Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 04:57, реферат
События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - взаимоотношение поколений. В некоторой степени это справедливо. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений - либералов и революционеров-демократов, называемых нигилистами. Тургенев пытается осмыслить мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. На противопоставлении взглядов разночинца и дворянина построен сюжет романа
Поэма “Двенадцать”
была написана А Блоком в январе 1918 года,
когда октябрьские события были уже позади,
но прошло еще недостаточно времени, чтобы
осмыслить их и дать объективную историческую
оценку. Революция 1917 года пронеслась,
как буря, как ураган, и трудно было однозначно
сказать, что хорошего и что плохого она
принесла с собой. Именно под таким стихийным
впечатлением была написана поэма “Двенадцать”.
Яркие, многозначные образы и символы
играют важную роль в поэме А. Блока, их
смысловая нагрузка велика; это позволяет
более живо представить революционный
Петербург, революционную Россию, понять
авторское восприятие революции, его мысли
и надежды. Одним из главных символов революции
в поэме “Двенадцать” является ветер,
подобно ему, он сносит все на своем пути.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит - ах, бедняжка!
В этой части поэмы А. Блок стремился донести
до читателя атмосферу времени, когда
всякий может “подскользнуться” на “ледке”
революции, захваченный врасплох ураганом
перемен.
В поэме встречается еще один яркий символ
- “мировой пожар”. В статье “Интеллигенция
и революция” Блок писал, что революция
подобна стихийному явлению, “грозовому
вихрю”, “снежному бурану”; для него
“размах русской революции, желающей
охватить весь мир, таков: она лелеет надежду
поднять мировой циклон...”. Эта идея нашла
свое отражение в поэме “Двенадцать”,
где автор говорит о “мировом пожаре”
— символе вселенской революции. И этот
“пожар” обещают раздуть двенадцать
красноармейцев:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют
собой двенадцать апостолов революционной
идеи. Им поручено великое дело - защищать
революцию, хотя их путь лежит через кровь,
насилие, жестокость. С помощью образа
двенадцати красноармейцев Блок раскрывает
тему пролитой крови, насилия в период
великих исторических перемен, тему вседозволенности.
“Апостолы революции” оказываются способны
убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди,
но без этого, по мнению автора, невозможно
осуществить задачи революции. Блок считал,
что путь к гармоничному будущему лежит
через хаос, кровь.
В этом смысле образ Петрухи, одного из
двенадцати красноармейцев, который из
ревности убил Катьку, немаловажен. С одной
стороны, А. Блок показывает, что его злодейство
быстро забывается и оправдывается еще
большим грядущим злодейством. С другой
стороны, через образы Петрухи и Катьки
Блок хочет передать, что, несмотря на
происходящие важные исторические события,
любовь, ревность, страсть - вечные чувства,
которые руководят поступками человека.
Также немаловажными в поэме “Двенадцать”
являются образы старухи, попа, буржуя
- они представители старого, отжившего
мира. Например, старуха далека от революции,
от политических дел, ей непонятен смысл
плаката “Вся власть Учредительному собранию!”,
она не принимает и большевиков (“Ох, большевики
загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу,
“матушку-заступницу”. Для нее важны
насущные проблемы, а не революция:
На канате — плакат:
“Вся власть Учредительному Собранию!”
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят...
Поп и буржуй боятся последствий революции,
боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую
жизнь:
Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А вон и длиннополый -
Сторонкой - за сугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Старый, отживший, ненужный мир в поэме
представлен также как “безродный”, “холодный”
пес, который едва плетется за двенадцатью
красноармейцами:
...Скалит зубы.— волк голодный —
Хвост поджал — не отстает —
Пес холодный - пес безродный...
Впереди - Исус Христос.
Образ Христа в поэме олицетворяет веру
Блока в преодоление кровавого греха,
в исход из кровавого настоящего к гармоничному
будущему. Его образ символизирует не
только веру автора в святость задач революции,
не только оправдание “святой злобы”
революционного народа, но и идею принятия
Христом очередного греха человека, идею
прощения и надежду, что люди придут к
Его заветам, к идеалам любви, к вечным
ценностям. Иисус идет впереди двенадцати
красноармейцев, которые проходят путь
от свободы “без креста” к свободе с Христом.
