Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".
Организация совместной досуг свой деятельности родителей и детей это, конечно же, прежде всего, дело самой семьи. Однако, наряду с этим и дошкольные учреждения, и учебные заведения, и досуговые учреждения, и средства массовой информации должны всячески содействовать осуществлению этого процесса: от различного рода форм пропаганды семейного досуга до непосредственной организации разнообразных семейных конкурсов, праздников, путешествий и т.д.
СКД –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)
КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.
Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).
Особенности СКД:
-осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью
и т.д.
-характеризуется
-РФ располагает большим количеством институтов,
создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб
и т.д.)
Отличительные черты СКД:
-гуманистический характер
-культурологический характер
-развивающий характер
Функции СКД:
-развивающая
-информационно-
-культурно-творческая
-рекреационно-оздоровительная
Понятие социально-культурная
деятельность включает в себя три
составляющих: социум. Культура и деятельность.
В точке пересечения
Социокультурную деятельность
можно разделить на пять видов: преобразовательную,
познавательную, ценностно-ориентационную,
коммуникативную и
Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности.
Процесс социокультурной деятельности включает в себя культурную трансмиссию, которая представляет собой механизм, с помощью которого идет передача накопленного опыта и знаний новым субъектам образования, и включает процессы инкультурации и социализации, т. е. интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальной роли. Инкультурация – это вхождение субъекта образования в культуру своего народа, а социализация – это процесс вхождения индивида в общество, в его социальную структуру и структуру личности.
Социокультурная деятельность, как любая деятельность имеет свои компоненты, характерные только для образовательного процесса, такими компонентами являются:
Предприимчивость — одна
из способностей человека, проявляющаяся
в различных видах его
Рыночные преобразования, проводимые в стране, привели к коренным изменениям хозяйственного пространства государства, его инфраструктуры и отраслей национальной экономики. Несмотря на то, что регулирующая функция государства по отношению к развитию социально - культурной сферы сохранилась, произошли кардинальные изменения в стратегии и механизмах развития социально-культурной сферы.
Если раньше крупные отрасли
национальной экономики стремились
иметь собственные объекты
Однако многолетняя практика развития хозяйственного пространства такова, что корпоративная культура в нем всегда была тесно связана с общей культурой и поддерживалась не только органами государственной власти и управления, но и крупными отраслями национальной экономики. Это позволяло обеспечивать взаимопроникновение культур на большой территории страны, во многом способствовало формированию корпоративной культуры и сохраняло социальную стабильность на всем пространстве государства.
Характерной тенденцией современной культурной политики является перенос усилий на местный уровень жизнедеятельности. Функционирование сферы культуры все больше связывается с достижением большей самостоятельности и ориентации учреждений культуры на местный уровень культурно-досуговых услуг; происходит формирование культурно-досуговых центров по территориальному принципу, укрупнение муниципальных учреждений культуры за счет вхождения в них библиотек и культурно-досуговых учреждений; ликвидация части учреждений культуры в связи малочисленностью населенных пунктов; реорганизация части учреждений культуры, преимущественно в малонаселенны территориях в социально-культурные центры, предусматривающие социальную работу, оказание бытовых, культурных и других социальных услуг.
Расширяется база культурной политики на местах - к управлению сферой культуры в районе добавляется туризм, молодежная политика, спорт; создание структурных подразделений методической направленности на уровне муниципального района; развитие партнерских вертикальных и горизонтальных связей бизнеса и власти (инновационные проекты).
Новая экономическая политика в культуре означает возвращение многоукладности. Дома культуры и клубная самодеятельность может финансироваться помимо федеральных и местных бюджетов, на местном «рынке поддержки» должны быть представлены ресурсы независимых и продвинутых - компаний-спонсоров, корпоративных фондов и попечительских коалиций, частных жертвователей.
Сегодня отчетливо осознано,
что социально-культурная среда
может носить коммерческую направленность,
а определенные культурные ценности
востребованы и пользуются платежеспособным
спросом. Поэтому наблюдается весьма
активное использование социально-
1. Образовательная среда.
В ней частная система
2. Концертная деятельность.
Здесь особенно важной стала
«упаковка» товара, т.е. раскрученность
артистов и театральных
3. Спорт. Мы живем в
эпоху, когда спорт превращен
в шоу, когда спортивные клубы
могут быть бизнесом. И, хотя
российские клубы, в отличие
от клубов западной Европы, пока
убыточны, однако манипуляции по
торговле спортсменами
Успешно функционируют фитнес-клубы, бассейны и т.п., работающие на платной основе, а также торговля спорттоварами.
4. Зрелищные мероприятия
активно используются в
5. Сециально-культурная
Таким образом мы видим, что законы рыночной экономики оказывают определенное негативное влияние в сфере массовой культуры и воспитания потребителя этой культуры. разгружая при этом бюджет от ряда затрат на социально- культурную деятельность и формируя новые эстетические и культурные взгляды и ценности.
Информационно- просветительская деятельность – понятие чрезвычайно широкое. Информация сегодня это важнейший товар. обладающий многими свойствами и в ряде случаев высокой ценой. Говоря об информационно- просветительской деятельности остановимся прежде всего на образовании. Обязательное среднее образование по спущенным сверху программам гарантирует получение каждым еще в детском и юношеском возрасте определенного объема информации по важнейшим дисциплинам. Эта информация должна быть фундаментом для социальной адаптации в современном мире.
Быстро меняющийся мир требует постоянного расширения базы знаний как в профессиональной деятельности так и в социальном аспекте. Информация в сфере своей производственной деятельности обеспечивается работой курсов повышения квалификации, самообразованием за счет изучения специальной литературы, периодических изданий по специальности, коммуникации с коллегами по обмену опытом и пр.