Содержание
Введение………………………………………………………………………2
Глава1.Изучение
лирического произведения на уроках
литературного чтения в начальной
школе…………………………………………………………9
- Теория обоснования
проблемы изучения лирического произведения
на уроках литературного чтения в начальной
школе……………………9
1.2Особенности
лирического произведения……………………………18
1.3.Методика
работы с лирическим произведением
на уроках литературного чтения
в начальной школе…………………………………………………..21
1.4 Комплекс учебников
и сравнительный анализ……………………34
Глава 2. Экспериментальное
исследование и динамика развития лирических
произведений на уроках литературного
чтения в начальной школе……………………………………………………………………………52
2.1 Возможности
школьных учебников чтения для
работы над лирическими стихотворениями
……………………………………………………………..52
2.2 Конспекты
занятий о литературному чтению
в начальной школе…..62
Заключение………………………………………………………………73
Библиография……………………………………………………………75
Введение
Литература сегодня
остается, может быть, единственной
опорой, источником, питающим духовную
жизнь людей. Ценности, убеждения формируются
особенно интенсивно в детском и юношеском
возрасте. Следовательно, именно в школе
мы должны сформировать у детей интерес
и любовь к чтению, развить способность
к восприятию красоты, слова, и его потенциала.
Особое место в школьном курсе литературы
занимают уроки поэзии. Они помогают увидеть
яркий мир, познать красоту человеческих
отношений и силу, учат сопереживать. Поэзия
играет важную роль в формировании идеалов
и эстетических потребностей личности,
особенно в период её становления и развития.
Лирическая поэзия открывает младшим
школьникам цель и смысл стремлений
человека, пути его к добру, красоте и правде.
Лирическая поэзия – важный элемент школьного
курса литературного чтения. Потребность
в воспитании "человека культуры",
а не просто "человека образованного"
- проблема, получившая в настоящее время
особую актуальность и требующая от школы
принятия новых решений. Происходящие
изменения в жизни общества влекут за
собой коренную перестройку общественного
сознания. Общий упадок культуры в наши
дни, вытеснение компьютером и СМИ интереса
школьников к чтению, общению, знакомству
с новыми явлениями культурной жизни отразились
на интеллектуальном уровне современного
школьника. В Законе Российской Федерации
«Об образовании», Национальной доктрине
образования Российской Федерации до
2025 года, а также Федеральной программе
развития образования на 2000 - 2005годы отмечены
преобразования в политической, экономической
и социальной жизни общества, которые
обусловили необходимость качественных
изменений в образовании. Концепция
модернизации российского образования
предполагает ориентацию образования
не только на усвоение обучающимися определенной
суммы знаний, но и развитие личности ребенка,
его познавательных и созидательных способностей.
Методисты и исследователи считают вершиной
читательского восприятия и литературного
развития школьников, прежде всего их
эмоциональную сферу постижение лирического
текста. Главной целью современной школы
является планомерное и целенаправленное
формирование всесторонне развитой личности.
Это понятие в государственном «Законе
Российской Федерации об образовании»
определяется как «целенаправленный процесс
обучения и воспитания в интересах личности,
общества, государства…». Именно школа
вводит ребенка в мир культуры, и системно
знакомит с искусством. В школе детское
любопытство перерастает в любознательность
– одну из главных составляющих творческой
личности.
Актуальность избранной темы исследования
"Изучение лирического произведения
на уроках литературного чтения в начальной
школе " определяется рядом причин,
прежде всего возросшим интересом современной
методики к вопросам поэтики и языка художественных
произведений. Именно в школе посредством
лирики мы можем научить видеть прекрасное
в обыденном , то, что не замечается.
