Анализ литературного произведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Литература сегодня остается, может быть, единственной опорой, источником, питающим духовную жизнь людей. Ценности, убеждения формируются особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Следовательно, именно в школе мы должны сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, слова, и его потенциала. Особое место в школьном курсе литературы занимают уроки поэзии. Они помогают увидеть яркий мир, познать красоту человеческих отношений и силу, учат сопереживать.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
Глава1.Изучение лирического произведения на уроках литературного чтения в начальной школе…………………………………………………………9
Теория обоснования проблемы изучения лирического произведения на уроках литературного чтения в начальной школе……………………9
1.2Особенности лирического произведения……………………………18
1.3.Методика работы с лирическим произведением на уроках литературного чтения в начальной школе…………………………………………………..21
1.4 Комплекс учебников и сравнительный анализ……………………34
Глава 2. Экспериментальное исследование и динамика развития лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе……………………………………………………………………………52
2.1 Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими стихотворениями ……………………………………………………………..52
2.2 Конспекты занятий о литературному чтению в начальной школе…..62
Заключение………………………………………………………………73
Библиография……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая карпенкоДокумент Microsoft Office Word.docx

— 138.42 Кб (Скачать)

1.3.Методика работы  с лирическим произведением на  уроках литературного чтения  в начальной школе.                                                                               Приобщая младших школьников к культуре эстетического восприятия лирических произведений, учитель должен обращать их внимание на специфику содержания и формы лирики. Объектом лирики является внутренний мир человека, жизнь души. Поэтому основное содержание лирики – это лирическое переживание , т. е. мысли, чувства, настроения, эмоционально-духовное состояние. Лирика стремится запечатлеть миг внутренней человеческой жизни, краткий момент душевного состояния. Оно характеризуется значимостью каждого звукового, интонационного, ритмического оттенка, ударения, паузы.                                                    Литературоведы выделяют несколько видов лирических произведений: лирику чувств, лирику мыслей, описательную лирику, частью которой является пейзажная лирика. Именно с этим видом лирических произведений чаще всего сталкивается учитель на уроках литературы в начальной школе. Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является  соответствие эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в лирическом тексте. Поэтому учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, вызвать соответствующие эстетические переживания. Без этого дальнейшая работа над текстом становится бессмысленной. Для решения этой задачи можно использовать следующие методические приемы                        - обратиться к жизненному опыту детей:                                                                         - активизировать их  личные переживания:                                                                  -настроить эмоции детей с помощью творческих заданий:                                                        -рассказать о собственном отношении к произведению:                                              -рассказать о личности поэта, о его чувствах и переживаниях (любовь, дружба, верность, и т. д.):                                                                                              -рассказать об истории создания произведения и о тех фактах, которые послужили причиной этого (разлука с родиной, предательство друга, ссылка и т.д.):                                                                                                                      Особое значение имеет выразительное чтение лирического произведения. Лучше читать наизусть самому учителю либо заранее подготовленному ученику. Именно выразительное чтение способно вызвать эмоции слушателей. Очень часто эта особенность лирики «не замечается» учителем на уроке.                                                                                                                         В пейзажной лирике, с которой чаще всего сталкивается младший школьник, используется прием так называемого психологического параллелизма, с помощью которого автор подчеркивает , параллель между картинами природы и настроением лирического героя.  Понять содержание такого стихотворения – значит воспроизвести в собственном воображении пейзажные картины и уловить скрываемое за ними переживание лирического героя Младшим школьникам бывает трудно понять основную идею произведения в силу их небольшого жизненного и чувственного опыта. Еще одним препятствием на пути осознания главной идеи произведения становится язык, которым написано стихотворение. Классики литературы, чьи произведения читают младшие школьники, жили двести или сто лет назад и зачастую в лирике используются трудные для понимания слова и обороты.                                                                                                                   Прежде чем перейти к методике работы с лирический произведение, необходимо остановиться на уровнях восприятия литературного произведения младших школьником .Уровень восприятия ребёнком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности (ответов на вопросы к тексту, постановки вопросов и т.п.).                                                                                                        Для младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия: Фрагментарный уровень.                                                                                  Отсутствие целостного  восприятие о произведении, внимание детей сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами.  Эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой , но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.       Констатирующий уровень. Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, но выразить ощущения им трудно. Воображение развито слабо. Внимание сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Учащиеся легко воспроизводят ситуацию, описанную в произведении. При специальных вопросах учащиеся могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь больше на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская идея остаётся не освоенной.                                                       