Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".
Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.
Общественное сознание
(с позиций социологии) выступает
как реальное сознание, состоящее
из знаний, мнений, ценностных ориентаций,
установок, потребностей и интересов.
Каждый из этих структурных элементов вырастае
Говоря о социокультурном
и досуговом менеджменте, нельзя
ограничиться констатацией: для него
характерны те же особенности, что и
для менеджмента любой другой
области экономики. В культурно-досуговой
сфере организационные и
Работа учреждений и организаций
культурно-досуговой сферы в
Все эти предпосылки порождают
в современном обществе массовые
ожидания рекреационных эффектов, жажду
новых впечатлений от досуга. Поэтому
диапазон потребительских запросов
и предпочтений в этой области
гораздо более многообразен, детализирован,
эмоционально и субъективно окрашен,
нежели в других сферах услуг (бытовых,
торговых услугах, услугах связи
и др.). Таким образом, характер и
направленность менеджмента сферы
культуры и досуга во многом определяется
многообразием рекреационных
Одновременно менеджмент
данной области так или иначе
соотносится с культурной политикой,
проводимой государственными, региональными
и муниципальными органами власти,
с целями общественных организаций.
Все это создает условия для
интеграции значительного числа
организаций культуры и досуга в
рыночные отношения через механизмы
дополнительной поддержки, позволяющие
смягчать коммерциализацию данной сферы,
ее узкий экономизм. С этой целью
в каждой стране существуют способы
государственной поддержки, традиции
донорства, развиваются разные источники
пополнения доходов организаций
культуры. Однако механизмы общественной
поддержки не отменяют тех предпосылок,
которые создают в сфере
Руководители учреждений
культуры и досуга вынуждены учитывать
все перечисленные
При руководстве
культурно-досуговой
Характерной тенденцией современной культурной политики является перенос усилий на местный уровень жизнедеятельности. Функционирование сферы культуры все больше связывается с достижением большей самостоятельности и ориентации учреждений культуры на местный уровень культурно-досуговых услуг; происходит формирование культурно-досуговых центров по территориальному принципу, укрупнение муниципальных учреждений культуры за счет вхождения в них библиотек и культурно-досуговых учреждений; ликвидация части учреждений культуры в связи малочисленностью населенных пунктов; реорганизация части учреждений культуры, преимущественно в малонаселенны территориях в социально-культурные центры, предусматривающие социальную работу, оказание бытовых, культурных и других социальных услуг.
Расширяется база культурной политики на местах - к управлению сферой культуры в районе добавляется туризм, молодежная политика, спорт; создание структурных подразделений методической направленности на уровне муниципального района; развитие партнерских вертикальных и горизонтальных связей бизнеса и власти (инновационные проекты).
Новая экономическая политика в культуре означает возвращение многоукладности. Дома культуры и клубная самодеятельность может финансироваться помимо федеральных и местных бюджетов, на местном «рынке поддержки» должны быть представлены ресурсы независимых и продвинутых - компаний-спонсоров, корпоративных фондов и попечительских коалиций, частных жертвователей.
В реализации подходов к
учреждениям культуры нельзя не учитывать
процессы модернизации сферы культуры,
которая осуществляется сегодня
как часть общей
При этом очевидно, что традиционные культурные институты не могут существовать (и нигде в мире не существуют) на полной самоокупаемости. Фактически, в России сегодня невозможно существование некоммерческой организации культуры без «крыши», т.е. без опекающей, защищающей, частично финансирующей государственной или коммерческой или благотворительной структуры. В условиях административной реформы поддержка культуры со стороны частного сектора (крупного, среднего и малого бизнеса) может стать одним из решающих факторов выживания и развития организаций культуры, особенно на местах.