Революционный Петербург, в котором разыгрываются
“вселенские стихии”, олицетворяет всю
революционную Россию. А. Блок изобразил
ее как расколотый надвое мир, как противостояние
черного и белого. Символика цвета играет
важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной
стороны, черный ветер, черное небо, черная
злоба, черные ремни винтовок, а с другой
— белый снег, Христос в белом венчике
из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено
белому, светлому, гармоничному будущему.
Символикой красного цвета выражается
мотив кровавого преступления. Красный
флаг, с одной стороны, - символ победного
конца, с другой стороны -символ кровавого
настоящего. Цвета ассоциируются с образом
времени: черное прошлое, кровавое настоящее
и белое будущее.
Благодаря системе образов и символике
в поэме “Двенадцать” Блоку удалось показать,
что в кровавом настоящем происходит становление
нового человека и переход от хаоса к гармонии.
В этом и заключается, по мысли поэта, истинный
смысл революции.
Тема уходящей крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще до отмены крепостного права. Так, И.А.Гончаров описывает в «Обломове», как мерный ход жизни в Обломовке превращается в кипучую деятельность поместья Штольца. Барство уходит в прошлое, но с ним связаны культура и традиции целого класса - дворянства. Об этом же писал и Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо», борьба новых явлений со старым укладом жизни нашла свое отражение и в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». На рубеже двух веков к этой теме обращается и такой великий русский писатель, как Иван Алексеевич Бунин.Почему тема дворянской Руси столь близка сердцу Бунина? Известно, что он родился не просто в дворянской семье. Род Буниных был очень древним, и писатель по праву гордился своими предками. Он прекрасно знал образ жизни поместного дворянства, его культуру, быт. Но так же хорошо он знал и жизнь простого крестьянского люда. В детстве в деревне от матери и дворовых он наслушался песен и сказок. Воспоминания о детских годах - лет с семи, как писал Бунин, - связаны у него «с полем, с мужицкими избами» и их обитателями. Он целыми днями пропадал в ближайших деревнях, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил. Подражая подпаску, он и сестра Маша ели черный хлеб, редьку, «шершавые и бугристые огурчики», и за этой трапезой, «сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан мир», - писал Бунин в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева». Поэтому для писателя уход в прошлое этого уклада жизни был настоящей трагедией. Тема расставания с близкой ему Россией, той, которую он знал с самого детства, раскрывается в таких произведениях Бунина, как «Антоновские яблоки», «Эпитафия», «Суходол», «Деревня» и других.В повести «Суходол» писатель с грустью воссоздает хронику некогда знатного рода дворян Хрущевых; «Многие из соплеменников наших, как и мы, знатны и древни родом. Имена наши поминают хроники: предки наши были и стольниками, и воеводами, и «мужами именитыми», ближайшими сподвижниками, даже родичами царей. И называйся они рыцарями, родись мы западнее, как бы твердо говорили мы о них, как долго еще держались бы! Не мог бы потомок рыцарей сказать, что за полвека почти исчезло с лица земли целое сословие, что столько выродилось, сошло с ума, наложило руки на себя или было убито, спилось, опустилось и просто потерялось где-то бесцельно и бесплодно!»Барство у Бунина уходит вместе с его представителями. Дворяне у него вырождаются. Это ярко видно в повести «Суходол», показывающей, как измельчал некогда знатный род. Судьба Хрущевых трагична. Барышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович погибает под копытами коня, слабоумный дедушка Петр Кириллович умирает от руки крепостного. Представители некогда знатного дворянского рода просто «сосуществуют» между собой, иногда доходило до того, что они хватались за ножи и ружья.При этом Бунин с симпатией относится к простому люду. «Порой мне казалось на редкость заманчивым быть мужиком», - писал он. Жизнь богатых, зажиточных мужиков писатель сравнивает с жизнью среднего дворянства. Бунину нравится их трудолюбие, набожность, размеренный уклад жизни - все, что составляло основу той Руси, которая была так близка писателю и которая уходила в прошлое.Но Бунин видел и забитость крестьянства, его невежество и бесхозяйственность. Герой его замечательной повести «Деревня» Тихон Краснов до глубины души поражен, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. «Хозяина бы сюда, хозяина!» - думает он. Его брат Кузьма винит в этом правительственных «пустоболтов», которые «затоптали, забили народ».Повесть Бунина «Деревня», напечатанная в 1910 году, вызвала большие споры и явилась началом огромной популярности писателя. За «Деревней» последовали другие повести и рассказы, как писал Бунин, «резко рисовавшие русскую душу, ее светлые и темные, часто трагические основы». По мнению Максима Горького, о чем он и написал автору «Деревни», Бунин в этом произведении «широко захватил жизнь русского народа, касается проблем исторических, национальных и того, что было злобой дня, - войны и революции». При этом он изображает современную ему деревню «без всяких прекрас».
