Особенности воспитания интеллектуальных качеств средствами физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:52, реферат

Краткое описание

Составляющими элементами воспитательной технологии являются прием, звено, цепочка. Воспитательный прием преподавателя (тренера) определяет задействование сил и средств для достижения конкретного воспитательного воздействия. Воспитательное звено – это отдельная, самостоятельная часть воспитательной технологии. Звенья объединяются общей целью. Воспитательная цепочка есть совокупность взаимосвязанных, последовательно за-действуемых приемов и звеньев для формирования социально-ценностных качеств и привычек.

Оглавление

Технология воспитательной деятельности
Интеллектуальное воспитание
Основные задачи интеллектуального воспитания
Средства интеллектуального воспитания
Методы интеллектуального воспитания
Требования к личности преподавателя, как воспитателя

Файлы: 1 файл

Доклад№1 Особенности воспитания интеллектуальных качеств средствами физической культуры.docx

— 22.73 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Республики Казахстан Северо-Казахстанский  Государственный Университет им. М.Козыбаева Факультет Физической Культуры и Туризма

 

 

 

 

 

 

 

На тему: «Особенности воспитания интеллектуальных качеств средствами физической культуры»

 

 

 

Выполнила: ст.группы СПС-11

Крочак Н.А

.

Проверила: старший преподаватель

Кафедры Физической

Культуры и Туризма

Моргунова Т.А.

 

 

 

 

 

г. Петропавловск 2013 год

Содержание:

  1. Технология воспитательной деятельности
  2. Интеллектуальное воспитание
  3. Основные задачи интеллектуального воспитания
  4. Средства интеллектуального воспитания
  5. Методы интеллектуального воспитания
  6. Требования к личности преподавателя, как воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология воспитательной деятельности – это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, компоновку и порядок задействования воспитательного  инструментария. Она определяет стратегию, тактику и технику организации  процесса воспитания в сфере физической культуры и спорта.

Стратегия воспитания задает общий замысел, перспективы  и план достижения целей воспитания в процессе решения практических задач.

Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации  воспитательной деятельности в учебном  заведении, учреждении, на предприятии  и с каждым конкретным человеком.

Техника воспитания характеризует совокупность приемов, операций и других действий педагога по физической культуре и спорту по использованию воспитательного  инструментария в профессиональной деятельности.

Составляющими элементами воспитательной технологии являются прием, звено, цепочка. Воспитательный прием  преподавателя (тренера) определяет задействование сил и средств для достижения конкретного воспитательного воздействия. Воспитательное звено – это отдельная, самостоятельная часть воспитательной технологии. Звенья объединяются общей целью. Воспитательная цепочка есть совокупность взаимосвязанных, последовательно за-действуемых приемов и звеньев для формирования социально-ценностных качеств и привычек.

Основной элемент  технологии – это методы воспитания, которые представляют собой определенные способы однородного педагогического  воздействия на занимающихся физической культурой и спортом и коллективы или взаимодействия с ними в целях  формирования и развития у них  качеств, необходимых для успешного  выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей.

Каждый из методов  воспитания направлен на решение  специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания, а также особенностями участвующих  субъектов воспитания. Оказывая воспитывающее  влияние на человека, каждый метод  воспитания выполняет вполне определенные функции и обладает свойствами преимущественного  развития у него определенных качеств. Любой метод воспитания включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического  воздействия, с помощью которых  решаются характерные для данного  метода воспитательные задачи.

Основу методов  воспитания составляют средства и приемы, которые связаны между собой  и в практике воспитания применяются  в единстве.

Средства воспитания – это все то, с помощью чего преподаватель (тренер) воздействует на воспитуемых. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино- и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.

Приемы воспитания – это частные случаи действий по использованию элементов или  отдельных средств воспитания в  соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный  характер.

Интеллектуальное  воспитание в процессе физического воспитания. В физическом воспитании представлены широкие возможности для решения задач умственного воспитания. Это обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными и процессуальными основами.

Существует двусторонняя связь интеллектуального и физического воспитания.

С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности  и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, интеллектуальное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисков их решения. В содержании интеллектуального воспитания в процессе физического воспитания можно различить две стороны: образовательную и воспитательную. Образовательная сторона заключается в передаче специальных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое). Воспроизводящее мышление заключается в осмысливании занимающимися своих действий после инструктивных указаний преподавателя (например, при обучении сложному движению). Примерами творческого мышления является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику). Воспитательная сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.

