«Классическая
начальная школа». Дидактическую
основу учебных пособий составляют
классические принципы дидактики, при
этом авторы строят комплект с учетом
современных тенденций развития
образования. Особенностью этой модели
обучения является органическое соединение
традиционной методики с последними
достижениями современной психологии
и новейшими подходами к решению
методических проблем. Предложенные учебные
курсы опираются на педагогику сотрудничества.
Технология обучения в совместной деятельности
нацелена на решение следующих задач:
помочь младшему школьнику наиболее
полно реализовать свой потенциал,
раскрыть свою индивидуальность; воспитать
в ученике те качества личности,
которые необходимы в общении, в
ходе выполнения совместных дел; сохранить
душевное и эмоциональное благополучие
каждого учащегося. УМК ориентирован
на создание благоприятных условий
для развертывания учебной деятельности
ученика, развития его мыслительных
операций. В процессе учения школьник
получает знания не в готовом виде,
а либо в ходе совместной деятельности
(с другими учениками и учителем
в качестве организатора ученического
взаимодействия), либо самостоятельно.
Авторы комплекта считают, что движущей
силой учения является радость творчества,
ощущения своих учебных достижений,
приращения знаний и уверенности
в себе.
«Перспективная начальная школа» (научный
руководитель -Н.А. Чуракова). Концепция
учебно-методического комплекта основана
на гуманистическом убеждении, что все
дети способны успешно учиться в начальной
школе, если для них созданы необходимые
условия. Учет возраста адресата учебников
делает процесс обучения успешным. Авторы
комплекта ориентируются на то, что опыт
ребенка - это не только его возраст, но
также и тот образ мира, который определяется
его укорененностью в природно-предметной
среде. Опыт ребенка - это не только опыт
городской жизни с развитой инфраструктурой
и разнообразными источниками информации,
но и опыт сельской жизни с естественно-природным
ритмом. Сюжетные линии учебных пособий,
в отличие от других УМК, не носят ярко
выраженный урбанистический характер.
Еще одна особенность УМК состоит в том,
что все учебники комплекта предоставляют
педагогам возможности для реализации
регионального компонента.
«Планета знаний» (под редакцией И.А. Петровой).
Целью комплекта является создание образовательного
пространства, в котором младший школьник
выступает как субъект, обладающий правом
выбора вида и форм учебной работы, партнера,
средств и пр. Образовательное пространство
УМК обеспечивает формирование, развитие
и сохранение у учащихся интереса к учебной
деятельности; интеллектуальное, эмоционально-ценностное,
социально-личностное, познавательное,
эстетическое развитие и саморазвитие
ребенка; создание условий для проявления
им самостоятельности и творческих способностей;
сохранение и укрепление физического
и психического здоровья детей путем построения
для каждого ученика своей траектории
усвоения учебного материала. Содержание
учебных предметов помогает ребенку воссоздавать
и удерживать целостность картины мира,
обеспечивает осознание им разнообразных
связей между объектами и явлениями, формирует
умение видеть один и тот же предмет с
разных сторон. Одна из ведущих особенностей
этого комплекта заключается в его целостности:
единстве структуры учебников по всем
классам и предметам; единстве сквозных
линий типовых заданий; единстве подходов
к организации учебной и внеучебной деятельности.
Выводы по первой
главе:
Таким образом,
лирику от других жанров отличают эмоционально-окрашенные
размышления поэта, его чувства
и переживания, а главным объектом
художественного познания в лирике
является характер поэта, прежде всего
его внутренний мир, его настроение,
эмоции. Переживание, запечатленное
в лирике, обладает необычной емкостью.
Оно, оказывается близким и созвучным.
Работа над лирическими стихотворениями
создает большие возможности
для совершенствования навыка выразительного
чтения, для эстетического развития
младших школьников. Эффективность
формирования у учащихся умения
воспринимать лирические стихотворения
зависит от соблюдения следующих
методических условий:
- работа ведется в двух взаимосвязанных
направлениях: работа над средствами выразительности
и работа над восприятием лирических стихотворений;
- работа над следующими компонентами
выразительности: интонация, сила голоса,
темп, логическое ударение, паузы, дыхание;
- осознание детьми зависимости между
художественными особенностями лирического
стихотворения и выбором средств выразительности
при устном воспроизведении текста;
- учет имеющихся в опыте ребенка жизненных
обстоятельств, мыслей и чувств, соотнесение
их с теми, что переданы в стихотворении;
- использование следующих приемов:
выразительное чтение стихотворения
учителем наизусть в процессе первичного
восприятия текста детьми; экскурсии на
природу; рассматривание репродукций
картин, прослушивание записей мастеров
художественного слова и композиторов.
