Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:42, курсовая работа
Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения.
К настоящему времени человечество накопило солидный опыт в различных направлениях самосовершенствования. Если судить по времени, в течение которого создавались и хранились знания и умения, то физическое воспитание занимает среди прочих заметно превалирующие положение.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Средства физического воспитания
1.1 Физические упражнения – основное средство физического воспитания ……………………………………………………………………...4
1.2. Оздоровительные силы природы ………………………………
Глава II. Гигиенические факторы……………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………….…….……30
6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.
В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.
Физические
упражнения являются основными средствами
потому, что они позволяют решать все задачи
физического воспитания.
Оздоровительные
силы природы и гигиенические факторы
такими возможностями не обладают. Поэтому
их следует считать дополнительными средствами,
которые должны использоваться в единстве
с физическими упражнениями.
Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.
Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что лучше отражается на улучшении показателей здоровья оказывая лечебный эффект.
В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:
1)
как сопутствующие факторы,
2)
как относительно
При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.
Оздоровительные силы природы усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.
Оздоровительные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.
Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.
С
помощью различных приемов
Глава II. Гигиенические факторы
Гигиенические
факторы повышают эффективность воздействия
физических упражнений на организм. Если
упражнения проводятся в чистом, светлом
помещении, то у детей возникают положительные
эмоции, повышается работоспособность,
облегчается освоение этих упражнений
и развитие физических качеств.
Гигиенические
факторы имеют и самостоятельное значение:
они способствуют нормальной работе всех
органов и систем. Например, доброкачественное
и регулярное питание обеспечивает своевременную
доставку всем органам необходимых питательных
веществ, содействует нормальному росту
и развитию ребенка, а также положительно
влияет на деятельность пищеварительной
системы и предупреждает ее заболевание.
Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает
работоспособность нервной системы. Правильное
освещение предупреждает возникновение
заболеваний глаз (близорукость и др.)
и создает наиболее благоприятные условия
для ориентировки детей в пространстве.
Чистота помещения, физкультурного оборудования,
инвентаря, игрушек, атрибутов, а также
одежды, обуви, тела детей служит профилактикой
заболеваний. Соблюдение режима дня приучает
детей к организованности, дисциплинированности.
К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
Гигиенические
факторы включают гигиеническое обеспечение
физкультурных занятий, рациональный
режим учебного труда, отдыха, питания,
сна и т. д.
Формирование
благоприятной окружающей среды требует
строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических
требований, предъявляемых к строительству,
реконструкции, благоустройству и содержанию
школьных зданий, спортивных залов, рекреационных
и вспомогательных помещений (оптимальная
площадь, световой и тепловой режим, регулярное
проветривание, влажная уборка. Применяемые
для занятий физическими упражнениями
снаряды, инвентарь и оборудование по
размерам, весу и устройству должны соответствовать
возрасту и полу учащихся. Школьникам,
в свою очередь, необходимо выполнять
некоторые нормы и правила, связанные
с гигиеной быта и спортивных занятий.
Сюда относится уход за телом, горячее
питание и полноценный сон, наличие спортивной
одежды и обуви.
По словам
академика И. П. Павлова, нет ничего более
властного в жизни человеческого организма,
чем ритм. Если человек работает и отдыхает,
питается и спит в определенном ритме,
то к каждому виду деятельности организм
как бы заблаговременно подготавливается,
сравнительно легко переключается, быстро
входит, так как срабатывают уже закрепленные
нервные связи, «пусковые» механизмы.
Ритм уравновешивает процессы возбуждения
и торможения, уменьшает затраты энергии,
выделяемой организмом для его нормального
и устойчивого функционирования. Это станет
возможным, если в школе и дома будет установлен
четкий режим дня. Как нормативная основа
жизни и деятельности режим дня приводит
затраты учебного, внеучебного и свободного
времени в соответствии с гигиеническими
нормами определяет строгий распорядок
и целесообразное чередование труда и
отдыха. Тщательно составленный и систематически
выполняемый режим дня сохраняет баланс
между расходом и восстановлением затраченных
сил, укрепляет здоровье, создает бодрое,
жизнерадостное настроение, воспитывает
аккуратность, точность, организованность,
дисциплинированность, чувство времени,
самоконтроль.
