Анализ литературного произведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Литература сегодня остается, может быть, единственной опорой, источником, питающим духовную жизнь людей. Ценности, убеждения формируются особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Следовательно, именно в школе мы должны сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, слова, и его потенциала. Особое место в школьном курсе литературы занимают уроки поэзии. Они помогают увидеть яркий мир, познать красоту человеческих отношений и силу, учат сопереживать.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
Глава1.Изучение лирического произведения на уроках литературного чтения в начальной школе…………………………………………………………9
Теория обоснования проблемы изучения лирического произведения на уроках литературного чтения в начальной школе……………………9
1.2Особенности лирического произведения……………………………18
1.3.Методика работы с лирическим произведением на уроках литературного чтения в начальной школе…………………………………………………..21
1.4 Комплекс учебников и сравнительный анализ……………………34
Глава 2. Экспериментальное исследование и динамика развития лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе……………………………………………………………………………52
2.1 Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими стихотворениями ……………………………………………………………..52
2.2 Конспекты занятий о литературному чтению в начальной школе…..62
Заключение………………………………………………………………73
Библиография……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая карпенкоДокумент Microsoft Office Word.docx

— 138.42 Кб (Скачать)

2.2 Конспекты  занятий о литературному чтению  в начальной школе.

Конспект урока  литературного чтения в 3 классе по теме "Творчество С.Есенина" "Поет зима, аукает"                                                                            Предмет: литературное чтение.                                                                                   УМК: «Начальная школа XXI века»                                                                           Тема: С.А.Есенин «Поёт зима – аукает».                                                                       Цели и задачи урока:                                                                                                         1. Ввести учащихся в мир поэзии С.А.Есенина на примере стихотворения «Поёт зима – аукает»                                                                                                                   2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии С.А.Есенина.      3. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста.                                         4. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания.                                                                                                                       5. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроение автора, выявлять творческую индивидуальность поэта.                      6. Развитие воображения.                                                                                                7. Воспитание чувства прекрасного, наблюдательности к окружающему миру, любви к природе, к языку.                                                             Оборудование:                                                                                                                      1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.                                                          2. Презентация к уроку «С.А.Есенин»                                                                            3. Фильм.

4. А.Вивальди  «Зима»                                                                                                                                     Ход урока:                                                                                                                                   1. Активизация внимания.                                                                                                2. «Настройка» на восприятие (Включаю «Фильм» и на его фоне читаю стихотворение В.Брюсова)                                                                                   Серебро. Огни и блёстки. Целый мир из серебра!                                                              В жемчугах горят берёзки. Чёрно-голые вчера.                                                          Это область чьей-то грёзы. Это призраки и сны!                                                          Все предметы старой прозы волшебством озарены.                                                     - Понравилось вам стихотворение? Чем?  Какие чувства, эмоции вас охватили при слушании?  Какие картины природы вам представились?                   - О каком же времени года эти стихи? А сейчас какое время года на дворе? Почему вы так решили? Подчинилась ли природа календарю? - Чем вам нравится зима? - А вы в лес ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование) . А кто же хозяйничает в лесу, кто сделал его таким? А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову Зима? (Волшебница, фея, колдунья, кудесница, кружевница, мастерица и т.д.) А какие звуки можно услышать в зимнем лесу? (Шум ветра, скрип деревьев, стук дятла, попискивание синиц и т.д.). А что делает ветер в лесу? (Шумит, завывает, поёт)                                                     3. Тема урока и цели.                                                                                     Молодцы! Вы говорите прозой, но говорите о красивом. Ведь вы же не поэты. Я начала урок со стихотворения В.Брюсова о зиме. Но мы не умеем так красиво говорить, образно, понятно выражать свои мысли, но учиться мы этому должны у мастеров художественного слова, поэтах. Главное, что мы чувствуем эту красоту, и мне кажется, что на сегодняшнем уроке у нас это должно получиться. Зимняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов – словом. вот и мы сегодня встретимся с зимой. А гость наш русский поэт С.Есенин (Слайд 1) и его стихотворение «Поёт зима – аукает.                                                                  Сергей Есенин (Слайд 2) родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии (ныне области) в Константинове. Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям, ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми на охоту. Окончил церковно-учительскую школу, но как сам говорил о себе, учителем, к счастью, не стал. Уже в 16 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены вечному – Родине, Матери, Природе, России, Любви. Сегодня мы будем читать стихотворение С.Есенина, в котором много красоты, любви к природе.

