- Центральное
место в романе Ф. М. Достоевского
занимает образ Сони Мармеладовой,
героини, чья судьба вызывает у нас
сочувствие и уважение. Чем больше
мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся
в ее чистоте и благородстве, тем
больше начинаем задумываться над истинными
человеческими ценностями. Образ, суждения
Сони заставляют заглянуть вглубь себя,
помогают оценить то, что происходит
вокруг нас. Из рассказа Мармеладова
мы узнаем о несчастной судьбе дочери,
ее жертве ради отца, мачехи и ее детей.
Она пошла на грех, отважилась на
то, чтобы продать себя. Но при
этом она не требует и не ожидает
никакой благодарности. Она ни в
чем не винит Катерину Ивановну,
она просто смиряется со своей
судьбой. “...А взяла только наш
большой драдедамовый зеленый платок
(общий такой у нас платок есть, драдедамовый),
накрыла им совсем голову и лицо и легла
на кровать, лицом к стенке, только плечики
да тело все вздрагивают...” Соня закрывает
лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой
и Богом. Поэтому она редко и домой приходит,
только лишь за тем, чтобы отдать деньги,
она смущается при встрече с сестрой и
матерью Раскольникова, неловко чувствует
себя даже на поминках родного отца, где
ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется
под напором Лужина, ее кротость и тихий
нрав мешают постоять за себя. Все поступки
героини удивляют своей искренностью,
открытостью. Она не делает ничего для
себя, все ради кого-то: мачехи, неродных
братьев и сестры, Раскольникова. Образ
Сони - образ истинной христианки и праведницы.
Наиболее полно он раскрывается в сцене
признания Раскольникова. Здесь-то мы
видим Сонечкину теорию — “теорию Бога”.
Девушка не может понять и принять идей
Раскольникова, она отрицает его возвышение
над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо
само понятие “необыкновенный человек”,
так же как неприемлема возможность преступить
“закон “Божий”. Для нее все - равны, все
предстанут перед судом Всевышнего. По
ее мнению, нет того человека на Земле,
который бы имел право осуждать себе подобных,
решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то
право имеете?” - воскликнула возмущенная
Соня. Для нее все люди равны перед Богом.
Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников,
она также преступила нравственный закон:
“Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”,
- говорит ей Раскольников, только он преступил
через жизнь другого человека, а она- через
свою. Соня призывает Раскольникова к
раскаянию, она согласна нести его крест,
помочь придти к истине через страдание.
У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель
уверен в том, что Соня последует всюду
за Раскольниковым, везде и всегда будет
вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо?
Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать
ради человека, который с тобой сух, холоден,
отвергает тебя. На это могла пойти только
она, “вечная Сонечка”, с добрым сердцем
и бескорыстною любовью к людям. Проститутка,
вызывающая уважение, любовь всех окружающих,
- это чисто по-достоевски, идея гуманизма
и христианства пронизывает этот образ.
Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановне,
и ее дети, и соседи, и каторжники, которым
Соня безвозмездно помогала. Читая Раскольникову
Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря,
Соня пробуждает в его душе веру, любовь
и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце
одного заключало бесконечные источники
жизни для сердца другого”. Родион пришел
к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил
жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют
его слова: “Разве могут ее убеждения
теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства,
ее стремления по крайней мере...” Создав
образ Сони Мармеладовой, Достоевский
создал антипод Раскольникову и его теории
(добро, милосердие, противостоящее злу).
Жизненная позиция девушки отражает взгляды
самого писателя, его веру в добро, справедливость,
всепрощение и смирение, но, прежде всего,
любовь к человеку, каким бы он ни был.