Уровень «героя». Читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменения своих чувств  с событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют герои, отсюда и название данного уровня. Верно определяют мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям. При специальных вопросах учителя могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.                     Уровень «идеи». Читатели способны эмоционально отреагировать на художественную форму. Они обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Дети любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Способны увидеть в тексте авторскую позицию, основной конфликт. Читатели часто обращают внимание на название произведения. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. Здесь важно само стремление ученика соотносить размышления, вызванные текстом, определить проблему, стоящую в произведении.                                                                                                                По уровню восприятия можно судить о литературном развитии ученика.         Для того, чтобы ученику открылся поэтический мир автора, нужно  вчитываться в стихотворения, прежде чем судить о них.                                      В. Кожинов, размышляя о свойствах лирики, пишет, что если «произведения других искусств живет в душах людей как впечатления, как память о встречах с этими произведениями», «лирические стихи сами по себе врастают в души каждого и всех. Однако совпадение авторских и читательских чувств происходит не всегда. Следовательно, важнейшая задача при изучении лирического произведения - стремиться развить у школьников способность к сопереживанию. Если ученик привыкнет с доверием относиться к тем незнакомым душевным состояниям, которые открываются в лирических произведениях, то поэзия расширит его эмоциональный личный опыт, затем приобщить к миру высоких эстетических чувств. Это достигается постепенно, прежде всего необходимо использовать:                                                                                                             1. Методические пути и приемы подготовки учащихся к восприятию лирических произведений:                                                                                  2.Пути вовлечения учащихся в процесс сопереживания:                    3.Сохранение эмоционально-образного воздействия лирических произведений при их анализе:                                                                                              4. Анализ лирических произведений:                                                                              5. Использование других видов искусства при изучении лирических произведений:                                                                                                                 Какие методические приемы стоит использовать при работе с лирикой?            Учитель должен как можно больше времени уделять анализу поэтических картин природы в произведениях пейзажной лирики. Одновременно ему следует учить видеть за картинами природы чувства и переживания автора и героя. Ошибкой на уроках в начальной школе является неполнота «расшифровки» пейзажного образа: работа с текстом заканчивается анализом природных образов, не доходя до осмысления содержания лирического текста – чувств, переживаний, размышлений лирического героя.                                                                                                     Для решения этих задач можно активно использовать такие методические приемы, как словесное и графическое рисование, а также не забывать о таких вопросах, как:                                                                                                               - какие чувства отражены в этой картине?;                                                                    -какое настроение передано с помощью картины осени (зимы, весны, зимнего утра...)?;                                                                                                                             -каким настроением проникнут образ березки (черемухи, грозы и т. д.)?;                  -какую по настроению музыку вы подобрали бы к этим картинам природы?; Для осознания и полноценного восприятия поэзии, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями. Они должны охватить три основных раздела: 1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии), 2) поэтический синтаксис и 3) стихосложение (ритмические особенности стиха). Освоение этих знаний идет, как бы, по двум линиям при чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность.                  Начинать освоение теоретических знаний о стихе следует с элементарных понятий в такой примерно последовательности:                                                     - многозначность поэтического слова, сравнения, олицетворения в поэзии;        - образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха;                                                                                                                              - поэтическая образность как проявление стиля, представление в лирике;  Теоретические знания-понятия о поэзии не могут быть раз и навсегда усвоенными; они динамичны, конкретизация их при встречи с новыми произведениями требует от учащихся дополнительных наблюдений, добавочного осмысления, нового творческого освоения.                                       1. Методика изучения лирических стихотворений определяется, в первую очередь, эстетической природой лирики. Эмоциональность произведения создает препятствие для его восприятия школьниками, в особенности учащимися младшего подросткового возраста. Поэтому возникает необходимость в проведении целевой установки, как предваряющего этапа к восприятию и анализу стихотворения.                                                                     2. Эффективность целевой установки зависит от применения психологических приемов, как в процессе подготовки учителя к проникновению в лирический мир поэта, так и в непосредственных формах проведения занятия. Установление эмоционального контакта учащихся и чувственного мира образа-переживания лирического стихотворения приобретает первостепенное значение.                                                                    3. Лирическое стихотворение, в первую очередь, воздействует на человека звучащим словом. Поэтому на уроке изучения лирики чаще всего применяют метод выразительного чтения стихотворения, что приобретает особую важность при первом знакомстве с произведением.                                              