Именно лирика может научить ребят чувствам
как нежность, любовь, сострадание, радость,
сопереживание. Поэтому сейчас немаловажно
уделять внимание поэзии, изучению лирических
произведений в школе . М.О.Гершензон в
своем «Видении поэта» так объясняет
причины поверхностного чтения учащихся:
«Школа внушила ученику убеждение,
что усваивать поэзию плодотворно можно
только аналитическим способом, не получает
той пищи, какую оно дало бы ему, если бы
он школою был приучен знать, что поэзию
надо именно только непосредственно воспринимать,
и если бы он школою же был приучен читать
пристально и глубоко» [177: 310]. Как «приучить»
современного школьника читать классическую
литературу, в том числе поэзию, «пристально
и глубоко», не заглушив в нем при этом
«способность непосредственно воспринимать»
ее, - это методический аспект литературоведческой
проблемы. «Есть ли научные методы, которые
позволили бы сделать искусство предметом
рассмотрения, не убивая его?» - так формулирует
этот вопрос Ю.М.Лотман в своей монографии
«Анализ поэтического текста», вышедшей
в 1972 году и ставшей на долгие годы источником
не только литературоведческих, но и методических
поисков и идей [94: 6]. Лирика может стать
средством духовного обогащения и нравственного
воспитания учащихся только в том случае,
когда они научатся понимать её идейно-эстетическое
богатство, воплощенное в специфической
форме лирического монолога. Отсутствие
целенаправленной работы по формированию
литературного вкуса приводит к тому,
что довольно большое количество взрослых,
окончивших среднюю школу, не обладает
умением эстетически воспринимать
литературу, поэзию.
Цель работы - исследование процесса усвоения
детьми лирических произведений на уроках
литературного чтения.
Реализация поставленной цели предполагает
решение следующих задач:
-сделать анализ психолого-педагогической,
литературоведческой, методической литературы
с целью определения теоретических основ
обучения , восприятия лирических произведений
на уроках литературного чтения;
- изучить особенности
лирики, как литературного рода;
проанализировать жанровую специфику
лирических произведений младших
школьников на уроках литературного
чтения;
- описать психологические особенности
процесса освоения лирического произведения
младшим школьником;
- выявить потенциальные возможности младших
школьников при изучении лирического
произведения;
-охарактеризовать основные положения
методики изучения лирики;
-рассмотреть принципы анализа лирического
произведения в школе;
Объект исследования: процесс изучения
лирики на уроках литературного чтения
( 1- 3 классы начальной школы).
Предмет исследования состоит в определении
наиболее эффективных способов, методов
и приемов в изучение лирических произведений
на уроках литературного чтения в начальной
школе.
Гипотеза исследования: изучение лирических
произведений будет более эффективен,
если дифференцированно подходить к изучению
жанровой специфики лирических произведений;
учитывать особенности восприятия учащимися
лирики; активизировать методы и приемы
работы, способствующие осмыслению учащимися
духовно-нравственных ценностей, воплощенных
в творении художника; проводить целенаправленную
работу по сопоставлению лирических произведений
русской и родной литературы.
Методологической основой исследования
стали:
-педагогические и дидактические идеи
С.И. Абакумова, Ц.П. Балталона, В.Г.Белинского,
В.Н. Водовозова, Л.Н. Толстого, И.И. Трояновского,
К.Д. Ушинского;
-концептуальные идеи развития личности,
содержащиеся в трудах Л.С. Выготского,
А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
Б.М. Теплова;
- концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина
– В.В. Давыдова,
-концептуальные идеи А.А. Потебни, повлиявшие
на развитие лингвистической науки и культурологи;
-методологические идеи М.М. Бахтина, доказательно
считавшего, что понимание литературного
текста носит активный и творческий характер;
Методы исследования: анализ теоретической
и методической литературы по проблемам
исследования; педагогическое наблюдение;
индивидуальная и коллективная беседа
с детьми; естественный эксперимент; педагогический
эксперимент;
Опытно-экспериментальная база исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась
на базе 1- 3 х классов средней школы
№ 159 города Новосибирска.
Принципы изучения лирики
в школе были сформулированы
З.Я. Рез в работе «Методика
изучения лирики в школе».
