Экономический анализ налоговых преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 13:44, статья

Краткое описание

Экономический анализ налоговых преступлений

Оглавление

Налоговая система является основной опорой деятельности государственного аппарата, а любой фактор, отрицательно влияющий на данную систему, требует особого внимания. Таким фактором являются налоговые преступления, результатом которых становится поступление в бюджеты всех уровней меньшей суммы денежных средств.

Файлы: 1 файл

Статья3.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

    Статья: Экономический  анализ налоговых преступлений

    (Рыманов  А.Ю., Карманская Н.Д.)

    ("Налоги  и налогообложение", 2011, N 6)

Информация о публикации

    Рыманов А.Ю., Карманская Н.Д. Экономический анализ налоговых преступлений // Налоги и  налогообложение. 2011. N 6. С. 67 - 72.

Номер в ИБ

    166838 
     
     

"Налоги  и налогообложение", 2011, N 6 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ  ПРЕСТУПЛЕНИЙ 

    Налоговая система является основной опорой деятельности государственного аппарата, а любой фактор, отрицательно влияющий на данную систему, требует особого внимания. Таким фактором являются налоговые преступления, результатом которых становится поступление в бюджеты всех уровней меньшей суммы денежных средств.

    К основным моделям  поведения налогоплательщиков, в процессе их стремления к снижению налогового бремени, относятся уклонение от налогов, избежание налогов и минимизация налогов.

    Практически во всех развитых налоговых  системах между уклонением от налогов и избежанием налогов проведены  различия. Уклонение  от налогов, или налоговое  мошенничество, является обвинением в нарушении налоговых законов, которое наказуемо уголовными санкциями. Оно состоит из нарушения налоговых законов, ведения двойного учета, сокрытия доходов, контрабанды, сокрытия активов. Налоговые последствия данных действий могут быть скорректированы налоговыми органами. Кроме того, могут быть применены уголовные санкции.

    Важно отметить, что законодательные  меры, предпринимаемые  для борьбы с уклонением от налогов, обычно не рассматриваются  в качестве мер  противодействия  злоупотреблениям в налогообложении. Они применяются в случае избежания налогов.

    Избежание налогов является законным поведением налогоплательщика, которое направлено на сокращение налоговых  обязательств, но за которое не предусмотрено  уголовное наказание. Таким образом, различие между избежанием налогов и уклонением от налогов является значительным.

    Деятельность  по минимизации налогов  может быть определена как легальное  поведение налогоплательщика, направленное на сокращение налоговых обязательств. Оно может состоять из обоснованного поведения, с помощью которого происходит избежание налогов. Оно является законным и не подпадает под законодательные меры противодействия избежанию налогов. Сложным вопросом является то, рассматривается ли поведение налогоплательщика как избежание налогов или как их минимизация (табл. 1). 

Таблица 1. Модели поведения  налогоплательщиков 

Модель  поведения     
налогоплательщиков   
Соответствие      
законодательству  
Объект  для       
регулирования ППЗН 
уклонение от налогов      не  соответствует       является             
избежание налогов         соответствует          является             
минимизация налоговых      
обязательств             
соответствует          не  является          
 

    Примечание. ППЗН - положение  о противодействии злоупотреблениям в налогообложении. 

    Проанализируем  динамику налоговых  преступлений в Российской Федерации (табл. 2). По трем из рассматриваемых  позиций в рассматриваемый  период наблюдался значительный рост количества выявленных преступлений. Отличен от остальных ряд динамики преступлений по сокрытию денежных средств, с которых должны взиматься налоги. Рост преступлений наблюдался до 2006 г., а затем началось снижение количества таких преступлений. 

Таблица 2. Количество преступлений, выявленных

подразделениями по расследованию  налоговых преступлений 

Категория преступлений 2004  2005  2006  2007  2008 
всего                   17 647 22 818 25 623 26 785 27 651
в том числе:                     
I. Уклонение от уплаты   
налогов и (или) сборов   
с физического лица     
 
2 783
 
4 085
 
4 675
 
4 921
 
5 442
II. Уклонение от уплаты   
налогов и (или) сборов   
с организации          
 
3 517
 
4 806
 
5 918
 
6 564
 
6 922
III. Неисполнение        
обязанностей налогового  
агента                 
 
318
 
672
 
1 129
 
1 338
 
1 506
IV. Сокрытие денежных    
средств либо имущества   
организации              
(индивидуального         
предпринимателя),        
за счет которых должно   
производиться взыскание  
налогов и (или) сборов 
 
 
 
1 194
 
 
 
1 788
 
 
 
1 827
 
 
 
1 601
 
 
 
1 252
 

    Источник: МВД России. 