4. Художественное исполнение лирического стихотворения возможно при условии возникновения эмоционального диалога учащихся с образом-переживанием произведения, то есть при восприятии и проведении исполнительского анализа. При первом знакомстве со стихотворением учащиеся, в силу возрастных особенностей, встречают определенные трудности в осуществлении выразительного чтения, они могут участвовать в объяснительном чтении и читать отрывки произведения.                                     5. Подготовка учителя к выразительному чтению стихотворения осуществляется при активизации личного эмоционального опыта, вникании в эмоционально-чувственный мир поэта, выявлении «сверхзадачи» лирического текста. Однако само чтение должно ориентироваться на личностно-возрастные особенности учащихся.                                                        6. Анализ лирического стихотворения создает условия для установления полноценного восприятия и выявления личностно-значимого впечатления учащихся,  так как в процессе работы раскрываются авторское чувство и образ-переживание.                                                                                                     7. Для анализа учителем выдвигается эстетическая задача, достигаемая постановкой 1-2 ключевых вопросов. В зависимости от способа раскрытия образа-переживания, мы использовали следующие виды анализа: исполнительский, «вслед за автором» и анализ образа-переживания.                   8. Констатирующий эксперимент на основе анкетирования учащихся и педагогического наблюдения позволяет выявить основные проблемы изучения лирических стихотворений и сделать выводы об эффективности применения методических рекомендаций и проведенного эксперимента, основанных на активизации эмоционально-чувственного восприятия лирических стихотворений, способствовавших дальнейшему процессу устранения вышеприведенных трудностей в изучении лирики учащимися младшего  возраста.                                                                                                    9. Заключительный этап изучения  лирического произведения  должен отражать результаты формирующего эксперимента, одной из задач которого являлись выявление и упрочение эмоционально-личностного отношения к изученным стихотворениям. Для этого  необходимо применять следующие формы работы заключительных занятий: вторичный исполнительский анализ, литературно-творческое сочинение, творчество учащихся.                    10. Выразительное чтение и чтение наизусть становятся результатом исполнительского анализа лирических стихотворений, так как представляют собой индивидуальную художественную трактовку учащихся.                       При работе над выразительностью чтения, необходимо обратить внимание на следующие компоненты. Это умение использовать основные средства выразительности для отражении в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью  донести все это до слушателя .                                К основным средствам выразительности относятся: дыхание, логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения,  темпоритм, повышение и понижение голоса (мелодика), сила голоса, окраска голоса (тембр), тон, интонация, мимика и жест.                                                     Дыхание.                                                                                                          Понятие «техника речи» включает правильное дыхание (физиологическая основа речи), голос (длящийся звук), произношение (дикция) в процессе речи и чтения. Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи.                                                                                   Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности. Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука - та объективная величина, характеризующая реальную энергию звука... Громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т. е. понятие субъективное. Разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы» (2; 40).                                                                             Тембр.  «Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постоянной заботе о нем, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса» (2;40).                                                                               Интонация. Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации. Основные элементы (точнее, компоненты) речевой интонации следующие:                                                                                              1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;                    2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты (мелодика);                                                          3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в  длительности звучания и остановках (паузах);                                                                                4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).                                                                                                   Значение интонации в выразительной речи велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна»,— говорят психологи (12; 55). «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия», — утверждают мастера художественного слова (2; 121). Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы, выражает смысловые отношения между частями предложения, придает предложению значение сообщения, вопроса, приказания , выражает чувства, мысли, состояния говорящего — так оценивают роль интонации филологи (3; 192 ).                                         Логическое и фразовое ударение.  Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов. Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем.                                                                                Логическая и психологическая пауза.  Осмысленное произношение предложения требует правильного членения его на звенья, такты. При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль.                                                           Темп- есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере.                                                         Ритм- есть количественное отношение действенных длительностей (движения, звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере» (10; 40).                                                               Так определяет К. С. Станиславский понятия темпа и ритма, необходимые нам для изучения устной выразительной речи. Эти понятия очень близки, а самые явления почти неразделимы в речи, К. С. Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие — «темпо-ритм».

