Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:51, реферат
Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигательного.
К сожалению, не все люди обладают возможностью взаимодействия со средой всеми анализаторами. Многие люди лишены такого счастья, как полноценно видеть, слышать, чувствовать, двигаться. В России насчитывается более 13 миллионов людей с отклонениями слуха. Большинство составляют дети.
Участник: Кузнецова Юлианна Васильевна
Руководитель: Муравьёв Сергей Владимирович
Форма участия: выступление с докладом
Тема выступления: Массаж как средство физического воспитания слабослышащих детей
Место учебы: ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 «Митино» студентка 42 группы.
Место работы, должность: ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 «Митино», преподаватель «ЛФК и Массажа».
Контакты: Муравьёв Сергей Владимирович 8 (906) 054-74-94;
Кузнецова Юлианна Васильевна 8 (916) 616-04-43
Массаж как средство физического воспитания слабослышащих детей
Человек и окружающая среда находятся в постоянном взаимодействии. Это взаимодействие осуществляется с помощью различных анализаторов: зрительного, слухового, кожного, вкусового, обонятельного, двигательного.
К сожалению, не все люди обладают возможностью взаимодействия со средой всеми анализаторами. Многие люди лишены такого счастья, как полноценно видеть, слышать, чувствовать, двигаться. В России насчитывается более 13 миллионов людей с отклонениями слуха. Большинство составляют дети.
Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков. Язык (речь) и связанная с ним словесно-понятийное мышление является важнейшим средством всестороннего развития ребенка. В связи с этим обучению аномального ребенка языку, должна быть отведена первостепенная роль в ряду педагогических условий, обеспечивающих преодоление последствий первичного дефекта.
Для выявления специфики развития слабослышащего ребенка весьма существенным оказался вывод о том, что у него имеется не тотальное, а частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов - слуха. Этим слабослышащий принципиально отличается от глухого и слышащего ребенка в разных планах. В отличие от глухого он по-другому приспосабливается к своему дефекту, ищет иных путей его компенсации (главным образом не за счет зрения, а за счет неполноценного слуха). Часто ему может казаться, что он правильно услышал и понял сказанное. А если сравнивать слабослышащего ребенка со слышащим, то можно увидеть, что у них имеется качественное отличие использования дефектного слуха как фактора развития речи.
Для характеристики аномального развития слабослышащего весьма существенным было указание на то, что речь его, оказывается не только недоразвитой, но еще и искаженной. Так, наряду с бедностью словаря наблюдается употребление слов в неправильном значении, наряду с недоразвитием грамматического строя.
Слабослышащим свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:
* недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей, и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки;
* относительная замедленность овладения двигательными навыками;
* трудность сохранения статистического и динамического равновесия;
* относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве;
* замедленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом по сравнению со слышащими;
* утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы (в восьмилетнем возрасте величина отставания глухих от слышащих была равна 6 - 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%)1.
Особенности моторики глухих порождаются целым комплексом причин, одной из которых являются нарушения функций отдельных систем организма.
Основы воспитания и адаптации больных детей в обществе закладываются в школе. Педагог, работающий с детьми, имеющими проблемы со слухом, должен использовать индивидуальный подход: доступно и четко (с артикуляцией) всё объяснять и больше показывать двигательные действия. Как на всех уроках, так и на занятиях физической культурой, больному ребенку сложнее воспринимать и обрабатывать информацию, учитель предъявляет к нему не такие строгие требования, как к здоровым детям. Но несмотря на все так называемые «льготы», больной ребенок от этого не чувствует себя таким как все, и чаще всего наотрез отказывается от занятий физической культурой.
В образовании сейчас наблюдается тенденция совместного обучения здоровых и больных детей. Такое обучение позволит детям-инвалидам быстрее адаптироваться в социуме.
Жизнь слабослышащих детей напрямую зависит от состояния их здоровья, физического и психического развития. Ограниченный поток внешней информации из-за поражения слуха искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, приводит к нарушению развития речи, осложняет условия психомоторного развития. Потеря слуха сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что может выражаться в нарушении статического и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки. Эти недостатки отражаются на поведении детей - замкнутость, нежелание вступать в контакт. Выходит что детям не только сложно, как физически, так и морально заниматься физической культурой, но и опасно - большая вероятность упасть или пораниться. Следовательно, физические упражнения должны быть направлены на развитие ловкости или координационных способностей, так как именно дефицит её появляется из-за отсутствия слуха. Но развитие координационных способностей не влечет за собой интенсивную работу мышц и они могут развиться у ребенка с дефектами. Поэтому наряду с физическими упражнениями возможно использование приёмов массажа.
Массаж оказывает многообразное физиологическое воздействие:
очищает кожу от отторгающихся роговых чешуек эпидермиса;
улучшает секреторную функцию потовых и сальных желез;
улучшает местный и общий обмен;
активирует лимфо- и кровообращение кожи, устраняет влияние венозного застоя, усиливает кровоснабжение кожи и, следовательно, улучшает ее питание, значительно повышает ее сопротивляемость к механическим и температурным воздействиям;
под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрофия;
на жировую ткань массаж действует опосредованно, через общее воздействие на обмен веществ. Повышая обменные процессы в организме, усиливая выделение жира из жировых депо, массаж способствует "сгоранию" жиров, находящихся в избыточном количестве в жировой ткани. Надо отметить, что массаж для похудения проводят длительными курсами (минимум 15 сеансов) и сочетают с физическими упражнениями.
Разминание спины слабослышащего ребенка:
1. подушечкой большого пальца (2-3 линии)
2. подушечкой большого пальца с отягощением
3. подушечками четырех пальцев
4. подушечками четырех пальцев с отягощением
5. фалангами согнутых пальцев
6. основанием ладони
7. ребром ладони
8. щипцевидное
9. основание двух ладоней
10. ординарное
11. двойной гриф
12. двойное кольцевое
13. кулаками двух рук
Растирание:
Поясницы:
1. подушечками четырех пальцев прямолинейно
2. подушечками четырех пальцев прямолинейно с отягощением
3. подушечками четырех пальцев спиралевидно
4. подушечками четырех пальцев спиралевидно с отягощением
5. основанием ладони прямолинейно
6. основанием ладони прямолинейно с отягощением
7. основанием ладони спиралевидно
8. основанием ладони спиралевидно с отягощением
9. фалангами согнутых пальцев
10. фалангами согнутых пальцев с отягощением
И других частей тела: шеи (8 приемов), рук (6), ног, таза (11) и т.д.
Отдельные приемы массажа и самомассажа можно применять в занятиях физической культурой со слабослышащими детьми школьного возраста.
Приемы и методы обучения физическим упражнениям слабослышащих детей.
Уроки физической культуры в школе имеют свои особенности. Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям.
Учитывая психофизиологические особенности слабослышащих, своеобразие развития их двигательной сферы, необходима организованная система обучения силовым упражнениям, которая позволяла бы оказывать комплексное воздействие на развитие индивида.
В связи с этим курс обучения упражнениям силовой направленности необходимо условно делить на три этапа.
Первый этап обучения—создание у учащихся общего представления об изучаемых локомоциях, а также о их связи с ранее изученными упражнениями на уроках физической культуры.
Второй этап педагогического воздействия должен осуществляться за счет комплексного применения различных упражнений. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения упражнений. При этом исключаются те способы их выполнения, которые закрепляли бы отрицательные навыки, с технической точки зрения,
Третий этап направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.
Как я уже говорила : Потеря слуха сопровождается поражением вестибулярного аппарата, что может выражаться в нарушении статического и динамического равновесия, точности движений, пространственной ориентировки. Эти недостатки отражаются на поведении детей - замкнутость, нежелание вступать в контакт.
Поэтому необходимо использовать массаж для слабослышащих детей.
Информация о работе Массаж как средство физического воспитания слабослышащих детей