Игра как средство воспитания во внеурочное время

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить воспитательное влияние игр на учащихся во внеурочное время.

Гипотеза исследования: считаю, что разнообразие игр, проводимых во внеурочное время , оказывает воспитательное влияние на школьников, если:

- игра соответствует возрастным особенностям школьников


- присутствует достаточная мотивация для учащихся

Оглавление

Введение

Глава 1

Игра как средство воспитания: теоретические аспекты

1.1. Понятия: Процесс воспитания, воспитание, ученический коллектив, внеурочная деятельность, игра.

1.2. Классификация игр

1.3. Функции игры

1.4. Роль игры в воспитании школьников

1.5. Воспитательные игры со школьниками во внеурочное время

1.6. Условия эффективности игры как воспитательного средства

1.7. Воспитательный и обучающий потенциал игры

Глава 2

Опыт использования игры в проектной деятельности при изучении иностранного языка в средних классах

2.1. Цели проектной деятельности

2.2. Задачи проектной деятельности

2.3. Поэтапная схема работы над проектом

2.4. Защита проекта

2.5. Результаты проектной деятельности.

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Конечно, всякая игра, воспитывает, причем не в  одном каком-то отношении, а во многих. Игры, которые организуются с учащимися во внеурочное время проводятся с целью освоения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к нравственно-эстетическим ценностям, политике, труду и др. Их можно назвать воспитательными играми. Так, в начальных классах с детьми разыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, национальных игр, проводят игры-практикумы по освоению «техники» жестов, обращений, разговора по телефону и т.д.

Считать, что в средних классах подростки  не нуждаются в подобного рода игровом тренинге, нет оснований. Многое они не успели освоить в начальных классах, появляется немало новых затруднений в общении с миром, научиться преодолевать которые легче всего в игре. Поэтому и в подростковых классах, особенно в 5-6, еще весьма уместно проведение игр, в которых школьники учатся разговаривать по телефону и приветствовать старших, оказывать помощь нуждающимся и общаться со сверстниками, вести себя вежливо и с достоинством в различных ситуациях. Ко всему этому добавляются игры профориентационные, игры эстетической направленности, игры с идейно-политическим содержанием и др. Естественно, каждая игра оказывает комплексное воздействие на ее участников: способствует развитию в умственном, физическом, трудовом, нравственном и эстетическом отношениях, но какое-то из направлений может быть преобладающим. По форме это те же игры-соревнования, имитации, драматизации, проводимые во внеурочное время и наполнены не только учебным содержанием. Так, например, в целях экономического воспитания учащихся 8-9 классов во внеурочное время с ними может быть проведена игра «Чистый воздух нашего города». В этой игре одновременно могут участвовать учащиеся 8, 9, 10 и 11 классов: восьмиклассники выясняют источники загрязнения воздуха, девяти- и десятиклассники анализируют характер вреда, приносимого природе и человеку различными источниками, а самые старшие разрабатывают систему мер по решению проблем очистки воздуха, используя знания по физике, химии, экономике и др.

Естественно, подобная игра рассчитана на выполнение значительных по трудности и времени заданий и может быть завершена масштабной конференцией, выпуском газет, журналов, сборников ученических докладов и сообщений. Здесь проявляется тесная связь игры с трудом.

В целях  эстетического воспитания используют театральные игры: кукольный театр, драматизации сказок, художественных произведений.

Значительно большее распространение, чем в  младшем школьном возрасте, получают у подростков игры спортивные: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и др. В  младшем школьном возрасте дети играют в них меньше, потому что еще не способны к длительному физическому напряжению и не могут еще в полной мере соблюдать правила игры. Их деятельность еще почти полностью подражательная, и игра в футбол, например, для ребенка этого возраста пока лишь выполнение роли футболиста. Для подростков и старших школьников по мере взросления игры подвижные (спортивные) все больше приближаются к спорту с его вполне определенными правилами.

Большое распространение в средних и  старших классах получили профориентационные игры. В.А.Ященко выделяет шесть их разновидностей: 1) проблемно-поисковые, фактически не затрагивающие вопросы выбора профессии и профессиональной подготовки, но развивающие внимание, смекалку, умение действовать в различных ситуациях и способствующие самопознанию;

2) отражающие  отдельные аспекты профессиональной  деятельности, знакомящие с особенностями  конкретных профессий (типа «Универмаг»);

3) моделирующие  сам процесс выбора профессии,  помогающие осмыслить процедуру  профессионального выбора (типа «Проф-консультация»);

4) ценностно-ориентационные (типа «Мой профессиональный идеал»);

5) воспроизводящие  важнейшие стороны жизненного  уклада более древних культурно-исторических  эпох (типа «Ремесла», «Одежда»);

6) моделирующие  процесс организации профессиональной работы в школе, в отрасли, в стране и воспроизводящие противоречия между различными звеньями системы (типа «Кабинет профориентации»).

