Средства физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения.

К настоящему времени человечество накопило солидный опыт в различных направлениях самосовершенствования. Если судить по времени, в течение которого создавались и хранились знания и умения, то физическое воспитание занимает среди прочих заметно превалирующие положение.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2

Глава I. Средства физического воспитания

1.1 Физические упражнения – основное средство физического воспитания ……………………………………………………………………...4

1.2. Оздоровительные силы природы ………………………………

Глава II. Гигиенические факторы……………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………28

Список использованной литературы………………………….…….……30

Файлы: 1 файл

ТиМФВ.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализацииВсе упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

В любой классификации  упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.  

      Физические упражнения являются основными средствами потому, что они позволяют решать все задачи физического воспитания.  
          Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы такими возможностями не обладают. Поэтому их следует считать дополнительными средствами, которые должны использоваться в единстве с физическими упражнениями. 

1.2. Оздоровительные силы природы

     Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

     Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что лучше отражается на улучшении показателей здоровья оказывая лечебный эффект.

     В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

     1) как сопутствующие факторы, создающие  наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

     2) как относительно самостоятельные  средства оздоровления и закаливания  организма (солнечные, воздушные  ванны и водные процедуры).

При оптимальном  воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

     Одним из главных требований к использованию  оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

     Оздоровительные силы природы усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.

     Оздоровительные силы природы используются и как самостоятельное средство.    Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

     Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

     С помощью различных приемов закаливания  организма можно достичь повышенной устойчивости человека к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это средство в большей степени необходимо применять спортсменам, у которых основная часть тренировочных занятий проходит вне помещения. При этом необходимо отметить, что использование оздоровительных сил природы и гигиенических факторов проводится, как правило, самостоятельно и индивидуально. Невозможно обеспечить на занятиях элементы закаливания, водных процедур, посещение бани, сауны. Поэтому спортсмены должны проявлять в этом вопросе большую самостоятельность,   заинтересованность и сознательность. Рекомендуется больше физических упражнений проводить на  открытом воздухе, в любую погоду. 
 

Глава II. Гигиенические факторы

     Гигиенические факторы повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств. 
          Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности.

     К гигиеническим факторам, содействующим  укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

     Несоблюдение  гигиенических требований снижает  положительный эффект занятий физическими упражнениями.

     Гигиенические факторы включают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т. д. 
          Формирование благоприятной окружающей среды требует строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка. Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относится уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной одежды и обуви. 
          По словам академика И. П. Павлова, нет ничего более властного в жизни человеческого организма, чем ритм. Если человек работает и отдыхает, питается и спит в определенном ритме, то к каждому виду деятельности организм как бы заблаговременно подготавливается, сравнительно легко переключается, быстро входит, так как срабатывают уже закрепленные нервные связи, «пусковые» механизмы. Ритм уравновешивает процессы возбуждения и торможения, уменьшает затраты энергии, выделяемой организмом для его нормального и устойчивого функционирования. Это станет возможным, если в школе и дома будет установлен четкий режим дня. Как нормативная основа жизни и деятельности режим дня приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с гигиеническими нормами определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня сохраняет баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, самоконтроль. 
          Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Но есть ряд правил, обязательных для всех. Общими и едиными для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

      Гигиенические факторы в роли средств физического  воспитания обеспечиваются реализацией  специальных норм и требований по личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий и т. п.

Личная гигиена. Выполнение требований личной гигиены  имеет большое значение для сохранения как собственного здоровья, так и  здоровья окружающих, а также для  предупреждения возможности распространения  инфекционных и других заболеваний.

      Поддержание чистоты кожи достигается регулярным мытьем тела горячей водой с мылом. В дополнительном уходе нуждаются  наиболее загрязняющиеся части тела: лицо, шея, руки. Лицо и шею достаточно мыть утром и вечером перед  сном. Руки следует мыть по мере загрязнения, но обязательно перед каждым приемом пищи. Ноги тоже требуют повседневного ухода, особенно при повышенной потливости. Раз в неделю следует посещать баню. В парильном помещении не рекомендуется находиться более 5-8 мин и более двух раз.

