Анализ произведения "Преступление и наказание"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 04:57, реферат

Краткое описание

События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - взаимоотношение поколений. В некоторой степени это справедливо. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений - либералов и революционеров-демократов, называемых нигилистами. Тургенев пытается осмыслить мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. На противопоставлении взглядов разночинца и дворянина построен сюжет романа

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 193.32 Кб (Скачать)
  1. События, которые  Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это  время, когда Россия переживала очередную  эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что  в нем будет разрешаться извечный вопрос - взаимоотношение поколений. В некоторой степени это справедливо. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений - либералов  и революционеров-демократов, называемых нигилистами. Тургенев пытается осмыслить  мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа  по политическим взглядам. На противопоставлении взглядов разночинца и дворянина  построен сюжет романа.Среди героев романа наиболее активными представителями непримиримых мировоззрений являются Евгений Базаров и "аристократ до мозга костей" Павел Кирсанов. Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой он вращался всю свою молодость. Он следовал "принсипам" везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он жил всю жизнь. Он сохранил свои привычки неизменными, хотя, с практической точки зрения, это было неудобно. А для нигилиста Базарова это было просто смешно.Павлу Петровичу лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо Павла Петровича правильное и чистое, но желчное. "Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцатых годов". По внешности, по убеждениям Павел Петрович аристократ. Правда, как пишет Писарев, "убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит" и "по привычке доказывает в спорах необходимость "принсипов". В чем же заключаются эти "принсипы"? Во-первых, это взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист. Павел Петрович не переносил инакомыслия и яростно защищал доктрины, которым "постоянно противоречили его поступки". Он любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними "морщится и нюхает одеколон". Кирсанов толкует о России, о "русской идее", но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.Но видя, что не может победить нигилиста в споре, не может поколебать его нравственные устои, вернее отсутствие их, прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода. Это дуэль. Евгений принимает вызов, хотя считает это выходкой полоумного "аристократишки". Они стреляются и Евгений ранит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью сатирического изображения автор подчеркнул нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешной бессмысленно полагать, чго можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поколение "отцов". Они расстаются, но каждый из них так и остался при своем мнении. Базарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича,Для молодых нигилизм - определенная политическая и жизненна), позиция. Но одни воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукшина, Аркадий). Отрицать все: авторитеты, науку, искусство, опыт предыдущих поколений и ни к чему не прислушиваться. Но все они повзрослеют, обзаведутся семьями и будут вспоминать о своих убеждениях, как об ошибках юности. А сейчас они только опошляют идеи, которые "проповедует" Базаров.Но в романе есть настоящий нигилист, который отдает отчет своим мыслям, своим убеждениям. Это Базаров. Он интересуется естественными науками и собирается продолжить дело отца, уездного лекаря. По убеждениям он нигилист и насмехается над "принсипами" Павла Петровича, считая их ненужными и просто смешными. Базаров находит, что лучшее-отрицать, и он отрицает На восклицание Павла Петровича: "Но надобно же и строить!", он отвечает: "Это уже не наше дело". Евгений язвительно относится к романтикам, но, оставшись один, осознает романтика в себе. Жизнь жестоко подшутила над Базаровым. Не верящий в любовь, он полюбил, а его любовь отвергли. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: "Вы не предполагаете во мне художественного смысла - да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической". Базаров пытается развенчать бездейственные "принси-пы". не принимает иллюзорную мечтательность. Но вместе с тем он отказывается от ВСЛР1КИХ достижений культуры ("Рафаэль гроша медного не стоит"), утилитарно воспринимает природу. Базарову не удалось прожить долго. Он умирают со словами: "Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?". Таков трагический итог жизни Евгения. Отношение автора к своим героям совсем непростое. Уже было отмечено. что, желая наказать детей, Тургенев высек отцов. Но главное, что ему замечательно удалось показать, это смену отживающих форм сознания новыми, трагичность положения людей, первыми произносящими слово: "Вперед!"