Профессиональное назначение
менеджера социально-культурной деятельности
заключается в осуществлении
следующих функционально-
- организатора культурного
досуга в учреждениях культуры
различного типа, досуговых центрах,
в государственных, частных,
- директора, менеджера, художественного
руководителя, заведующего отделом культурно-досуговых
учреждений, научно-методических центров,
творческих объединений и коллективов,
отделений творческих союзов, методиста
российского, краевых, областных, районных
методических центров, осуществляющего
методическое обеспечение социально-культурной
деятельности учреждений культуры соответствующего
региона (создание оригинальных сценариев
культурно-досуговых программ, творческая
помощь практикам в их осуществлении,
социологические исследования культурных
запросов и интересов людей, моделирование
инновационных индивидуальных, групповых
видов досуговой деятельности, разработка
территориальных, комплексных программ
возрождения культуры). Особенность работы
менеджера социально-культурной деятельности
заключается в том, что она распространяется
на все возрастные категории населения;
осуществляется в различных формах жизни
людей и предусматривает духовное, нравственное
возрождение общества, семьи, личности.
Исследователи отмечают двойственность туризма. С одной стороны это одна из наиболее успешных сфер бизнеса, на только приносящая высокий доход, но и служащая своеобразным локомотивом для развития деловой жизни (инициирует развитие гостиничного и ресторанного бизнеса, транспорта, экскурсионного дела, местной промышленности). Туризм способствует созданию большого числа рабочих мест. Выездная модель привлекает в страну и регион значительные финансовые, в том числе – валютные средства.
С другой стороны туризм – это способ удовлетворения конституционного права граждан на полноценный отдых, на рекреацию. Особенно велико познавательное значение туризма.
Существует широкая
По формам туризм может быть познавательным, рекреационным, спортивным, экстремальным, паломническим, деловым, ностальгическим и т.п.
По аудитории туризм можно разделить на индивидуальный, семейный, корпоративный, молодежный и т.д.
Рассматривается также классификация туризма на организованный (с помощью фирм) и самодеятельный.
Туристские поездки также дифференцируются по использованию транспорта, по качеству гостиничных услуг и пр.
Значимость туризма как формы деятельности отражает внимание к нему среди руководителей страны и региона. В России действует Федеральный закон об основах туристской деятельности от 1996 года с изменениями и дополнениями от 2002, 2003 и 2006 г.г.
Международная форма туризма требует также соблюдения нормативной базы, связанной с дисциплиной въезда в страну и выезда из нее.
Особо оговариваются правила лицензирования туристских компаний
Нормативно-правовая база туризма
Федеральное законодательство:
Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Федеральный Закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007г. № 452 "Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта"
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003г. № 532 "Об утверждении положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов."
Федеральный закон от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Федеральный закон
от 3 декабря 2008 года "О передаче земельных
участков, находящихся в границах
курортов федерального значения, в
собственность субъектов
Постановление Правительства
Российской Федерации от 15 января 2007
года № 9 "О порядке осуществления
миграционного учета
Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Закон РФ "О
государственной границе
Приказ ФСБ РФ ОТ 02.06.2006 N 239 "О пределах пограничной зоны на территории Ленинградской области"
Региональное законодательство:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ О
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "Информационная
поддержка развития сферы туризма
и рекреации Ленинградской
Распоряжение
об итогах реализации региональной целевой
программы “Развитие сферы
Постановление о
признании утратившим силу постановления
Правительства Ленинградской
Ленинградский областной закон от 31 декабря 1997 года №73-оз «О туристской деятельности на территории Ленинградской области» (в редакции закона ЛО от 6 апреля 2005 года №25-оз).
Концепция развития
туризма в Ленинградской
Ленинградский областной
закон от 30 сентября 2005 года № 77-оз «О
региональной целевой программе
«Развитие сферы туризма и
рекреации Ленинградской
Социально-культурная сфера – это преимущественно сфера услуг. В этой сфере особенно развиты предприятия малого и среднего бизнеса, включая индивидуальное предпринимательство. Ввиду разнообразия форм и видов социально- культурной деятельности, ее организационный формы разнообразны. Это, конечно, общества с ограниченной ответственностью (ООО), которые работают в образовательной, развлекательной, туристско – экскурсионной сферах, а также в театрально- концертной деятельности и спортивных фирмах.