      Чистка зубов производится 1-2 раза (утром и вечером или только утром) пропаренной щеткой. Сразу прополаскивать полость рта не следует: полезнее некоторое время подержать раствор во рту - это способствует лучшему очищению и дезинфекции зубов.

      Сон. Продолжительность сна взрослого человека должна быть 7-8 ч (с 23-24 до 7-8 часов утра). Этого времени, как правило, достаточно для восстановления от дневной нагрузки. Условиями нормального отдыха являются тишина, полумрак, чистый, отвечающий требованиям гигиены воздух (температура 16-18°), удобная постель.

      Освещенность - очень важный гигиенический показатель для нормирования работы очень значимого  в умственном труде зрительного  анализатора.

      Снаряжение  должно подбираться в зависимости  от предстоящей нагрузки: для 10-15-минутной зарядки одеться нужно теплее; если впереди длительная двигательная нагрузка - легче. Но во всех случаях одежда должна быть по возможности свободной, не стесняющей движений, нетяжелой. Ясно, что одеваться нужно не только по сезону, но и по погоде, с учетом температуры и влажности воздуха, силы ветра, а также пола, возраста, состояния здоровья, степени закаленности и других индивидуальных особенностей физкультурника. Обувь имеет очень большое значение. Подбирать ее нужно тщательно, чтобы она была не слишком тесной, но и не совсем свободной; обувь должна пропускать воздух и не пропускать наружную влагу, защищать стопу от холода и жары, соответствовать характеру нагрузки, и предохранять от повреждений. Снаряжение физкультурника требует постоянного ухода: одежду следует своевременно стирать, обувь - мыть, смазывать, просушивать.

      Показатели, требующие постоянного гигиенического контроля (для физкультурника), такие:

при занятиях на открытом воздухе:

  • температура воздуха не ниже - 20 9при сильном ветре - 12. - 15), не выше +28-30;

освещенность  должна быть достаточной (не менее 200 лк) и естественной;

  • в солнечное время обязательна защита головы от прямых лучей
  • при занятиях в непривычных климатических условиях необходим двухнедельный период акклиматизации;

при занятиях в крытых сооружениях:

  • температура воздуха +15-16;
  • освещенность на уровне пола при люминесцентных лампах - не менее 150 лк, при лампах накаливания - 75 лк;
  • полезная площадь - 6-8 м2 на одного занимающегося.

      Гигиенический контроль нагрузки означает контроль с целью улучшения состояния здоровья и физического развития. Не может действовать сходным образом одна и та же нагрузка на два разных организма. Одному лучше это, другому - другое. И пусть различие будет потому, что оно должно быть.

Это мысль не нова. Относительно физического воспитания П.Ф. Лесгафт в 1901 г. Сформулировал ее так "…следует применять физические упражнения с большой постепенностью и последовательностью, постоянно применяясь к индивидуальным качествам и средствам занимающихся" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

      Всякий  знает, что затрачивая часть имеющейся  энергии на двигательную деятельность, он укрепляет свое здоровье и тем  самым увеличивает жизненный  потенциал. Но почему нужно тратить  энергию именно на движение?

      Во-первых, человек есть создание прежде всего двигающееся. Доказано, что отсутствие двигательной активности при ограничении ее отрицательно влияют на живой организм.

      Во-вторых, движение является одним из самых  сложных видов деятельности человеческого  организма. В его выполнении участвуют не только мышцы - работает весь организм.

      Таким образом, двигаясь, человек активизирует практически все системы и  процессы, происходящие в его организме. Активизирует - значит, заставляет работать, быть постоянно в рабочем состоянии. что в сумме и слагается в организм без отклонений показателей жизнедеятельности от нормы в здоровый организм. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Средства физического воспитания