«Буквы, слоги  и слова,— говорит он»— это  музыкальные ноты в речи, из которых  создаются такты, арии и целые  симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной» (10; 41).                                                              Тембр - это специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее. Тембр -выразитель художественной интерпретации текста, чтец не только передает его в соответствии с пониманием творческих задач автора произведения, но и обогащает звучание собственными творческими замыслами. Вдумчивое чтение текста, «вживание» в образы писателя, поэта — вот что дает основу эмоционально-экспрессивного чтения. «Гармоническое единство интонации речи с ее внутренними корнями должно обеспечить речи ту естественность и простоту, которые дороже необдуманной «красивости» (5; 153).            Мимика -это выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления различных чувств. Сопровождая речь, они дополняют и усиливают ее смысл. Для чтеца и рассказчика мимика является одним из дополнительных средств воздействия на аудиторию. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятельствам.                                                                                Особым средством выразительности является и жест. Это также дополнительное средство выразительности речи, всецело подчиненное ей. Умелый отбор определенных жестов помогает чтецу раскрыть существенные стороны изображаемой в рассказе жизни. Вместе с тем чтецу и рассказчику нужен такой жест, который не дублировал бы речь, не конкурировал бы с ней, а вытекал из содержания, обусловливался им. «...Даже самая полная и разнообразная система жестов значительно беднее системы слов... при условии даже самой ограниченной выдержки жест никогда не вызовет того отклика в сознании, в воображении слушателя, которое всегда вызывает наполненное мыслью слово» (2; 134).                                                              Таким образом, для того чтобы выразительно прочитать произведение, необходимо уметь правильно пользоваться всеми  этими интонационными  средствами. Младшим школьникам свойственно стремление проявить себя в области художественного творчества, у них есть большое желание заучивать стихи и выступать с чтением перед своими товарищами.                              Схема анализа лирического произведения                                                                             1. О стихотворении и его авторе.                                                                                 Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи - вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.                                        2. Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия...).                                     3. Структура образов и развитие конфликта:                                                               а) тема и основная мысль произведения;                                                                     б) как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию);                                                                                         в) система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами);                                                         4. Черты лирического героя.                                                                                             5. Основные особенности поэтического языка:                                                            а) тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия);                                                                                            б) языковой по уровневый анализ:                                                                                       - поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.);                                                       - поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы);                     -использование явлений морфологии и синтаксиса;                                                            6. Ритм .Стихотворный размер. Рифма.                                                                               7. Мое восприятие произведения. 
 
 

1.4 Комплекс учебников  и сравнительный анализ.

Прежде чем  перейти к анализу и рассмотрению учебников по литературному чтению обратимся к модели современного урока.