«Беспощадная
правда» бунинской повести была основана
на глубоком знании ее автором «мужицкого
царства». В ней Бунин показывает жизнь
крестьянства накануне первой русской
революции, события которой полностью
разрушают привычный ход жизни в деревне.
Мы видим какие-то мужицкие сходки, горящие
помещичьи усадьбы, разгул бедноты… Герои
повести пытаются разобраться в окружающем,
найти для себя точку опоры. Но неспокойные
события начала века обостряют не только
социальные проблемы деревни, но и разрушают
нормальные человеческие отношения, заводят
героев «Деревни» в тупик.Герои
Бунина очень тяжело переживают все
эти события. Иногда они не в силах выносить
разлад в привычной им жизни: Арсений Семенович
из рассказа «Антоновские яблоки» застрелился.
В этом рассказе Бунин идеализирует доброе
старое время, когда дворянство переживало
свои лучшие времена. Вчитываясь в его
строки, мы начинаем видеть целую историю
расцвета и заката жизни помещичьих усадеб,
описание осени дворянства. Антоновские
яблоки - символ жизни, благополучия. Поэтому
не случайно лучшие воспоминания Бунина
о прежней богатой дворянской жизни связаны
именно с антоновкой, такой реальной, что
мы, кажется, слышим ее запах.Творчество
И. А. Бунина занимает значительное место
не только в русской, но и во всемирной литературе. В мире прозу Бунина
приравняли к произведениям. Толстого и Достоевского,
говоря при этом, что он обновил русское
искусство и по форме, и по содержанию,
привнес в реализм XIX века новые черты
и краски. Описывая современные ему события,
Бунин выдвигает на первый план вечные
ценности - добро и красоту. Это давало
писателю столь необходимое ему ощущение
связи с прошлым.
Рассказ «Чистый
понедельник» вызвал к жизни многочисленные
интерпретации , но все исследователи
сходятся в одном: он построен на контрасте.
Его герои Он и Она не имеют имен, тогда
как текст пестрит именами собственными.
В облике Москвы, города, где разворачиваются
события, тоже подчеркнута двойственность,
сочетание на первый взгляд несочетаемого:
«Странный город! – говорил о себе, думая
об Охотном ряде, об Иверской, о Василии
Блаженном. – Василий Блаженный – и Спас-на-бору,
итальянские соборы – и что-то киргизское
в остриях башен и кремлевских стенах…»
На страницах рассказа словно борются
стихии света и тьмы, тепла и холода. И
все это находит свое воплощение в характере
героини, в которой сочетается подлинный
интерес к древнему искусству и участие
в капустниках Художественного театра,
ее «включенность» в современную богемную
жизнь и приверженность строгой старине.
Героиня оказывается наделенной исторической
памятью, в которой сопряжены образы разных
эпох. В ее портрете подчеркнута «восточная»
красота и «тихий свет», она словно воплощает
в себе разные миры, разные культуры, разные
традиции. В чем же видит писатель истинную
причину таких противоречий? Безусловно,
в «беспочвенничестве» эпохи и в особенностях
истинно русской души, которой наделена
героиня. Так, все настойчивей начинает
звучать на страницах рассказа мысль писателя
о подсознательных или осознаваемых связях
каждого человека с прошлым, мысль о том,
что в каждом человеке жива «память веков»,
память поколений, которая движет его
дурными и хорошими поступками, определяет
его эмоции, побуждения, с
клонности. «Из нас, как из дерева, - и дубина,
и икона, - в зависимости от обстоятельств,
от того, кто это дерево обрабатывает:
Сергий Радонежский или Емелька Пугачев»
- так написал Бунин. Отсюда – «шаткость»,
«двойственность» характера героини и
его трагичность. Сложность выбора пути.