Нет плохих или
хороших программ. Все программы
одобрены Министерством образования.
Каждая система рассчитана на определенный
склад ума, способ восприятия и
умственной обработки информации. А
эти процессы у каждого ребенка
индивидуальны.Концептуальным положениям
курса "Литературное чтение" является
прежде всего комплексный подход к формированию
умений, обеспечивающих ребенку способность
быть читателем .
Глава 2. . Экспериментальное
исследование и динамика развития лирических
произведений на уроках литературного
чтения в начальной школе. 2.1 Возможности школьных
учебников чтения для работы над лирическими
стихотворениями , динамика развития лирических
произведений на уроках литературного
чтения в начальной школе .
В современной начальной школе программа
литературного чтения опирается на
психологическую теорию искусства, которая
выделяет в процессе взаимодействия читателя
с художественным произведением ряд психологических
действий: интеллектуальное познание
и самопознание, художественную оценку
и самооценку, творческое преобразование
слова знака в живой образ и эмоциональное
преобразование самого себя, переосмысление
читательских переживаний и перенос эстетических,
нравственных открытий в жизненный опыт.
Количество уроков, необходимых для изучения
конкретных произведений и выполнения
отдельных заданий, определяет учитель
в зависимости от задач, которые он ставит
перед собой, и уровня подготовленности.
Знакомство с поэзией нужно начинать с
1 класса. Именно с этого этапа можно включать
в уроки чтения большое количество стихов,
во 2 классе вводить поэтические минутки
на уроках чтения и русского языка, с помощью
стихов осуществлять начальный этап грамматического
разбора слов и предложений. И только после
того, можно выделить поэзию в отдельный
урок, основную цель которого определить
как изучение стихов с их анализом, привитие
любви к поэзии, развитие духовного и интеллектуального
потенциала детей.
Во 2 классе учащиеся способны воспринимать
стихи Пушкина, Фета, Тютчева, Блока, учить
их наизусть. Поэтические минуты во 2 классе
и уроки поэзии важно проводить на высоком
уровне. Здесь необходим и предварительный
настрой детей на урок, и применение фрагментов
музыкальных произведений, созвучных
теме. Учителю необходимо уделять особое
внимание дикции и правильной модуляции
голоса, пытаться помочь понять мысли
и чувства авторов стихов. Если же дети
читают не только то, что было запланировано
по теме, то желательно поощрять их стремление
к индивидуальному подходу. Основной тематической
направленностью уроков должны быть любовь
к природе, Отечеству, верность дружбе.
C целью выяснить, какие требования
выдвигает программа по анализу произведений
лирики, были рассмотрены две программы
начальной школы: 1. « Планета
знаний».
Данная рабочая программа составлена
на основе авторской программы Э.Э.Кац
«Литературное чтение» УМК «планета знаний»
и в соответствии с федеральным компонентом
государственного стандарта начального
образования. Учебники данного комплекта
имеют грифы «Рекомендовано» и «Допущено».
1.Учебник «Литературное чтение» Э.Э.Кац
М:Астрель,2009;
2.Учебное пособие для учителя «Обучение
в 1-4 классах по учебнику«Литературное
чтение» Э.Э.Кац» М: Астрель,2009
В программу включены художественные
произведения разных жанров русских и
зарубежных авторов. Они объединены в
блоки, "скрепленные" сквозными темами
и определенными нравственно эстетическими
проблемами. Место конкретного блока в
курсе и отдельного произведения внутри
блока определяется содержанием имеющихся
у школьников знаний о мире, психологическим
состоянием детей на определенном этапе
обучения, сложившейся у них установкой.
Установка обеспечивает интерес ребенка
к деятельности в нужном направлении,
рассмотрение определенной проблемы,
переживание эмоционального состояния.
