Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".
Каждый художник (в широком смысле этого слова) стремится раскрыть образ доступными ему средствами в меру своего таланта и личностного видения. Чаще всего героя ставят в определенную ситуацию и образ раскрывается через поведение героя в этой ситуации, через его отношения с окружающим миром.
Немаловажное значение играют внешние характеристики: одежда. Рост, фигура, особенности мимики, жестов, тембр голоса. Особенно значимы внешние атрибуты в формировании образа театрального героя.
Методы научных исследований это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Явления
психологии настолько сложны и своеобразны,
что на протяжении всей истории этой
науки ее успехи непосредственно
зависели от совершенства применяемых
методов исследования. Со временем
в ней оказались
К основным методам психологического исследования относят наблюдение и эксперимент .
Наблюдение — научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических фактов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа.
Требования к проведению наблюдения:
Процессы общей процедуры наблюдения (программа наблюдения):
Различают следующие, дополняющие друг друга, виды наблюдения:
Особую разновидность составляет включенное наблюдение, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри» (например, при исследовании малых групп в социальной психологии).
В зависимости выбранного объекта, внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннего (переживания, мысли, психические состояния и процессы) различаются две основные вариации метода наблюдения: объективное наблюдение и самонаблюдение.
Метод объективного наблюдения — это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.
Метод самонаблюдения — это стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами. Элементы этого метода лежат в основе практически любого психологического исследования. Посредством сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в самоотчете (вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни), с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, устанавливается их принципиальное родство, а затем производится сравнение данных внутреннего опыта с внешними проявлениями психики.
К методам самонаблюдения относятся классическая интроспекция, разработанная в рамках интроспективной психологии (В.Вундт), и феноменологическое самонаблюдение .
Интроспекция (от лат. Introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического самоанализа, который заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких-либо вспомогательных средств, инструментов или эталонов.
Эксперимент — это исследовательская стратегия, при которой осуществляется целенаправленное отслеживание какого-либо процесса в ситуации регламентированного изменения его отдельных характеристик и условий протекания. Таким способом производится проверка гипотезы исследования. Эксперимент, наряду с наблюдением, — один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования, в частности.
Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследованиям активное вмешательство в нее исследователя , планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в «поведении» изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать — значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.
Эксперимент предполагает
относительно полный (тотальный) контроль
за введенными переменными. Если при
наблюдении часто не удается предвидеть
значимые изменения, то в эксперименте
их можно не только прогнозировать,
но и планировать, сознательно вызывать.
Возможность манипулирования
Спецификой психологического эксперимента выступает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Основное достоинство психологического эксперимента в том, что он предоставляет возможность специально вызывать определенные психические процессы и явления, воздействовать на их характеристики, устанавливать зависимость психических явлений от изменяемых внешних условии. Правильно организованный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь только констатацией связи — корреляции — между психологическими переменными. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов в сфере психического получена именно экспериментальным путем.
Но эксперимент применим не ко всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он — объект исследования. Если это не удается, то более чем вероятны желание испытуемого повлиять в выгодном для себя направлении на результаты эксперимента, его сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки, скованность и пр.
Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с испытуемым и может невольно влиять на его поведение.
Принято выделять два основных вида эксперимента:
1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении;
2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.
Лабораторный эксперимент — это исследовательская стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в искусственно созданных условиях, с использованием специальных исследовательских средств (например, аппаратуры), тщательно разработанных инструкций и т.д. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий, необходимых для ее проявления. Требование чистоты получаемых данных связано с определенными ограничениями: в искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать повседневные жизненные обстоятельства, удается воспроизводить лишь отдельные их фрагменты. Главное достоинство лабораторного эксперимента — высокая точность контроля за переменными, главный недостаток — информированность испытуемых о самой ситуации исследования.
Естественный эксперимент — исследовательская стратегия, впервые предложенная А.Ф.Лазурским в 1910 г. Проводится в условиях, близких к повседневной жизнедеятельности испытуемого, причем последний не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается высокая чистота эксперимента. Данный метод позволяет психологу активно влиять на экспериментальную ситуацию, не нарушая ее естественности для участников. Естественные эксперименты обеспечивают достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку при повторном проведении утрачивают свою естественность и скрытость от испытуемых.
В настоящее время широко
обсуждается проблема этичности
проведения психологических экспериментов
этого типа, так как они предполагают
использование скрытой
Особую разновидность представляет полевой эксперимент, предполагающий использование минимума оборудования в ситуации, максимально приближенной к естественной (экспериментирование в полевых условиях проводится, в частности, в этнопсихологии при исследовании особенностей «национального характера», кросс-культурных различий, форм межэтнического общения). Если исследуемая область сравнительно мало изучена и система гипотез отсутствует, то применяется пилотажный эксперимент, результаты которого помогают уточнить направление дальнейшего исследования. Когда выдвигаются две конкурирующие гипотезы, и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте . Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей на, так называемой, контрольной группе испытуемых, которая в силу определенных характеристик не чувствительна к действию исследуемого фактора. В зависимости от позиции экспериментатора (наблюдательной или активной), различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий.
В первом случае исследовательская задача сводится к обнаружению констатации структур и связей, складывающихся в ходе индивидуального развития. Во втором — исследование осуществляется в процессе обучения испытуемого и направленного формирования его психических особенностей и процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление и др. Иными словами, формирующий эксперимент — это исследовательская стратегия, предполагающая выявление закономерностей развития психики в ситуации активного воздействия исследователя на испытуемого (в роли которого обычно выступает ребенок, как объект воспитания и обучения). Синонимы — эксперимент преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий; метод активного формирования психики.