Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

Согласно  к работам Г.П. Щедровицкого, который, конструируя схему общества как  «идеального объекта», удерживающего  «полноту описания функций человека», выделяет такие существенные элементы социального устройства: «блок производства (функционально-ролевых отношений)», «блок быта и потребления» и «блок  культуры», «пространство или сферу  клуба». Блок функционально-ролевых  отношений может быть представлен  двумя типами социальных организаций: силовых структур (функции обороны, защиты общества) и производства (функция  создания материальных условий для  жизни общества). Вследствие того, что  образцы культуры можно создавать, а можно усваивать, «блок культуры»  отображается двумя функциями сохранения духовной культуры и производства духовной культуры. Особое место занимает сфера  реализации общественно-коммуникативной  потребности, социальной интеграции в  рамках норм соответствующего социального  слоя.

Получается  пяти элементная схема, где горизонталь: созидание – сохранение, а вертикаль: духовное – материальное. Названные  оси и их пересечение образуют пять социальных функций: сохранение образцов духовной культуры, оборона, защита общества, духовное производство, материальное производство, интеграция социальных функций.

Как мы видим, учреждения культуры реализуют  как вертикальное, так и горизонтальное направление в предлагаемой Г.П. Щедровицким модели.

Социальное  воспитание может быть представлено как организованное воспроизводство  культуры определенных групп, взращивание  детей по образу и подобию некоего  социокультурного идеала, подготовки подрастающего поколения к выполнению совершенно определенных социальных функций, проектирования адекватного в социокультурном  плане варианта жизни.

В учреждениях культуры воспитательный процесс реализуется через:

1. Знакомство с культурным наследием  и лучшими его образцами

2. Творческую деятельность и самореализацию  через эту деятельность

3. Коммуникативную деятельность, в  том числе общение с единомышленниками,  включая в их число педагогов.

 

33. Психология  общения. Общение как фактор  развития личности. Виды общения.  Стратегия успешного общения  в социально-культурной деятельности.

Основа психологии общения – это способность  выделять моменты эффективного проведения переговоров, бесед и применять  его на практике, быть психологически грамотным при беседе, формирование системы знаний об эффективном, партнёрском  общении.

В повседневных жизни между людьми зарождаются  различного рода отношения, такие как  любовь, дружба, партнерские отношения, и в основе всех этих отношений  лежит психология общения. Процесс  психологии отношений необходим человеку для приобретения собственной индивидуальности, признания в обществе и подтверждения своей значимости.

Что говорит психология общения о проявлении творчества в общении? Безусловно, оно есть. Общение дает человеку новый импульс, радость, наслаждение, которые помогают человеку справиться со скукой, рутиной бытовой жизни, поднимает его на новые высоты и уровни в его профессиональной деятельности.

Общение – это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен  информацией, восприятие и понимание  человеком другого человека.

Практикующие  психологи отмечают, что для эффективного общения важна культура речи, культура жестов. Однако на первом месте (и это  давно отмечено и народной мудростью) стоит умение слушать собеседника  и вникать в его интересы. Способность  понимать другого и сопереживать ему являются важнейшим фактором развития личности, ее совершенствования  как в коммуникативном аспекте, так и в аспекте информационном, поскольку общение с другим является очень значимым источником информации.

Особенностью  современного общения является возможность  использования технических средств  для удаленной коммуникации. При  этом возникает мотивация к анонимности, к скорости выражения своих эмоций, часто вопреки содержательности и эстетичности формы коммуникаций. Кроме того. современные технологии стимулируют общение внутри больших  коллективов. Рассмотрев форумы в сетях  Интернет можно отметить на них наличие  всех перечисленных моментов. Пока еще новые веяния в общении. В  том числе и общении с помощью  СМС недостаточно исследованы психологами  и социологами. Однако из популярность, в том числе популярность в  детской и молодежной среде чрезвычайно  велика. Уже отмечена деградация языка  и подмена личностного общения  виртуальным. Примером эффективного общения  по сетевым технологиям в социально-культурной деятельности является дистанционное  образование (только наиболее продуманные  и удачные методики).