Режим дня
не может быть одинаковым для всех. Он
дифференцируется в зависимости от состояния
здоровья, уровня работоспособности, конкретных
условий жизни и индивидуальных особенностей
учащихся. Но есть ряд правил, обязательных
для всех. Общими и едиными для всех учащихся
должны быть такие режимные моменты, как
утренняя гимнастика, туалет, учебные
занятия в школе, обед, послеобеденный
отдых, приготовление домашних заданий,
общественная работа, пребывание на свежем
воздухе, спорт, занятия по интересам,
умеренное посещение зрелищных мероприятий,
ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко
сну.
Гигиенические факторы в роли средств физического воспитания обеспечиваются реализацией специальных норм и требований по личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий и т. п.
Личная гигиена. Выполнение требований личной гигиены имеет большое значение для сохранения как собственного здоровья, так и здоровья окружающих, а также для предупреждения возможности распространения инфекционных и других заболеваний.
Поддержание чистоты кожи достигается регулярным мытьем тела горячей водой с мылом. В дополнительном уходе нуждаются наиболее загрязняющиеся части тела: лицо, шея, руки. Лицо и шею достаточно мыть утром и вечером перед сном. Руки следует мыть по мере загрязнения, но обязательно перед каждым приемом пищи. Ноги тоже требуют повседневного ухода, особенно при повышенной потливости. Раз в неделю следует посещать баню. В парильном помещении не рекомендуется находиться более 5-8 мин и более двух раз.
Чистка зубов производится 1-2 раза (утром и вечером или только утром) пропаренной щеткой. Сразу прополаскивать полость рта не следует: полезнее некоторое время подержать раствор во рту - это способствует лучшему очищению и дезинфекции зубов.
Сон. Продолжительность сна взрослого человека должна быть 7-8 ч (с 23-24 до 7-8 часов утра). Этого времени, как правило, достаточно для восстановления от дневной нагрузки. Условиями нормального отдыха являются тишина, полумрак, чистый, отвечающий требованиям гигиены воздух (температура 16-18°), удобная постель.
Освещенность - очень важный гигиенический показатель для нормирования работы очень значимого в умственном труде зрительного анализатора.
Снаряжение должно подбираться в зависимости от предстоящей нагрузки: для 10-15-минутной зарядки одеться нужно теплее; если впереди длительная двигательная нагрузка - легче. Но во всех случаях одежда должна быть по возможности свободной, не стесняющей движений, нетяжелой. Ясно, что одеваться нужно не только по сезону, но и по погоде, с учетом температуры и влажности воздуха, силы ветра, а также пола, возраста, состояния здоровья, степени закаленности и других индивидуальных особенностей физкультурника. Обувь имеет очень большое значение. Подбирать ее нужно тщательно, чтобы она была не слишком тесной, но и не совсем свободной; обувь должна пропускать воздух и не пропускать наружную влагу, защищать стопу от холода и жары, соответствовать характеру нагрузки, и предохранять от повреждений. Снаряжение физкультурника требует постоянного ухода: одежду следует своевременно стирать, обувь - мыть, смазывать, просушивать.
Показатели,
требующие постоянного
при занятиях на открытом воздухе:
освещенность должна быть достаточной (не менее 200 лк) и естественной;
при занятиях в крытых сооружениях:
Гигиенический контроль нагрузки означает контроль с целью улучшения состояния здоровья и физического развития. Не может действовать сходным образом одна и та же нагрузка на два разных организма. Одному лучше это, другому - другое. И пусть различие будет потому, что оно должно быть.
Это мысль не
нова. Относительно физического воспитания
П.Ф. Лесгафт в 1901 г. Сформулировал ее так
"…следует применять физические упражнения
с большой постепенностью и последовательностью,
постоянно применяясь к индивидуальным
качествам и средствам занимающихся"
Всякий знает, что затрачивая часть имеющейся энергии на двигательную деятельность, он укрепляет свое здоровье и тем самым увеличивает жизненный потенциал. Но почему нужно тратить энергию именно на движение?
Во-первых, человек есть создание прежде всего двигающееся. Доказано, что отсутствие двигательной активности при ограничении ее отрицательно влияют на живой организм.
Во-вторых, движение является одним из самых сложных видов деятельности человеческого организма. В его выполнении участвуют не только мышцы - работает весь организм.
Таким
образом, двигаясь, человек активизирует
практически все системы и
процессы, происходящие в его организме.
Активизирует - значит, заставляет работать,
быть постоянно в рабочем состоянии.
что в сумме и слагается в организм
без отклонений показателей жизнедеятельности
от нормы в здоровый организм.