   
 

  1.  Роман «Отцы  и дети» писался на стыке  двух эпох, и в нем отражены  основные идеи дворян и разночинцев-демократов  и разделяющие их противоречия. Главный герой романа — Базаров  — представляет собой новое  поколение демократов, которые впоследствии  должны стать революционерами.  Сам Тургенев говорит, что под  демократами надо понимать революционеров. В самом деле, многие взгляды  Базарова указывают на его  революционную сущность. И хотя  в романе его активная деятельность  как революционера не показана, сам герой в спорах с Павлом  Петровичем замечает: «Нас не  так мало, как вы полагаете»  и: «От копеечной свечки... Москва  сгорела».Образ Базарова наиболее полно раскрывается в его взаимоотношениях с другими героями романа. Тургенев рисует сливки высшего общества — семью потомственных дворян-аристократов Кирсановых— и противопоставляет их взгляды взглядам и убеждениям Евгения Базарова. Даже при первом знакомстве бросаются в глаза различия между этими людьми. Одежда, внешний вид, манеры, речь выдают в Павле Петровиче аристократа-англомана. Его взгляды и убеждения соответствуют взглядам всего дворянства в целом. Он подсознательно боится Базарова, видит в нем разрушителя нравственных устоев теперешнего общества.  На каких же позициях стоит Базаров? Он считает себя нигилистом, следовательно, человеком, отрицающим все, в первую очередь старый порядок, старые авторитеты и принципы. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит Базаров. Он утверждает, что старый мир, а вместе с ним и его представители, дворяне, изжили себя, поэтому им требуется замена, а эту замену надо начинать с полного разрушения: «сперва надо место очистить». Здесь в идеологии Базарова намечается важный пробел. Что будет после того, как все разрушится? На этот вопрос у Базарова нет конкретного ответа, будущее для него неясно. Базаров глубоко сочувствует русскому народу, мужикам. Он сожалеет о его невежестве, темноте, отсталости и ищет способы, как можно помочь простым людям. Для начала, он считает, надо исправить общество. У Базарова мало практических знаний, его позиция — это позиция теоретика. Несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характером самого общества. «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества... - говорит Базаров. - Исправьте общество, и болезней не будет». Что касается воспитания, о котором здесь говорит тургеневский герой, то воспитывать, на его взгляд, каждый должен сам себя, так, как он и поступает. Тургенев не показывает, как и под влиянием чего происходило воспитание Базарова но в романе он представлен как человек сильной воли, умный и деятельный. Даже в имении Кирсановых он не сидит на месте, проводит физические и химические опыты, занимается естествознанием. В спорах с Павлом Петровичем были затронуты вопросы, касающиеся литературы, поэзии и искусства в целом. Базаров полагает, что искусство ничего не значит и ничего не дает человеку, скорее приводит к бесплодным мечтаниям. Природа для Базарова только «мастерская», и он считает, что «человек в ней работник». Нигилизм Базарова базировался не на пустом месте. Молодежь 60-х годов в основном уповала на естественнонаучную и практическую деятельность, полагая, что лишь точные знания и практические действия помогут в переустройстве мира. Далеко не все в эту эпоху понимали истинный преобразующий смысл искусства. Как и во многих других произведениях, Тургенев проводит испытание героя любовью. Здесь характер Базарова предстает еще с одной стороны, надо сказать с лучшей. Мы привыкли считать героя романа человеком с холодным рассудком, которому чужды всякие чувства, в том числе и любовь. Это подтверждает его высказывание о женщинах как о существах довольно глупых. Одинцова была женщиной умной, красивой, но эгоистичной и холодной. Любовь к ней не принесла Базарову счастья. Остаток жизни Базаров провел в имении своих родителей. Тургенев описывает родителей Базарова как чутких, добрых, глубоко любящих своего сына и трагически переживающих его смерть. На примере семьи Базаровых Тургенев также показал конфликт поколений. Суть его в том, что Базаров, несмотря на то что любит своих родителей, идет по другой дороге, не той, которая была у старшего поколения. Родителям, прожившим другую жизнь, трудно понять своего сына. Но сын не может жить так, как жили его родители. Базаров одинок в своей семье. И не только в семье. Он вынужден расстаться и со своими учениками. Аркадий женится и отходит от взглядов своего учителя. Ситников и Кукшина не столько последователи демократов, сколько спутники, каждой новой идеи. И вот уже в конце концов Базаров горько говорит о том, что он не нужен своей родине. Базаров — самый яркий из героев романа «Отцы и дети». Это сильный, смелый, мужественный человек, но человек будущей России. Настоящее общество не готово принять этого человека. Даже Аркадий предпочитает демократическим взглядам Базарова тихую жизнь отцовского поколения. Но физическая смерть не означает смерть духовную. Дело Базарова продолжат те, кто придет следом за ним.
 