Музыкальность поэтической речи согласуется
с повышенной чувствительностью детей
к звуку и ритму, их эмоциональностью.
Поэтому в курсе литературного чтения
в первом классе значительное место отводится
стихам.
Основные задачи курса литературного
чтения:
- формирование потребности чтения художественной
литературы;
- навыков чтения вслух и про себя;
- формирование читательского кругозора
и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности;
- освоение литературоведческих знаний
и различных способов деятельности, необходимых
для "проникновения" в художественный
текст;
- развитие устной и письменной речи;
- формирование эстетического чувства,
художественного вкуса; развитие эстетического
отношения к жизни;
-развитие воображения, творческих способностей
ребенка;
- формирование нравственного сознания
и чувства, способности оценивать свои
мысли, переживания, знания и поступки;
- формирование коммуникативной инициативы,
готовности к сотрудничеству;
- обогащение представлений ребенка об
окружающем мире.
Содержание программы:
1 класс 40часов
(Время, отведенное для курса "Литературное
чтение" в 1 классе, зависит от сроков
окончания букварного периода в каждом
конкретном классе).
Круг чтения.
Страна Вообразилия .
С. Михалков (из Ю. Тувима) "Азбука";
В. Левин "Маленькая песенка о большом
дожде", "Обыкновенная история";
К. Чуковский "Храбрецы", "Тараканище"
(отрывок), "Скрюченная песня"; Д. Родари
"Лежебока"; В. Лифшиц "Тимоша";
И. Токмакова "Пряничные человечки";
М. Карем "На травке"; В. Хотомская
"Аист"; Ю. Тувим "Чудеса", "Пляска";
Д.Самойлов О. Мандельштам "Телефон";
О. Дриз "Юла"; В. Лунин "Жук";
Н. Матвеева "Молчание листика" (отрывок),
"Было тихо". Песенки, считалки, загадки
разных народов мира.
Природа и мы.
Г. Балл "Кружавинка"; М. Пришвин "Осеннее
утро", "Черёмуха"; А. Блок "Зайчик";
Н. Рубцов "Воробей"; Л. Толстой "Орел",
"Какая бывает роса на траве"; Е. Чарушин
"Как Томка научился плавать"; А. Барто
"Думают ли звери?"; В. Жуковский "Жаворонок.
Семейное чтение. К. Чуковский "Тараканище",
"Федорино горе";
Учебно-тематический
план
Раздел |
Темы |
Контроль |
Вводный
урок |
Знакомство
с учебником |
|
Страна
Вообразилия 15 ч |
Игра с буквами
С. Михалков"Азбука"
Фантастические
существа
Стихотворный
ритм (хорей)
Освоение нового
ритма(ямба)
Освоение рифмы
Считалки
Чудесные приключения
Неживое становится
живым
Загадки
Звучащий мир
в поэзии |
Тестирование |
|
|
|
Природа
и мы 10 ч
|
Г.Бал «Кружавинка»
М.Пришвин «Осеннее
утро»
А.Блок «Зайчик»
А.Барто «Думают
ли звери»
М.Пришвин «Черёмуха»
В.Жуковский
«жаворонок»
|
Административный
контроль |
Первоклассники
учатся отличать художественное произведение
от реальной жизни, обращать внимание
на отношение писателя к героям. Первоклассники
учатся под руководством учителя выразительно
читать стихотворения, учить их наизусть,
воспринимать элементы лирики. Знакомятся:
стихотворением; рассказом; малыми фольклорными
жанрами; а также со стихотворной рифмой.
Учатся находить рифмы в конце стихотворных
строк, получают представление о ритме
на уровне похлопывания в ладоши двусложных
размеров, знакомятся с понятиями "автор"
и "герой произведения", учатся включать
их в свою речь.
