональность и соперничество,  проявляемые в рамках правил  игры;

2. Вариативное применение полученных  умений и навыков в связи  с изменяющимися условиями игры;

3. Умение проявлять инициативу  и принимать самостоятельные  решения в игровых ситуациях;

4. Комплексное совершенствование  физических и морально-волевых  качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, быстроты ориетировки, а также находчивости, смелости, воли к победе и др..

Игра помогает воспитанию чувства  товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность  занятий плаванием, являясь хорошим  средством переключения с однообразных, монотонных движений.

Таким образом, учебно-тренировочный  процесс проходил на высоком уровне так как, успех обучения определяется комплексным применением системы  трех групп методов: словесных, наглядных  и практических.

Глава III. Результаты исследований и их обсуждение

3.1 Исследование снижения заболеваемости

Анализ посещаемости занятий детьми КГ и ЭГ представлен (таблица 1).

Цифровые значения, приведенные  в таблице, свидетельствуют о  количестве пропущенных занятий, выраженные в процентном отношении к общему количеству занятий за отдельно рассмотренный  период. Как видно из таблицы, на протяжении всего исследуемого периода  занятий, количество занятий, пропущенных  в связи с простудными заболеваниями  в ЭГ как у девочек, так и  у мальчиков значительно ниже, чем у детей КГ, причем через 6 месяцев занятий эта разница наиболее ощутима.

Динамика показателей уровня физического  здоровья детей КГ и ЭГ представлена на рисунках 1 и 2. Исходное тестирование, проведенное в начале учебного года, показало относительно равный уровень в показателях физического здоровья среди девочек и мальчиков, контрольных и экспериментальных групп, при этом у мальчиков оценки полученных показателей на 0,6 - 1,3 балла выше, чем у девочек. Разница между показателями контрольной и экспериментальной группы не превысила 0,4 балла.

Через два месяца занятий показатель уровня физического здоровья у девочек  экспериментальной группы увеличился на 1,5 балла, и ещё на 0,6 балла за следующий период занятий. У девочек  контрольной группы отмечено повышение  этого показателя на 0,6 балла лишь через четыре месяца занятий.

У мальчиков контрольной группы показатель уровня физического здоровья через два месяца занятий снизился на 0,3 балла, и лишь через четыре месяца отмечено его увеличение на 0,8 балла. В экспериментальной группе этот показатель постоянно увеличивается: через два месяца занятий на 0,7 балла и еще на 1,0 балл за следующий  период занятий.

По окончанию шести месяцев  занятий, изменения в показателях  уровня физического здоровья наиболее выражен в экспериментальной  группе как у девочек, так и у мальчиков.

Так, в экспериментальной группе у девочек показатель увеличился на 1,2 балла в сравнении с показателями предыдущего периода и на 3,3 балла  в сравнении с исходными данными. В контрольной группе у девочек  за весь исследуемый период, в целом, увеличение показателей составило 1,3 балла. У мальчиков экспериментальной  группы показатель уровня физического  здоровья за последние два месяца занятий вырос на 0,9 балла, а с  момента исходного тестирования на 2,6 балла, у мальчиков контрольной  группы за весь исследуемый период увеличение показателя составило 0,8 балла.

Таким образом, в экспериментальной  группе как у девочек, так и у мальчиков показатель уровня физического здоровья детей достиг границ выше 10 баллов, что соответствует «высокому» уровню, в то время как в контрольной группе девочек и мальчиков этот показатель составил 8,5 балла, то есть соответствует «среднему» уровню.

Результаты исследования свидетельствуют  о том, что проведение предварительного этапа закаливающих процедур с детьми первого года обучения, при организации  занятий в условиях глубокого  бассейна, способствует снижению количества пропусков занятий занимающимися  по причине простудных заболеваний  и повышению уровня физического  здоровья.

 

Таблица №1. Анализ посещаемости занятий  девочек и мальчиков контрольной  и экспериментальной групп в  отдельные периоды учебного года (количество пропущенных занятий, связанных  с простудными заболеваниями, в % от общего количества занятий).

 

Периоды

Сентябрь-октябрь

Ноябрь- декабрь

Январь-февраль

 

группы

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

 

контрольная

25,6

22,1

38,4

35,7

22,8

24,6

 

экспериментальная

20,8

18,6

24,5

26,3

12,2

13,7

 
               

Информация о работе Роль, место и значение плавания в структуре средств физического воспитания детей