В проведении профориентационной игры (равно как  и игры другой направленности) можно  выделить четыре этапа:

1. Подготовительный: выявление актуальности и заинтересованности участников игры, разработка и усвоение правил, выявление особенностей участников и качеств личностей, которые нужно корректировать, распределение ролей и заданий. Для этого используются простые диагностические методики, викторины, задания, подытоживаются результаты наблюдений и др.

2. Процессуальный (собственно игра): выполнение действий  по сценарию игры.

3. Рефлексивный: коллективное обсуждение проведенной  игры, индивидуальный анализ профессионального смысла закончившейся игровой деятельности.

4. Постигровой  этап: перенос смысла игровой  деятельности на повседневную  действительность, самонаблюдения  учащихся, изучение профессии, беседы, упражнения.

В последние  годы в нашей стране получают распространение терапевтические игры, т. е. игры, организуемые с целью излечения от психических расстройств, для компенсации недостатков общения и облегчения или даже устранения некоторых физических и физиологических аномалий. Их эффективность в школьном возрасте очень велика. Используются они и в работе со взрослыми.  

1.5. Условия эффективности игры как воспитательного средства

Всякое  средство, даже самое совершенное, можно  использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

1. Игры  должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.

2. Игра  должна способствовать здоровью  тела не менее, чем оживлению  духа.

3. Игра  не должна грозить опасностью  для жизни, здоровья, приличия.

4. Игры  должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра  должна оканчиваться раньше, чем  надоест. 

6. Игры  должны проходить под наблюдением  воспитателей.

При строгом  соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Украшением  игры, по Я. Коменскому, являются подвижность  тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются ленивость, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я.Коменский, использоваться в воспитании детей.

Ю.В.Геронимус  выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:

-  удовольствие  от контактов с партнерами  по игре;

- удовольствие  от демонстрации партнерам своих  возможностей как игрока;

- азарт,  от ожидания непредвиденных игровых  ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

- необходимость  принимать решения в сложных  и часто неопределенных условиях;

- удовлетворение  от успеха – промежуточного  и окончательного;

- если  игра ролевая, то удовольствие  от процесса – перевоплощение в роль.

Привлекательность игры заключается в возникновении  новых возможностей. Это зависит  от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень  важна.

В играх  могут быть реализованы следующие  потребности:

- наличие  собственной деятельности;

- творчество;

- общение;

- власть;

- потребность  в ином;

- самоопределение  через ролевое экспериментирование;

- самоопределение  через пробы деятельностей.

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских во внеурочное время.

1. Свободное  и добровольное включение детей  в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

2. Дети  должны хорошо понимать смысл  и содержание игры, ее правила,  идею каждой игровой роли.

3. Смысл  игровых действий должен совпадать  со смыслом и  содержанием  поведения в реальных ситуациях  с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

4. В  игре дети должны руководствоваться  принятыми в обществе нормами  нравственности, основанными на  гуманизме, общечеловеческих ценностях. 

5. В  игре не должно унижаться достоинство  ее участников, в том числе и проигравших.

6. Игра  должна положительно воздействовать  на развитие эмоционально-волевой,  интеллектуальной и рационально-физической  сфер ее участников.

7. Игру  нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но  не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

8. В  подростковых и особенно в  старших классах необходимо побуждать  учащихся к анализу проведенной  игры, к сопоставлению имитации  с соответствующей областью реального  мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.

9. Игры  не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).

10. Не  следует вовлекать детей в  излишне азартные игры, в игры  на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие  требования. Для отдельных видов  игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются свои правила. Например, Ч.Куписевич в книге «Основы общей дидактики» (М., 1986) достаточно подробно описывает принципы дискуссии, в том числе и такие: участник должен понимать, что нельзя говорить долго, следует взвешивать свои слова, произносить их обдуманно, выступление должно быть предметным, нельзя бравировать независимостью своего мышления или руководствоваться желанием угодить кому-либо и др.  

1.6. Воспитательный и обучающий потенциал игры

Их воспитывающий  потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр;

во-вторых, от того, каким героям подражают  дети;

в-третьих, он обеспечивается самим процессом  игры как деятельности, требующей  достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений. Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.

Информация о работе Игра как средство воспитания во внеурочное время