Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

Шпаргалка: культурология экзамена по СКД

1.Культурология в  системе научного знания

Культурология или теория культуры - это комплексная  гуманитарная дисциплина, целью которой  является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология - это система знаний о сущности, закономерностях, существования  и развития, человеческом значении и способах постижения культуры1

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую  тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние  и взаимопроникновение различных  областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных  исследований ведет к синтезу  ряда наук, формированию диалектически  взаимосвязанного комплекса научных  представлений о культуре как  целостной и многообразной системе.

Каждая  из наук, с которыми культурология  входит в контакт, дает возможность  углубить знание о явлениях тем необходимым  компонентом и социальным фоном  развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так  богато культурное наследие.

Культурология не просто механически  заимствует знания, полученные другими  науками, но органично включает их в  целостную систему науки о  культуре, создавая общую модель или  картину культуры определенной эпохи.

В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:

  • Первый -- рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом -- система знаний о культуре.
  • Второй -- представляет культурологию каксостоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологи как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку, времени.
  • Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологи в системе социально-гуманитарного знания.
  • Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях:
  • - Сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой.
  • - Обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры.
  • - Трансляция культуры -- опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.
  • Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности2.

 

2.Сценарный ход  и монтаж в досуговых мероприятиях.

Сценарий - подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.

Начинается разработка любой лосуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны бытъ художественно исследованы в сценарии.

В практике досуговых программ, представлений существует такое понятие, как «ход». Его называют иногда драматургическим, режиссерским, сценарным или авторско-режиссерским. Но поскольку режиссер и драматург при работе над сценарием выступает в одном лице (как правило), то его можно называть сценарно-режиссерским.

Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать прежде всего как-смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режисеерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но ею возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.

Сценарно-режиссерский ход - это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия.

Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария.

Также, сценарно-режиссерскин ход (прием) - это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии:

Экспозиция - ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт - столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.

Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию высшую точку представления.

Развязка - как разрешение конфликта, затем - главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.

Вышеизложенную последовательность событий можно графически представить так:

Развитие конфликтной ситуации, т. е. сквозное действие

Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

Иллюстрирования и театрализация это способы художественного решения темы и их нельзя «внести» в мероприятие, ибо с их помощью оно организуется, драматургически выстраивается. Эти приемы позволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.).

Прием иллюстрирования, как и прием театрализации, предполагает не случайный, произвольный монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств, а организованный драматургически в соответствии с темой мероприятия и творческим замыслом его постановщиков. И в том и в другом случае важно определить меру и порядок использования различных выразительных средств, составляющих материал мероприятия.3

 

3.Виды социально-культурного  творчества.

Социальная значимость культурно-досуговой  деятельности заключается в ее влиянии  на развитие творческих задатков и  способностей человека и уровень  его удовлетворения культурно-досугового учреждения.

“Социально-культурное творчество (СКТ)” – это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или  группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу  духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и  воспитании подрастающего поколения.

СКТ направлено на самообразование, освоение социально-культурного  опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование  и создание новых форм общественных отношений.

СКТ проявляется  в самодеятельной и творческой инициативе личности.

Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим  направлениям:

1. Общественно-политическое самодеятельное  творчество:

- правово политической  направленности;

- историко-культурный и  экологической направленности;

- интернациональной дружбы;

- искусствоведческой, художественно-критической  направленности;

- антивоенное движение;

- движение по защите  прав потребителей;

- лоббистские организации  и группировки;

- фанаты спортивные, популярных  творческих коллективов и сполнителей;

- религиозной и экстремистской  направленности и другие.

Функции:

- служат каналом выражения  интересов масс;

- выступают как школа  политического воспитания;

- обуславливают сохранение  органов государственной власти  в сфере контроля общества;

- охрана памятников культуры, окружающей среды оказывают влияние  на политическую власть.

2. Производственно-техническое самодеятельное  творчество:

- конструирование –  постройка технических объектов  с выполнением их проектов;

- моделирование - воспроизведение  технических объектов по образцам  в уменьшенном виде (или увеличенном);

- изучение устройства, принципов  действия и приемов управления  техническими объектами;

- изобретательство –  техническое творчество на производстве, направленное на разработку новых  принципов создания и применения  техники;

- рационализаторство –  техническое творчество, направленное  на совершенствование используемой  техники, технологии;

- любительство – техническое  творчество, непосредственно не  связанное с производством и  профессиональной деятельностью  человека;

- массово-техническое творчество  – творческая деятельность народных  масс происходящая в свободное  время.

Функции:

- ознакомить с достижениями  НТП;

- развитие творческих  способностей человека;

- воспитание культуры  труда – потребности познания, творчества и созидательного  труда;

- трудовое воспитание  – бережное отношение к результатам  своего труда и труда других  людей;

- воспитание чувства  гордости, патриотизма за достижения  отечественной науки, техники  и производства.

3. Самодеятельное художественное  творчество:

- самодеятельность организованная  на фольклор и этнографическую  культуру прошлого;

- художественная самодеятельность  ориентированная на профессиональное  искусство;

- массовая художественная  самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и  другие);

- народно-художественные  промыслы и ремесла;

- авторская самодеятельность;

- оригинальная самодеятельность  не имеющая аналогов ни в  профессиональном искусстве, ни  в фольклоре.

Функции:

- общественная организация  социокультурной деятельности масс  по интересу в досуговое время;

- реализация эстетических  потребностей и художественные  способности людей;

- организационно-педагогическое  – воспитание нравственной и  эстетической культуры подрастающего  поколения;

- возрождение, сохранение  и развитие национально-культурных  традиций и народного творчества.

4. Естественно-научное самодеятельное  творчество:

- краеведение, природоведение;

- туристско-экскурсионная  деятельность следопытов;

- садоводы, цветоводы, сбор  целебных трав;

- изучение живой фауны;

- аквариумисты, рыболовы, голубиводы;

- любители астрономии, физики, математики, географии и т.д.

Функции:

- экологическое просвещение;

- благоустройство, озеленение  района, города;

- формирование умений  и навыков рационального природопользования;

- воспитание любви и  патриотизма к своему краю.

5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное  самодеятельное творчество:

- туризм, альпинизм;

- легкая атлетика (бег,  волейбол, баскетбол, футбол, хоккей  и т.д.);

- гимнастика, фигурное катание,  настольный теннис, бадминтон и  другие;

- тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);

- шахматно-шашечный, нарды;

- йоги, оздоровительные  клубы Иваново, моржи;

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"