 
 
 
 
 
  1. В их спорах ставится ряд важных проблем, причём Павел  Петрович представляет идеализм, а  Базаров – материализм. Но материализм  Базарова слишком вульгарен. Этот человек  не признаёт ничего, кроме практической пользы. Если Павел Петрович считает, что личность должна самосовершенствоваться ради самосовершенствования и всегда сохранять внутреннюю культуру; то для Базарова существует только вопрос практической пользы. Это сказывается  и на их внешности – Павел Петрович Кирсанов всегда чист и аккуратен, а Базаров – неряшлив. Так же упрощённо Базаров воспринимает красоту природы и искусство. «Природа – не храм, а мастерская», а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», - говорит он. Базаров отрицает всё, что выходит за рамки разума, всё, что относится к душевной жизни, но его собственная душа восстаёт за него, и он влюбляется. Ирония Тургенева особенно проявляется, когда персонажи спорят об отношении к русскому народу. Базаров утверждает, что народ невежественен и его надо просвещать. Павел Петрович на это возражает, что Базаров, дескать, презирает народ. А сами мужики, что Базарова, что Кирсанова воспринимают, как бар, которые ничего не понимают. В дискуссиях каждый из них твёрдо держится своих убеждений, презирает другого. Главное во взглядах Базарова, в спорах – пафос разрушения и отрицания. Но нельзя утверждать, что Базаров всегда совершенно искренен. Павел Петрович часто сам провоцирует собеседника. Ненависть к Кирсанову и «кирсановым» так увлекает Базарова, что он начинает отрицать «назло». Это отрицание всего, что выходит за рамки пяти чувств, отвержение искусства, любви и красоты. Но даже если порядок вещей плох, разрушить его – ещё не значит сотворить благо. Люди, заражённые «базаровщиной», не умеют созидать, они только отрицают и разрушают. Отрицать всё – нельзя – в этом главная мысль И.С.Тургенева. Он сочувствует своему герою и описывает его с явной симпатией, но всем романом доказывает, что отрицать всё невозможно, что это приводит к гибели. Анализируя расстановку сил в «Отцах и детях», Тургенев пришёл к выводу, что роман «направлен против дворянства, как передового класса…», что суровый и непреклонный Базаров, «демократ до конца костей», всё же подавляет все остальные лица романа.
 
 
 
