Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 04:57, реферат
События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине девятнадцатого века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - взаимоотношение поколений. В некоторой степени это справедливо. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений - либералов и революционеров-демократов, называемых нигилистами. Тургенев пытается осмыслить мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. На противопоставлении взглядов разночинца и дворянина построен сюжет романа
выражающих — каждый порознь — индивидуально неповторимое в человеке. По
свидетельству специалистов по текстам Толстого, образ Каратаева появляется
на очень поздней стадии работы над книгой Укорененность этого персонажа в
системе взаимоотношений действующих лиц книги, по-видимому, и определяет
как исключительную авторскую легкость работы над ним, так и художественный
блеск, законченность этой фигуры: Каратаев возникает в выстроенной уже цепи
художественных лиц, живет как бы на перекрестке разных судеб, освещая их по-
своему и сам приобретая от них исключительную силу выразительности и
своеобразной определенности,
яркости.
В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла - она сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.
Любовь - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.
Тема любви - старая,
более того - вечная! А от стихотворений
Фета веет свежестью и новизной.
Правда, сейчас мы уже привыкли к
стихотворениям подобного рода, а
вот для современников Фета это
было ново, подобные лирические откровения,
идущие из глубины души, от самого сердца,
были в диковинку.В любовной лирике
поэта отсутствует конкретизированный,
индивидуализированный образ любимой
девушки. Зато передается радостное состояние
первой влюбленности, когда окрыленный
человек ощущает единство со всем мирозданием,
в центре которого оказывается боготворимая
Она. Образ Ее сливается с трелями соловья,
отражается в колеблющейся глади вод,
в румянце утреннего неба.
Антон Павлович
Чехов вошел в русскую
Он высмеивает тупость, бескультурье,
пошлость, обывательщину, карьеризм, сочувствует
“маленьким людям” и т.д.Умение показать
малое в большом, сочетание юмора с сарказмом
— главные приемы, посредством которых
в рассказах Чехова раскрываются пошлость
и обывательщина, способные загубить даже
умных, образованных людей...
В своих произведениях Антон Павлович
Чехов обращается к читателям с призывом
не поддаваться влиянию обывательской
среды, сопротивляться обстоятельствам,
не предавать вечные идеалы и любовь, беречь
в себе человеческое.
Проблема жанра. Жанровая природа «Вишневого сада» всегда вызывала споры. Сам Чехов назвал ее комедией — «комедией в четырех действиях» (хотя и комедией особого типа). К. С. Станиславский считал ее трагедией. М. Горький назвал «лирической комедией». Нередко пьесу определяют как «трагикомедию», «ироническую трагикомедию». Вопрос о жанре очень важен для понимания произведения: он определяет код прочтения пьесы и характеров. Что значит увидеть в пьесе трагикомическое начало? Это значит «в известной степени согласиться с их [героев. — В. К.] незаурядностью, счесть их искренне и истинно страдающими, увидеть в каждом из персонажей достаточно сильный характер. Но какие же могут быть сильные характеры у “безвольных”, “ноющих”, “хныкающих”, “разуверившихся” героев?»
Внешний
сюжет и внешний
конфликт. Внешний сюжет «Вишневого
сада» — смена владельцев дома и сада,
продажа родового имения за долги. На первый
взгляд, в пьесе четко обозначены противодействующие
силы, отражающие и расстановку социальных
сил в России того времени: Россия старая,
дворянская (Раневская и Гаев), набирающие
силы предприниматели (Лопахин), Россия
молодая, будущая (Петя и Аня). Казалось
бы, столкновение этих сил и должно породить
главный конфликт пьесы. Персонажи сосредоточены
на важнейшем событии в их жизни — на продаже
вишневого сада, назначенной на 22 августа.
Однако свидетелем самой продажи сада
зритель не становится: кульминационное,
казалось бы, событие остается за рамками
сцены. Социальный конфликт в пьесе не
является актуальным, не социальное положение
действующих лиц главное. Лопахин — этот
«хищник»-предприниматель — изображен
не без симпатии (как и большинство персонажей
пьесы), и владельцы усадьбы ему не сопротивляются.
Более того, имение как бы само собой оказывается
в его руках, против его желания. Казалось
бы, в третьем действии судьба вишневого
сада решена, его купил Лопахин. Более
того, развязка внешнего сюжета даже оптимистична:
«Гаев (весело). В самом деле, теперь все
хорошо. До продажи вишневого сада мы все
волновались, страдали, а потом, когда
вопрос был решен окончательно, бесповоротно,
все успокоились, повеселели даже... Я банковский
служащий, теперь я финансист... желтого
в середину, и ты, Люба, как-никак, выглядишь
лучше, это несомненно». Но пьеса не кончается,
автор пишет четвертое действие, в котором
вроде бы ничего нового не происходит.