4. Знакомство  с текстом и первичный анализ.                                                                1. Чтение стихотворения «про себя» (2 раза) ( на фоне музыки А. Вивальди «Зима»)                                                                                                                                     2. Обмен впечатлениями:                                                                                            Мы говорим, что поэзия – это музыка слов. Какую музыку вы услышали? Какое настроение у вас возникло? (Музыка медленная, плавная. Настроение задумчивое, немного сонное, грустное) . А что особенно понравилось в этом стихотворении? Посмотрите на иллюстрацию. А знаете ли вы, что первое название этого стихотворения было «Воробушки»?!                                                  5. Работа над лексикой.                                                                                      Найдите в тексте и прочитайте о них, о воробушках.                                    Какие слова особенно выражают переживания поэта? (пташки малые, голодные, усталые). Именно эти слова помогли нам представить этих птиц ярко, объёмно, как в жизни. Эти слова называются ЭПИТЕТЫ (Слайд 3) .Есть ли ещё строки о птицах, воробьях? Прочтите их ( как детки сиротливые) .Как понимаете эти слова? (т.е. поэт сравнивает их с детьми-сиротами) .Почему он их сравнивает? (Зима, как мачеха, неласкова, сурова). Какой приём использует автор? СРАВНЕНИЕ (Слайд 3) Подумайте, зачем же Есенин использует эпитеты и сравнение? (Чтобы ярче передать свои чувства нам) . А какие же чувства он хотел передать?  (Тревогу, сочувствие, волнение, жалость, переживание и т.д.). Попробуем передать эти чувства автора при чтении.                                                                                            (Чтение учащихся вслух. Отзывы, оценки) .Почему же пташки бедные, голодные?  (Зима сердитая, холодная и злая) . Прочитайте, какая зима у поэта.  Как зима поёт песни? (Хрустит, звенит, воет) .Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы представили? (Хвойный лес засыпанный снегом) .Нам встретилось слово стозвоном. Это слово придумал сам Есенин. Чтобы понять его, я открою вам один секрет. Если в сильный морозный день вы пойдёте в лес и подойдёте к сосне, то услышите, что дерево звенит. Теперь понятен смысл выражения стозвоном сосняка? Прочитайте следующие три строчки. Как понимаете выражение с тоской глубокою? О чём, почему тоскуют? Какие слова-краски помогли оживить предметы, увидеть что-то новое в знакомом? (Седые). Значит они живые, если могут испытывать чувства, свойственные человеку. Такой литературный приём называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. (Слайд 3) .Озаглавьте эту часть стихотворения. («Воет ветер в лесу») (Слайд 4) .Как вы думаете для чего Есенин писал о холодной метелице, седых облаках, снежных вихрях? (Чтобы показать силу и власть зимы).Прочтите строки о метелице. Подумайте, каковы темп, громкость, настроение. (Напевно, плавно, немного грустно) . Какая картина возникла в вашем воображении?. Что и почему Есенин сравнивает с шёлковым ковром? (Снег переливается, как блестящая ткань) .Красивая картина. Но поэт добавляет «но больно холодна». Почему?  (Он подчёркивает красоту зимы, но и подчёркивает её суровость, силу, власть).Какой же литературный приём снова использует автор?.Попытаемся голосом передать силу, власть зимы, её могущество.                                   (Чтение учащихся. Отзывы, оценки)                                                          Озаглавьте эту часть. («А по двору метелица стелется») (Слайд 4). Прочитайте первые три строки 3-й части. какую картину вы представили? Бешеный рёв вьюги – это какой? (Громкий, сильный, страшный, завывающий) .С какой интонацией это надо передать читая? Всё ли так страшно в стихотворении? Докажите. (3 последние строки). Как прочитаем эти строки? (Светло, мечтательно, с надеждой) .О чём мечтают птицы? (О весне). В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны. Разные, противоположные эти образы, времена года или одинаковы? Именно потому, что разные, автор использует литературный приём КОНТРАСТА. А как вы думаете, зачем он использует приём контраста? (Чтобы ярче, лучше, полнее показать их различие).Прочитайте эти строки, помня о настроении мечтательности и грусти. (От слов «..и дремлют пташки…» и до конца. Отзывы, оценки).                                                                                         Озаглавьте часть. (Слайд 4)                                                                                        6. Подготовка к выразительному чтению.                                                           Мы говорили, что поэзия – это музыка слов. какие зимние звуки вы услышали в этом стихотворении? (Вой, звон, скрип, стук ставень от ветра, убаюкивающий звон сосняка) - Какие же литературные приёмы использовал автор при описании зимы, зимней природы? - Действительно, благодаря этим приёмам мы полнее увидели, услышали зимние звуки, поняли настроение автора, ярче увидели образы, нарисованные словом. - Удивительное стихотворение! А вам оно понравилось? Так давайте же попробуем и мы при чтении передать настроение поэта. Обратимся к плану, который составили во время разбора. Обратите внимание на темп, громкость, настроение. (Слайд 4). Каждый из вас, конечно, будет выражать эти чувства по-своему, но разница между грустью, сочувствием, мечтательностью и суровостью должна быть выражена обязательно.                                                                       (Чтение вслух с учётом требований. Оценки, самооценки.) Удалось ли выразить чувства автора? - Получилось ли передать различные зимние звуки? 7. Обобщение. Итог.                                                                                    С.А.Есенин автор этого и многих стихотворений. О нём его современник Алексей Николаевич Толстой писал так (Слайд 5): «Его поэзия есть разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души» - А как бы вы сказали об Есенине? - Что вы открыли для себя в этом стихотворении? - В своих стихах поэт воспел красоту русской природы, восхищение ею и удивление. Любовь к России он воспитал в себе ещё с детства. Во всём мире знают и любят его стихи за теплоту, лиричность и удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична, музыкальна. Надо только уметь слушать и наслаждаться. Надеюсь, что и вы полюбите поэзию, особенно стихи Сергея Есенина.                                                                                                                            8. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение, нарисовать рисунки, написать сочинение-миниатюру о зимних звуках. Например: скрип снега, стук дятла, свист синиц и щебетанье воробьёв, звон ёлочных игрушек, смех детей, вой ветра, шелест снежинок, звон льдинок, перезвон сосулек. Желательно в стихотворении использовать известные вам литературные приёмы.

