Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 10:06, курсовая работа
Цель исследования: Выявить воспитательное влияние игр на учащихся во внеурочное время.
Гипотеза исследования: считаю, что разнообразие игр, проводимых во внеурочное время , оказывает воспитательное влияние на школьников, если:
- игра соответствует возрастным особенностям школьников
- присутствует достаточная мотивация для учащихся
Введение
Глава 1
Игра как средство воспитания: теоретические аспекты
1.1. Понятия: Процесс воспитания, воспитание, ученический коллектив, внеурочная деятельность, игра.
1.2. Классификация игр
1.3. Функции игры
1.4. Роль игры в воспитании школьников
1.5. Воспитательные игры со школьниками во внеурочное время
1.6. Условия эффективности игры как воспитательного средства
1.7. Воспитательный и обучающий потенциал игры
Глава 2
Опыт использования игры в проектной деятельности при изучении иностранного языка в средних классах
2.1. Цели проектной деятельности
2.2. Задачи проектной деятельности
2.3. Поэтапная схема работы над проектом
2.4. Защита проекта
2.5. Результаты проектной деятельности.
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственного образовательного учреждения
Ульяновский Государственный Педагогический Университет
им. И.Н Ульянова
Кафедра
педагогики
Курсовая работа
На
тему: «Игра как средство
воспитания во внеурочное
время»
Евлешина Н. А.
Ульяновск
2010г.
Оглавление:
Введение
Глава 1
Игра как средство воспитания: теоретические аспекты
1.1. Понятия: Процесс воспитания, воспитание, ученический коллектив, внеурочная деятельность, игра.
1.2. Классификация игр
1.3. Функции игры
1.4. Роль игры в воспитании школьников
1.5. Воспитательные игры со школьниками во внеурочное время
1.6. Условия эффективности игры как воспитательного средства
1.7. Воспитательный и обучающий потенциал игры
Глава 2
Опыт использования игры в проектной деятельности при изучении иностранного языка в средних классах
2.1. Цели проектной деятельности
2.2. Задачи проектной деятельности
2.3. Поэтапная схема работы над проектом
2.4. Защита проекта
2.5. Результаты проектной деятельности.
Заключение
Список
литературы
Введение к работе: Так же как и во многих областях науки, в педагогике в последнее время, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.
Тема моей курсовой работы: «Игра как средство воспитания во внеурочное время», на мой взгляд в современном обществе эта тема весьма актуальна и обсуждаема, так как игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Внеурочная
деятельность – внеурочная работа,
составная часть учебно-
Внеурочная деятельность стала в настоящее время важной формой воспитания детей. Часы должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: «игра - забава, установленная по правилам; играть - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.);
Подобные представления об игре отражены в теориях игры как растрате избытка сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности (Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе эти теории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею.
К.Д.Ушинский
видел в игре ребенка серьезное
занятие, в котором он осваивает
и преобразует
Объектом исследования выступает внеурочная деятельность школьников.
Предмет исследования – игра как средство воспитания.
Цель исследования: Выявить воспитательное влияние игр на учащихся во внеурочное время.
Гипотеза исследования: считаю, что разнообразие игр, проводимых во внеурочное время , оказывает воспитательное влияние на школьников, если:
- игра
соответствует возрастным
- присутствует
достаточная мотивация для
Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть сущность и преимущество внеурочной деятельности;
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- проанализировать воспитательное влияние игр на школьников во внеурочное время;
- использовать
игры на этапе освоения знаний.
Глава
1
1.1. Понятия: воспитание, ученический коллектив, внеурочная деятельность, игра.
И. П. Подласый определяет воспитание как процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Еще недавно она отражала принятую в нашем обществе концепцию К. Маркса и Ф. Энгельса, согласно которой «...только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» (Соч. — Т. 3. — С. 75). Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, формирование коллектива — целью воспитательной работы. Появление новых целей потребовало теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский и многие другие видные педагоги. И. П. Подласый определяет ученический коллектив как группу учеников, объединенную общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющую общие выборные органы и отличающуюся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.
Внеурочная деятельность – внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Игра – средство воспитания, постоянная и неизменная спутница детей.
Игра
поможет воспитателю сплотить детский
коллектив, включаясь в активную
деятельность, дети приучаются к соблюдению
правил, справедливости, умению контролировать
свои поступки, правильно и объективно
оценивать поступки других.
1.2. Функции игры
Игра
выполняет такие важнейшие
- развлекательную
(основная функция игры –
- коммуникативную:
освоение диалектики общения;
- терапевтическую:
преодоление различных
- диагностическую:
выявление отклонений от
- коррекционную:
внесение позитивных изменений
в структуру личностных
- межнациональной
коммуникации: усвоение единых социокультурных
ценностей;
- социализации:
включение в систему
1.3. Роль игры в воспитании школьников
Актуальность
игры в настоящее время повышается
из-за перенасыщенности современного
мира информацией. Во всем мире, и в
России в частности, неизмеримо расширяется
предметно-информационная среда. Телевидение,
видео, радио, компьютерные сети в последнее
время обрушивают на учащихся огромный
объем информации. Актуальной задачей
школы становится развитие самостоятельной
оценки и отбора получаемой информации.
Одной из форм обучения и воспитания ,
развивающей подобные умения, является
игра внеурочное время , способствующая
практическому использованию знаний,
полученных на уроке.
С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?
В первую
очередь, внедрение в практику игровых
методик напрямую связано с рядом
общих социокультурных
Информация о работе Игра как средство воспитания во внеурочное время