Она утверждает, что
самое важное при постижении
лирики сформировать
способность к сотворчеству,
сопереживанию, эстетическому
наслаждению. Подключение
школьника к атмосфере
лирики и ее категориям
возможно, именно на
уроках литературного
чтения, Борис Корнилов,
поэт, считает, что равнодушие
к музыке говорит о неразвитости
слуха, а равнодушие
к поэзии говорит о неразвитости
души.
Почему такая особая
роль отводится поэзии?
Лирика – это род литературы,
характеризующийся
субъективностью, прямым
выражением чувств и
переживаний автора,
лаконичной, аккумулирующей
природой стиха, и многозначностью
поэтического образа.
Эти свойства лирики
– в центре внимания
при изучении стихотворных
произведений на уроках
литературного чтения.
В статье Н.Гумилева
«Анатомия стихотворения»
говорится: «Стихотворение
же — это живой организм,
подлежащий рассмотрению:
и анатомическому, и
физиологическому». [2,
т.1, с.634]
Организация
работы с поэтическим
текстом должна быть
основана на главном
принципе: от слова
– к мысли и
чувству, от формы
– к содержанию.
Термин «лирика» совершенно
забыл о своём
происхождении. А
происходит он от греческого
слова «лирикос»,
что означает «исполняемый
на лире» или «поющийся
под лиру». Греки называли
этим словом вовсе не
стихи, а песни, которые
пели под лиру.
В чем заключается
специфика лирики?
Современные
исследователи сходятся
на том, что в лирике
авторское сознание
открыто, хотя формы
его проявления могут
быть разнообразны.
Если ученик привыкнет
относиться с доверием
и сочувствием
к тем незнакомым
душевным состояниям,
которые открываются
и лирическом произведении,
поэзия сначала расширит
его личный эмоциональный
опыт, а затем приобщит
к миру эстетических
переживаний. Все
это оказывает
влияние на духовный
опыт личности: выработке
нравственных оценок,
высокого социального
идеала. Лирическое
произведение - это,
прежде всего, картина
внутренней жизни
человека, его индивидуальных
конкретных переживаний.
Изучать в школе
новые страницы русской
поэзии, поднимая литературный
уровень школьников
и помогая им профессионально
читать лирические тексты,
должно привести учеников
к пониманию любого
художественного
текста .Проблемам
развития восприятия
при изучении лирики
в школе посвящены
исследования З. Я. Рез,
В. П. Медведева, Е. В.
Карсаловой, Р. Д. Мадер,
В. Г. Маранцмана, Л. В.
Тодорова, О. Ю. Богдановой
и других. Авторы
подчеркивали необходимость
учета особенностей
восприятия при изучении
художественных произведений
в их родовой специфике
и своеобразие
восприятия и анализа
лирики на уроках литературы.
Так, З. Я. Рез в
монографии "Изучение
лирики в школе"
доказывает, что высокий
нравственный потенциал
шедевров отечественной
лирики возможно реализовать
только в грамотном
преподавании, что
один из путей постижения
лирики - это выразительное
чтение. Но собственно
анализ - это "узкое
место" в преподавании. "Логика
вопросов и необходимость
расчленения непосредственных
впечатлений иногда
приглушает, а то
и совсем гасит
эмоциональность
первоначального
восприятия" (110, 8).
Очень часто мы
сталкиваемся с
непониманием и
примитивной реакцией
на лирический
текст. Поэтому
учитель должен
"совершенствовать
восприимчивость к поэзии
и развивать художественный
вкус. Для школьной
методики существенно
то, что в лирике действительность,
жизнь, воссоздается
в форме непосредственного
переживания. Человеческое
переживание - это объект (предмет)
лирической поэзии,
и в каждом стихотворении
оно не просто «выражается
автором», но как бы
созидается на наших
глазах, становится
художественным образом-переживанием.
Личность поэта в лирике,
писал В.Г. Белинский,
«является на первом
плане, и мы не иначе
как через нее все принимаем
и понимаем». (Полн. собр.
