Анализ литературного произведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Литература сегодня остается, может быть, единственной опорой, источником, питающим духовную жизнь людей. Ценности, убеждения формируются особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Следовательно, именно в школе мы должны сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, слова, и его потенциала. Особое место в школьном курсе литературы занимают уроки поэзии. Они помогают увидеть яркий мир, познать красоту человеческих отношений и силу, учат сопереживать.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
Глава1.Изучение лирического произведения на уроках литературного чтения в начальной школе…………………………………………………………9
Теория обоснования проблемы изучения лирического произведения на уроках литературного чтения в начальной школе……………………9
1.2Особенности лирического произведения……………………………18
1.3.Методика работы с лирическим произведением на уроках литературного чтения в начальной школе…………………………………………………..21
1.4 Комплекс учебников и сравнительный анализ……………………34
Глава 2. Экспериментальное исследование и динамика развития лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе……………………………………………………………………………52
2.1 Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими стихотворениями ……………………………………………………………..52
2.2 Конспекты занятий о литературному чтению в начальной школе…..62
Заключение………………………………………………………………73
Библиография……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая карпенкоДокумент Microsoft Office Word.docx

— 138.42 Кб (Скачать)

                                               

                                          Заключение

Обучение в  начальных классах имеет огромное значение, так как именно  в  это время происходит  становление  личности  ребенка.  В  этот  период  дети получают основные знания для дальнейшего обучения и  всестороннего  развития личности.  Особую  роль  на  данном  этапе  играет  эстетическое  воспитание учащихся. Этому помогает применение музыки  и  живописи  на  уроках  чтения, способствующие   наиболее   полному   восприятию   детьми    художественного произведения и созданию ярких образов и  картин читаемого текста.В  работе  по теме: «Изучение лирического произведения на уроках литературного чтения в  начальной школе»- были раскрыты многие вопросы, касающиеся методики работы . В частности, была сделана попытка  рассмотреть лирику, как особый вид  искусства со своими особенностями. В силу специфики лирики, стихотворение, в первую очередь, воздействует на человека звучащим словом. Художественное исполнение лирического стихотворения возможно при условии возникновения эмоционального диалога учащихся с образом-переживанием произведения, что достигается при  проведении исполнительского анализа.

 Были рассмотрены  характерные черты лирических  стихотворений, взгляд на лирику  литераторов и методистов.

1. Методические  пути и приемы подготовки учащихся  к восприятию лирических произведений.

2.Пути вовлечения  учащихся в процесс сопереживания.

3.Сохранение  эмоционально-образного воздействия  лирических произведений при  их анализе.

4. Анализ лирических  произведений.

5. Использование  других видов искусства при  изучении лирических произведений.

Раскрытие теоретического вопроса позволило лучше узнать о подходе к методике работы над  лирическими стихами, ведь без основ  теории нельзя вести разговор о правильно  поставленной работе над художественными  произведениями. Подготовка учителя  к выразительному чтению стихотворения  осуществляется при активизации  личного эмоционального опыта, вникании в эмоционально-чувственный мир  поэта, выявлении «сверхзадачи»  лирического текста. само чтение должно ориентироваться на личностно-возрастные особенности учащихся, поскольку  знакомство определяет во многом трудноизменяемое представление о стихотворении  и является основой восприятия. Было проведено исследование   учебных  планов по литературному чтению лирического  произведения в начальной школе. Показаны  возможности школьных учебников чтения для работы над  лирическими стихотворениями и  динамика изучения лирического произведения 1-3 классов начальной школы по программам: « Планета знаний».Э.Э.Кац  и к программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Библиография

1. Абдуллина  А.А. Эстетическое воспитание  учащихся в процессе воссоздания  образов и картин читаемого  произведения // Обучение чтению  младших школьников: Пособие для  учителей / Сост. И.А.Гаркунова. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.

