Анализ произведения Гончарова "Обломов"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 18:55, сочинение

Краткое описание

К Обломову приходил писатель – Пенкин, который предлагал ему прочитать свои статьи. Но Обломов их не читал, а говорил Пенкину, что тот только обличает, показывает грязь, радуется от этого. Обломов сказал: «Где же человечность-то?.. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь.

Файлы: 1 файл

материал по Обломову.doc

— 27.50 Кб (Скачать)
 

   К Обломову приходил писатель – Пенкин, который предлагал ему прочитать свои статьи. Но Обломов их не читал, а говорил Пенкину, что тот только обличает, показывает грязь, радуется от этого. Обломов сказал: «Где же человечность-то?.. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя, и обращайтесь с ним, как с собой, – тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову». Гончаров тем самым обращается к другим писателям, чтобы они не критиковали крепостное право, а, наоборот, предлагали выход из этой ситуации, искали новые пути преобразования России. В «Обломове» Гончаров только доказывает, что России нужно измениться. Он не критикует крепостное право. Но и пока ничего не предлагает. Я думаю, что Гончаров специально хотел сначала настроить, убедить народ, чтобы тот ему в дальнейшем помог найти путь переустройства общества.     
 

• Самое начало произведения построено на столкновении суетного, фальшивого мира Петербурга и огромного нетронутого внутреннего мира Обломова. Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев -- все эти дешевые господа -- яркие представители этого неестественного общества. Их традиционное посещение просто чуждо пониманию главного героя. "Не подходите, не подходите! Вы с холода!" -- пытается оградить себя от грустного лицемерия Обломов. Ему противно насильственное погружение в эту грязь, которую приносят с собой в виде новостей и приглашений его "приятели". Эта контрастность будет видна и на протяжении всего романа. (Обломову неприятны светские собрания и пустая деятельность в Петербурге. 
 

недоволен бездушным взглядом на жизнь и людей Пенкина, мелкого журналиста.  
 

ПОЧЕМУ  ЗАХАР «ЕЩЕ БОЛЬШЕ ОБЛОМОВ, ЧЕМ САМ  ИЛЬЯ ИЛЬИЧ»

Несмотря  на то, что Обломов — барин, а Захар — его крепостной, они сродни друг другу.

А. Рыбасов

С самого начала романа мы видим огромное сходство между барином  и его слугой. Оба  они выросли в  одном и том  же месте, привыкли к  определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь, без особо ярких происшествий.

Обломов и Захар неразрывно связаны друг с  другом. Как Илья Ильич не смог бы прожить без слуги, который ухаживал бы за ним, так и Захар не смог бы прожить без барина, которому надо было прислуживать. Несмотря на постоянные ссоры и перебранки, Захар истинно любит своего барина и не представляет жизни без него. После же смерти Обломова мы видим плачевное состояние его слуги и понимаем, что жизнь Захара без барина невыносима.

«Наш-то кормилец-то, Илья Ильич, — завопил он, — опять помянул  его сегодня, царство  ему небесное! Этакого  барина отнял господь!»

Обломов и Захар — дети одного и того же времени, одного и  того же явления — «обломовщины».

Они живут по определенным устоям, к которым  они были приучены с раннего детства. Обломов привык жить как в сказке, чтобы  по велению волшебной  палочки для него было бы все всегда приготовлено, прибрано и подобрано. Захар  же не представлял жизни без барства. И вся эта жизнь с ее медлительным, неподвижным, бездеятельным нравом ярко выражена автором одним лишь только словом — «обломовщина».

По  ходу развивающихся  действий романа все  больше и отчетливее вырисовывается нарастающая  связь между Ильей Ильичом и Захаром как двумя последними представителями Обломовки, являющейся лишь прекрасным сном, они каждый по-своему свято хранят в душе те «предания старины глубокой», что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения. Даже когда Захар в середине романа женится на кухарке Анисье, значительно более ловкой, умелой и чистоплотной, он старается по возможности не допускать ее к Илье Ильичу, выполняя сам привычные работы, без которых не мыслит жизни.

Исходя  из обломовской иронии и жизневосприятия, а также опираясь на ключевые моменты, увиденные нами в тексте, мы с полной уверенностью можем сказать, что Захар «еще больший Обломов, чем сам Илья Ильич». Наиболее ярко это выражено в следующем эпизоде текста: «Обломов с упреком поглядел на него, покачал головой и вздохнул, а Захар равнодушно поглядел на окно и тоже вздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам...»

Образ Захара необходим  в романе, без него картина обломовщины  была бы неполна. '

Информация о работе Анализ произведения Гончарова "Обломов"