соч., т. 4, 1954, с. 521).
Открытость выражения
авторского сознания -
одно из характерных
свойств лирики; им
значительной степени
определяется тот
эмоциональный резонанс,
который возникает
в душе читателя
при соприкосновении
с поэзией. Воспитательное
значение искусства
в педагогической
литературе определено
в работах значительной
группы ученых - О.А.
Апраксиной, Л.А. Баренбойма,
Н.А. Ветлугиной, М.А.
Верба, Л.В. Горюновой,
Д.Б. Кабалевского,
М.С. Кагана, Н.И.
Киященко, Л.Н. Когана,
Б.Т. Лихачева, Д.С.
Лихачева, А. Н.
Малюкова, А.А. Мелик-Пашаева,
Б.М. Йеменского, О
П. Радыновой, С.Х..
аппопорта, В.Г.
Соколова, А.Н. Сохора,
В.А. Сухомлинского,
Е.М. Торшиловой, В.Н.
Шацкой, Е.И. Юдиной
и др. В русской
поэзии на рубеже
веков еще работали
крупнейшие поэты
второй половины XX
в., представлявших
самые разные тематические
и стилистические
направления, –
Юрий Кузнецов, Николай
Тряпкин, Глеб
Горбовский, Олег
Чухонцев, Василий
Казанцев, Евгений
Рейн, Игорь Шкляревский…
Но уже чувствовалась
потребность в
совсем новом слове.
Общая неудовлетворённость
вылилась в 2004
г. в дискуссию
на страницах «Литературной
газеты» «Век новый.
А поэзия?», и
эта дискуссия
зафиксировала не
только разворот
новейшей русской
литературы к классической
традиции.
Глава 1. Изучение
лирического произведения на уроках
литературного чтения в начальной
школе.
I.2. История методики работы над лирическими
стихотворениями. Преподавание и методика
лирических стихотворений в начальной
школе имеет свою историю.
А. Кушнер пишет: “Лирика играет на повышение
всех ценностей, разглядывает как драгоценность
каждую крупицу жизни" (Кушнер, 1989, с.307).Традиция
рассматривать лирическую поэзию как
самостоятельное искусство уходит в далекое
прошлое. Древние греки относили лирику
к мусическим искусствам, так как лирические
стихи в то время не говорились, а пелись
под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Первоначально к лирике относили те
песни, которые сопровождались игрой на
лире. Постепенно лирика сближается с
другими видами словесного творчества
. В первой
половине 19 века в школах дети читали
молитвы на старославянском языке, изучали
житие святых. Вопросы методики обучения
в начальной школе были мало изучены.
Лишь отдельные ученые, такие как Срезневский,
Буслаев, разрабатывали общие методические
положения. В работе Ф.И.Буслаева "О
преподавании отечественного языка",
вышедшей в 1844 г. автор не согласен с педагогами,
которые дают своим ученикам слишком много
разнообразного чтения. Не согласен он
и с теми, кто слишком ограничивает чтение
отечественных писателей. По его мнению,
"на русском языке так немного гениального
и классического, что учителю, читающему
с своими учениками многое и разнообразное
по-русски, будет стыдно перед учителями
древних и новых языков". Буслаев предлагает
читать Гомера, Софокла, Горация , из отечественных
писателей он рекомендует Ломоносова,
Державина. "Не надобно слишком заботиться
об образцах для родов и видов поэзии и
с этой целью выбирать чтение из русских
писателей, даже классических, каковы
Жуковский, Пушкин".Ошибкой Буслаев
считает заставлять учеников читать ораторски
то, что они не совсем понимают, по его
мнению это влечет к манерности и портит
чувство обманом. В 1864 году происходит
переворот в работе начальной школы: выходит
первое издание учебной книги К.Д.Ушинского
"Родное слово", К.Д.Ушинский определил
задачи обучения чтению в начальной школе,
он поставил задачу умственного и нравственного
развития детей на основе сказок, басен,
загадок, народных песен и стихов. Это
была первая учебная книга, в которой были
помещены стихотворения о природе и животных
В учебнике К.Д.Ушинского для первого года
обучения содержится 11 лирических стихотворений,
представлены такие авторы, как Пушкин,
Майков, сам К.Д.Ушинский, также произведения
заимствуются из других книг для чтения.
