Игра как средство воспитания во внеурочное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить воспитательное влияние игр на учащихся во внеурочное время.

Гипотеза исследования: считаю, что разнообразие игр, проводимых во внеурочное время , оказывает воспитательное влияние на школьников, если:

- игра соответствует возрастным особенностям школьников


- присутствует достаточная мотивация для учащихся

Оглавление

Введение

Глава 1

Игра как средство воспитания: теоретические аспекты

1.1. Понятия: Процесс воспитания, воспитание, ученический коллектив, внеурочная деятельность, игра.

1.2. Классификация игр

1.3. Функции игры

1.4. Роль игры в воспитании школьников

1.5. Воспитательные игры со школьниками во внеурочное время

1.6. Условия эффективности игры как воспитательного средства

1.7. Воспитательный и обучающий потенциал игры

Глава 2

Опыт использования игры в проектной деятельности при изучении иностранного языка в средних классах

2.1. Цели проектной деятельности

2.2. Задачи проектной деятельности

2.3. Поэтапная схема работы над проектом

2.4. Защита проекта

2.5. Результаты проектной деятельности.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 170.50 Кб (Скачать)
 
 

Федеральное агентство по образованию

Государственного  образовательного учреждения

Ульяновский Государственный  Педагогический Университет

им. И.Н Ульянова

Кафедра педагогики 
 

Курсовая  работа

На  тему: «Игра как средство воспитания во внеурочное время» 
 
 

                                                                                                                     выполнила:

                                                                                                                     студентка III курса

                                                                                                                     группы ФА-07-2

                                                                                                                     Родионова О. М.                                     

                                                                                        

                                                                                                                    проверила:

                                                                                                                    к.п.н., доцент

  Евлешина Н. А. 
 

                                             
 
 
 
 
 
 

Ульяновск 2010г. 
 

Оглавление:

Введение

Глава 1

Игра  как средство воспитания: теоретические аспекты

1.1. Понятия:  Процесс воспитания, воспитание, ученический коллектив, внеурочная деятельность, игра.

1.2. Классификация игр

1.3. Функции игры

1.4. Роль игры в воспитании школьников

1.5. Воспитательные игры со школьниками во внеурочное время

1.6. Условия эффективности игры как воспитательного средства

1.7. Воспитательный и обучающий потенциал игры

Глава 2

Опыт  использования игры в проектной деятельности при изучении иностранного языка в средних классах

2.1. Цели проектной  деятельности

2.2. Задачи проектной  деятельности

2.3. Поэтапная схема работы над проектом

2.4. Защита проекта

2.5. Результаты проектной деятельности.

Заключение 

Список  литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  к работе: Так же как и во многих областях науки, в педагогике в последнее время, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

Задолго до того как игра стала предметом  научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых  различных системах обучения игре отводится  особое место. И определяется это  тем, что игра очень созвучна природе  ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.

Тема  моей курсовой работы: «Игра как средство воспитания во внеурочное время», на мой взгляд в современном обществе эта тема весьма актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.

Внеурочная  деятельность – внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного  процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребности детей в неформальном общении во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п.

Внеурочная  деятельность стала в настоящее  время важной формой воспитания детей. Часы должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания  детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.

Игра  поможет воспитателю сплотить детский  коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игру  чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: «игра - забава, установленная по правилам; играть - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.);

Подобные  представления об игре отражены в  теориях игры как растрате избытка  сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности (Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе эти теории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею.

К.Д.Ушинский видел в игре ребенка серьезное  занятие, в котором он осваивает  и преобразует действительность: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание...»

Объектом  исследования выступает внеурочная деятельность школьников.

Предмет исследования – игра как средство воспитания.

Цель  исследования: Выявить воспитательное влияние игр на учащихся во внеурочное время.

Гипотеза  исследования: считаю, что разнообразие игр, проводимых во внеурочное время , оказывает воспитательное влияние на школьников, если:

- игра  соответствует возрастным особенностям  школьников 

- присутствует  достаточная мотивация для учащихся 

Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:

- рассмотреть сущность и преимущество внеурочной деятельности;

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

-  проанализировать воспитательное влияние игр на школьников во внеурочное время;

- использовать игры на этапе освоения знаний.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 

1.1. Понятия:  воспитание, ученический коллектив, внеурочная деятельность, игра.

И. П. Подласый определяет воспитание как процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Еще недавно она отражала принятую в нашем обществе концепцию К. Маркса и Ф. Энгельса, согласно которой «...только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» (Соч. — Т. 3. — С. 75). Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива — целью воспитательной работы. Появление новых целей потребовало теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский и многие другие видные педагоги. И. П. Подласый определяет ученический коллектив как группу учеников, объединенную общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющую общие выборные органы и отличающуюся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Внеурочная  деятельность – внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Игра  – средство воспитания, постоянная и неизменная спутница детей.

Игра  поможет воспитателю сплотить детский  коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. 

1.2. Функции игры

Игра  выполняет такие важнейшие функции, как: 

- развлекательную  (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить учащихся, пробудить интерес к знаниям); 

- коммуникативную:  освоение диалектики общения; 

- терапевтическую:  преодоление различных трудностей, возникающих в других видах  жизнедеятельности; 

- диагностическую:  выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; 

- коррекционную:  внесение позитивных изменений  в структуру личностных показателей; 

- межнациональной  коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей; 

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

1.3. Роль игры в воспитании школьников

Актуальность  игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире, и в  России в частности, неизмеримо расширяется  предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения и воспитания , развивающей подобные умения, является  игра  внеурочное время , способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке. 

С чем  же связан повышенный интерес педагогов  к применению игровых методов  в обучающем процессе?

В первую очередь, внедрение в практику игровых  методик напрямую связано с рядом  общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Информация о работе Игра как средство воспитания во внеурочное время