В последние  годы изменения в начальном образовании  проявились в совершенствовании  и обновлении содержания начального образования, а также в появлении  альтернативных учебно-методических комплектов. Целостные модели начального обучения, обеспеченные комплектами учебников  по всем предметам с первого по четвертый класс, позволяют учителю  выбрать траекторию учебно-воспитательного  процесса, соответствующую возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного учреждения. Каждый учебно-методический комплект (УМК) имеет концепцию. Содержание обучения учебных дисциплин, методический аппарат, средства ориентировки для учителя  и учеников в пособиях выстраиваются  в четком соответствии с концептуальными положениями и особенностями УМК.                                       Для учителя современной начальной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:                                                                         1.Каковы концептуальные положения комплекта?                                                     2. В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?                                                                                                          3.Каковы особенности методики преподавания русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики?                                            4. Какова роль УМК в формировании у младшего школьника умения учиться?                                                                                                                           5.  Каковы отличительные особенности характеристики выпускника начальной школы?                                                                                                   Ответы на эти вопросы были положены в основу характеристики пяти ведущих учебно-методических комплектов, участвовавших в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания начального общего образования:                                                                                                   1.«Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова).        2. Система начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - Н.В. Нечаева).                                                                                                                3.Система начального образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (научный руководитель - Б.Д. Эльконин).                                                                                  4. «Гармония» (научный руководитель - Н.Б. Истомина).                                                           5. «Школа 2000...» - «Школа 2100» (научный руководитель -Л.Г. Петерсон).   Также вниманию педагогов начальной школы предлагаются УМК: «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова); «Классическая начальная школа»; «Перспективная начальная школа» (научный руководитель -Н.А. Чуракова); «Планета знаний» (под редакцией И.А. Петровой).                                 1.«Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова).     Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. Учебно-методический комплект функционирует в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования и предназначен для массовой школы. Исходя из этого авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. Комплект программ содержит специальный раздел «Учебная деятельность».                                                                            Среди принципиальных особенностей УМК авторы-разработчики выделяют следующие:                                                                                                                         -сопровождается педагогической диагностикой;                                                     -в процессе обучения реализуется интегрированный подход.                                  - учебная задача имеет приоритет перед задачей практической, традиционно используемой в начальной школе. В основе решения учебной задачи - обнаружение, выбор из имеющихся или реализация способа решения. Деятельность ученика направлена не на получение результата -ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания открывает перед учеником перспективу понимания и установления способа разрешения аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания в нестандартную ситуацию;                                                                                       - в ходе обучения реализуется дифференцированный подход. Авторская позиция в создании новых подходов к дифференциации обучения заключается в целенаправленной педагогической помощи и поддержке школьника в условиях гетерогенного разноуровневого класса.                              - отдельные учебные предметы в комплекте решают общиедидактические задачи.  Важнейшими дидактическими задачами являются следующие: расширение круга представлений, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика; расширение и закрепление учебных действий ребенка, их отдельных операций и последовательности; развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности; выявление детей, у которых не сформированы те или иные умения, навыки, качества и корректировка учебного процесса с целью организации специальной помощи этим детям.   Основные положения методики обучения по литературному чтению.                   - приоритетная задача курса - углубление интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля;                                                          - расширение круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделяется сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики, а также моделирующей деятельности учащихся;

-частью курса является «Литературное слушание», идея которой – в углублении процесса восприятия художественного произведения, поддержке и развитии интереса к чтению в тот период, когда сам школьник еще недостаточно владеет навыком самостоятельного чтения (1-й год обучения). Исходя из этого уроки литературного слушания решают не столько дидактические задачи, связанные с деталями текста, сколько развивают оценочные суждения первоклассников и умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи свое мнение»). В этом случае меняются место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику «открыть» для себя и сознательно принять научное знание.                                                                                  2.Система начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - Н.В. Нечаева).                                                                                                         Ведущая цель этой дидактической системы - оптимальное общее развитие каждого школьника. Основные положения методики литературного образования.                                                                                                Литературное чтение:                                                                                                    -основной обучающий прием, с помощью которого школьники учатся постигать специфику художественного слова, - сравнение (научного текста и художественного, авторского произведения и фольклорного, поэтического и прозаического и т.д.);                                                                                                     -последовательно наращивается зона сравнительного анализа текстов, в которую со 2-го класса включаются не только литературные, но и живописные произведения; «учебники 3-го и 4-го классов отличает особое структурное построение, помогающее школьнику освоить методику собственно литературного чтения: школьник, читая литературный текст, вынужден обращаться за дополнительной информацией к разным рубрикам учебника (к «Комментариям», «Консультантам», «Исторической справке», «Ленте времени», «Картинной галерее»), выходить за рамки учебника, обращаясь к словарям и полным литературным текстам в хрестоматии;                - направленность на формирование у школьников навыков осознанного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами, формирует исследовательский интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников.                    3.Система начального образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова(научный руководитель - Б.Д. Эльконин).                                                                                В основе концепции этого УМК - идея формирования у младших школьников основ теоретического мышления. Оно складывается в процессе учебной деятельности, поэтому ведущим концептуальным положением комплекта является формирование учебной деятельности ученика начальной школы. Содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности.                                                                                                Основные положения методики литературного чтения.                                          -  цель курса - воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях;                                                                                                                         -основные задачи курса: помочь школьнику увидеть внутренний мир героев глазами автора; выработать свою точку зрения на то, что изображает и выражает автор, согласиться с ним или вступить в спор и увидеть условный мир произведения своими глазами -глазами читателя; формирование литературного творчества младшего школьника(«от маленького писателя к большому читателю»);                                                                                                  - основные методические приемы, используемые в программе по литературному чтению, группируются в следующих плоскостях: становление позиций «читателя», «автора», «публициста», работа в позиции «теоретика».     Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает теоретичность суждений, гибкость мышления, умение применять знания в новых ситуациях, организовывать и участвовать в обсуждениях.                                       4.Учебный комплект «Гармония»(научный руководитель - Н.Б. Истомина).