Кроме этого в учебнике приведены народные
песенки, 4 из которых близки к лирическим
стихам.
В учебнике для второго года обучения
использованы 7 народных песенки и 36 лирических
стихов (авторы: Огарев, Майков, Никитин,
Пушкин, Туманский, К.Д.Ушинский Аксаков,
Баратынский, Берг, Тютчев, Плещеев, Бернс,
Кольцов, Жадовская, Некрасов, Фет).
Учебник для третьего года обучения, учитывая
значительно больший объем книги, отличается
значительно меньшим количеством лирических
стихотворений, всего лишь 8. При этом представлены
только три автора: Некрасов, Майков, Пушкин.
Учитель, по его мнению Ушинского, сначала
должен излагать детям содержание стихотворения,
затем объясняет каждую мысль, каждое
слово. После этого следует прочтение
стихотворение по частям и дети "тут
же в классе легко заучивают одну часть
за другой". На втором году обучения
от детей можно требовать писать без ошибок
все маленькие заученные ими стихотворения.
К.Д.Ушинский подчеркивает важность заучивания
стихотворений наизусть, но они "…должны
разучиваться во время урока, чтобы не
давать детям большого труда учить их
вне класса, потому что это трудное зазубривание
стихотворений убивает их эстетическое
впечатление…; в классе, же под руководством
учителя, помогающего вопросами памяти
детей, изучение стихотворения идет очень
скоро"(12).
Н.Ф.Бунаков, развивая взгляды К.Д.Ушинского,
придавал большое значение усвоению детьми
поэтического языка представителей русской
поэзии: Пушкина, Гоголя, Кольцова и др.
Н.Ф.Бунаков предлагает при работе над
стихами учитывать возраст детей. (4,212).
По мнению В.В. Кожинова: «Лирика – это
единственный вид искусства, который человек
может целиком и полностью «вобрать» в
себя, превратив лирическое произведение
или хотя бы его фрагменты в неотъемлемую
частицу своего сознания» (20, 9).
До 70-х годов XX века приоритетным в литературоведении
считался взгляд на лирическое произведение
как на часть, выражение чего-то более
значительного, чем сам текст.
Ю. М. Лотман подошел к литературе как явлению
уникальному и взял на себя смелость изучать
художественный текст, как знаковую структуру.
Поэтому и в школьной практике возникла
необходимость в изучении лирического
текста в соответствии с достижениями
современного стиховедения. Первым
научно обосновал мысль о том, что в поэтическом
тексте все элементы речевого уровня от
фонем до композиции "могут возводиться
в ранг значимых" и что "любые моменты,
являющиеся в языке формальными, могут
приобретать в поэзии семантический характер,
получая дополнительные значения" (76,
36).
Особенностями лирических произведений,
отмеченных в трудах литературоведов,
являются следующие: изображение характера
в отдельном проявлении, в конкретном
переживании; субъективированность этого
изображения, индивидуализация его (Тимофеев
Л. И. Основы теории литературы. – М., 1971.
– С. 367).
В книге И. Ф. Волкова «Теория литературы»
подчеркнуто, что у лирики есть свой предмет
в реальной действительности, который
в полной мере недоступен эпосу. Таким
предметом является внутренний мир человека
в его движении — процесс мышления и его
внутренних переживаний». Исследованию
специфических особенностей лирики, как
особого искусства, посвящены работы таких
ученых, как Палкин М.А., Сильман Т.И., Поспелов
Г.Н., Огнев В.Ф., Михайлов А.А. и др. Вопросы
методики работы над лирическими стихотворениями
рассматриваются в трудах Ушинского К.Д.,
Бунакова Н.Ф., Стоюнина В.Я., Каноныкина
Н.П. и ЩербаковойН.А., Сальниковой Т.П.