- На первый
взгляд может показаться, что роман
“Война и мир” назван именно так
потому, что в нем отражаются две
эпохи жизни русского общества начала
XIX века: период войн против Наполеона
1805—1814 годов и мирный период до и
после военного времени. Однако данные
литературоведческого и лингвистического
анализа позволяют сделать некоторые
существенные уточнения. Дело в том, что
в отличие от современного русского языка,
в котором слово “мир” представляет собой
омонимичную пару и обозначает, во-первых,
состояние общества, противоположное
войне, и, во-вторых — человеческое общество
вообще, в русском языке XIX века существовало
два написания слова “мир”: “мир” —
состояние отсутствия войны и “мiр” —
человеческое общество, община. В название
романа в старом написании входила именно
форма “мiр”. Из этого можно было бы сделать
вывод, что роман посвящен прежде всего
проблеме, которая формулируется следующим
образом: “Война и русское общество”.
Однако, как было установлено исследователями
творчества Толстого, в печать название
романа попало не с написанного самим
Толстым текста. Впрочем, тот факт, что
Толстой не исправил не согласованное
с ним написание, говорит о том, что оба
варианта названия писателя устраивали.
В самом деле, если сводить объяснение
названия к тому, что в романе имеет место
чередование частей, посвященных войне,
с частями, посвященными изображению мирной
жизни, то возникает много дополнительных
вопросов. Например, можно ли считать изображение
жизни в тылу врага непосредственным изображением
состояния мира? Или не будет ли правильным
называть войной бесконечные раздоры,
сопутствующие ходу жизни дворянского
общества? Однако пренебрегать подобным
объяснением все же нельзя. Толстой действительно
связывает название романа со словом “мир”
в значении “отсутствие войны, раздоров
и вражды между людьми”. Свидетельством
тому являются эпизоды, в которых звучит
тема осуждения войны, выражается мечта
о мирной жизни людей, такие, например,
как сцена убийства Пети Ростова. С другой
стороны, слово “мир” в произведении
явно имеет значение “общество”. На примере
нескольких семей в романе показана жизнь
всей России в тот трудный для нее период.
Кроме того, Толстой подробно описывает
жизнь самых различных слоев русского
общества: крестьян, солдат, патриархального
дворянства (семью Ростовых), родовитых
русских аристократов (семья Болконских)
и многих других. Круг проблем романа очень
широк. В нем раскрыты причины неудач русской
армии в походах 1805—1807 годов; на примере
Кутузова и Наполеона показана роль отдельных
личностей в военных событиях и в историческом
процессе вообще; раскрыта великая роль
русского народа, решившего исход Отечественной
войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно,
позволяет говорить об “общественном”
значении названия романа. Не стоит забывать
и о том, что слово “мир” в XIX веке использовалось
и для обозначения патриархально-крестьянского
общества. Вероятно, Толстой учитывал
и это значение. И наконец, мир для Толстого
— синонимслова “вселенная”, и не случайно
роман содержит большое количество рассуждений
общего философского плана.
- В романе
«Война и мир» Л. Н. Толстой наглядно
показывает, как в условиях критической
ситуации, которой в произведении
является Отечественная война 1812 года,
меняются характеры и образ мыслей
людей. Наиболее ярко процесс преодоления
сословной замкнутости и эгоистической
односторонности отражается в образах
Андрея Болконского и Пьера Безухова.
На примере этих героев автор демонстрирует,
как в человеке из аристократической
среды в эпоху войн пробуждается
гражданская совесть и высокое
понимание чести и долга.
И Андрей и Пьер — лучшие люди своего времени
и класса. Им присущи постоянные духовные,
нравственные искания, недовольство собственной
жизнью, постоянная борьба с собой и поиски
выхода из сложившейся ситуации.
С Андреем Болконским мы знакомимся в
салоне Шерер. Перед нами человек, исполненный
скуки и усталости от жизни. «Эта жизнь,
которую я веду здесь, эта жизнь не по мне»,
— говорит он Пьеру. Он видится человеком,
который живет только умом, а не сердцем.
Презрение к аристократическому обществу
сочетается в нем со стремлением к личной
славе. Он готов отдать все на свете «за
минуту славы, торжества над людьми, за
любовь к себе людей...». Андрей твердо
уверен, что исторические события могут
подчиняться воле одного человека, и хочет
стать таким человеком: «Он соображал
уже, как, приехав к армии, он на военном
совете подаст мнение, которое одно спасет
армию, и как ему одному будет поручено
исполнение этого плана». При всем своем
честолюбии, он все же стремится не только
к собственному благу, но и к всеобщему
благу для людей. Он только видит себя
важной фигурой в достижении этих благ.