Тема: Стихотворение  К. Бальмонта «Снежинка».                                  Цели: 1.Способствовать правильному эстетическому восприятию стихотворения.                                                                                                    2. Развивать умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать  отношение автора  к нему и к описываем событиям.                                            3. «Рисовать» картины природы, подбирать к ним музыкальные характеристики, словесное описание.                                                                Ход урока                                                                                        Подготовительная работа:                                                                                     - Отгадайте, что такое: «Белый, пушистый на землю ложится». В какое время бывает снег? Всегда ли  он  идет  одинаково?  А какой снег вам больше  всего нравится:  тихий,  спокойный, хлопьями, мокрый, колючий, с ветром, метелью? Какие чувства вызывает у вас идущий снег? Представьте себе, что вы летит с неба  на  землю,  кружась,  взлетаете вверх и   плавно опускаетесь. Расскажите, что вы видите  и что чувствуете. (Дети делятся впечатлениями).                                                                                    Первичный синтез:                                                                                        - А  теперь  послушайте,  как  К.  Бальмонт  описывает  путь  снежинки с неба на  землю.  (Учитель  читает  стихотворение наизусть). -  Вы  уже  знаете,  что  в  лирическом  стихотворении  автор обязательно  передает  определенное  настроение.  С   каким настроением написано стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»?                                                                     Анализ 