И вновь по контрасту удивительно светлый
и чистый финал: «Я почему-то очень внимательно
посмотрел на них. И вот одна из идущих
посередине вдруг подняла голову, крытую
белым платком, загородив свечку рукой,
устремила взгляд темных глаз в темноте,
как могла почувствовать мое присутствие?
Я повернулся и тихо вышел из ворот».
Действительно, каждое произведение –
своеобразная зарисовка событий русской
жизни, событий, которые как бы заново
воспринимаются и переживаются героями.
Лирическая память о них позволяет писателю
расширить границы художественного времени
и пространства, отчетливее увидеть прошлое
и настоящее, прояснить многочисленные
реминисценции.
Мягкий
кленовый листок кротко и трепетно
возносится ветром и вновь падает
на холодную землю. Он настолько одинок,
что ему всё равно, куда несёт
его судьба. Ни тёплые лучи ласкового
солнца, ни весенняя свежесть морозного
утра уже не радуют его. Этот маленький
листок настолько беззащитен, что
ему приходится смириться с роком
судьбы и лишь надеяться на то, что
когда-нибудь удастся найти своё
пристанище. В рассказе И. А. Бунина
"Солнечный удар" поручик, словно
одинокий листок, скитается по чужому
городу. Это рассказ о любви
с первого взгляда, о мимолётном
увлечении, о силе страсти и горечи
расставания. В творчестве И. А. Бунина
любовь сложна и несчастлива. Герои
расстаются, словно проснувшись после
сладкого любовного сна. То же самое
происходит и с поручиком. Перед
читателем предстаёт картина
жары и духоты: загар на теле, кипящая
вода, горячий морской песок, запылённая
извозничья пролетка… Воздух наполнен
любовной страстью. Страшно душный, сильно
накалённый за день гостиничный номер
- вот отражение состояния влюблённых.
Белые опущенные занавески на окнах - это
граница души, а две несожжённые свечи
на подзеркальнике - то, что, возможно,
осталось здесь от предыдущей пары. Однако
наступает время расставания, и маленькая,
безымянная женщина, шутливо называвшая
себя прекрасной незнакомкой, уезжает.
Поручик не сразу понимает, что любовь
уходит от него. В лёгком, счастливом состоянии
духа он довёз её до пристани, поцеловал
и беззаботно вернулся в гостиницу. Его
душа была ещё полна ею - и пуста, как и
гостиничный номер. Аромат её хорошего
английского одеколона, её недопитая чашка
лишь усиливали одиночество. Поручик поспешил
закурить, но сигаретный дым не способен
побороть тоску и душевную пустоту. Иногда
случается, что мы понимаем, с каким прекрасным
человеком свела нас судьба, лишь в тот
момент, когда его уже нет рядом. Поручику
нечасто доводилось влюбляться, иначе
он не стал бы называть пережитое чувство
"странным приключением", не согласился
бы с безымянной незнакомкой, что они оба
получили что-то вроде солнечного удара.
В гостиничном номере ещё всё напоминало
о ней. Однако тяжелы были эти воспоминания,
от одного взгляда на неубранную кровать
усиливалась и без того невыносимая тоска.
Где-то там, за открытыми окнами, уплывал
от него пароход с таинственной незнакомкой.
Поручик на мгновение попробовал представить,
что чувствует таинственная незнакомка,
ощутить себя на её месте. Вероятно, она
сидит в стеклянном белом салоне или на
палубе и смотрит на огромную, блестящую
под солнцем реку, на встречные плоты,
на жёлтые отмели, на сияющую даль воды
и неба, на весь этот безмерный волжский
простор. А его мучает одиночество, раздражает
базарный говор и скрип колёс. Жизнь самого
обычного человека зачастую скучна и однообразна.
И только благодаря таким мимолётным встречам
люди забывают про каждодневные скучные
дела, каждое расставание вселяет надежду
на новую встречу, и с этим ничего не поделаешь.