Перейдем к программе
«Школа России» (под ред. А. Плешакова)
существует десятки лет. Сам автор подчеркивает,
что этот комплект создан в России и для
России. Основная цель программы заключается
в «развитии у ребенка интереса к познанию
своей страны и ее духовного величия, ее
значимости в мировых масштабах». Литературное чтение . 1.Пояснительная записка Рабочая программа по
предмету «Литературное чтение» 1 класс
разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального
общего образования. Литературное чтение
— один из основных предметов в обучении
младших школьников. Он формирует общеучебный
навык чтения и умение работать с текстом,
пробуждает интерес к чтению художественной
литературы и способствует общему развитию
ребёнка, его духовно-нравственному и
эстетическому воспитанию.Курс литературного
чтения пробуждает интерес учащихся к
чтению и восприятию художественных произведений,
В том числе и лирических.. Внимание начинающего
читателя обращается на словесно-образную
природу художественного произведения,
на отношение автора к героям и окружающему
миру, на нравственные проблемы, волнующие
писателя. Младшие школьники учатся чувствовать
красоту поэтического слова, ценить образность
словесного искусства. Раздел «Круг детского
чтения» включает произведения устного
творчества народов России и зарубежных
стран, произведения классиков отечественной
и зарубежной литературы и современных
писателей России и других стран (художественные
и научно-познавательные). Рабочая программа
включает все основные литературные жанры:
сказки, стихи, рассказы, басни, драматические
произведения. Ведётся работа по развитию
умения постигать смысл прочитанного,
обобщать и выделять главное. Учащиеся
овладевают приёмами выразительного чтения.
Особое место в программе отводится работе
с текстом художественного произведения.
Дети учатся использовать изобразительные
и выразительные средства словесного
искусства («живописание словом», сравнение,
олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность
и музыкальность стихотворной речи). При
анализе художественного текста на первый
план выдвигается художественный образ
(без термина). Сравнивая художественный
и научно-познавательный тексты, осознают,
что перед ними не просто познавательные
интересные тексты, а именно произведения
словесного искусства. Слово становится
объектом внимания читателя и осмысливается
как средство создания словесно-художественного
образа, через который автор выражает
свои мысли и чувства .Анализ образных
средств языка в начальной школе проводится
в объёме, который позволяет детям почувствовать
целостность художественного образа,
адекватно воспринять героя произведения
и сопереживать ему. В 1 классе на изучение
литературного чтения отводится 40 ч (4
ч в неделю, 10 учебных недель, так как курс
литературного чтения вводится после
завершения обучения грамоте), во 2—4 классах
по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в
каждом классе). Рабочая программа «Литературное
чтение» разработана на основе учебно-методического
комплекта «Школа России», а именно авторской
программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина
«Русская азбука», Л. Ф. Климановой, В. Г.
Горецкого, М. В. Головановой «Литературное
чтение» Исходя из нашей темы
исследования: «Изучение лирического
произведения на уроках литературного
чтения в начальной школе», мы видим
плавный переход из одного блока в другой.
Подходя к второму году обучению, динамика
лирических произведений повышается.
Рассмотрим таблицу второго года обучения
по литературному чтению по двум программам:
« Планета знаний»- автор Э.Э. КАЦ , «
Школа России» под редакцией А. А Плешаков
№ |
« Школа России» |
« Планета знаний» |
1. |
« Есть в осени
первоначальной…»Ф. Тютчев |
« Только на проталинках…»
А. С. Пушкин |
2. |
« Осень наступила»
А. Плещев |
« Птичка» А.
Н. Плешнев
« Весна» |
3. |
« Ласточки пропали»
А. Фет |
« Зима не даром
злиться»Ф. Тютчев |
4. |
« Осень» А. Толстой |
« Зеленая карета»
О.Дриз |
5. |
« Закружилась
листва золотая» С. Есенин |
«Зеленые стишки»
С. Черный |
6. |
« Опустел скворечник»
И. Токмашова |
« Что красивее
всего»Б. Заходер |
7. |
« Чародейкою зимою»
Ф. Тютчев
|
Фольклорная лирика
« Весеннее настроение»
- идет Матушка
весна
- Призыв весне
- Сад
- Весна- красна
- Вырастай
яблонька
|
8. |
« Поет зима аукает»
С. Есенин |
« Колыбельная»А
Барто |
9. |
« Береза» С.
Есенин |
Баю-юаюшки –
баю»Л. Мей |
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету литературное
чтение в 3 классе «Школа России».
