Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

Каким же требованиям должна отвечать педагогика сотворчества в процессе социализации подрастающего поколения?

Педагогика  сотворчества , совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника, периодически меняющихся ролями, и ведущая к их взаимному обогащению и развитию; во-первых, возможна лишь на основе знаний объективно существующих законов, норм и правил межличностного общения, без соблюдения которых вообще невозможна никакая конструктивная совместная деятельность. Стало быть деятельность по научению общению должна пронизывать все сферы взаимоотношений педагога и воспитанника. В процессе этих взаимоотношений следует формировать уважительное отношение к партнеру по общению (обучать ведению беседы, спора, умению слушать). Необходимо вырабатывать установку на интерес к предмету общения, то есть раскрывать познавательный характер общения, ведь именно в общении человек получает новую информацию об окружающей его действительности. Общение носит коммуникативный характер. В межличностном общении осуществляется восприятие, понимание и узнавание другого лица, формирование для себя его образа. При этом не следует забывать эмоциональное проявление общения. Культура выражения своих чувств привлекает, отсутствие - отталкивает. В процессе общения осуществляется воздействие на сознание и поведение другого человека, а также формируется собственное мировоззрение, вырабатывается единая стратегия, т.е. общение носит также воспитательный характер.

В процессе общения следует раскрывать механизмы воздействия на окружающих; умение нравиться, расположить к себе, то есть необходимость следить за своей внешностью, проявлять искренний интерес к окружающим, уметь слушать и воодушевлять на разговор и др.; умение склонить на свою сторону посредством уважительного отношения к мнению собеседника, терпимости к его недостаткам и критичности к себе, аргументированности своей точки зрения и др.; умение повести за собой, делая акцент на достоинствах человека и помогая ему создать положительную репутацию в глазах его окружения, показав при этом, что его недостатки легко исправить.

На  основе усвоенных знаний, умений и  навыков общения целесообразно  обучать экстраполяции приемов общения из одной ситуации в другую, конструированию новых способов общения.

  Во взаимоотношениях педагог  - воспитанник в качестве основы межличностного общения выступает стимулирование социальной активности детей. Подростков и юношества.

  Развитие социальной активности  подрастающего поколения требует  побуждения, воздействия, обуславливающего динамику их психических состояний, взглядов, чувств, настроений, интересов, творческих устремлений, то есть постоянного и целенаправленного стимулирования социальной деятельности детей, подростков и юношества.

Можно выделить основные модели реализации метода педагогического  сотворчества:

1. Модель с активизацией  творческого взаимодействия в  системе педагог-ребенок. Педагог  выступает здесь в роли организатора  совместной детской деятельности, регулирует взаимоотношения, предлагает  учебные задачи для совместного  творчества.

2. Модель с доминирующими  межличностными взаимоотношениями  между детьми. Педагог переходит  на позицию почти равноправного  участника совместной творческо-поисковой  деятельности детей. Партнерская  (сотрудническая) позиция позволяет  ему обсуждать и находить вместе  с детьми варианты решения  учебно-творческих задач. На фоне  этого особо содержательно значимым  становится теперь уже межвозрастное  общение. 

3. Модель, оптимально реализующая  возможности метода педагогического  сотворчества. Педагог преимущественно  занимает позицию консультанта, советника. Предоставляя возможность  для детского самоуправления, он  помогает в разрешении спорных  вопросов и стимулирует стремление  детского сообщества к сотрудничеству  и сотворчеству. Доминирующим становится  взаимообмен опытом познавательно-творческой  деятельности детей между собой.  Метод приобретает действительно  педагогические характеристики, то  есть дети осознанно передают  друг другу свои знания и  опыт и совместно решают общие  задачи.

 

 

20. Особенности  сюжетно-композиционного построения  игровых программ. Реализация сценарного  хода в процессе игры.

Игровая программа может  рассматриваться как совокупность разнообразных видов игровой  деятельности, объединенных сюжетным ходом, обеспечивающую активизацию  и развитие личности. Непременным  условием успеха является целостность  программы: композиционное построение, взаимодействие структурных компонентов, динамика развития игровой задачи и  способы достижения педагогического  результата(что станет итогом, какие  изменения произойдут с ребенком, какие переживания, стремления вызовет  то или иное действие, о чем ребенок   вспомнит после программы), единое музыкальное и художественное оформление.

Игровые программы отвечают общим принципам театрально- постановочного искусства. Выбор темы в них должен отвечать интересам и потребностям целевой аудитории. Имея ввиду, что  ориентация ведется чаще всего на детей, необходим учет их возраста при  выборе темы и дозировке нагрузок в ходе игры.

Композиционное построение сценария: завязка, развитие действия, кульминация. Сценарный ход. Игровой  эпизод как первоначальная ячейка сценария.

Для игры особенно важны:

1. Занимательность и интрига,  неожиданность поворотов, которые  программируются при построении  композиции

2. Возможность разной реакции  участников, что требует готовности  к экспромту в ходе проведения  игры

3. Предоставление играющим  возможности самостоятельного принятия  решения в ходе общих правил  игры.