2. Васильева  М.С., Оморокова М.И., Абдуллина А.А.  Воспитание учащихся средствами  литературы // Начальная школа. - 2009. - № 8. - с.11-16.

3. Волченко Т.В.  Некоторые приемы работы с  художественным произведением на  уроках литературы в начальной  школе: Система Д.Б.Эльконина и  В.В.Давыдова // Начальная школа. - 2009. - №11.- с.34-38.

4. Воюшина М.П.Методические  основы литературного развития  младших школьников // Методические  основы языкового образования  и литературного развития младших  школьников. / Под общ.ред. Т.Г.Рамзаевой. - СПб., 1998. - с.40-86.

5. Выготский  Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти  т.: Т.4.Детская психология. / Под ред.  Д.Б.Элтконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

6. Глинская Е.Л.  К вопросу об эстетическом  восприятии литературы младшими  школьниками // Начальная школа. - 1976. - № 8. - с.88-91.

7. Граблева В.Н.  Словесное рисование на уроках  чтения при изучении лирического  произведения // Начальная школа. - 2008. - № 11. -с.19-25.

8. Гужова И.В.  Уроки литературного чтения в  начальной школе // Начальная школа. - 2003. - № 2. - с.89-102.

9. Гусакова О.Я.  Методика работы с текстом  "Чудная картина…" А.А.Фета. // Начальная  школа. - 2007. - № 10.-с.36-40.

10. Залевская  А.А. Текст и его понимание. - Тверь: Тверский гос. университет, 2007.

11. Никифорова  О.И. Восприятие художественной  литературы школьниками. - М., Изд-во  Моск. ун-та, 1959. - 85с.-118

12. Никифорова  О.И. Психология восприятия художественной  литературы. - М., "Книга", 1972. - 168с.-123

13. Огнев В.Ф.  Книга про стихи. Заметки, наблюдения, выводы. -М. "Сов. писатель", 1963.

14. Основы методики  начального обучения русскому  языку. /Под ред. Н.С.Рождественского. -М., "Просвещение", 1965.-534с. 

15. Палкин М.А.  Лирика как искусство стихотворного  слова. - Минск: Вышэйш.шк., 1986.-270 с.

16. Полозова  Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим  во мне я обязан книгам: Кн. для учителя. - М., Просвещение, 1990. - 254с.-44

17. Поспелов  Г.Н. Искусство и эстетика. -М.,1974.-325с.

18. Поспелов  Г.Н. Лирика: Среди литературных  родов/Г.Н.Поспелов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-208с.

19. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского,  М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и  доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.-133

20. Ревякин А.И.  Сюжет. -В кн.: Словарь литературоведческих  терминов. -М., 1974.

21. Редозубов  С.П. Методика русского языка  в начальной школе. -М.: Учпедгиз, 1954.-288с.

22. Рез З.Я.  Об особенностях изучения лирики  в школе. - Куйбышев, 1974. - 115с.-119

23. Рождественский  Н.С., Кустарева В.А. Методика начального  обучения русскому языку. -М., "Просвещение", 1965.-348с.

24. Рыбникова  М.А. Очерки о методике литературного  чтения: Пособие для учителя. - 4-е  изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. - 288с.-127

25. Сальникова  Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед. - М., Просвещение, 1996. - 154с.-111

26. Сильман Т.И.  Заметки о лирике. -Л.: "Сов. писатель". Ленингр. отд-ние, 1977.-223с.

27. Стоюнин В.Я.  Избранные педагогические сочинения/  Сост. Г.Г.Савенок. - М.: Педагогика, 1991. - 368с.-126

28. Тимофеев  Л.И. Слово в стихе. -М.,1982.-344с.

29. Тодоров Л.В.  Работа над стихом в школе. - М., Просвещение, 1965. - 184с.-55

30. Тынянов Ю.Н.  Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.-574с.

31. Ушинский  К.Д. Собрание сочинений. - М.-Л.: Изд-во  Академии пед. наук, т.7, 1949.

Информация о работе Анализ литературного произведения