Но где же сможет встретить поручик свою
возлюбленную в большом городе? К тому
же у неё семья, трёхлетняя дочка. Нужно
продолжать жить, не давать отчаянию овладеть
разумом и душой, хотя бы ради всех будущих
встреч. Все проходит, как говорил Юлий
Цезарь. Вначале странное, непонятное
чувство затмевает разум, но тоска и одиночество
неминуемо остаются в прошлом, как только
человек вновь оказывается в обществе,
общается с интересными людьми. Новые
встречи - вот лучшее лекарство от расставаний.
Не нужно уходить в себя, думать о том,
как прожить этот бесконечный день с этими
воспоминаниями, с этой неразделимой мукой.
Поручик был одинок в этом богом забытом
городишке. Он рассчитывал найти сочувствие
к себе со стороны окружающих. Но улица
лишь усилила тяжкие воспоминания. Герой
не мог понять, как можно спокойно сидеть
на козлах, курить и вообще быть беспечным,
равнодушным. Ему захотелось узнать, один
ли он так страшно несчастен во всём этом
городе. На базаре все только и делали,
что нахваливали свой товар. Всё это было
так глупо, нелепо, что герой убежал с базара.
В соборе поручик также не нашёл пристанища:
там пели громко, весело и решительно.
Никому не было дела до его одиночества,
а безжалостное солнце неумолимо жгло.
Погоны и пуговицы его кителя так нагрелись,
что к ним невозможно было прикоснуться.
Тяжесть внутренних переживаний поручика
усугубляла нестерпимая жара на улице.
Ещё вчера, находясь под властью любви,
он не замечал палящего солнца. Теперь
же, казалось, уже ничто не сможет побороть
одиночество. Поручик попытался найти
утешение в спиртном, но от водки его чувства
ещё больше разгулялись. Герою так хотелось
избавиться от этой любви, и вместе с тем
он мечтал встретиться вновь со своей
возлюбленной. Но каким образом? Он не
знал ни фамилии, ни имени её. Память поручика
ещё хранила запах её загара и холстинкового
платья, красоту её крепкого тела и изящность
маленьких рук. Долго рассматривая портрет
какого-то военного на фотовитрине, герой
задумался над вопросом, нужна ли такая
любовь, если потом всё будничное становится
страшным и диким, хорошо ли, когда сердце
поражено слишком большой любовью, слишком
большим счастьем. Говорят, всё хорошо
в меру. Некогда сильная любовь после расставания
сменяется завистью к окружающим. То же
самое произошло с поручиком: он стал томиться
мучительной завистью ко всем нестрадающим
людям. Всё вокруг выглядело одиноким:
дома, улицы… Казалось, вокруг нет ни души.
От былого благополучия осталась лишь
белая густая пыль, лежавшая на мостовой.
Когда поручик вернулся в гостиницу, номер
был уже прибран и казался пустым. Окна
были закрыты, занавески опущены. В комнату
проникал лишь лёгкий ветерок. Поручик
устал, к тому же, он был очень пьян и лежал,
подложив руки под затылок. По его щекам
покатились слёзы отчаяния, столь сильно
было ощущение бессилия человека перед
всемогущей судьбой. Когда поручик проснулся,
боль потери немного притупилась, будто
он расстался с возлюбленной десять нет
назад. Оставаться в номере далее было
невыносимо. Деньги для героя потеряли
всякую ценность, вполне возможно, в его
памяти ещё свежи были воспоминания о
городском базаре, об алчности торговцев.
Щедро рассчитавшись с извозчиком, он
пошёл на пристань и через минуту оказался
на многолюдном пароходе, идущем следом
за незнакомкой. В действии наступила
развязка, но в самом конце рассказа И.
А. Бунин ставит последний штрих: за несколько
дней поручик постарел на десять лет. Чувствуя
себя в плену любви, мы не думаем о неизбежной
минуте расставания. Чем сильнее мы любим,
тем тягостнее бывают наши страдания.
Эта тяжесть расставания с самым близким
тебе человеком ни с чем не сравнима. Что
же испытывает человек, когда теряет свою
любовь после неземного счастья, если
из-за мимолётного увлечения стареет на
десять лет? Человеческая жизнь, словно
зебра: белая полоса радости и счастья
неминуемо сменится чёрной. Но успех одного
человека вовсе не означает неудачу другого.
