Анализ произведения "Преступление и наказание"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 04:57, реферат

Краткое описание

События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - взаимоотношение поколений. В некоторой степени это справедливо. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений - либералов и революционеров-демократов, называемых нигилистами. Тургенев пытается осмыслить мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. На противопоставлении взглядов разночинца и дворянина построен сюжет романа

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 193.32 Кб (Скачать)

   Данный  рассказ, это отражение натуры Куприна-романтика. Это история необычайной трагической  любви, наполненная загадочными  символами и мистическим настроением.Действие рассказа начинается на даче княжеской семьи Шеиных, во время подготовки к празднованию именин Веры Николаевны, супруги князя. Уже здесь писатель наполняет рассказ символами. Изменчивость погоды, как изменчивость жизни. Сначала она была серой и пасмурной, и вдруг резко сменилась на теплую и ясную. Как и жизнь главной героини, сначала серые будни, и вдруг из ряда вон выходящее происшествие.Во время застолья гости начинают играть в покер, а князь Шеин, Василий Львович начинает развлекать гостей рассказами, в которых правды нет ни на грош. И среди них рассказ об одном ухажере Веры Николаевны, который якобы посылал ей каждый день страстные письма, а потом постригся в монахи; умерев, завещал Вере две пуговицы и флакон духов с его слезами.На именины муж подарил Вере Николаевне серьги с грушевидными жемчужинами, он положил их рано утром на ночной столик супруги. В середине празднества княгиня получила от горничной сверток, в котором был подарок и записка от неизвестного поклонника. Подарком оказался низкопробный золотой дутый браслет украшенный гранатом, а в центре его находился редчайший зеленый гранат.В записке неизвестный Г. С. Ж. признается Вере Николаевне в искренней и безответной любви. Говорит о том, что просит принять подарок, сделанный от чистого сердца, и подчеркивает, что даже не пытается завоевать симпатию княгини. Также поклонник обращает внимание на сам браслет, который носила его прабабка, якобы заключенный в нем зеленый гранат дает женщинам дар предчувствовать будущее. Княгиня решает показать записку и браслет мужу, после того как гости разъедутся.Ближе к вечеру, когда большинство гостей разъехалось, дедушка Аносов (военный товарищ отца Веры) начинает рассказывать историю своей семейной жизни. Его жена сбежала от него с актером, а когда попыталась вернуться, то Аносов ее не принял. Он говорит о том, что истинная любовь должна быть всепрощающей, скромной, самоотверженной, героической, она всегда отдает себя всю и ничего не требует взамен. Он также поинтересовался историей, которую рассказывал гостям князь. И услышал от Веры Николаевны о некоем мелком чиновнике, который пишет ей письма любви и всегда знает, чем она занимается. Аносов предполагает, что возможно это и есть та самая романтическая любовь, которой жаждут все женщины мира, но которую мужчины не в состоянии дать.Брат Веры Николаевны убеждает ее и князя, в том, что они могут попасть в неловкое положение, если Г.С.Ж. вдруг начнет хвастать своим друзьям и знакомым что княгиня принимает его подарки. И мужчины решают вычислить поклонника по инициалам в списках городских чиновников.Загадочным поклонников оказывается мелкий чиновник Желтков, много лет, живущий под крышей одного из бедных домов. Во время встречи с Желтковым, брат Веры Николаевны, Николай Николаевич в силу своего темперамента ведет себя надменно, резко, он даже пытается запугать Желткова полицией. Василий Львович, наоборот ведет себя очень спокойно и рассудительно, даже с некоторым пониманием относится к чувствам чиновника.Сохранить чувство собственного достоинства во время этой встречи Желткову помогает чистая и искренняя любовь к Вере, это великое чувство поддерживает его изнутри и вселяет веру в свою правоту.Вечером этого дна Вера Николаевна сказала, что у нее предчувствие, будто этот человек собирается себя убить. И действительно через несколько дней она прочитала в газете о самоубийстве мелкого чиновника Желткова, якобы из-за растраты казенных денег. На самом же деле Желтков просто не хотел мешать жизни Веры Николаевны своими чувствами, а так как не могу убить в себе любовь, то решил убить себя.Но его любовь не умерла, она жила и после его смерти. Она была в воспоминаниях Веры, она жила рядом с ней, но ни как укор, а как нежный ангел хранитель.И гранатовый браслет, с редчайшим зеленым гранатом выступает здесь как символ редчайшей и прекраснейшей любви, единственной за всю жизнь, которая так и прошла безответной, потерявшись в дешевой оправе.  
 
