Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

  Организация совместной досуг свой деятельности родителей и детей это, конечно же, прежде всего, дело самой семьи. Однако, наряду с этим и дошкольные учреждения, и учебные заведения, и досуговые учреждения, и средства массовой информации должны всячески содействовать осуществлению этого процесса: от различного рода форм пропаганды семейного досуга до непосредственной организации разнообразных семейных конкурсов, праздников, путешествий и т.д.

 

25. Сущность и  структура социально-культурной  деятельности.

СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении  проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.  

 КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)  

 КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное  время

-отличается свободой  выбора, добровольностью, активностью 

и т.д.  

-характеризуется многообразием  видов  

-РФ располагает большим  количеством институтов,

создающих условия для  СКД (музей, библиотека, клуб

и т.д.)

Отличительные черты СКД:  

-гуманистический характер  

-культурологический характер   

-развивающий характер

Функции СКД:  

-развивающая  

-информационно-просветительская   

-культурно-творческая  

-рекреационно-оздоровительная

Понятие социально-культурная деятельность включает в себя три  составляющих: социум. Культура и деятельность. В точке пересечения культурного  и социального рождается новый  смысл и новое качество, которое  отсутствует отдельно в социальном и отдельно в культурном. Социолог Ж.Р. Дюмазедье определил социально-культурную деятельность «как сознательную преднамеренную организованную даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и  анархичной социально-культурной обусловленности», как эффективное средство воспитания. Основной целью социально-культурной деятельности было создание условий для приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническим изменениям.

Социокультурную деятельность можно разделить на пять видов: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественное творчество как особый вид деятельности. Социокультурная деятельность отображает специфику человека как существа социального. Н.Н.Ярошенко утверждает, что социокультурная деятельность должна пониматься как совокупность педагогических технологий, которые  обеспечивают превращение культурных ценностей и регулятив социального  взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы.

Социокультурная деятельность подразумевает  социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью  человека. Его специфика заключается  в том, что он интегрирует тип  измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности.

Процесс социокультурной деятельности включает в себя культурную трансмиссию, которая представляет собой механизм, с помощью которого идет передача накопленного опыта и знаний новым субъектам образования, и включает процессы инкультурации и социализации, т. е. интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальной роли. Инкультурация – это вхождение субъекта образования в культуру своего народа, а социализация – это процесс вхождения индивида в общество, в его социальную структуру и структуру личности.

Социокультурная деятельность, как  любая деятельность имеет свои компоненты, характерные только для образовательного процесса, такими компонентами являются:

  • отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию и самоизменению;
  • отношение к педагогу как к посреднику между учащимся и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей;
  • отношение к образованию, как социокультурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников, в достижении целей их творческого самовыражения;
  • отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

 

 

26.Предпринимательство:  понятия и виды. Особенности предпринимательства  в культурно-досуговой сфере.

Предприимчивость — одна из способностей человека, проявляющаяся  в различных видах его деятельности. По В. Далю, «предприниматель» означает затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного; предприимчивый человек — тот, кто склонен  предпринимать нечто, способный  к предприятию, новому делу, к примеру, предприимчивый торговец; предприниматель  — это способный к крупным  оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода.

Рыночные преобразования, проводимые в стране, привели к коренным изменениям хозяйственного пространства государства, его инфраструктуры и  отраслей национальной экономики. Несмотря на то, что регулирующая функция государства по отношению к развитию социально - культурной сферы сохранилась, произошли кардинальные изменения в стратегии и механизмах   развития социально-культурной сферы.

Если раньше крупные отрасли  национальной экономики стремились иметь собственные объекты социально - культурной сферы, то теперь данная сфера  все больше становится предметом  заботы местных органов власти, а  отраслевые хозяйственные структуры  ориентируются на развитие собственной  корпоративной культуры.

Однако многолетняя практика развития  хозяйственного пространства такова, что корпоративная культура в нем   всегда была тесно связана с общей культурой и поддерживалась не только органами   государственной власти и управления, но и крупными отраслями национальной экономики. Это позволяло обеспечивать взаимопроникновение культур  на большой территории страны, во многом  способствовало формированию корпоративной культуры и  сохраняло социальную стабильность на всем пространстве государства.

Характерной тенденцией современной  культурной политики является перенос  усилий  на местный уровень жизнедеятельности. Функционирование сферы культуры все больше связывается  с достижением большей самостоятельности и ориентации учреждений культуры  на местный уровень культурно-досуговых услуг; происходит формирование культурно-досуговых центров по территориальному принципу, укрупнение муниципальных учреждений культуры за счет  вхождения в них  библиотек и культурно-досуговых учреждений; ликвидация части учреждений культуры в связи малочисленностью населенных пунктов; реорганизация части учреждений культуры, преимущественно в малонаселенны территориях в социально-культурные центры, предусматривающие  социальную работу, оказание бытовых, культурных и других социальных услуг.