Внутри литературных разделов выделяются
тематические подборки произведений о
природе и детях, юмористические произведения,
а также стихи и рассказы из детских журналов.Среди
произведений классиков русской и современной
литературы учитель стихотворения
для слушания, заучивания и драматизации.
Целесообразно выделить не менее 8 – 10
произведений для заучивания наизусть
по рекомендации учителя или по выбору
самого ученика.
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;
2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»,
«Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С.
Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...»,
«Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство»,
«Зима».
Великие русские писатели (14 ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...»,
«Уж небо осенью дышало...»,
«В тот год осенняя погода...»,
«Опрятней модного паркета...», «Зимнее
утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе
Салтане...»;
2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало
и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю.
Лермонтов. «Горные вершины», «На севере
диком...», «Утес», «Осень»;
Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не
ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай
и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»;
3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы»,
«Густой зеленый ельник у дороги...».
2. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...»,
«Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая
избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин.
«Черемуха».Люби живое (10 ч).
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов.
«Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька
провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В.
Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков.
«Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша
Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8.
В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 4 (4 ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над
росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука»,
«В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4.
Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».Собирай
по ягодке – наберешь кузовок (8 ч) 5. Б.
В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь
кузо вок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на
земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые
слова», «Великие путешественники»;
По страницам детских журналов «Мурзилка»
и «Веселые картинки» (4 ч)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»;
2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются
легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».Внеклассное
чтение (34 ч)
Рабочая программа по предмету литературное
чтение в 3 клас « Планета знаний».
Данная программа соответствует образовательным
стандартам начального общего образования
и соответствует базисному учебному плану
общеобразовательных учреждений России.
Основная цель уроков литературного чтения
в начальных классах - помочь ребенку стать
читателем: подвеcти к осознанию богатого
мира отечественной и зарубежной детской
литературы как искусства художественного
слова; обогатить читательский опыт. Развитие
читателя предполагает формирование такой
деятельности, когда он способен воспринимать
текст (слушать и слышать художественное
слово, читать вслух и молча изучать текст
или только знакомиться с ним); понимать
читаемое не только на уровне фактов, но
и смысла (иметь свои суждения, выражать
эмоциональные отношения и т. д .. Итак,
основными образовательными линиями курса
«Литературное чтение» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия
литературного произведения, глубины
понимания учащимся текста и специфики
его литературной формы. Выявление точки
зрения писателя, формирование позиции
читателя.
2. Система работы
над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую
деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений,
которые необходимы школьнику для освоения
литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание
«литературного пространства», соответствующего
возрастным особенностям и уровню подготовки
учащихся.
Поэтому в программе разделы «Работа с
текстом» и «Восприятие художественного
произведения» разведены, каждый имеет
свое содержание. Данный курс литературного
чтения построен с учетом следующих концептуальных
положений:
- изучение должно обеспечивать развитие
личности ребенка, формирование его интеллекта
и общей культуры;
- в результате обучения развивается читательская
деятельность школьников, а также формируются
компоненты учебной деятельности;
- содержание курса «Литературное чтение»
обеспечивает дифференцированное обучение
и учет индивидуальных возможностей каждого
ребенка произведений.
В 3 классе формирование читателя продолжается
на более сложных текстах, углубляются
литературные познания ученика, обогащается
его читательский опыт. Читательское развитие
школьника приобретает большую глубину,
а чтение становится более самостоятельным.
Между учеником, книгой, автором складываются
определенные отношения, вызывающие у
третьеклассников личные симпатии и предпочтения.
Произведения устного народного творчества
русского народа и других народов. Стихотворные
произведения отечественных и зарубежных
писателей.
Примерная тематика: Произведения о Родине,
о героических подвигах во имя Родины,
о труде людей и их отношении к Родине,
друг к другу, природе и жизни; о жизни
детей и взрослых, их чувствах, дружбе
и бережном отношении к животным; о нравственно-этических
понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть,
жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.). Жанровое
разнообразие. Более сложные по структуре
сказки, рассказы, басни, былины, сказы,
легенды. Стихотворные произведения (наблюдение
за ритмическим рисунком, рифмой, строкой,
строфой). Народная сказка: замедленность
действия за счет повторов, включения
песенок и прибауток, наличие волшебных
превращений, присказки, зачины и их варианты,
особые концовки. Идея победы добра над
злом, правды над кривдой. Реальность и
нереальность событий. Герои положительные
и отрицательные. Особенности описания
образов природы в художественной форме,
наличие реальных знаний. Литературные
жанры: сказка, былина, сказ, пословица,
загадка, рассказ, стихотворение, басня,
пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог,
произведение (художественное произведение,
научно-художественное, научно-популярное).
