Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".
- далекая перспектива (более широкая, крупномасштабная перспектива, рассчитанная на достижение возвышенной цели).
«Необходимо особо подчеркнуть, что взращивание культурно-педагогической среды может осуществляться только в рамках самоуправления тех, кто непосредственно к ней причастен: педагогов, родителей и учащихся. Именно самоуправление может оптимизировать культурную среду общеобразовательной школы, которая определяется потенциалом индивидуальных культур учеников, родителей и педагогов.
Здесь уместно обратиться к опыту В.А. Сухомлинского, много работавшего над созданием в школе культурно-педагогической среды, главным компонентом которой, по его мнению, является культура родителей и их детей6. Многие идеи В.А. Сухомлинского по организации в школе культурно-педагогической среды, самоуправления и развития самодеятельности учеников еще не востребованы.
В этой связи следует особо подчеркнуть, что профессиональная педагогическая культура является основополагающим условием педагогического процесса.»8
Организация досуга по месту жительства зависит от ряда важных факторов. как-то:
А) Этнический состав населения.
Им обуславливаются
Б) Культурный уровень населения. Этот уровень вызывает разные социально-культурные потребности в формах досуга и способах его проведения.
В) Возрастная структура населения. Как правило, интересы молодежи направлены на более активные формы проведения досуга, на возможность самореализации, на более высокий эмоциональный фон. В помещенных на сайтах Интернет Положениях об организации досуга по месту жительства говорится в первую очередь о создании спортивных площадок, об организации секций и кружков, ориентированных в первую очередь на молодежный досуг.
Г) Финансовые возможности
целевых групп. В современных
условиях всеобщей коммерциализации и
меркантилизации свои культурные потребности
многие решают путем финансовых расходов,
например, на туристские поездки, на посещение
дорогостоящих театральных
Д) Организация культурного досуга по месту жительства в значительной мере определяется активностью местных органов власти, интересами руководителей этих органов, а также муниципальными бюджетами.
Е) Приближенные к месту жительства школы с их спортивными залами и площадками, а также секциями и кружками в значительной мере способствуют организации детского и юношеского досуга по месту жительства
Ж) Одна из проблем организации
– малая самодеятельностная активность
населения. Умение организоваться по интересам
и на основе таких общих интересов
проводить досуговые
Величина свободного времени также неоднородна у различных социальных групп. Его резерв для некоторых людей оказывается ниже социально необходимых границ. Это ведет к деформации их образа жизни в целом. Досуговый потенциал у пенсионеров, женщин со взрослыми детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких людей значительно превосходит их досуговую наполненность.
Не будучи в состоянии
освоить это время, многие индивиды
прибегают к деструктивным
В этой связи становится
актуальным использование в практике
организации культурно-
Вторые включают методические блоки организации досуга различных социальных групп (подростков, юношей, молодых семей, детей с ограниченными возможностями, пожилых людей и т.д.).
Правовой основой для организации воспитательной деятельности по месту жительства являются:
Теоретико-методологические
и методические основы КДД предполагают
использование особого
Реализация функций культурно-
Различные концепции досуга ("деэнергизации",
"подготовки к жизни", "суммирования",
"рекреации" и т.д.) исходят из того,
что досуг - культ спонтанного, область
игры, раскованного творческого воображения.
Досуг предполагает изменение искаженной
социально, ролевой, функциональной детерминации
человека.
Само понятие досуга как времени, свободного не только от профессиональных забот, но и социальных обязанностей вообще, превращает его в социологическую конкретизацию феномена контркультуры и субкультуры.
Культурные занятия в свободное время и субъективные условия, выраженные в направленности личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности), способности, материальные возможности и т.д. отражают степень проявления культурной активности людей. Очевидно социокультурная дифференциация различных категорий населения (подростков, молодежи, престарелых, женщин, лиц с ограниченными возможностями здоровья и т.д.).
Разработка и внедрение социальных технологий в сфере культуры и досуга связано с определенными сложностями. Эта сфера отличается динамизмом, многосубъективностью, разнообразием форм и направлений деятельности (художественной, научно-технической, спортивной и др.), синтетичностью использования различных видов искусства - театра, кино, музыки, живописи, функционированием субъектов КДД (музеев, центров досуга и т.д.).
Ю.Е. Рыжкин связывает понятия досуга и рекреации. Он пишет: Одной из исследовательских парадигм физической рекреации является рассмотрение ее как одной из форм организации досуга человека. В отечественной науке досугу как форме и периоду отдыха после выполнения профессиональных, семейных обязанностей и удовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих жизнедеятельность человека (сон, прием пищи и т.п.), уделяется еще недостаточно внимания. Между тем досуг - не менее важная сфера жизнедеятельности человека, чем профессиональный труд.
Согласно мнению отечественного социолога А.С. Орлова, рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации - двигательная деятельность с использованием физических упражнений.
По мнению американского ученого Дж. Келли, рекреация в сфере досуга всегда связана с восстановлением сил - физических и духовных, т.е. ей должна предшествовать какая-то деятельность, после которой необходима рекреация. Но она не должна ограничиваться только восстановлением сил, истраченных в процессе труда, мы должны восстанавливать свои силы для более широких целей. Только тот человек, который живет созидательно и творчески выше среднего уровня эффективности, использует свой потенциал сполна и приближается к состоянию максимального здоровья.
Заслуживают внимания
теоретические концепции
Культурно-творческая деятельность
имеет различные формы
Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества
1) Самореализация
2) Освоение культурного опыта
3) Приобретение навыков
увлекательного проведения
4) Просветительская функция
5) Эстетическая функция
6) Созидательная функция
7) Функция социализации, в
том числе способность к
8) Ценностная функция
9) Познавательная функция,
в том числе формирование
10) Рекреационная функция
11) Реабилитационная функция
12) Функция развития интуиции
13) Функция развития логического и ассоциативного мышления
14) Воспитательная функция,
в том числе воспитание
15) Функция развития личности и функция самопознания
16) Функция самосовершенствования
17) Развлекательная функция
Множественность функций
определяется множественностью форм и
методов художественного
Художественное творчество способствует формированию чувства юмора, следовательно, обеспечивает хорошее настроение.
Отметим, что перечисленные
функции пересекаются. Дополняют
друг друга. Трудно выделить какую-то одну
функцию даже в одном конкретном
виде самодеятельного творчества. Обычно
эти функции выступают в
Полнота, эффективность любых формирующих процессов, в том числе процесса социализации подрастающего поколения, во многом зависят от средств и методов педагогического воздействия, но более всего от подхода в использовании этих средств и методов. Оптимальным подходом в решении любых педагогических процессов является совместная дискуссионно-эвристическая деятельность педагога и воспитанника, наличие обратной связи между ними, носящей исследовательско-творческий характер (Сократ, Л.Толстой, Н.Винер, Ш.Амонашвили). В современной педагогике такая деятельность обозначается как педагогика сотворчества.