Средства физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:39, реферат

Краткое описание

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оглавление

1. Средства физического воспитания 3
1.1 Гигиенические факторы 3
1.2 Физические упражнения 4
1.3 Оздоровительные силы природы 7
2. Методы физического воспитания 7
2.1 Методы строго регламентированного упражнения 8
2.2 Игровой метод 9
2.3 Соревновательный метод 9
2.4 Общепедагогические методы, используемые в физическом воспитании 10
Литература 11

Файлы: 1 файл

СредстваMicrosoft Office Word (3).docx

— 24.51 Кб (Скачать)

     2. Методы физического воспитания

     Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

     В физическом воспитании применяются  две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

     К специфическим методам физического  воспитания относятся:

     методы  строго регламентированного упражнения;

     игровой метод (использование упражнений в  игровой форме);

     соревновательный  метод (использование упражнений в  соревновательной форме).

     С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением  технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

     Общепедагогические  методы включают в себя:

     словесные методы;

     методы  наглядного воздействия.

     Ни  одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное  сочетание названных методов  в соответствии с методическими  принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического  воспитания.

     2.1 Методы строго регламентированного упражнения

     Основным  методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая  регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного  упражнения заключается в том, что  каждое упражнение выполняется в  строго заданной форме и с точно  обусловленной нагрузкой.

     Методы  строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими  возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

     2.2 Игровой метод

     В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

     Сущность  игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий  и правил игры.

     Основными методическими особенностями игрового метода являются:

     игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное  развитие физических качеств и совершенствование  двигательных умений и навыков, так  как в процессе игры они проявляются  не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости  с помощью игрового метода можно  избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие  игры);

     наличие в игре элементов соперничества  требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным  методом воспитания физических способностей;

     широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у  человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

     соблюдение  условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у  занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

     присущий  игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности  способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к  физкультурным занятиям.

     К недостатку игрового метода можно отнести  его ограниченные возможности при  разучивании новых движений, а  также при дозировании нагрузки на организм.

     2.2 Соревновательный метод

     Соревновательный  метод -- это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

     В практике физического воспитания соревновательный метод

     в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.

     как элемент организации урока, любого физкультуоно - спортивного

     занятия, включая и спортивную тренировку

     Соревновательный  метод позволяет:

     - стимулировать максимальное проявление  двигательных способностей и  выявлять уровень их развития;

     - выявлять и оценивать качество  владения двигательными действиями;

     - обеспечивать максимальную физическую  нагрузку;

     - содействовать воспитанию волевых  качеств.

     2.4 Общепедагогические методы, используемые  в физическом воспитании

     В физическом воспитании широко применяются  методы общей педагогики, в частности  методы использования слова (словесные  методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

     Применение  общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера наличия материально - технической базы, возможностей ее использования.

     Литература

     1. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория  и методы физического воспитания  и спорта. М.: издательский центр  «Академия» 2000г. -480с.

     2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы  научно - методической деятельности  в физической культуре и спорте. М.: издательский центр «Академия» 2000г. -264с.

     3. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2002г. - 240с.

Информация о работе Средства физического воспитания