По мере развития событий, встреч князя
Андрея с людьми из народа, постепенно
меняются его взгляды. Так мужество капитана
Тушина и его солдат заставляет героя
проникнуться искренним уважением к людям,
которые, не думая о славе и подвигах, каждый
день совершают героические поступки.
Искра сознания пробудилась в нем и в дальнейшем
постоянно усиливалась. Позже, лежа тяжелораненый
на Аустерлицком поле, он отчетливо осознает,
что все, о чем мечтал раньше, оказалось
пустым и ничтожным. Крушение надежд и
планов приводит героя в состояние подавленности
и пессимизма. В этом состоянии его и застает
война. Лишь полностью постигнув дух русского
народа, народную правду, народное понимание
исторических событий, он уже говорит
Безухову: «Успех никогда не зависел, и
не будет зависеть ни от позиции, ни от
вооружения, ни даже от числа». И на вопрос
Пьера — от чего же он будет зависеть,
отвечает: «От того чувства, которое есть
во мне, в нем, — он указал на Тимохина,
— в каждом солдате». Теперь он сознает
лишь частью той огромной силы, которой
суждено победить врага.
В отличие от Болконского, образ Пьера
Безухова с самого начала обращен к нравственным
истокам в человеке. В нем сочетается высокая
интеллектуальная культура, интерес к
философским проблемам и природная доброта,
цельность натуры. Он также, как и Андрей,
чувствует острое противоречие между
собственным внутренним миром и образом
жизни, который ему приходится вести. Он
также стремится вырваться из пропитанного
фальшью и лицемерием светского общества.
Но, в противоположность Болконскому,
преобладающей в его образе является стихия
чувства. Пьер полон благородных, свободолюбивых
идей. И впоследствии эти идеи все больше
обретают национальную почву.
Пьер идет своим путем, так как жизнь без
поиска, без движения для него немыслима.
Путь Пьера — это путь философско-этических
исканий, сопровождающийся кризисами
и разочарованиями, связанными с историческим
развитием русского дворянского общества
той поры. В своих исканиях он проходит
через борьбу духовного с чувственным.
Он ведет разгульную жизнь в кругу аристократической
молодежи, участвует в постоянных кутежах
в компании Анатоля Курагина. И вначале
чувственное в его душе берет верх: он
женится на совершенно чуждой ему Элен.
Но затем духовное, нравственное начало
все же выходит на первый план. Однако
и теперь внутренняя борьба героя не утихает.
Он разрывается между исключительно внутренней
духовной жизнью и стремлением к внешней
деятельности. Задумавшись о смысле жизни
человека, испытывая угрызения совести,
Пьер постепенно приходит к масонству.
Но, достигнув высоких степеней, он не
способен замкнуться в сфере своего «я»,
им движет стремление помогать ближнему
в практической жизни. Вскоре он разочаровывается
и в масонстве, видя бесплодность этого
движения.
И только Отечественная война приближает
Пьера к народной правде. Постигнув народный
взгляд на жизнь и отрекшись от индивидуалистического
сознания, он обретает наконец душевное
равновесие. В плену, в непосредственном,
тесном общении с простыми людьми к нему
приходит ощущение внутренней свободы.
, В Андрее Болконском и Пьере Безухове
автор «Войны и мира» раскрыл типические
черты той среды, из которой вышли деятели
14 декабря. Герои Толстого, обогащаясь
жизненным опытом, освобождаются от былого
своеволия, эгоистического мировосприятия,
«наполеоновского комплекса» и приходят
к мысли, что необходимо быть, прежде всего,
вместе с людьми. Преодолевая собственные
ошибки, заблуждения, они осознают свою
общность с другими людьми, с солдатами,
народом. Они понимают, что только в народном
сознании — залог нравственной и физической
победы, залог душевной свободы и счастья.