Но мотив сада здесь звучит снова. В начале
пьесы сад, которому грозит опасность,
притягивает к себе всю семью, собравшуюся
после пятилетней разлуки. Но спасти его
не дано никому, его больше нет, и в четвертом
действии все вновь разъезжаются. Гибель
сада привела к распаду семьи, разбросала,
развела по городам и весям всех бывших
обитателей имения. Наступает тишина —
завершается пьеса, смолкает мотив сада.
Таков внешний сюжет пьесы.
Пьеса “Вишневый
сад” написана Чеховым незадолго
до его смерти. Невозможно представить
себе человека, который не знал бы этой
пьесы. В этом трогательном произведении
Чехов как бы прощается с миром,
который мог бы быть милосерднее
и человечнее.
Изучая произведение Чехова “Вишневый
сад”, хотелось бы отметить одну особенность
его героев: все они — обычные люди, и ни
одного из них нельзя назвать героем своего
времени, хотя практически каждый из них
является символом времени. Символом прошлого
можно назвать помещицу Раневскую и ее
брата Гаева, Симеонова-Пищика и Фирса.
Их отягощает наследие крепостничества,
при котором они выросли и были воспитаны,
это типы уходящей России. Они не мыслят
себе иной жизни, как и Фирс, который не
представляет себе жизни без господ. Фирс
считает освобождение крестьян несчастьем
— “мужики при господах, господа при мужиках,
а теперь все враздробь, не поймешь ничего”.
Символ настоящего связан с образом Лопахина,
в котором борются два начала. С одной
стороны, он — человек действия, его идеал
— сделать землю богатой и счастливой.
С другой стороны, в нем нет духовного
начала и в конце концов жажда наживы берет
верх. Символом будущего явилась Аня —
дочь Раневской и вечный студент Трофимов.
Они молоды, и за ними будущее. Они одержимы
идеей творческого труда и освобождения
от рабства. Петя призывает бросить все
и быть свободными, как ветер.
Так за кем же будущее? За Петей? За Аней?
За Лопахиным? Этот вопрос мог бы быть
риторическим, если бы история не предоставила
России второй попытки для ее решения.
Очень символичен конец пьесы — старые
хозяева уезжают и забывают умирающего
Фирса. Итак, закономерный финал: бездеятельные
потребители в социальном смысле, слуга
— холуй, служивший им всю свою жизнь,
и вишневый сад — все это безвозвратно
уходит в прошлое, в которое нет обратной
дороги. Историю вернуть нельзя.
Хотелось отметить как главный символ
в пьесе вишневый сад. В монологе Трофимова
раскрывается символика сада в пьесе:
“Вся Россия — наш сад. Земля великан
прекрасна, есть на ней много чудесных
мест. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и
все ваши предки были крепостники, владевшие
живыми душами, и неужели с каждой вишни
в саду, с каждого листка, с каждого ствола
не глядят на вас человеческие существа,
неужели вы не слышите голосов... Владеть
живыми душами, ведь это переродило всех
вас, живших раньше, и теперь живущих, так
что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете,
что вы живете в долг на чужой счет, на
счет тех людей, которых вы не пускаете
дальше передней...” Вокруг сада происходит
все действие, на его проблемах высвечиваются
характеры героев, их судьбы. Символично
и то, что занесенный над садом топор вызвал
конфликт между героями и в душах большинства
героев конфликт так и не разрешается,
как не решается проблема после вырубки
сада.
На сцене “Вишневый сад” идет около трех
часов. Персонажи проживают за это время
пять месяцев. А действие пьесы охватывает
более значительный отрезок времени, в
который входят прошлое, настоящее и будущее
России.
