Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:37, сочинение
Центральное место в романе Ф.М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.
Центральное место в романе Ф.М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.
Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой.А судьба,в свою очередь, жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близкими. Во-первых, Соня потеряла мать, а затем и отца; во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека. Ее путь - самопожертвование и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину Ивановну, называя ее "ребенком, справедливой", несчастной. Ее великодушие проявилось уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирающего у нее на руках со словами раскаяния. Эта сцена, как, впрочем, и другие, внушает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софье Семеновне. Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта необыкновенная девушка, которую он назвал "юродивой", узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что "нет несчастнее никого теперь в целом свете", чем Раскольников. И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют "девицей отъявленного поведения"! Неужели заслуживает такой участи девушка чуткая и самоотверженная, тогда как Лужин, не страдая от нищеты, мелочен и подл? Именно он считает Соню безнравственной, развращающей общество девицей. Пожалуй, ему никогда не понять, что только сострадание и желание помочь людям, избавить их от тяжкой участи объясняют поведение героини. Вся ее жизнь - сплошное самопожертвование. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпевать любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. Судьба Сонечки убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не "дрожащую тварь", не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних. Соня, самоотверженная в своей преданности и семье, и любви, готова разделить участь Раскольникова. Она искренне верит, что Раскольников сможет воскреснуть для новой жизни. Правда Сони Мармеладовой - это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.
Соня незаметно возникает в романе Достоевского "Преступление и наказание" из арабесок петербургского уличного фона как мысль, как рассказ Мармеладова о семье, о дочери с "желтым билетом". Ее облик впервые дается через восприятие самого автора в тот миг, когда она предстает у постели умирающего отца.
"Из толпы,
неслышно и робко,
Такой впервые предстает Соня Мармеладова перед нами. Писатель особое внимание сосредоточил на описании одежды Сони и этим самым он хотел подчеркнуть ремесло, которым промышляет героиня.
Профессия Сони Мармеладовой – неизбежный результат условий, в которых она живет. Но именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон.Иначе по той же дороге, с тем же концом, пошли бы и Полечка с сестрицей и братцем, которых она поддерживала кое-как своим "золотым" промыслом.
Она пожертвовала собой ради других. "И тут только понял он, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, со своею чахоткой и со стуканием об стену". Она тяжело переживает, сознавая своё положение в обществе, свой позор и грехи: "Да ведь я …бесчестная…я великая, великая грешница! ", "…до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении". Не будь судьба её семьи (а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй) такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому.
Её имя писатель тоже выбрал, как считают, не случайно. Русское церковное имя – Софья, София пришло к нам исторически греческого языка и означает "мудрость", "разумность", "наука". Надо сказать, что имя Софья носят несколько героинь Достоевского - "кротких" женщин, которые смиренно несут крест, выпавший на их долю, но верят в конечную победу добра. Если "София" вообще означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софьи – смиренномудрие.
Соня помимо детской чистой и невинной души обладает огромной моральной стойкостью, сильным духом и поэтому она находит в себе силы спасаться верой в Бога, поэтому она сохраняет свою душу. "Что ж бы я без бога-то была? "
Доказательство необходимости веры в Бога было одной из главных целей, которые Достоевский ставил перед своим романом.
Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию - "теорию Бога". Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие "необыкновенный человек", так же как неприемлема возможность преступить "закон Божий". Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего.
Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: "Мы вместе прокляты, вместе и пойдем", - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она - через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, "вечная Сонечка", с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановна, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: "Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере... "[
Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Рас-кольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.
Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех униженных и оскорбленных. Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.
Катерина Ивановна - бунтарка, страстно вмешивающиеся в несправедливую и враждебную ей обстановку. Она - безмерная гордячка, в порыве оскорбленного чувства идет против здравого смысла, кладет на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, - благополучие своих детей.
О том, что жена Мармеладова Катерина Ивановна вышла за него замуж с тремя детьми, мы узнаём из разговора Мармеладова с Раскольниковым.
"Я звериный
образ имею, а Катерина Ивановна,
супруга моя, - особа образованная
и урожденная штаб-офицерская
дочь…. . она же и сердца высокого,
и чувств облагороженных
Мармеладов дает жене точную характеристику: "…Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет... "[15]. Но человеческая гордость ее, как и Мармеладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, Катерине Ивановне "некуда идти".
В этой женщине показана физическая и духовная деградация. Она не способна ни к серьезному бунту, ни к смирению. Ее гордость столь непомерна, что смирение для нее просто невозможно. Катерина Ивановна "бунтует", но ее "бунт" превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, идет к генералу "добиваться справедливости", откуда ее также с позором выгоняют).
Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. "На мне нет грехов! Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо! " - говорит она перед смертью.
Алена
Ивановна — коллежская регистраторша,
процентщица, «...крошечная, сухая старушонка,
лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками,
с маленьким вострым носом... Бело
брысые, мало поседевшие волосы ее были
жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной
шее, похожей на куриную ногу, было наверчено
какое-то фланелевое тряпье, а на плечах,
несмотря на жару, болталась
вся истрепанная и пожелтелая меховая
кацавейка». Ее изображение должно вызывать
отвращение и тем самым как бы отчасти
оправдывать
идею Раскольникова, который носит ей
заклады, а затем убивает ее.
Персонаж — символ никчемной и даже вредной
жизни. Однако, по
мысли автора, она тоже человек, и насилие
над ней как над любым
человеком, даже во имя благородных целей,
является преступлением
нравственного закона.
Лизавета —
младшая, сводная сестра процентщицы Алены
Ивановны. «...Высокая, неуклюжая, робкая
и смиренная девка, чуть не
идиотка, тридцати пяти лет, бывшая в полном
рабстве у сестры своей,
работавшая на нее день и ночь, трепетавшая
перед ней и терпевшая от
нее даже побои». Смуглое доброе лицо.
Занимается стиркой и починкой
белья. До убийства была знакома с Раскольниковым,
стирала ему
рубашки. Была также в дружеских отношениях
с Сонечкой
Мармеладовой, с которой даже обменялась
крестами. Раскольников
случайно подслушивает ее разговор со
знакомыми мещанами, из
которого узнает, что старуха-процентщица
в семь часов следующего
дня останется дома одна. Немного раньше
он случайно услышал в
трактире фривольный разговор молодого
офицера и студента, где речь
шла, в частности, и о Л. — что она хоть
и некрасива, но многим нра-
вится — «тихая такая, кроткая, безответная,
согласная, на все
согласная» и потому постоянно беременная.
Во время убийства
процентщицы Л. неожиданно возвращается
домой и тоже становится
жертвой Раскольникова. Именно подаренное
ею Евангелие Соня читает
Раскольникову.
Информация о работе Женские образы в романе "Преступление и наказание"