Основными задачами интеллектуального воспитания в процессе физического воспитания являются:

– обогащение занимающихся специальными знаниями в области  физической культуры и формирование на этой основе осмысленного отношения  к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;

– развитие умственных способностей (способностей к анализу  и обобщению, быстроты мышления и  др.), познавательной активности и творческих проявлений в двигательной деятельности;

– стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.

Средствами интеллектуального воспитания являются прежде всего физкультурные занятия. Их содержание и объем определяются программами физического воспитания для общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, вузов и др.

Также, к средствам интеллектуального воспитания относят специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).

К методам интеллектуального воспитания относят:

– опрос по преподаваемому материалу;

– наблюдение и  сравнение;

– анализ и обобщение  изучаемого материала;

– критическую  оценку и анализ двигательных действий. Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания. Эстетическое воспитание призвано формировать у  людей предельно широкие эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных  проявлениях, но и главным образом  воспитать способность воплотить  ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой и спортом представляют исключительно широкие возможности для этого. Речь идет о развитии эстетической активности личности прежде всего в практической деятельности, жизни.

Занятия различными видами спорта представляют широкие возможности для воспитания положительных черт личности. Эти занятия носят коллективный характер. Они эмоциональны, позволяют формировать наряду с физическими и психические качества. Однако воспитательные возможности занятий различными физическими упражнениями, видами спорта неодинаковы, что должен учитывать преподаватель (тренер). Они обусловлены особым содержанием и условиями выполнения конкретных упражнений.

Так, посредством  упражнений спортивной гимнастики при  соответствующей организации, методике обучения и тренировки возможно воспитывать такие качества, как выдержанность, смелость, настойчивость, дисциплинированность. Подвижные и спортивные игры отличаются высокой эмоциональностью и создают особые условия для эффективного формирования положительных качеств личности (честности, ответственности перед коллективом, настойчивости, готовности оказать помощь товарищу) и устранения отрицательных качеств (эгоизма, нечестности, грубости, заносчивости, трусости и др.).

В педагогической работе планируют и реализуют  следующие воспитательные задачи: перспективные  и ближайшие, коллективные и индивидуальные, относящиеся к отдельным, конкретным ученикам.

Педагог должен найти правильный подход к каждому  спортсмену, уметь поддержать и развить  в нем хорошие качества и задатки, заботиться не только о спортивных результатах своего воспитанника, но и о его отношении к учебе, его поведении, культурном росте.

Эффективность воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту достигается:

– организацией целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными рекомендациями и реальными потребностями;

– достижением  социально-ценностной целевой и  содержательной направленностью воспитания, оптимальной его организацией;

– обеспечением положительной мотивации в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, раскрытием и задействованием сущностного потенциала каждого занимающегося;

– достижением  сплоченности спортивного коллектива (команды);

– личным отношением к выполнению обязанностей на высокопрофессиональном, творческом уровне;

– всесторонним обеспечением воспитательного процесса.

Требования к  личности преподавателя (тренера) как  воспитателя. От преподавателя во многом зависит формирование личности его  учеников. Критерии педагогического  мастерства складываются из совокупности деловых и личных качеств преподавателя.

Обязательными деловыми качествами преподавателя физического  воспитания (тренера по виду спорта) должны быть: понимание идейных основ  воспитания в нашей стране, знание своего дела, умение обучать движениям  и воспитывать физические качества, умение организовывать коллектив занимающихся и находить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать  результаты учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.

К основным личным качествам, которыми должен обладать преподаватель (тренер), относятся: творческая активность, гибкость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиальность, выдержка, требовательность, скромность, культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Абзалов Р. А., Яруллин Р. Х. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 7
  2. Ананьев Б. Г. Об одной онтопсихологической задаче // В сб. Проблемы психологии спорта. — Л., 1970.
  3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988. 
  4. Башкатов А. Физкульт-привет. Лягте на пол, три-четыре. // Киевский телеграфЪ. — 2006.— №23 (175).
  5. Визитей Н. Н. Физическая культура и спорт как социальное явление (философские очерки). — Кишинев: Штиинца, 1986
  6. Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Проблемы и перспективы массовой спортивной индивидуализации. — М.:Мысль. 1991. 
  7. Гриженя В. Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие. — М.: Советский спорт, 2005. 
  8. Здутов В. Н. Педагогические принципы формирования личности при обучении спортсменов-школьников борьбе «Панкратион» // Спорт в школе. — №48(400). — 16-30 ноября 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности воспитания интеллектуальных качеств средствами физической культуры