Уже
само название чеховской пьесы настраивает
на лирический лад. В нашем представлении
возникает яркий и неповторимый образ
цветущего сада, олицетворяющего красоту
и стремление к лучшей жизни. Основной
сюжет комедии связан с продажей этого
старинного дворянского имения. Это событие
во многом определяет судьбы его владельцев
и обитателей. Размышляя об участи героев,
невольно задумываешься о большем, о путях
развития России: ее прошлом, настоящем
и будущем.Помещичья усадьба является
здесь своеобразным зеркалом, в котором
отражается и поэзия "дворянских гнезд",
и горькая участь крепостных рабов, укоряющие
глаза которых, по словам Пети Трофимова,
смотрят с каждого листка, с каждого ствола
этого прекрасного, цветущего сада. Легко
и беззаботно протекала здесь жизнь многих
дворянских поколений, обеспеченная трудом
тех бессловесных, бесправных людей, которые
насадили и взрастили его. С одной стороны,
жизнь, лишенная забот о хлебе насущном,
дает возможность дворянам отдаваться
поэзии, искусству, любви, формируя высокообразованных,
культурных людей. Но, с другой стороны,
такое существование лишает их воли, настойчивости,
умения приспосабливаться к различным
жизненным обстоятельствам, чуткости
и внимания к окружающим. Все перечисленные
качества соединяются в образах Раневской
и Гаева. Находясь на грани разорения,
они вынуждены продать свое родовое имение,
с которым связаны трогательные воспоминания
о детстве, юности, былом благополучии
и счастье. Уже сам этот факт говорит об
экономическом крахе, который терпят герои,
олицетворяющие дворянское прошлое России.
Но дело не только в этом. Ведь если бы
Раневскую и Гаева угнетали только мысли
о грядущем материальном разорении, то
они, наверное, с радостью бы согласились
с тем выходом, который предлагает Лопахин.
В самом деле, что заставляет этих людей
с редким единодушием отвергнуть спасительный
вариант? На этот вопрос ответить не просто.
Думается, дело здесь не в легкомыслии,
непрактичности или глупости разорившихся
дворян, а в их обостренном чувстве прекрасного,
которое не позволяет им погубить красоту,
чтобы сделать из поэтического вишневого
сада доходное коммерческое предприятие.
Кризис дворянского сословия гораздо
глубже. Оно утратило не только свое экономическое,
но и общественное положение, ибо неспособно,
как прежде, определять пути развития
страны. Прекрасно сознавая свою никчемность,
неприспособленность к жизни, эти милые,
добрые и честные люди сами отдают вишневый
сад новому хозяину. Никакой борьбы в пьесе
не происходит.Чтобы лучше разобраться
в причинах бедственного положения героев,
нужно рассмотреть их характеры. Они во
многом противоречивы. Особенно это касается
Любови Андреевны Раневской, обаятельной,
доброй, неглупой женщины, которая вызывает
чувство уважения и симпатии у всех героев
пьесы. Например, Лопахин говорит о ней:
"Хороший она человек. Легкий простой
человек". Но, когда читаешь комедию,
замечаешь в этой героине некоторую двойственность.
Да, она очень щедра, охотно отдает последние
деньги нищим, мужикам, лакеям. Но все эти
поступки Раневской не воспринимаются
как проявление истинной доброты. И происходит
это оттого, что она делает это бездумно,
забывая о том, что слугам в доме "есть
нечего", так как привыкла сорить деньгами
без удержу. Значит, щедрость Любови Андреевны
является, по сути, выражением барской
беспечности, результатом ее паразитического
сушествования. То есть внешняя ласковость,
сердечность, добродушие героини скрывают
ее черствость и эгоизм. Заботливая, любящая
мать оставляет двенадцатилетнюю Аню
на пять лет на попечение легкомысленного
брата ради "содержанца", обобравшего
и предавшего ее. Получив крупную денежную
сумму, она не находит нужным помочь своей
приемной дочери Варе, которая вынуждена
идти в экономки к чужим людям. Наконец,
по ее недосмотру "забывают" в наглухо
запертом доме престарелого слугу Фирса,
который всю жизнь верой и правдой служил
своим господам.Если в образе Раневской,
в основном, разоблачаются эгоистические
черты характера, присущие дворянству,
то в образе Гаева еще отчетливее проявляются
беспомощность, никчемность, лень, бестактность,
барская спесь и высокомерие. Он часто
выглядит смешным, например, когда, увлекаясь,
произносит речь, обращенную к шкафу, или
читает лекцию о декадентах половым.Высокая
культура, широта кругозора, эрудиция
не могут спасти дворянство от духовного
банкротства, так как ему недостает серьезного
отношения к жизни, воли, трудолюбия, жизнестойкости.
Все эти качества воплощены в Ермолае
Лопахине, новом владельце вишневого сада.
В его лице автор изображает ту общественную
силу, которая приходит на смену дворянству,
то есть нарождающуюся буржуазию. Да, Лопахин
по сравнению с паразитирующим и инфантильным
дворянством производит выгодное впечатление
своей деловитостью, предприимчивостью,
энергией, трудолюбием. Он не бездействует
и не плачет, как Раневская и Гаев, а встает
"в пятом часу утра" и трудится "с
утра до вечера". Бывший крепостной
Гаевых сумел выбиться из бедности и нищеты
и достичь материального благополучия
без всякой посторонней помощи. Мне кажется,
что такие качества, как трудолюбие и настойчивость,
были сформированы в этом герое тяжелыми
условиями жизни, которые закалили его,
научили стойко бороться с трудностями.