Ведущей идеей  комплекта, по мнению авторов, является учебная деятельность младших школьников, ее способы (постановка и решение  учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия развития ребенка  в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям  Государственного образовательного стандарта.                                                                                Основные положения методик обучения по литературному чтению. Литературное чтение:                                                                                                       - общая логика расположения литературного материала и ее соответствие ведущим учебным задачам по курсу представляется следующими направлениями: наработка технической базы чтения (2-й класс); накопление литературных,   идейно-тематических   и   жанровых   представлений   (3-й класс); литературное развитие учащихся на основе упорядочивания литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей (4-й класс);                                                                                                                               - центральная линия курса - формирование навыка чтения и умений работать с текстом;                                                                                                                                    - литературное образование младших школьников достигается бла­годаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному виду, роду, жанру литературы;                                                                             - упорядоченное накопление литературных представлений (когда в каждый раздел учебника включены произведения одного литературного жанра) позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды работ и является непременным условием последующих литературных обобщений;                                                                                                                       - особое внимание уделяется соблюдению преемственности литературного развития и образования учащихся начального и среднего звена школы.                В процессе обучения по УМК «Гармония» у младшего школьника целенаправленно и систематически формируются приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение. Учебная деятельность сочетается с коммуникативной. Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличает умение строить собственные высказывания, анализировать суждения других людей.                           5.Учебный комплект «Школа 2000...» - «Школа 2100»(научный руководитель - Л.Г. Петерсон).Учебно-методический комплект разработан на основе следующих групп принципов:  личностно-ориентированные (адаптивность, развитие психологической комфортности); культурноориентированные (картины мира, целостности содержания, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, опоры на культуру как мировоззрение и культурный стереотип); деятельностноориентированные (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика - зоны ближайшего развития, опоры на предшествующее спонтанное развитие, формирования потребности в творчестве и умений творчества).     Основные положения методики обучения  литературному чтению. Литературное чтение:                                                                                                   -курс обучения чтению и начальное литературное образование представляет собой систему литературного чтения: 1-й класс - детская литература; 2-й класс - фольклор, сказки, литературные сказки; 3-й класс - литература детская и «взрослая», рекомендации для детского чтения; 4-й класс - систематический курс детской литературы от первых детских писателей до наших дней;                                                                                                                   нацелен на формирование у обучающихся интереса к чтению на основе самого чтения через интересные и возрастосообразные литературные тексты: ряд произведений включен в законченных отрывках, что дало возможность расширить круг изучаемых авторов;                                                                             - методический аппарат нацелен на поддержку личности каждого ребенка в классе, по характеру - деятельностный и проблемный, включает технологию формирования правильного типа читательской деятельности.                             В процессе обучения по УМК «Школа 2000...» - «Школа 2100» в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Авторы отмечают, что ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.                      «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова).                                         Учебно-методический комплект объединил авторов учебных и методических пособий, разделяющих традиционные взгляды на начальное образование. Средства обучения для ученика (учебники и тетради) совершенствуются и дополняются, предлагая учителю новые формы, методы и приемы обучения (задания для дифференцированной работы, упражнения логического характера, темы и вопросы для ознакомительного изучения, циклы заданий и упражнений для осуществления оценки и контроля, самооценки и самоконтроля).

Информация о работе Анализ литературного произведения