 

  Сергей  Есенин... В самом звучании этого  имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, шум зеленых дубрав. "Страна березового ситца" породила яркого, самобытного поэта, воспевшего в своих удивительных стихах ее синие озера, малиновую ширь полей, желтые дороги, седые вербы. Есенин создает зримые поэтические образы заросшего пруда, поля, белого сада. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта!

Край любимый! Сердцу снятся 
Скирды солнца в водах лонных. 
Я хотел бы затеряться 
В зеленях твоих стозвонных.

  Перелистывая  томик Есенина, убеждаешься вновь  и вновь: каждая строчка его стихов - это признание в любви родным полям, березкам, перелескам. Отними у  Есенина эту любовь - и он погибнет, ведь поэт живет и дышит родиной.

О Русь - малиновое  поле 
И синь, упавшая в реку, - 
Люблю до радости и боли 
Твою озерную тоску.

  Природа у Есенина, подобно человеку, поет и плачет, грустит и радуется. Многие его стихи - это поэмы о  березе, которая стала своеобразным символом всего русского. Читаю и  ощущаю "зеленое" дыхание берез, "свежий и горький" запах "милых  березовых рощ". Неброская, но трогательная, щемящая красота отличает есенинскую березку в "юбочке белой", которая  остается непостижимо прекрасной в  своем зеленом наряде. Сколько  нежных и светлых чувств звучит в таких знакомых строчках поэта:

Я навек за сиянье и росы 
Полюбил у березки стан, 
И ее золотистые косы, 
И холщовый ее сарафан...

  В зарисовках старой деревенской Руси я нахожу у Есенина не только радостные, но и грустные тона. Источник их таится в самой действительности - тяжелой, нищей, отсталой жизни деревни с  ее ветхими, сиротливо прячущимися  избами, заброшенными церквушками. И  тогда в стихах Есенина преобладает  тихая, "плакучая дума", возникают  унылые, тусклые пейзажи.

Край ты мой  заброшенный, 
Край ты мой, пустырь, 
Сенокос некошеный, 
лес да монастырь.

  Немногие  поэты так видят, чувствуют красоту  родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел  передать в своих стихах ширь, бескрайность деревенской России:

Не видать конца и края - 
Только синь сосет глаза.

  Но  рядом с этими привольными  просторами "у низеньких околиц звонко чахнут тополя". Не все радует взор поэта в старой деревенской  Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал  ломку привычного уклада жизни, называя  себя "последним поэтом деревни". Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо. Лишь постепенно в  стихах Есенина ослабевает тревога, вызванная наступлением индустриального  города.

Полевая Россия! Довольно 
Волочиться сохой по полям! 
Нищету твою видеть больно 
И березам и тополям.

  Наступил 1917 год, который не мог не повлиять на мировосприятие Есенина. Как отнесся  поэт к Великому Октябрю? Верил ли он в преобразующую силу революции? Он и в жизни, и в поэзии называл  себя большевиком. В стихотворении "Иорданская голубица", написанном в 1918 году, есть такие строчки:

Небо - как  колокол, 
Месяц - язык, 
Мать моя - родина, 
Я - большевик.

  Значит, Есенин, как и Блок, верил в  новую Россию большевиков. Но верил  совершенно по-иному. Есенин считал, что  революция сделает Россию великой  Крестьянской Республикой, страной  Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира. В стихотворении "Инония" поэт выразил свое представление об идеальной стране. Инония - это условное место ладной крестьянской жизни. Он называет себя пророком Сергеем Есениным, говорящим "по библии" о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай - Инония. В есенинском стихотворении отразились чаяния и надежды русского крестьянства, его своеобразный духовный мир. Но шли годы, а желанный рай не наступал. Перед Есениным все чаще встает мучительный вопрос: "Куда несет нас рок событий?" Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Перед его глазами встают голодные опустевшие села, неухоженные поля, трещины на сожженной мертвой земле. Тогда-то и рухнули мечты поэта о "Граде Инонии". Свидетельством его тревожных раздумий о судьбах страны явилось стихотворение "Возвращение на родину". Взгляд повзрослевшего поэта видит то новое, что появилось в родных местах. Здесь нет уже прежней поэтизации деревни. Лирический герой стихотворения, в котором угадывается автор, делает "множество открытий", обращая внимание на бедный, неприглядный быт, подгнившие кресты на кладбище. Но, кроме внешних перемен, в родной деревне произошли внутренние изменения: в семье наметился раскол. Сестры-комсомолки, как Библию, читают "Капитал", выбрасывают иконы, причиняя этим страдания глубоко религиозному деду.