и др.
В настоящее время в лирику включают и
стихотворные, и прозаические произведения,
пронизанные лирическим мироощущение.
И тем не менее, как замечает М.А.Палкин
«когда говорят о лирике, то чаще всего
имеют ввиду не лирическую прозу, а лирические
стихи»(36,3).
Он выделил выделить три разновидности
лирического образа: образ – переживание;
образ человека, которому принадлежит
переживание; образы предметного мира
вызывающие переживания. "(36,16).
По мнению Т.И.Сильман "Лирическое стихотворение
является итогом постижения некоего содержания,
сути какого-то предмета, факта, явления,
события внутренней жизни, «схватыванием»
некоей истины…"(47, 29). Но, вырастающее
из "некоего мгновения", лирическое
стихотворение в то же время "должно
вмещать в себя и некое развернутое содержание"(47,
32). О видах
лирики говорится в "Методике
русского языка в начальной школе" Н.П.Каноныкина
и Н.А.Щербаковой. Они полагают, что в школьной
работе важно различать живописную и психологическую
лирику, которые, однако, редко встречаются
в чистом виде, т.е. преобладает смешанный
тип лирики.
Последнее тридцатилетие ХХ века ознаменовано
в стиховедении и методике преподавания
литературы появлением работ, посвященных
анализу отдельного лирического произведения,
рассматриваемого в единстве его содержания
и структуры. В центре внимания оказывается
сам художественный текст и его внутренние
связи.
В. П. Медведев считает, что для анализа
и самостоятельных интерпретаций лирического
текста необходимо уяснить особенности
лирического образа, композиции, языка,
стиха.
Е. В. Карсалова уверена, что организация
чтения и подготовка квалифицированных
читателей лирики стала сегодня серьезной
методической проблемой. Задача учителя
- не разрушить восприятия в ходе аналитической
беседы, от внимания к поэтическому слову
привести школьников к пониманию лирического
текста в целом .
Эмоциональную базу для восприятия может
создать методический прием, который можно
назвать "погружением в поэзию", мотивация
у школьников эстетического наслаждения
на уровне "эмоций формы" (Л. С. Выготский)..
Сам процесс создания художественных
произведений, по сути, неотделим от жизни
поэта вообще. Только творчество способно
сохранить в не разрушенном виде авторскую
модель , воссозданную в лирическом тексте,
которую читатель воспринимает на основе
личного опыта. Обучение художественному
восприятию лирики должно строиться на
принципах вовлечения личности ученика
в этот процесс, , создания самостоятельных
устных и письменных интерпретаций прочитанных
и осмысленных стихотворений, которые
являются лучшей подготовкой к написанию
сочинения по анализу лирического текста
.Таким образом, читательское восприятие,
как и весь процесс читательской деятельности,
связано с творчеством читателя и реализуется
на его основе. Творческие приемы и задания,
способствующие постижению лирики, должны
стать, с одной стороны, сходными с теми
приемами, которыми пользуется создатель
произведения. С другой стороны, они должны
быть направлены на формирование и развитие
у учащихся литературно-художественных
умений, которые связаны с организацией
учебных исследований на каждом уроке
литературы. Рекомендуется также использование
музыкальных произведений с целью воссоздать
образ-переживание автора, мир чувств
лирического героя. Многозначность слова
в лирической поэзии требует внимания
к его эмоциональному звучанию. Мелодия
и ритм стиха воссоздаются в звучащем
слове.
Современная теория и практика изучения
лирических произведений нашла отражение
в трудах таких филологов и ученых-методистов,
как В. В. Голубков, М. А. Рыбникова, М. Г.