 
  1. Прежде всего, в том, что он одинок. Хотя Базаров  в романе не раз употребляет  местоимение  «мы», считая, видимо, что у него много  единомышленников, но это совсем не так. Самым главным своим учеником Базаров считает Аркадия Кирсанова. С первых же страниц романа мы видим  их рядом. И сразу же автор даёт понять насколько они разные. Например, по дороге в Марьино Аркадий в разговоре с отцом восторгается природой, но вдруг «бросает косвенный взгляд назад и умолкает». Он находится как бы под обаянием  личности Базарова, чувствует в нём великого человека и увлекается его идеями. Но в глубине души  Аркадий совсем другой: он не чужд красоты природы, поэтичности, нежных чувств, любит «говорить красиво». По ходу романа он всё чаще не соглашается с Базаровым, между ними назревает конфликт. В итоге их пути расходятся, и Евгений Базаров говорит: «Для нашей терпкой бобыльной жизни ты не создан.  В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость и молодой задор, для нашего дела это не годится… Ваш брат дворянин дальше благородного кипения дойти не может… А мы драться хотим… В сущности, Аркадий – мякенький либеральный барич». А другие «ученики» Базарова (Кукшина и Ситников) ещё хуже, они вообще не понимают базаровских идей, они следуют «новой моде» – нигилизму и понимают его просто как отрицание всех моральных норм и устоев, опошляя идеи революционеров-демократов, также как Репетилов из комедии Грибоедова «Горе от ума» опошлял идеи декабристов. Одинок Базаров и в любви. В своём чувстве к Анне Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная, глубокая. До встречи с Одинцовой Базаров не знал настоящей любви, поэтому, наверное, он и не умеет правильно вести себя в женском обществе. Его первые слова об Одинцовой: «На остальных баб не похожа». Эти слова могли бы показаться циничными и пошлыми, если бы мы не знали Базарова – этими словами он просто выделил её из круга губернских дам. Одинцова достойна его – она умная, образованная, с ней есть о чём поговорить. И это возвышает Базарова, ведь если бы он полюбил какую-нибудь пустую, ничтожную женщину, то его чувство не вызывало бы уважения. В сцене объяснения Одинцовой видна прямота и честность Базарова: он откровенно называет её аристократкой, осуждает в ней то, что ему не нравится. И Одинцова понимает, что этот человек никогда не отступится от своих принципов даже из-за любви. Это, наверное, её и отпугнуло, став причиной их расставания.Трагическое одиночество Евгения Базарова проявляется ещё и в его взаимоотношениях с народом. Эти взаимоотношения сложны и противоречивы. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым и Аркадием Базаров, казалось бы, презрительно говорит о русских мужиках, но презирает он не их самих, а их отсталость, суеверность, невежество.  При этом Базаров старается быть ближе к народу. Это выражается и в его речи, и в манерах поведения, и в одежде. Но и отношение народа к Базарову тоже непростое. Когда он гостит в имении Кирсановых  мы видим, что слуги «чувствуют, что он всё-таки свой брат, не барин». Но когда Базаров приезжает в имение своего отца, заметно совсем иное отношение крестьян к нему. Попытки героя иронически, подтрунивая говорить с мужиком приводят к тому, что мужик «либо не отвечал ничего, либо произносил слова вроде следующих: «мы могим тоже, потому, значит… какой положон у нас, примерно, придел»». Сам Тургенев отмечает: «умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что был в их глазах всё-таки чем-то вроде шута горохового…». Таким образом, видно полное  взаимонепонимание героя и народа.И, конечно же, Базаров – лицо трагическое ещё и потому, что он безвременно гибнет, не успев ничего совершить для России. Тургенев писал: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на гибель, потому что она стоит в преддверии будущего…». То есть писатель считал, что время Базаровых ещё не пришло, что такие личности как Базаров пока ещё единичны. Сам главный герой, умирая, произносит такие слова: «Я нужен России? Нет, видно, не нужен…». Но всё-таки  Д.И. Писарев отмечает в своей критической статье: «Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг…». Действительно, перед лицом смерти Базаров не испугался, не раскис, а принял её, как и подобает сильному и стойкому человеку, жалея лишь о том, что «не обломал дел много, а приходится умирать».
 
 
 