Нужно жить с открытой душой, даря радость
людям, и тогда в нашу жизнь будет возвращаться
радость, чаще мы будем терять голову от
счастья, нежели томиться в ожидании нового
солнечного удара. Ведь ничего нет невыносимее
ожидания.
Любовь…Когда-нибудь
это чувство приходит к каждому. Наверное
, нет такого человека , который бы никогда
не любил . Не любил мать или отца , женщину
или мужчину , своего ребёнка или друга
. Любовь способна воскрешать , делать
людей более добрыми , душевными и гуманными
. Без любви не было бы жизни , ибо сама
жизнь есть любовь. Именно это всепоглощающее
чувство вдохновляло А.С.Пушкина , М.Ю.Лермонтова
, Л.Н. Толстого , А.А. Блока , и вообще , всех
великих писателей и поэтов . Лёгкий взмах
гусиного пера и на листках появлялись
такие замечательные стихи и произведения
, как «Я вас любил …» , «Анна Каренина»
, «Они любили друг друга так долго и нежно
…» . 20 век подарил нам А . И. Куприна –
писателя , в творчестве которого тема
любви занимала одно из самых важнейших
мест . Я особо восхищаюсь этим человеком
– открытым , мужественным , прямодушным
, благородным . Большинство рассказов
Куприна – гимн чистой, идеальной , возвышенной
любви , о которой он писал на протяжении
всей своей жизни . Писатель остро чувствововал
потребность в «героических сюжетах»
, в са-моотверженных , самокритичных героях
.В результате под пером Александра Ивановича
родились замечательнейшие произведения:
«Гранатовый браслет» , «Олеся» , «Суламифь»
и многие другие . Рассказ «Олеся» был
написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских
произведений . Помимо темы любви А.И Куприн
затрагивает в рассказе не менее важную
тему взаимодействия цивилизованного
и природного миров . С самых первых страниц
произведения мы попадаем в глухую деревушку
Волынской губернии , на окраину Полесья
. Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича
– грамотного , интеллигентного человека
. Из его уст мы узнаём о диких нравах перебродских
крестьян . Эти люди безграмотны , неотёсаны
, необщительны . По всему видно , что они
ещё не полностью избавились от привычек
польского крепостничества . Иван Тимофеевич
страшно скучает в этом месте , где нескем
поговорить , где совершенно нечем заняться
. Вот почему так сильно взволновал его
рассказ Ярмолы о старой ведьме . Молодой
человек жаждет приключений , он хочет
хотя бы на некоторое время отвлечься
от повседневной рутины деревенской жизни
. Во время очередной охоты Иван Тимофеевич
неожиданно натыкается на старую избушку
, где и происходит его первая встреча
с Олесей – внучкой местной колдуньи Мануйлихи
. Олеся завораживает своей красотой .
Не красотой светской дамы , а красотой
дикой лани , живущей на лоне природы .