С  чем  поэт  сравнивает  снежинку?   Прочитайте.   Звезда кристальная, как смелая девочка, качающаяся на качелях «под ветром  веющим».  Скажите,  так  ли  увидел  ее   художник, создавший  иллюстрацию, помещенную в учебнике?                                                                                                                            - Куда стремится снежинка? Почему автор называет  ее  смелой (Снежинка не боится «дороги бурной»).                                                                                    - Какие строчки или строфы вам особенно  понравились?  Почему К.  Бальмонт  восхищался  снежинкой?   Какие   слова   в стихотворении на это указывают? («Снежинка – какая чистая, какая смелая...»)                                           - Что автор хочет подчеркнуть эпитетами светло-пушистая?(Подчеркивает мягкость, воздушность, легкость снежинки).                                                               -  Ребята,  понимаете ли  вы  выражения   «высь   лазурная «взметается»? (Выясняют значение выражений).                                                                               - Какие слова одушевляют снежинку, изображают ее как разумное   существо?  Какое слово автор использует   вместо   слова «снежинка»? Что автор хочет этим подчеркнуть?                                                                                     - Снежинка «дрожит, взметается», т.е. ее движения  становятся более резкими,  неровными,  ее  направление изменяется  то вверх, то вниз. И все же ветер утешает снежинку, и в то  же время «кружит ее  бешено».   К.  Бальмонт  создал   образ снежинки, используя олицетворение (слово записывается  на доске).  Он  восхищается,  любуется   ею,   восклицательное предложение начинает  и заканчивает стихотворение.  Такой прием очень интересен.  Автор повторяет один  и тот же замкнутый круг. Это навевает мысль о музыке. Вслушайтесь в звучание  стихотворения и попытайтесь   напеть   мелодию, подходящую по  звучанию  к этому стихотворению?  (Учитель выразительно   читает   стихотворение:   ученики   напевают мелодию).                                                                                                                         - Так какая музыка подошла бы к танцу снежинки: танец,  марш, вальс,  песня?  (Дети  определяют,  что наиболее  подходит вальс).                                  - Послушайте вальс В. Хачатуряна «Маскарад». Какие чувства у вас вызвала прослушанная   музыка?   Какую   картину   вы представили?  Подходит  ли  музыка  к движению   снежинки? Давайте попробуем полетать  так,  как снежинка.  (Летит, проносится, дрожит, взметается,  качается,  кружится.  Дети танцуют под музыку).                                                                          Творческие работы                                                                                                           - А сейчас каждый нарисуйте свою снежинку, такую, какую вы ее сегодня увидели (графическое рисование). А теперь  опишите ее (письменное рисование).                                                                                                    Вторичный синтез                                                                                                          - Ребята, как будете читать  это стихотворение?  Что должны передать  в  чтении?  Какие  чувства?  (Дети  работают  над выразительностью чтения с помощью учителя).                                                                                        Домашнее задание                                                                                         Выразительно читать стихотворение и вырезать снежинку 

Тема: Стихотворение  А. Пушкина «Зимнее утро».

Цели: 1.    Помочь ученикам создать в воображении  описанную поэтом

красоту картины.

2.   Учить  сравнивать стихотворные произведения,  написанные  на

одну и ту же тему разными поэтами.

3.    Развивать  умения сопоставлять особенности  художественных

образов, созданных  разными видами искусства (эмоционально-

эстетическая  оценка изображения героев, их настроения в

разных видах  искусства.

                                                 Ход урока

Подготовительная  работа

- Ребята, ходили  ли вы на каникулах в лес?  Какую картину   вы увидели?  Вспомнилось ли  вам  хоть  одно  нами  прочитанное ранее  стихотворение? (Делятся впечатлениями).

Первичный синтез

- Сегодня мы  прочитаем еще одно  стихотворение   о  зиме.  Это стихотворение  написал  уже  знакомый  вам   писатель  А.  С.Пушкин.  Послушайте  и  скажите,  сколько  картин   природы описывает  А. С.  Пушкин?  (Читает  заранее  подготовленный  ученик).

Анализ

-  Понравилось   ли  вам  стихотворение?  Сколько  картин вы увидели? Какие? Прочитайте. (Читают  и  разбирают  утренний  пейзаж, выясняют непонятные слова   и  выражения.  Описывают своими  словами представившуюся картину  утра).- Ребята,  а  вам  доводилось  видеть  такую  красоту?  (Дети  делятся впечатлениями).  Какая   вторая  картина  возникает   перед   нами   в   этом  стихотворении? (Вечерний пейзаж. Ученики,  читая по строчке, выясняют  непонятные слова и выражения,  описывают  то,  что представили,  прочитав эти строчки).