  1. Роман "Обломов" Гончаров начал писать в 1846 году. В  это время Россия была феодально-крепостнической  страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и  политический прогресс развивающихся капиталистических Англии и Франции вынуждал Россию менять свой строй. Прогрессивные люди России стремились к переменам, но многие боялись, что технический прогресс изменит нравственные принципы, уничтожит духовность человека. Каждая эпоха рождает свой тип людей. Обломов и окружающие его люди - герои начала и середины XIX века. Гончаров, изображая в романе жизнь, взаимоотношения, мысли и чувства Обломова и Агафьи, Штольца и Ольги, показывает нам прошлое, настоящее и будущее Росии. Судьба Обломова - это судьба многих дворян середины XIX века. Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода. Растили его в неге и заботе. В семье был культ еды и ничего неделанья. Они, как и все помещики, жили за счет труда своих крепостных, то есть были иждивенцами. Кто же мог вырасти в таких условиях? Ленивый, самодовольный самодур. Но Обломов не такой. Он вырос честным, умным, добрым. Получил хорошее образование. В начале службы он полон прогрессивных идей и мечтаний. Но в силу мягкости и кротости характера дальше мечтаний у него дело не идет. А получше узнав петербургских приятелей - Волкова, Пенкина и Судьбинского, у которых духовные ценности заменяют карьера, светская суета, Обломов, в характере которого есть безволие и лень, и вовсе решает бросить петербургскую жизнь. Лучше лежать на диване, ничего не делать, но не жить в ущерб своему нравственному достоинству. Конечно, можно добиться чинов и оставаться нравственным человеком, но это требует борьбы с самим собой и окружающими. А Обломов ценит покой и не может бороться. Лежит на диване, ест, спит, погружается в апатию. Слуга Обломова Захар, росший в той же среде, что и Обломов, также пассивен и ленив. Жизнь Обломова и Захара - это крепостническая жизнь России, которая должна отойти в прошлое. Другой герой романа - друг детства Обломова Андрей Штольц. Штольц с детства привык трудиться, он энергичен, предприимчив и деятелен, но больно уж расчетлив. Даже чувства, настроение и любовь жены раскладывает по полочкам. Как противоположность Обломову, Штольц должен быть прототипом будущего человека России. Но он мало симпатичен. Штольц пытается разбудить Обломова, вернуть к жизни через любовь к Ольге Ильинской. Обломов полюбил Ольгу с "голубиной нежностью". Ольга, как и Штольц, энергичная, деятельная. Она пытается переделать Обломова, заставляет его ездить в свет, в приказ. Но не такая нужна любовь Обломову, холодная и обременительная. Другое дело - Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрая, сердечная, мягкая женщина, которая любит Обломова таким, какой он есть. Теплая любовь Агафьи, покой и уют засасывают Обломова, как болото. Он становится жертвой тихого мещанского бытия и постепенно угасает. Обломов осознает это, но не знает, не может и не хочет измениться. Образ Обломова вызывает противоречивые чувства не только у читателей, но и критики высказывают противоположные мнения. Н.А.Добролюбов писал: "сказалось новое слово нашего общественного развития…Слово это - "обломовщина"; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни". А.В. Дружинин писал, что обломовщина "в слишком обширном развитии, вещь нестерпимая, но к свободному и умеренному ее проявлению не за что относиться с враждой". Но они едины в мнении, что Обломов - порождение среды и одновременно ее жертва. Жить жизнью Обломова и Штольца в нашу эпоху скучно и противно, хотя и в наше время есть и обломовы, и штольцы.
 