Но, с другой стороны, жизнь подневольного
крепостного человека лишила одаренного
крестьянского юношу возможности развить
свои умственные способности. Поэтому
в модно одетом преуспевающем коммерсанте
отсутствует подлинная культура. Он часто
выглядит неловким и неуклюжим. Лопахин,
у которого, по словам Пети Трофимова,
"тонкая, нежная душа", отчетливо
осознает собственную ущербность, чувствуя,
что уступает своим бывшим господам. Это
рождает в нем тоску по красоте и гармонии,
вызывает острую неудовлетворенность
своей несчастной, нескладной жизнью.
Мечты Лопахина о вселенском размахе вступают
в противоречие с его конкретной деятельностью,
в которой преобладает стремление к личному
обогащению. Приобретя имение Раневской,
Ермолай Лопахин хочет на месте вишневого
сада настроить дач, чтобы внуки и правнуки
увидели здесь новую жизнь. Она видится
ему как торжество собственника, при котором
"вишневый сад станет счастливым, богатым,
роскошным". Способствуя экономическому
прогрессу страны, лопахины вряд ли смогут
уничтожить такие извечные пороки русской
жизни, как нищета, несправедливость, бескультурье,
потому что они руководствуются прежде
всего интересами наживы, ограничиваясь
только практической, хозяйственной сферой
деятельности. Поэтому лопахинский проект
новой жизни лишен привлекательности
для молодых героев пьесы, которые представляют
ее совсем иной.Пожалуй, мысли о будущем
России, во многом совпадающие с чеховскими,
наиболее полно выражены в монологах Пети
Трофимова, молодого интеллигента, жизнь
которого полна труда и лишений. Испытывая
и голод, и нужду, и политические преследования,
этот "вечный студент" не утратил
веры в новую жизнь, которая будет основана
на справедливых, гуманных законах и творческом
созидательном труде. Петя Трофимов видит
несостоятельность дворянства, погрязшего
в праздности и бездействии. Он дает во
многом верную оценку буржуазии, отмечая
ее прогрессивную роль в экономическом
развитии страны, но отказывая ей в роли
творца и созидателя новой жизни. Вообще
его высказывания отличаются прямотой
и искренностью. С симпатией относясь
к Лопахину, он тем не менее сравнивает
его с хищным зверем, "который поедает
все, что попадается ему на пути". По
его мнению, лопахины не способны решительно
изменить жизнь, построив ее на разумных
и справедливых началах. Мысли Трофимова
о будущем слишком туманны и абстрактны.
"Мы идем неудержимо к яркой звезде,
которая горит там вдали!" – говорит
он Ане. Да, цель его прекрасна. Но как ее
достичь? Где основная сила, которая способна
превратить Россию в цветущий сад?Обычно
тему будущего связывают именно с молодыми
героями пьесы – Петей Трофимовым и Аней
Раневской. Но, по-моему, при всей симпатии
к ним нельзя утверждать, что именно они
станут творцами новой жизни. В недотепе
и "облезлом барине" (как иронически
величает Трофимова Варя) нет силы и деловой
хватки Лопахина. Он покоряется жизни,
стоически перенося ее удары, но не способен
овладеть ею и стать хозяином своей судьбы.
Правда, он увлек своими демократическими
идеями Аню, которая выражает готовность
следовать за ним, свято веря в прекрасную
мечту о новом цветущем саде. Но эта юная
семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая
сведения о жизни в основном из книг, чистая,
наивная и непосредственная, еще не сталкивалась
с реальностью. Неизвестно, хватит ли ей
духовных сил, стойкости и мужества, чтобы
до конца пройти путь страданий, труда
и лишений. Сумеет ли она сохранить ту
горячую веру в лучшее, которая заставляет
ее без сожаления проститься со старой
жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа.
И это естественно. Ведь о будущем можно
говорить только предположительно.Если
Чехов с надеждой вглядывался в XX век,
который только начинался, то мы на пороге
следующего столетия по-прежнему мечтаем
о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит
его. Цветущие деревья не могут расти без
корней. А корни – это прошлое и настоящее.
Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала
явью, молодое поколение должно соединить
в себе высокую культуру, образованность
с практическим знанием действительности,
волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными
целями, то есть воплотить в себе лучшие
черты чеховских героев.
Информация о работе Анализ произведения "Преступление и наказание"