-Каким настроением  окрашено все стихотворение?(Восхищение, восторг сегодняшней погоде, хотя  вчера была вьюга.)- Поэт восхищается  только ли красотой зимнего  утра? (Нет. Он описывает две  картины. Одна у него вызывает  восхищение, а другая–грусть,  печаль.  Однако  опять  настроение  поэта меняется: сегодня  у   него   радостное   настроение,   он восхищается  красотой  утра,  а  печаль  была  вчера.  Поэт советует  не  жить  вчерашним  днем,  а  посмотреть,  какой прекрасный день сегодня: «А нынче погляди в окно...»). -  Проследите,  читая  строфу  за   строфой,   как   меняется настроение и чувства поэта. - Какой изображена зима в этом стихотворении? (И  суровая,  и добрая...) - Вспомните и сравните другие стихотворения о  зиме,  которые вы читали. Есть ли в них какое-то  сходство  в  изображении зимы? Если есть,  то  какое?  (Описание  вечера,  где  зима суровая, холодная похожа на зиму, описанную С.  Есениным  в стихотворении «Поет зима аукает»).Рассмотрите репродукцию картины С. Жуковского  «Иней». Что здесь изображено? Какое небо? Снег? Какие краски доминируют в этой картине? Какой момент дня зафиксировал художник? Как вы думаете, какое настроение было  у  художника,  когда  он писал  эту  картину?  Какие  чувства  у  вас  вызывает  эта картина? -  А  сейчас  рассмотрите  еще   одну   репродукцию   картины А. Саврасова «Зимний пейзаж» Что вы видите?  Какое изображено небо? А какой снег? Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Дети высказывают свое мнение).

- Вы рассмотрели   две  репродукции  картин.  Каждый  художник изобразил   зиму  по-своему,  со  своим   настроением.  Какая картина   по  настроению  схожа  со  стихотворением  А.   С. Пушкина?  Докажите.  (Да.  Одна  картина   соотносится  с описанием поэта  утреннего пейзажа, а вторая  – с вечерним).

- Ребята, в чем  разница  картины  и  стихотворения?  (Картина запечатляет   один   фрагмент   и   передает   определенные настроения и чувства,  а в стихотворении  имеется   движение, развитие чувств и настроений, настроение может меняться...)

- Если вам  надо было бы назвать эти  картины, используя  слова из  стихотворения  А.  С.  Пушкина,  т.е.  подобрать   одну строчку,  которая наиболее подходит  к   каждой  картине,  то какие это  были бы слова? («Мороз и солнце, день  чудесный»;«На мутном небе  мгла носилась».)

Вторичный синтез

- Итак, ребята, как  надо читать это стихотворение?  Что  надо передать голосом  при чтении первого столбика?  (Восхищение, восторг).

- А второго  столбика? (Должны  передать  мрачное   настроение, печаль).- Следует помнить,  что  на  словах:  «А  нынче...  погляди  в окно...»  настроение  резко  меняется.  Автор   восхищается красотой утра, буря  была  вчера,  а  сегодня   великолепная погода.

-Читая  третий  столбик  нужно  передать   голосом   легкую задумчивость. Четвертый столбик начинается  с вопроса. Автор как бы медлит, а  после  придается  бегу  коня  и  радуется прекрасной  погоде, сказочному пейзажу.

Домашнее задание

Поработать над  выразительностью чтения. Нарисовать    наиболее понравившуюся картину, описанную  А. С. Пушкиным.

Вывод по 2 главе:

Проанализировав учебники литературного чтения начальной  школы видно что представлены все виды  лирических произведений.Однако  чаще других видов встречается собственно изобразительная лирика, как правило, пейзажная, которая более понятна  детям. Анализ школьных учебников показал, что на современном этапе, лирические стихотворения занимают важное место  на уроках чтения. А значит, необходима и методика работы над лирическими  произведениями. Научить школьника  видеть поэтическое произведение, задумываться над его выразительностью и многозначностью - это и есть культура восприятия поэтического слова. «Если стихотворение  интересно построено, такая работа идёт совместно с анализом композиции: выделяем основные части, определяем их значение, эмоциональный настрой, работаем над «ударными» словами каждой. Именно благодаря этой работе школьники  проникаются настроением поэта, входят в мир его образов. Активизации  восприятия лирического произведения также способствует музыка .  Это  связано с природой самого литературного  рода лирики. Музыка помогает создать  атмосферу искусства на уроке, помогает переключить сознание учащихся с  математики и русского языка на высокий  строй поэзии. Но, как верно заметила Е.В.Карсалова при условии строгого и тщательного отбора музыки. В.П.Медведев в своей работе «Изучение лирики в школе» высказывает мысль, что  «задача учителя не в том, чтобы  найти дубликат лирическому образу (каждое художественное  явление  неповторимо), а в том, чтобы через  сопоставление глубже раскрыть природу  лирического стихотворения. Этим определяется и отбор художественных произведений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ литературного произведения