Расширяется  база культурной политики на местах -  к  управлению сферой культуры в районе добавляется туризм, молодежная политика, спорт; создание структурных подразделений  методической направленности на уровне муниципального района; развитие партнерских вертикальных и горизонтальных связей бизнеса и власти  (инновационные проекты).

Новая экономическая политика в  культуре означает возвращение многоукладности. Дома культуры и клубная самодеятельность может финансироваться помимо федеральных  и местных бюджетов,   на местном «рынке поддержки» должны быть представлены ресурсы независимых и продвинутых - компаний-спонсоров, корпоративных фондов и попечительских коалиций, частных жертвователей.

Сегодня отчетливо осознано, что социально-культурная среда  может носить коммерческую направленность, а определенные культурные ценности востребованы и пользуются платежеспособным спросом. Поэтому наблюдается весьма активное использование социально-культурного  пространства в бизнесе. Здесь можно  говорить о следующих направлениях бизнеса:

1. Образовательная среда.  В ней частная система образования  завоевывает все большее пространство. Особенно это заметно по высшей  школе. В то же время следует  признать, что качество платного  образования в России сегодня  существенно ниже, чем образования  бюджетного. Это вызвано разными  причинами, среди которых назовем  очевидную: наиболее сильные и  подготовленные учащиеся и студенты  имеют возможность попадать на  бюджетные места. Что касается  частных школ, то здесь идет  борьба за клиентов, а это значит, что снижение оценок, пусть и  заслуженное, приводит к оттоку  «покупателей». Вывод очевиден.

2. Концертная деятельность. Здесь особенно важной стала  «упаковка» товара, т.е. раскрученность  артистов и театральных коллективов  методами PR. Мы видим. как эстрада. В том числе и далеко не самая качественная, активно вытесняет классику, а посредственность с хорошо продвинутым имиджем превращается в «звезд»

3. Спорт. Мы живем в  эпоху, когда спорт превращен  в шоу, когда спортивные клубы  могут быть бизнесом. И, хотя  российские клубы, в отличие  от клубов западной Европы, пока  убыточны, однако манипуляции по  торговле спортсменами высокого  уровня за огромные деньги  наверняка приносят прибыль не  только агентам этих спортсменов,  но и топ менеджерам клубов. Искусственно подогревается ажиотаж  вокруг некоторых видов спорта. Поддерживаются фанатские образования.  Спор в значительной мере является  сферой «выхлопа» социальной  напряженности и свойственной  молодежи энергии и агрессии.

Успешно функционируют фитнес-клубы, бассейны и т.п., работающие на платной  основе, а также торговля спорттоварами.

4. Зрелищные мероприятия  активно используются в рекламных  целях и тем самым приносят  организаторам и владельцам большой  доход. Отметим, что в России  некоторые виды спорта существуют  во многом благодаря рекламе.  Шоу-бизнес как носитель рекламы  – типичная сторона предпринимательства  в социально- культурной сфере.

5. Сециально-культурная деятельность  активно развивается в сфере  электронных коммуникаций: телевидение,  радио, и здесь интересы потребителя  и властей доминируют над художественностью.

Таким образом мы видим, что  законы рыночной экономики оказывают  определенное негативное влияние в  сфере массовой культуры и воспитания потребителя этой культуры. разгружая  при этом бюджет от ряда затрат на социально- культурную деятельность и формируя новые эстетические и культурные взгляды и ценности.

 

27.Основные направления  информационно-просветительской деятельности.

Информационно- просветительская деятельность – понятие чрезвычайно  широкое. Информация сегодня это  важнейший товар. обладающий многими  свойствами и в ряде случаев высокой  ценой. Говоря об информационно- просветительской деятельности остановимся прежде всего  на образовании. Обязательное среднее  образование по спущенным сверху программам гарантирует получение  каждым еще в детском и юношеском  возрасте определенного объема информации по важнейшим дисциплинам. Эта информация должна быть фундаментом для социальной адаптации в современном мире.

Быстро меняющийся мир  требует постоянного расширения базы знаний как в профессиональной деятельности так и в социальном аспекте. Информация в сфере своей  производственной деятельности обеспечивается работой курсов повышения квалификации, самообразованием за счет изучения специальной  литературы, периодических изданий  по специальности, коммуникации с коллегами  по обмену опытом и пр.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"