Герой , портрет героя, пейзаж. Стихотворение,
рифма, строка, строфа. Средства выразительности:
логическая пауза, темп, ритм. Восприятие
литературного произведения. Восприятие
произведений разных жанров из круга чтения
на уровне понимания главной мысли. Изучение
произведений одного и того же жанра или
произведений одного и того же автора;
особенности произведения (композиция
текста, язык произведения, изображения
героев). Сравнение героев разных произведений,
анализ их поступков, выделение деталей
для характеристики; определение времени
и места событий, выделение описания пейзажа
и портрета героя. Выявление авторской
позиции и формирование своего отношения
к произведению и героям. Произведения
А.С.Пушкина (6ч)19«У лукоморья дуб зеленый…».
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» Урок
изучающего чтения. Содействовать знакомству
с понятиями: поэма, сказка, стих, стихотворная
строка, рифма, ритм; учить выразительному
чтению; определять темы стихов и виды
сказок. «Бой Руслана с головой». Отрывок
из поэмы «Руслан и Людмила;«Сказка о царе
Салтане…» С.Пушкин «Зимний вечер», «Вот
север, тучи нагоняя…», «Няне. Произведения
И.С.Тургенева («Лес и степь», «Воробей»
Комплексное применение знаний и способов
деятельности учить находить в тексте
описание пейзажа. Выделять эпитеты и
сравнения; познакомить с композиционными
частями сюжета. Стихи русских поэтов.
Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков, А.А.Фет. (4ч)28Ф.И.Тютчев
«Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою
Зимою…» Обогатить представления о понятиях:
стихотворная строка, строфа, рифма, ритм
стиха; учить понимать содержание стихотворения;
отрабатывать навык выразительного чтения
и умение оценивать своё чтение. А.Майков
«Осень»Изучение нового материала Урок
изучающего чтения. А.Фет «Мама! Глянь-ка
из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…».Слушание
и работа с детской книгой. «Стихи русских
поэтов». И. Бунин «Листопад» Произведения
Н.А.Некрасова (4ч)38«Крестьянские дети»
(отрывок). «Мужичок с ноготок». Статья
К.И,Чуковского «Мужичок с ноготок». Слушание
и работа с детской книгой. Стихотворение
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Ввести
в круг чтения произведения Н.А.Некрасова;
дать понятие о лирическом герое – сказочном
и реальном; учить понимать значение эпитетов,
сравнений и олицетворений в стихах; обучать
выразительному чтению, пониманию особенностей
интонационного рисунка стихотворения.
«Славная осень…», «Зеленый Шум». Статья
К.И.Чуковского «Зеленый Шум».Изучение
нового материала .Урок изучающего чтения.
Стихи о природе «Мороз-воевода» (отрывок
из поэмы «Мороз, Красный нос»). Слушание
и работа с книгами. Н.А.Некрасова. К.И.Чуковский
«О стихах Н.А.Некрасова». Стихи русских
поэтов И.Никитин «Русь», «Утро». Формировать
понятия о тоне, темпе, ритме стихов. Учить
выделять логические ударения, указывать
паузы для выработки навыкав выразительной
речи .Ввести понятие о содержании стихов.
Стихи С.А.Есенина о Родине (отрывки).
Формировать понятие о содержании стихия
(мысли, чувства поэта). Закрепить в работе
со стихами поэта понятия «эпитет», «сравнение»,
«олицетворение». Учить передавать свои
чувства через выразительное чтение. Библиотечный
урок. «Стихи русских поэтов». Произведения
С.Я.Маршака «Урок родного языка», «Ландыш».
Произведения М.М.Пришвина (6ч) «Моя Родина».
Учить находить в тексте описания картины
природы, внешнего вида героев, их переживаний.
Учить работать с книгами о природе. Отрабатывать
навык выразительного чтения.