    Рассматриваемые четыре категории  преступлений не составляют в совокупности все  налоговые преступления. Поэтому в таблице 3 определим, какую  часть составляет каждая из рассматриваемых  категорий налоговых преступлений в общем количестве выявленных налоговых преступлений. 

Таблица 3. Структура категорий  налоговых преступлений,

% от общего числа 

Категории преступлений 2004  2005  2006  2007  2008 
I. Уклонение от уплаты   
налогов и (или) сборов   
с физического лица     
 
15,77%
 
17,90%
 
18,25%
 
18,37%
 
19,68%
II. Уклонение от уплаты   
налогов и (или) сборов   
с организации          
 
19,93%
 
21,06%
 
23,10%
 
24,51%
 
25,03%
III. Неисполнение        
обязанностей налогового  
агента                 
 
1,80%
 
2,95%
 
4,41%
 
5,00%
 
5,45%
IV. Сокрытие денежных    
средств либо имущества   
организации              
(индивидуального         
предпринимателя),        
за счет которых должно   
производиться взыскание  
налогов и (или) сборов 
 
 
 
6,77%
 
 
 
7,84%
 
 
 
7,13%
 
 
 
5,98%
 
 
 
4,53%
 

    Примечание. Рассчитано по данным МВД России. 

    На  основе представленных данных можно сделать  вывод, что из рассматриваемых  категорий наименьшую долю от общего числа  преступлений составляет третья категория. Четвертая категория по доле от общего числа преступлений сравнима с третьей, только наблюдаются прямо противоположные изменения: начиная с 2005 г. доля уменьшалась. Сравнивая показатели этих категорий, можно заметить, что в 2004 г. доля преступлений четвертой категории превышала долю третьей, а в 2008 г. - наоборот - доля преступлений четвертой категории меньше доли преступлений третьей. Наибольшую долю имеют преступления первой и второй категорий, уклонение от уплаты налогов и сборов с физических лиц и организаций. Доля этих преступлений от общего числа за период с 2004 г. по 2008 росла: первая категория - с 15,77% до 19,68%, вторая категория - с 19,93% до 25,03%.

    Следует также отметить, что  доля уклонений от уплаты налогов и  сборов с организаций все же больше, чем с физических лиц.

    Теперь  рассмотрим изменение  количества преступлений каждой категории  во времени (табл. 4). 

Таблица 4. Расчет цепных темпов роста 

Категории преступлений темп  роста цепной              
2005    2006   2007   2008  
всего                   129,30%  112,29%  104,53%  103,23% 
в том числе:                   
I. Уклонение от уплаты   
налогов и (или) сборов   
с физического лица     
 
146,78% 
 
114,44% 
 
105,26% 
 
110,59% 
II. Уклонение от уплаты   
налогов и (или) сборов   
с организации          
 
136,65% 
 
123,14% 
 
110,92% 
 
105,45% 
III. Неисполнение        
обязанностей налогового  
агента                 
 
211,32% 
 
168,01% 
 
118,51% 
 
112,56% 
IV. Сокрытие денежных    
средств либо имущества   
организации              
(индивидуального         
предпринимателя),        
за счет которых должно   
производиться взыскание  
налогов и (или) сборов 
 
 
 
149,75% 
 
 
 
102,18% 
 
 
 
87,63% 
 
 
 
78,20% 
 

    Примечание. Рассчитано по данным МВД России. 

    По  всем показателям темп роста в период с 2004 г. по 2008 г. снижается. Исключением является увеличение темпа роста преступлений по уклонению от уплаты налогов и сборов с физических лиц в 2008 г. по сравнению с 2007 г.

    Проведем  эконометрический анализ рядов динамики выявленных налоговых преступлений (табл. 5), уклонения от уплаты налогов физических лиц (табл. 6), уклонения от уплаты налогов организаций (табл. 7), неисполнения обязанностей налогового агента (табл. 8). 

Таблица 5. Расчет уравнения  регрессии выявленных

налоговых преступлений 

┌───────┬──────────┬──────────┬─────────┬──────────┬───────────┬────────────┐

│       │   2004   │   2005   │   2006  │   2007   │    2008   │   среднее  │

├───────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────────┼────────────┤

│t      │         4│         5│        6│         7│          8│            │

├───────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────────┼────────────┤

│Y      │    17 647│    22 818│   25 623│    26 785│     27 651│    24 104,8│

├───────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────────┼────────────┤

│X = lnt│ 1,3862944│  1,609438│ 1,791759│ 1,9459101│ 2,07944154│ 1,762568687│

├───────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────────┼────────────┤

│ /\    │          │          │         │          │           │            │

│X  2   │ 1,9218121│   2,59029│ 3,210402│ 3,7865663│ 4,32407713│ 3,166629576│

├───────┼──────────┼──────────┼─────────┼──────────┼───────────┼────────────┤

Информация о работе Экономический анализ налоговых преступлений