Сегодня созданию игр, вовлекающих  в свое действие большое число  участников, уделяется особое внимание. Придуманы полномасштабные длительные игры со своими особенностями. Они названы их сценарными играми, потому что такие игры, как правило, имеют определенную сюжетную линию (сценарий) и все задания в игре (цели) соответствуют этой сценарной основе. Такие игры, как правило, проходят на достаточно большой территории, в них участвует одновременно большое количество игроков, разделенных на две или более стороны (команды) с четкой иерархической системой управления внутри команды, и длятся они сразу несколько часов подряд.

Такие игры популярны не только в детской аудитории, поэтому  некоторые из них являются развлечением, основанным на коммерческой основе.

Для реализации сценарного хода необходимы четкие правила, а также наличие беспристрастного жюри (арбитра), который следит за выполнением участниками правил.

Основными идеями современных  сценарных (тактических) игр являются реконструкции баталий минувших дней либо фантастические битвы будущего рожденные фантазией организаторов. Хорошие организаторы сценарной игры всегда стремятся к тому, что бы по возможности исключить опасные участки на территории, где будет проходить действие и ограничить размеры этой площадки. В ряде случаев необходимо особое внимание уделять безопасности игроков и учесть их импровизаторские возможности.

 

21.Воспитательный  потенциал досуга и роль учреждений  культуры в его реализации.

Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако, характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой исследователями Л.А.Акимовой, Н.Д.Вавилиной, Ю.А.Стрельцовым, В.Я.Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.

Использовать досуг как  средство культурного и духовного  роста на позитивном эмоциональном  фоне – традиция отечественных учреждений культуры. Реализация этих традиций основана на:

1. Широчайшей сфере предложений  в области досуга. Это разнообразные  кружки, секции, школы- студии, клубы.  Учреждения досуга – это библиотеки, театры, концертные залы, музеи, спортивные  и физкультурные залы и стадионы  и пр.

То есть воспитательный потенциал  досуга широк и разнообразен по существу, по формам и методам.

2. Реализация воспитательного  потенциала досуга зависит от  наличия перечисленных выше учреждений, а также от доступности этих  учреждений для всех граждан.  Так, коммерциализация в сфере  культуры приводит к «вымыванию»  доступных услуг, например, услуг  для детей из малообеспеченных  семей, для пожилых граждан,  для которых досуг важен как  форма коммуникации с единомышленниками,  часто – со сверстниками.

3. Реализация культурного  потенциала досуга в целях  воспитания в огромной мере  зависит от кадров, работающих  в учреждениях культуры, их подготовки  в том числе – подготовки  психологической. Это особенно  важно для досуговых учреждений. целевой аудиторией которых являются  школьники и студенты.

Педагогическая  сущность культурно-досуговой деятельности учащихся в процессе социального  воспитания определяется тем, что досуг  – это, прежде всего, необходимый и неотъемлемый элемент их образа жизни и является пространством для удовлетворения учащимися потребностей в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании, выполнении широкого круга социальных ролей, тем самым рассматривается как наиболее благоприятное воспитательное поле.

В досуговой сфере заключены  широкие воспитательные возможности  на основе использования культурных ценностей, накопленных обществом. Полноценная реализация воспитательного потенциала досуговой сферы обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой деятельности, где акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуально и физически развивающий компоненты.

С социально-педагогической точки зрения досуг учащихся рассматривается как: время духовного общения, где им предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей; сфера, в которой полноценно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении; деятельность, развивающая возможности студентов, их творческие способности в наиболее целесообразном применении; социальная среда, в которой учащиеся открыты для влияния различных общественных институтов и организаций.

Организационно-педагогическими  условиями эффективности организации культурно-досуговой деятельности в процессе социального воспитания учащихся являются:

    • формирование досуговой культуры, а именно: развитие навыков рационального использования свободного времени через планирование своего свободного времени, направленность на самообразование, творчески созидательную деятельность; повышение уровня досуговой активности через привлечение к участию в социально значимых культурно-развивающих формах досуга;
    • использование при организации культурно-досуговой деятельности всей окружающей социокультурной инфраструктуры, привлечение специалистов в области педагогики досуга;
    • развитие у учащихся умений и навыков организации культурно-досуговой деятельности через использование технологий социально-культурной анимации, которые предполагают создание педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия на основе широкого использования общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая личности реальные условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды деятельности.

Педагогическая модель социального  воспитания молодежи в культурно-досуговой деятельности учитывает содержательно-целевую основу организации досуга, специфику молодежой субкультуры в современной социокультурной ситуации, их досуговые предпочтения и базируется на широком использовании педагогического потенциала досуговой сферы, применении современных воспитательных технологий.

 

22.Национально-культурные  традиции в системе передачи  социальной информации

Обращение к памяти исторического, социального  прошлого является важной потребностью общества, так как в ней заключен также и большой воспитательный потенциал. Историческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных  сферах социальной деятельности. Противоречивость проявления этносоциальной памяти обусловлена ангажированностью этого феномена: властные структуры, различные политические, социальные группировки всегда стремится навязать обществу собственное понимание исторической памяти. Такой ангажированности лишены национально- культурные традиции. Прошедшие испытание временем, они доказали свою жизнестойкость.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"