- Нераздельность
частного существования
каждого и жизни всех
наиболее решительно
в «Войне и мире» отстаивается
образом Каратаева, особой
его художественной
природой.
Толстой создает
образ Платона Каратаева,охарактеризовав
его внутренний облик особыми чертами
крестьянского патриархального сознания.
Рисуя Тихона Щербатого
и Платона Каратаева, автор
показывает две
стороны крестьянского
сознания и поведения — действенность
и пассивность,
борьбу и непротивление.
Эти образы как бы взаимодополняют
друг друга,
позволяя Толстому
всесторонне изобразить крестьянский
мир. В романе
предстает перед
нами «убогая и обильная, забитая
и всесильная» крестьянская
Русь. Вместе с
тем необходимо обратить внимание на
авторскую оценку образа
Каратаева, указать
на то, что Толстой явно любуется
своим героем, его
кротостью и безропотностью.
В этом сказались слабые стороны
мировоззрения
писателя. Но нельзя
не согласиться с утверждением
Сабурова, что «личные
взгляды и настроения
Толстого никогда не искажали
в «Войне и мире»
художественного
изображения»[2].
В образе Платона
Каратаева выражены черты
деятельного, живого
крестьянского характера.
Изображая, как он разувался, «аккуратно,
круглыми,
спорыми, без замедления
следовавшими одно за другим,
движениями», как
устраивался в
своем углу, как он жил в первое
время в плену, когда стоило
ему «встряхнуться,
чтобы тотчас же, без секунды
промедления, взяться за
какое-нибудь дело»,
— автор рисует привыкшего
к труду и неутомимого
человека, умевшего
быть нужным и полезным всем.
«Он все умел делать не
очень хорошо, но и
не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал
сапоги. Он
всегда был занят
и только по ночам позволял
себе разговоры, которые он
любил,и песни».
Каратаев был, судя по его
рассказам, — «давнишним
солдатом», не любившим,
но честно исполнявшим солдатскую
службу, течение
которой «ни разу
бит не был». В Каратаеве есть и
патриотическое чувство,
которое он по-своему
выражает: «Как не скучать,
соколик! Москва, она
городам мать. Как
не скучать на это смотреть. Да червь капусту
гложе, а сам
прежде того пропадае»[3],
— говорит он, утешая Пьера.
«Попав в плен и
обросши бородою,
он видимо отбросил от себя все напущенное
на него чуждое,
солдатское и
невольно возвратился к прежнему
крестьянскому, народному
складу», и любил
рассказывать преимущественно «из
своих старых и видимо
дорогих ему воспоминаний
«христианского», как он выговаривал,
крестьянского
быта» [4].Облик
Каратаева представляет особое выражение
крестьянской сущности в
авторской ее
трактовке. Его внешний
вид производит впечатление
благообразного
крепкого крестьянина: «приятная улыбка
и большие карие,
нежные глаза
были круглые... зубы его ярко-белые
и крепкие, которые все
выказывались своими
двумя полукругами, когда в он
смеялся (что он часто
делал), были все
хороши и целы в ни одного
седого волоса не было в его
бороде и волосах,
и все тело имело вид гибкости
и в особенности твердости
и сносливости»[5]Образ Платона Каратаева
представляет собой одно
из величайших
художественных
достижений Толстого, одно из
«чудес» его искусства.
Поразительна
в этом образе необычайная
художественная выразительность,
определенность
в передаче темы, суть которой именно
в «неопределенности»,
«аморфности», «безындивидуальности»,
Казалось бы, идет одна бесконечная
цепь обобщенных
определений, «генерализаций»; эти
«генерализации» спаяны с
«мелочностями»,
которые должны передать «круглое»,
«общее», отрицающее
определенность;
образ же предстает предельно
точным, выразительным,
определенным. Секрет
этого художественного «чуда», по-видимому,
-в крепкой
органической включенности
этой «неопределенности» как художественной
темы в
цепь персонажей,
со "всей толстовской силой
определенности, точности