Ахметзянов, Р. В. Банчуков, Г. И. Беленький,
О. Ю. Богданова, Б. А. Буяльский, Г. А. Гуковский,
И. С. Збарский, Г. Н. Ио-нин, Е. В. Карсалова,
Д. А. Клумбите, Н. И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова,
А. Г. Кутузов, А. М. Лисовский, А. А. Липаев,
Б. С Локшина, Ю. М. Медведев, Н. Я. Мещерякова,
Н. Д. Молдавская, К. М. Нартов, Я. Г. Нестурх,
3. Я. Рез, Н. Н. Светловская, 3. С. Смелкова,
Н. А. Станчек, Л. В. Тодоров, Р. Р. Майман,
М. Б. Успенский, И. Д. Хмарский, М. В. Черкезова,
Р. В. Якименко и др.
Обновление школьного литературного образования,
изучение лирических произведений на
уроках литературного чтения, сегодня
требует поиска новых подходов к обучению
литературе. О. Ю. Богданова, указывает
на «необходимость совершенствования
школьного литературоведения на основе
целостного изучения поэтики художественного
текста, знания читательского восприятия,
психологии, мотивации его деятельности.
А. Кушнер пишет: “Лирика играет на повышение
всех ценностей, разглядывает как драгоценность
каждую крупицу жизни" (Кушнер, 1989,
1.2 Особенности
лирического произведения.
Лирика - один из
трех основных родов литературы, выдвигающий
на первый план субъективное изображение
действительности: отдельных состояний,
мыслей, чувств, впечатлений автора,
вызванных теми или иными обстоятельствами,
впечатлениями. В лирике жизнь отражена
в переживаниях поэта , создается образ-переживание.
Важнейшим свойством лирики является
способность передавать единичное (чувство,
состояние) как общее. Особенности
лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие
сюжета, небольшой размер. Лирическим
называют род литературы, в котором внимание
автора уделяется изображению внутреннего
мира, чувств, переживаний. Событие в лирике
важно лишь насколько оно вызывает эмоциональный
отклик в душе художника. Переживание
в лирике- главное событие.
Каковы же особенности лирического произведения?
Новалис в 18 веке писал: “Поэзия на деле
есть абсолютное реальное. Это средоточие
моей философии. Чем больше поэзии, тем
ближе к действительности” (Литературная
теория немецкого романтизма, 1934, с.121).
Эта реальность действительности в поэзии
столь велика, что приобретает мистический
характер: “Чувство поэзии имеет много
общего с чувством мистического. Это чувство
, личностного, неизведанного, сокровенного,
должного раскрыться, необходимо-случайного...
” (Там же, с.123).
По Шлегелю, «Лирика всегда изображает
лишь само по себе определенное состояние,
например, порыв удивления, вспышку гнева,
боли, радости и т.д., -некое целое собственно
не являющееся целым. Здесь необходимо
единство чувства». (Эстетика. Философия.
Критика, т. 1. М., 1983, с. 145).
1.Лирическое переживание предстает как
принадлежащее говорящему. Оно не столько
обозначается словами, сколько с максимальной
энергией выражается. В лирике система
художественных средств подчиняется раскрытию
цельного движения человеческой души.
2. Лирическая поэзия оказывается художественным
освоением не только сознания, но и бытия.
Таковы философские, пейзажные и гражданские
стихотворения. Лирика способна связывать
выражаемые чувства с фактами быта и природы,
истории и современности. Лирическое творчество
может обретать и религиозный характер.
3. Лирика стремится к запечатлению всего
значимого и обладающего ценностью.