 

34. Особенности  и типология игровых программ. Современные подходы к их организации

По мысли академика  Д.И. Узнадзе, игра есть совершенно необходимое человеку спонтанное свободное действие его сил. «Игровой элемент» (Й. Хёйзинга) или «игровая модальность» (М. Каган) подобно эстетическому отношению пронизывает все сферы человеческого существования. Отсюда такие понятия, как политические, актерские, биржевые, полевые, олимпийские и т.п. игры; отсюда ощущение высшего мастерства как игры интеллектуальных и физических сил; отсюда широчайшее применение слова «игра» в переносном, метафорическом смысле, вроде игры ума и нервов, мышц и глаз, судьбы и фантазии, форм и пятен, струй и бликов.

Игра с точки зрения исследователя Й. Хёйзинги — это поведение. Она старше культуры, и «все основные черты игры уже воплощены в играх животных». Первое «исконное свойство» — сущность — «состоит в накале», в способности приводить в исступление, напряжение и радостность. Второе свойство как бы раскрывает эту суть: игра «отлична от обыденного поведения в жизни»

Значение игры невозможно переоценить. Феномен ее в том, что  являясь развлечением, отдыхом, она  способна перерасти в обучение, в  творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, как способ передачи опыта старших поколений  младшим люди использовали с древности.

По определению (Г.К. Селевко), игра – это вид деятельности в  условиях ситуаций, направленных на воссоздание  и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В основе использования  ролевой игры лежит процесс формирования иноязычной коммуникации на базе реальной деятельности.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А. Шмакову):

свободная развивающая  деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (“поле творчества”);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, “эмоциональное напряжение”);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Исследователи разработали  определенные правила ролевых игр, а именно:

  • учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
  • учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других – взять на себя воображаемую роль;
  • участникам ролевых игр необходимо вести себя так. Как если бы все происходило в реальной жизни, их проведение должно соответствовать их роли;
  • участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закреплении (при использовании игровых технологий к изучению иностранного языка).

Ролевая игра – это  своеобразный учебный прием, при  котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это  улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или  иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость  ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать, убеждать собеседника.

Игровая форма занятий  создается на уроках при помощи игровых  приемов и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и  ситуаций на уроке происходит по 4 основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры.
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревновательности, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Типология педагогических игр обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно-деятельностные игры.

Все они имеют широкий  спектр целевых ориентаций, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся.

Известна классификация  в количественной плоскости на игры одиночные (индивидуальные), парные, групповые (командные), массовые.

Значительно шире рассматривает  игру с позиций театрального действа  М. Эпштейн . Он выделяет два основных вида игры: свободную импровизированную и организованную по правилам, относящихся к реальности (серьезной жизни) с противоположных позиций. Для свободных игр реальность — ограниченный правилами социальный порядок; и смысл их в нарушении всех правил, в слиянии с людьми и природой, в обнаружении единства с ними, в самовыражении природных начал. Для игр по правилам реальность — недостаточно организованная стихия; и смысл их в ограничении более жесткими правилами, в размежевании и борьбе по этим правилам, в достижении выигрыша.

Далее, в обоих охарактеризованных видах игры Эпштейн выделяет по две  разновидности. Так свободные игры делятся на экстатические, когда  личность, выражая свою внутреннюю стихию, сливается с миром, с ритмом природы, и миметические, когда личность, стремясь раскрыть свои подавляемые  стороны, подражает, уподобляется, принимает  необычные образы. С другой стороны, игры по правилам делятся на азартные, когда личность подчиняется року, рискует, испытывает судьбу, и соревновательные, когда она самосовершенствуется в борьбе.

 

 

35.Социология  как наука. Место социологии  в решении социально-культурных  и других общественных проблем.

СОЦИОЛОГИЯ  (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Особенно  привлекательными для новейших концепций  социологии становятся идеи роли человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в мезо- и микросреде. В этой связи наиболее распространенными становятся такие определения социологии. «Социология – это наука о социальном поведении» (П.А.Сорокин). «Социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (К.Дуб). «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст.Мур, Б.Хендри). «Социология – это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж.Мейсионис). Таким образом, лицо современной социологии во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни, которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"