Но не только внешность этой девушки привлекает
Ивана Тимофеевича .Молодой человек восхищён
самоуверенностью , гордостью , дерзостью
,с которой держит себя Олеся . Именно поэтому
он решается на повторный визит к Мануйлихе
. Сама Олеся тоже заинтересована нежданным
гостем . Выросшая в лесу , она мало общалась
с людьми , привыкла относиться к ним с
большой осторожностью .Но Иван Тимофеевич
подкупает девушку своей непринуждённостью
, добротой , интеллигентностью . Олеся
очень рада , когда молодой гость приходит
навестить её снова . Именно она ,гадая
по руке, характеризует нам главного героя
как человека «хотя и доброго , но только
слабого” ,признаётся , что доброта его
“ не сердечная”. Сердце у него “холодное
, ленивое” , и тем , кто “будут его любить”
, принесёт он , хотя и невольно , “много
зла”.Таким образом , со слов юной гадалки
, молодой человек предстаёт перед нами
как эгоист , неспособный к глубоким душевным
переживаниям . Но несмотря ни на что ,
Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг
в друга и полностью отдаются этому чувству
. Любовь Олеси делает явной её чуткую
деликатность , особенный врождённыё ум
, наблюдательность и такт , её инстинктивные
знания тайн жизни . Кроме того , её любовь
открывает огромную силу страсти и самоотвержения
, обнаруживает в ней великий человеческий
талант понимания и великодушия . Олеся
готова отказаться от своего чувства ,
стерпеть страдания и муки ради своего
любимого и единственного . На фоне всех
людей , окружающих главную героиню , её
фигура выглядит возвышенно и делает блеклыми
окружающих . Образы полесских крестьян
становятся тусклыми , духовно порабощёнными
, злобными ,безрассудно жестокими . В них
нет ни широты ума , ни щедрости сердца
.А Олеся готова на всё ради своей любви
: пойти в церковь , вытерпеть издёвки местных
жителей , найти в себе силы уйти , оставив
после себя лишь нитку дешёвых красных
бус ,как символ вечной любви и преданности
.Для Куприна образ Олеси является идеалом
возвышенной , исключительной личности
.Эта девушка – открытая , самоотверженная
, глубокая натура , смысл её жизни составляет
любовь . Она поднимает её над уровнем
обычных людей , она дарит ей счастье ,
но она же делает Олесю беззащитной и ведёт
к гибели . Проигрывает от соседства с
Олесей и фигура Ивана Тимофеевича . Его
любовь обыкновенна , порой даже похожа
на увлечение .Молодой человек в глубине
души понимает , что его возлюбленная никогда
не сможет жить вне природы . Он не представляет
Олесю в светском платье и всё же предлагает
ей свою руку и сердце , подразумевая ,
что она будет жить с ним в городе . Иван
Тимофеевич даже не допускает мысли о
том ,чтобы ради сво- ей любви отказаться
от положения в обществе и остаться жить
вместе с Олесей в лесу . Он полностью смиряется
с тем , что произошло и не собирается бороться
за свою любовь , бросать вызов сложившейся
ситуации .Я считаю , что если бы Иван Тимофеевич
по-настоящему любил Олесю , то он обязательно
бы разыскал её , попытался бы изменить
свою жизнь , но он , к сожалению , так и
не понял ,какая любовь прошла мимо него
. Тема взаимной и счастливой любви затрагивается
А . И . Куприным и в рассказе “Суламифь”
. Любовь царя Соломона и бедной девушки
Суламифь с виноградника крепка как смерть
, а сами любящие выше царей и цариц . Но
писатель убивает девушку , оставляя Соломона
одного , потому что , по мнению Куприна
, любовь-это миг , который освещает духовную
ценность человеческой личности , пробуждает
в ней всё самое лучшее . В одном из известнейших
произведений писателя “Гранатовый браслет”
звучит тема безответной любви как великого
дара ,который преображает человеческую
душу . Княгиня Вера Шеина была строгой
, независимой , любезной и “царственно
спокойной “ женщиной , любившей своего
мужа . Но идиллия в доме была разрушена
после появления подарка с письмом от
“Г.С.Ж” . Вместе с посланием в дом князей
Шеиных вошла бесксрыстная , самоотверженная
, не ждущая награды любовь:любовь-тайна
, любовь – трагедия .Весь смысл жизни
Желткова – отправителя послания , был
в том , чтобы любить Веру Николаевну ,
не требуя за это ничего взамен , восхвалять
свою возлюбленную от чистого сердца ,
произнося слова : “Да святится имя твоё
“.Неясная тревога княгини Веры после
получения подарка от Желткова переросла
в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного
при последней последней встрече с уже
мёртвым обажателем : “В эту секунду она
поняла , что та любовь , о которой мечтает
каждая женщина , прошла мимо неё” . И Вера
Николаевна плакала , слушая Вторую сонату
Бетховена , зная , что любила . Любила всего
лишь одно мгновение ,но навеки . В своих
рассказах А .И . Куприн показал нам искреннюю
, преданную ,бескорыстную любовь .Любовь
, о которой мечтает каждый человек .Любовь
, во имя которой можно пожертвовать чем
угодно ,даже жизнью . Любовь , которая
переживёт тысячелетия , одолеет зло ,
сделает мир прекрасным , а людей добрыми
и счастливыми .
Информация о работе Анализ произведения "Преступление и наказание"