Ах, милый  край! 
Не тот ты стал, 
Не тот. 
Да уж и я, конечно, стал не прежний. 
Чем мать и дед грустней и безнадежней, 
Тем веселей сестры смеется рот.

  Здесь нет ни единого слова осуждения  новому укладу жизни, властно вторгающемуся  в патриархальный крестьянский быт. Только тихая грусть о том, что  в советской России он может быть только "попутчиком", а не строителем ее будущего. Этот мотив отчужденности  от горячо любимой родины приобретает  новую силу и глубину в стихотворении "Русь советская". Повторяется  тот же сюжет - возвращение на родину. В душе героя, вернувшегося через  восемь лет в родную деревню, проходит целая гамма чувств и настроений, порожденных изменениями, которые  произошли в родимом краю. Это  волнение и смятение поэта замечательно передано в строчках:

Язык сограждан  стал мне как чужой, 
В своей стране я словно иностранец.

  Поэт  с обидой и грустью замечает, что  молодежь с упоением поет "агитки Бедного Демьяна", а его стихи  уже никому не интересны:

Моя поэзия здесь  больше не нужна, 
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

  Но  герой сумел преодолеть в себе и обиду, и горечь, и недоумение. Он приемлет, приветствует новую советскую  Русь, искренне желает ей счастья и  процветания, готов отдать ей душу, "но только лиры милой не отдам". Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать  поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при  жизни поэта. Его стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными песнями, их поют и хором, и с эстрады. Слыша  по телевизору очередную интерпретацию  есенинских стихов, каждый раз поражаешься  тому заряду доброты, который они  несут людям, они учат нас любить людей и родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.

  Я горжусь Есениным, ведь он никогда  не отделял своей судьбы от судьбы родины и народа на крутом повороте истории. Он мог, как многие русские  поэты, найти приют в какой-нибудь "благополучной" стране, обзавестись  поклонниками и поклонницами - и  прощай, "немытая Россия", с  которой еще неизвестно, что будет. Но нет, Сергей Есенин предпочел написать вот эти строчки, которыми я и  хочу закончить свое сочинение:

Если крикнет  рать святая: 
"Кинь ты Русь, живи в раю!" 
Я скажу: "Не надо рая, 
Дайте родину мою".
 
 

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо  яркое и глубокое, ныне прочно вошло  в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя. Стихи  поэта полны сердечной теплоты  и искренности, страстной любви  к беспредельным просторам родных полей, неисчерпаемую печаль которых  умел он так эмоционально и так  звонко передать. В нашу литературу Сергей Есенин вошл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено вс, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося вузком промежуткестарых чувств и воззрений.Сам Есенин говорил Обратите внимание, что у меня почти совсем нет любовных мотивов Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины основное в моем творчестве1. Вплоть до сегодняшнего дня бытует мнение, что любовная лирика Есенина изолирована от эпохи, лишена каких-либо примет времени, что в ней нет связи с общественной биографией порта, а есть связь лишь с фактами узколичными. С этой точки зрения Есенин представляется целиком погруженным в себя чистым лириком, которого не коснулось время и не заинтересовала эпоха. Это довольно живучее заблуждение. И ему особенно охотно следуют те, кто хочет остаться в стороне от современности. Но таким Есенин не был. Его любовная лирика никогда не была оторвана от общих настроений и размышлений, владевших поэтом, она всегда была обусловлена его общественными взлядами, которые властно накладывали свой отпечаток на его стихи самоro интимного содержания.Уже упоминался цикл стихов Есенина 1921 1922 гг. Москва кабацкая. Он отмечен печатью мучительного внутреннего состояния автора, переживавшего тогда тяжелый духовный кризис, который был следствием раздвоенности поэта, еще не сумевшего понять характер и содержание новой впохи. Эта растерянность, подавленное состояние, пессимистические мысли накладывали тогда трагический отпечаток на любовную лирику порта. Вот характерные строки одного из стихотворений этого цикла Пой же, пой На проклятой гитаре Пальцы пляшут мои в полукруг. Захлебнуться бы в зтом угаре, Мой последний, единственный друг. 
 