4. Лирика тяготеет к малой форме. «Как
можно короче и как можно полнее».Хотя
и существует жанр лирической поэмы .Состояния
человеческого сознания выражаются в
лирике по-разному: либо прямо и открыто,
либо по преимуществу косвенно, в форме
изображения внешней реальности . Речь
лирического произведения исполнена экспрессии,
которая становится организующим и доминирующим
началом. Лирическая экспрессия дает о
себе знать и в подборе слов, и в синтаксических
конструкциях, и в иносказаниях, и, в фонетико-ритмическом
построении текста. На первый план в лирике
выдвигаются «семантико-фонетические
эффекты» в их неразрывной связи с ритмикой,
как правило, напряженно-динамичной. При
этом лирическое произведение в большинстве
случаев имеет стихотворную форму, тогда
как эпос и драма обращаются преимущественно
к прозе. Понимание своеобразия лирики
будет способствовать осмыслению и других
литературных родов, лирический элемент
присутствует и в драме, где диалог, является
непосредственным выражением мыслей,
чувств, ощущений персонажа, и в эпосе,
о котором М. Пришвин написал: “Не лирика
ли является в писаниях тем золотом, которое
определяет их прочность и ценность? И
эпос есть ничто иное как скрытая лирика”
(Цит по: Камянов, 1978, с.5). В свою очередь,
лирика содержит в себе элементы и драмы,
и эпоса. Лирика как литературный род в
своих проявлениях тяготеет, с одной стороны,
к эпосу, содержание которого - события,
факты, сюжет как события и факты. С другой
- к музыке, где внешняя “событийность"
уступает место внутренним движениям
человеческой души, когда ее содержанием
становятся даже не мыли, а - чувства, порыв,
эмоция. Лирическое произведение и музыка
- виды искусства не просто тяготеющие
друг к другу, а дополняющие одно другое.
В книге “Музыка в мире искусств” М.С.
Каган так пишет о лирической поэзии: “...
она является не “чистой" формой искусства
слова, а переходной, синтезирующей его
качества с качествами музыки..." (Каган,
1996, с.50). Характер отношений
лирики и изобразительного искусства
сложный, при этом диалогическая сущность
их связи очевидна. Лирический пейзаж
в поэзии и лирический пейзаж в живописи
выступают по отношению друг к другу как
интерпретация одного вида искусства
другим, то же можно говорить о жанре портрета
в этих видах искусства, о жанровых сценах
на полотнах передвижников и в произведениях,
например, Некрасова, Островского.
Понять своеобразие лирики в процессе
ее изучения в школе поможет привлечение
других видов искусства, выявление характера
их взаимосвязи.
Работа над лирическим произведением
вызывает особые затруднения у учащихся
начальных классов. На эту проблему обращают
внимание многие исследователи, такие
как Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская , Л.К.Нефедова
, А.И.Шпунтов Е.А.Швайкина , Т.В. Волченко.
Однако изучение поэтических произведений
в начальной школе необходимо. Так как
именно они передает впечатления, раздумья,
переживания, настроения, мысли и чувства,
которые возникли у поэта под влиянием
обстоятельств жизни. Период младшего
школьного возраста, это развитие эмоциональной
отзывчивости, мышления ,речи ,который
нуждается в ярком, лаконичном, образном
слове. Именно такое слово можно найти
в поэтическом произведении. Поэтому формированию
интереса к поэзии должно уделяться особое
внимание в период начального образования.
Проблема восприятия и понимания поэтических
произведений младшими школьниками объясняется
прежде всего особенностями поэзии
как особого рода художественной литературы,
в котором действительность отражается
путем передачи глубоких, задушевных переживаний,
мыслей и чувств автора .Для полноценного
восприятия и понимания поэтического
произведения учащиеся должны проникнуться
эмоциональным состоянием лирического
героя, почувствовать, пережить то, что
его волнует, удивляет, радует. А это трудно
для младших школьников, так как
их эмоциональная сфера развита недостаточно
для того, чтобы в полной мере сопереживать,
сочувствовать читаемому .Нередко учащиеся,
читая стихи, воспринимают изображенное
неточно и даже неверно. Учителю порой
неизвестно, какой характер имеет процесс
осмысления прочитанного произведения
детьми, как они представляют себе его
содержание.И это ведет к поиску методов
и приемов работы, способствующие полноценному
изучению поэтических произведений в
начальных классах.