Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:06, реферат
Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.
Центральное
место в романе Ф. М. Достоевского
занимает образ Сони Мармеладовой,
героини, чья судьба вызывает у нас
сочувствие и уважение. Чем больше
мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся
в ее чистоте и благородстве, тем
больше начинаем задумываться над истинными
человеческими ценностями. Образ, суждения
Сони заставляют заглянуть вглубь себя,
помогают оценить то, что происходит
вокруг нас.
Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной
судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи
и ее детей. Она пошла на грех, отважилась
на то, чтобы продать себя. Но при этом
она не требует и не ожидает никакой благодарности.
Она ни в чем не винит Катерину Ивановну,
она просто смиряется со своей судьбой.
“...А взяла только наш большой драдедамовый
зеленый платок (общий такой у нас платок
есть, драдедамовый), накрыла им совсем
голову и лицо и легла на кровать, лицом
к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...”
Соня закрывает лицо, так как ей стыдно,
стыдно перед собой и Богом. Поэтому она
редко и домой приходит, только лишь за
тем, чтобы отдать деньги, она смущается
при встрече с сестрой и матерью Раскольникова,
неловко чувствует себя даже на поминках
родного отца, где ее так бессовестно оскорбили.
Соня теряется под напором Лужина, ее кротость
и тихий нрав мешают постоять за себя.
Все поступки героини удивляют своей искренностью,
открытостью. Она не делает ничего для
себя, все ради кого-то: мачехи, неродных
братьев и сестры, Раскольникова. Образ
Сони - образ истинной христианки и праведницы.
Наиболее полно он раскрывается в сцене
признания Раскольникова. Здесь-то мы
видим Сонечкину теорию — “теорию Бога”.
Девушка не может понять и принять идей
Раскольникова, она отрицает его возвышение
над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо
само понятие “необыкновенный человек”,
так же как неприемлема возможность преступить
“закон “Божий”. Для нее все - равны, все
предстанут перед судом Всевышнего. По
ее мнению, нет того человека на Земле,
который бы имел право осуждать себе подобных,
решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то
право имеете?” - воскликнула возмущенная
Соня. Для нее все люди равны перед Богом.
Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников,
она также преступила нравственный закон:
“Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”,
- говорит ей Раскольников, только он преступил
через жизнь другого человека, а она- через
свою. Соня призывает Раскольникова к
раскаянию, она согласна нести его крест,
помочь придти к истине через страдание.
У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель
уверен в том, что Соня последует всюду
за Раскольниковым, везде и всегда будет
вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо?
Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать
ради человека, который с тобой сух, холоден,
отвергает тебя. На это могла пойти только
она, “вечная Сонечка”, с добрым сердцем
и бескорыстною любовью к людям. Проститутка,
вызывающая уважение, любовь всех окружающих,
- это чисто по-достоевски, идея гуманизма
и христианства пронизывает этот образ.
Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановне,
и ее дети, и соседи, и каторжники, которым
Соня безвозмездно помогала. ина Ивановне,
и ее дети, и соседи, и каторжники, которым
Соня безвозмездно помогала. Читая Рас-кольникову
Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря,
Соня пробуждает в его душе веру, любовь
и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце
одного заключало бесконечные источники
жизни для сердца другого”. Родион пришел
к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил
жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют
его слова: “Разве могут ее убеждения
теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства,
ее стремления по крайней мере...”
Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский
создал антипод Рас-кольникову и его теории
(добро, милосердие, противостоящее злу).
Жизненная позиция девушки отражает взгляды
самого писателя, его веру в добро, справедливость,
всепрощение и смирение, но, прежде всего,
любовь к человеку, каким бы он ни был.
Информация о работе Образ Сони в романе "Преступление и наказание"