Творчество крупнейшего  русского поэта XX века Анны Андреевны  Ахматовой в полном объеме лишь недавно  пришло к читателю. Теперь мы точно  можем представить творческий путь Анны Андреевны, ощутить драматизм, напряженность ее исканий в искусстве. Широкой аудитории читателей  Ахматова известна и любима прежде всего как блистательный поэт «серебряного века».  
О, как сердце мое тоскует! Не смертного ль часа жду? А та, что сейчас танцует, Непременно будет в аду.  
Живя в Царском Селе, Ахматова впитала в себя великолепие парков, пушкинский дух и поэзию, которая была разлита в самом воздухе этого волшебного места:  
Смуглый отрок бродил по аллеям,  
У озерных грустил берегов,  
И столетие мы лелеем  
Еле слышный шелест шагов.  
Писать Ахматова начала рано: с одиннадцати-двенадцати лет, впоследствии она назовет свои ранние опыты «беспомощными стихами».  
Первый сборник стихов «Вечер» вышел в 1912 году. Критика встретила его благосклонно. Сама же Ахматова не переиздавала его полностью, хотя некоторые стихотворения из первого сборника вошли во второй - «Четки», увидевший свет через два года после опубликования первого. Обе книги были замечены читателями и критикой, молодого поэта осыпали похвалами.  
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки... Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.  
Ранние стихи Ахматовой наполнены любовью, радостью встреч и горечью разлук, несбывшимися надеждами. Она открывала читателю тончайшие оттенки человеческих чувств, но говорила о них без прикрас, совсем просто, ясно, даже буднично. Это придавало ее стихам особую прелесть и обаяние.  
Проводила друга до передней, Постояла в золотой пыли. С колоколенки последней Звуки важные текли. Брошена! Придуманное слово - Разве я цветок или письмо? А глаза глядят уже сурово В потемневшее трюмо.  
Ахматова была лириком, а значит, каждое событие, независимо от его масштаба, она пропускала сквозь свою душу.  
Он мне сказал: «Я верный друг!» И моего коснулся платья. Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук.  
Второй сборник стихов Ахматовой имел огромный успех. Он переиздавался восемь раз. Она стала известна по всей России, а многие стихи этого периода переведены на иностранные языки.  
Все мы бражники здесь, блудницы, Как невесело вместе нам! На стенах цветы и птицы Томятся по облакам.  
Вскоре выходит третий сборник ее стихов «Белая стая», он так же переиздавался до сочинение с оллсоч © 2005 1923 года дважды. Ахматова говорила со своими читателями, откровенно, понятно и доступно выражая самые сокровенные мысли. Ей всегда была чужда мистика.  
Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает. Как я рада, что нынче вода Под бесцветным ледком умирает.  
Анна Андреевна серьезно начинает интересоваться творчеством Пушкина. Результатом ее исследований явились три работы: «О Золотом петушке», об «Адольфе» и «Каменном госте». А затем «Алек-сандрина», «Пушкин и Невское взморье», «Пушкин в 1828 году» вошли в книгу «О Пушкине», над которой поэтесса работала более двадцати лет.  
В это же время Ахматова писала стихи и поэмы, много сил и таланта отдавала переводам на русский язык европейской и азиатской поэзии. Она прожила долгую жизнь, полную утрат и ударов, но мужество и чувство собственного достоинства ни разу не изменяли ей. Ахматова отмечала, что связь с народом и временем не теряла никогда. Она жила теми же ритмами и звуками, что и вся страна. «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных»,- признавалась Анна Андреевна.  
Мне голос был. Он звал утешно,  
Он говорил: «Иди сюда,  
Оставь свой край глухой и грешный,  
Оставь Россию навсегда...»  
Но равнодушно и спокойно  
Руками я замкнула слух,  
Чтоб этой речью недостойной  
Не осквернился скорбный дух.
 
 

Информация о работе Анализ произведения "Преступление и наказание"