 
 
  1. В свете диаметрально противоположных трактовок Обломова и обломовщины присмотримся внимательно к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа, в котором явления жизни "вертятся со всех сторон". Первая часть романа посвящена одному обычному дню жизни Ильи Ильича. Жизнь эта ограничена пределами одной комнаты, в которой лежит и спит Обломов. Внешне здесь происходит очень мало событий. Но картина полна движения. Во-первых, беспрестанно изменяется душевное состояние героя, комическое сливается с трагическим, беспечность с внутренним мучением и борьбой, сон и апатия с пробуждением и игрою чувств. Во-вторых, Гончаров с пластической виртуозностью угадывает в предметах домашнего быта, окружающих Обломова, характер их хозяина. Тут он идет по стопам Гоголя. Автор подробно описывает кабинет Обломова. На всех вещах - заброшенность, следы запустения: валяется прошлогодняя газета, на зеркалах слой пыли, если бы кто-нибудь решился обмакнуть перо в чернильницу - оттуда вылетела бы муха. Характер Ильи Ильича угадан даже через его туфли, длинные, мягкие и широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Когда во второй части романа Андрей Штольц пытается пробудить героя к деятельной жизни, в душе Обломова царит смятение, и автор передает это через разлад его с привычными вещами. "Теперь или никогда!", "Быть или не быть!" Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять".  Символичен также образ халата в романе и целая история отношений к нему Ильи Ильича. Халат у Обломова особенный, восточный, "без малейшего намека на Европу". Он как послушный раб повинуется самомалейшему движению тела его хозяина. Когда любовь к Ольге Ильинской пробуждает героя на время к деятельной жизни, его решимость связывается с халатом: "Это значит,- думает Обломов,- вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума..." Но в момент заката любви, подобно зловещему предзнаменованию, мелькает в романе угрожающий образ халата. Новая хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына сообщает, что она достала халат из чулана и собирается помыть его и почистить. Связь внутренних переживаний Обломова с принадлежащими ему вещами создает в романе комический эффект. Не что-либо значительное, а туфли и халат характеризуют его внутреннюю борьбу. Обнаруживается застарелая привычка героя к покойной обломовской жизни, его привязанность к бытовым вещам и зависимость от них. Но здесь Гончаров не оригинален. Он подхватывает и развивает известный нам по "Мертвым душам" гоголевский прием овеществления человека. Вспомним, например, описания кабинетов Манилова и Собакевича.  Особенность гончаровского героя заключается в том, что его характер этим никак не исчерпывается и не ограничивается. Наряду с бытовым окружением в действие романа включаются гораздо более широкие связи, оказывающие воздействие на Илью Ильича. Само понятие среды, формирующей человеческий характер, у Гончарова безмерно расширяется. Уже в первой части романа Обломов не только комический герой: за юмористическими эпизодами проскальзывают иные, глубоко драматические начала. Гончаров использует внутренние монологи героя, из которых мы узнаем, что Обломов - живой и сложный человек. Он погружается в юношеские воспоминания, в нем шевелятся упреки за бездарно прожитую жизнь. Обломов стыдится собственного барства, как личность, возвышается над ним. Перед героем встает мучительный вопрос: "Отчего я такой?" Ответ на него содержится в знаменитом "Сне Обломова". Здесь раскрыты обстоятельства, оказавшие влияние на характер Ильи Ильича в детстве и юности. Живая, поэтическая картина Обломовки - часть души самого героя. В нее входит российское барство, хотя барством Обломовка далеко не исчерпывается. В понятие "обломовщина" входит целый патриархальный уклад русской жизни не только с отрицательными, но и с глубоко поэтическими его сторонами.  На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек, которые то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись. Эта природа, чуждающаяся "дикого и грандиозного", сулит человеку покойную и долговременную жизнь и незаметную, сну подобную смерть. Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый "лад" крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они "бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе". Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой. Под стать природе и создания поэтической фантазии народа. "Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать ни пером описать". В состав "обломовщины" входит у Гончарова безграничная любовь и ласка, которыми с детства окружен и взлелеян Илья Ильич. "Мать осыпала его страстными поцелуями", смотрела "жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит ли что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару".  Сюда же входит и поэзия деревенского уединения, и картины щедрого русского хлебосольства с исполинским пирогом, и гомерическое веселье, и красота крестьянских праздников под звуки балалайки... Отнюдь не только рабство да барство формируют характер Ильи Ильича. Есть в нем что-то от сказочного Иванушки, мудрого ленивца, с недоверием относящегося ко всему расчетливому, активному и наступательному. Пусть суетятся, строят планы, снуют и толкутся, начальствуют и лакействуют другие. А он живет спокойно и несуетно, подобно былинному герою Илье Муромцу, сиднем сидит тридцать лет и три года. Вот являются к нему в петербургском современном обличье "калики перехожие", зовут его в странствие по морю житейскому. И тут мы вдруг невольно чувствуем, что симпатии наши на стороне "ленивого" Ильи Ильича. Чем соблазняет Обломова петербургская жизнь, куда зовут его приятели? Столичный франт Волков сулит ему светский успех, чиновник Судьбинский - бюрократическую карьеру, литератор Пенкин - пошлое литературное обличительство.  "Увяз, любезный друг, по уши увяз,- сетует Обломов на судьбу чиновника Судьбинского.- И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... А как мало тут человека-то нужно: ума его, золи, чувства,- зачем это?"  "Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? – обличает Обломов пустоту светской суеты Волкова.- ...Да в десять мест в один день - несчастный!" - заключает он, "перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой".  В жизни деловых людей Обломов не видит поприща, отвечающего высшему назначению человека. Так не лучше ли оставаться обломовцем, но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, деятельным Обломовым, черствым и бессердечным? Вот приятель Обломова Андрей Штольц поднял-таки лежебоку с дивана, и Обломов какое-то время предается той жизни, в которую с головой уходит Штольц.  "Однажды, возвратясь откуда-то поздно, он особенно восстал против этой суеты.- "Целые дни,- ворчал Обломов, надевая халат,- не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!" - продолжал он, ложась на диван.  "Какая же тебе нравится?" - спросил Штольц.- "Не такая, как здесь".- "Что ж здесь именно так не понравилось?" - "Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице; только и слышишь: "Этому дали то, тот получил аренду".- "Помилуйте, за что?" – кричит кто-нибудь. "Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!" Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?"  Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что как человек он не желает жить в ущерб своему нравственному достоинству. Его "ничегонеделание" воспринимается в романе еще и как отрицание бюрократизма, светской суеты и буржуазного делячества. Лень и бездеятельность Обломова вызваны резко отрицательным и справедливо скептическим отношением его к жизни и интересам современных практически-деятельных людей.

Информация о работе Анализ произведения "Преступление и наказание"