Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".
Культурология или теория культуры - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология - это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры1
Междисциплинарный
характер культурологии выражает общую
тенденцию современной науки, усиление
интегративных процессов, взаимовлияние
и взаимопроникновение
Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.
Культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи.
В настоящее время существует достаточно
много представлений о
Сценарий - подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.
Начинается разработка любой лосуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны бытъ художественно исследованы в сценарии.
В практике досуговых программ, представлений существует такое понятие, как «ход». Его называют иногда драматургическим, режиссерским, сценарным или авторско-режиссерским. Но поскольку режиссер и драматург при работе над сценарием выступает в одном лице (как правило), то его можно называть сценарно-режиссерским.
Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать прежде всего как-смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режисеерское видение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но ею возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.
Сценарно-режиссерский ход - это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия.
Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария.
Также, сценарно-режиссерскин ход (прием) - это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии:
Экспозиция - ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт - столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.
Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию высшую точку представления.
Развязка - как разрешение конфликта, затем - главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.
Вышеизложенную последовательность событий можно графически представить так:
Развитие конфликтной ситуации, т. е. сквозное действие
Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.
Иллюстрирования и театрализация это способы художественного решения темы и их нельзя «внести» в мероприятие, ибо с их помощью оно организуется, драматургически выстраивается. Эти приемы позволяют художественно организовать весь материал, драматургически соподчинив используемые выразительные средства (музыку, поэзию, танец и т. п.).
Прием иллюстрирования, как и прием театрализации, предполагает не случайный, произвольный монтаж стихов, песен, танцев и других выразительных средств, а организованный драматургически в соответствии с темой мероприятия и творческим замыслом его постановщиков. И в том и в другом случае важно определить меру и порядок использования различных выразительных средств, составляющих материал мероприятия.3
Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей человека и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения.
“Социально-культурное творчество
(СКТ)” – это сознательная, целенаправленная,
активная деятельность человека или
группы людей, направленная на познание,
самосовершенствование и
СКТ направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.
СКТ проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.
Профессор Салахутдинов
Р. Г. в своей книге “Социально-
1. Общественно-политическое
- правово политической направленности;
- историко-культурный и экологической направленности;
- интернациональной дружбы;
- искусствоведческой, художественно-критической направленности;
- антивоенное движение;
- движение по защите прав потребителей;
- лоббистские организации и группировки;
- фанаты спортивные, популярных
творческих коллективов и
- религиозной и экстремистской направленности и другие.
Функции:
- служат каналом выражения интересов масс;
- выступают как школа политического воспитания;
- обуславливают сохранение
органов государственной
- охрана памятников культуры,
окружающей среды оказывают
2. Производственно-техническое
- конструирование –
постройка технических
- моделирование - воспроизведение
технических объектов по
- изучение устройства, принципов действия и приемов управления техническими объектами;
- изобретательство –
техническое творчество на
- рационализаторство –
техническое творчество, направленное
на совершенствование
- любительство – техническое
творчество, непосредственно не
связанное с производством и
профессиональной
- массово-техническое
Функции:
- ознакомить с достижениями НТП;
- развитие творческих способностей человека;
- воспитание культуры труда – потребности познания, творчества и созидательного труда;
- трудовое воспитание
– бережное отношение к
- воспитание чувства гордости, патриотизма за достижения отечественной науки, техники и производства.
3. Самодеятельное художественное творчество:
- самодеятельность
- художественная
- массовая художественная
самодеятельность (музыкальная, танцевальная,
театральная, изобразительная
- народно-художественные промыслы и ремесла;
- авторская самодеятельность;
- оригинальная самодеятельность
не имеющая аналогов ни в
профессиональном искусстве,
Функции:
- общественная организация
социокультурной деятельности
- реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;
- организационно-педагогическое
– воспитание нравственной и
эстетической культуры
- возрождение, сохранение
и развитие национально-
4. Естественно-научное
- краеведение, природоведение;
- туристско-экскурсионная деятельность следопытов;
- садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;
- изучение живой фауны;
- аквариумисты, рыболовы, голубиводы;
- любители астрономии, физики, математики, географии и т.д.
Функции:
- экологическое просвещение;
- благоустройство, озеленение района, города;
- формирование умений
и навыков рационального
- воспитание любви и патриотизма к своему краю.
5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество:
- туризм, альпинизм;
- легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т.д.);
- гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие;
- тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);
- шахматно-шашечный, нарды;
- йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи;