Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

Все крупные работы современных  социологов, выдержавшие испытание  временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Предмет  социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения  и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных  компонентов.

Общественное сознание (с позиций социологии) выступает  как реальное сознание, состоящее  из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия. Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

 

36.Принципы руководства  культурно-досуговой фирмой.

Говоря о социокультурном  и досуговом менеджменте, нельзя ограничиться констатацией: для него характерны те же особенности, что и  для менеджмента любой другой области экономики. В культурно-досуговой  сфере организационные и управленческие аспекты деятельности приобретают весьма заметные особенности, связанные с ролью культурного развития, рекреации в жизни общества и человека.

Работа учреждений и организаций  культурно-досуговой сферы в силу своего полифункционального назначения находится в центре общественного  внимания в любой стране; к ней  проявляет интерес все население. Человек приходит в учреждения культуры и организации досуга с целью  найти возможности для внутреннего  развития, расширения познавательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Здесь у него есть определенная свобода  выбора занятий теми видами активности, которые нейтрализуют жесткую прагматику профессиональных обязанностей, обыденный  характер повседневных забот.

Все эти предпосылки порождают  в современном обществе массовые ожидания рекреационных эффектов, жажду  новых впечатлений от досуга. Поэтому  диапазон потребительских запросов и предпочтений в этой области  гораздо более многообразен, детализирован, эмоционально и субъективно окрашен, нежели в других сферах услуг (бытовых, торговых услугах, услугах связи  и др.). Таким образом, характер и  направленность менеджмента сферы  культуры и досуга во многом определяется многообразием рекреационных потребностей, массовых ожиданий, а также лидерами общественного мнения, тенденциями  моды.

Одновременно менеджмент данной области так или иначе  соотносится с культурной политикой, проводимой государственными, региональными  и муниципальными органами власти, с целями общественных организаций. Все это создает условия для  интеграции значительного числа  организаций культуры и досуга в  рыночные отношения через механизмы  дополнительной поддержки, позволяющие  смягчать коммерциализацию данной сферы, ее узкий экономизм. С этой целью  в каждой стране существуют способы  государственной поддержки, традиции донорства, развиваются разные источники  пополнения доходов организаций  культуры. Однако механизмы общественной поддержки не отменяют тех предпосылок, которые создают в сфере культуры и досуга конкурентные условия, стимулирующие  организационный менеджмент осваивать  новые способы деятельности и  управления.

Руководители учреждений культуры и досуга вынуждены учитывать  все перечисленные характеристики независимо от того, какой организационно-экономический и имущественно-правовой статус имеет их организация (чисто коммерческий, некоммерческий или смешанный) и в каком отраслевом сегменте она развивается.

При руководстве  культурно-досуговой организацией следует исходить как из коммерческих. так и из социальных целей, а также  из общегосударственныхз и в большой  мере региональных задач, стоящих перед  всей сферой культуры и досуга.

Характерной тенденцией современной  культурной политики является перенос  усилий  на местный уровень жизнедеятельности. Функционирование сферы культуры все больше связывается  с достижением большей самостоятельности и ориентации учреждений культуры  на местный уровень культурно-досуговых услуг; происходит формирование культурно-досуговых центров по территориальному принципу, укрупнение муниципальных учреждений культуры за счет  вхождения в них  библиотек и культурно-досуговых учреждений; ликвидация части учреждений культуры в связи малочисленностью населенных пунктов; реорганизация части учреждений культуры, преимущественно в малонаселенны территориях в социально-культурные центры, предусматривающие  социальную работу, оказание бытовых, культурных и других социальных услуг.

Расширяется  база культурной политики на местах -  к  управлению сферой культуры в районе добавляется туризм, молодежная политика, спорт; создание структурных подразделений  методической направленности на уровне муниципального района; развитие партнерских вертикальных и горизонтальных связей бизнеса и власти  (инновационные проекты).

Новая экономическая политика в культуре означает возвращение  многоукладности. Дома культуры и клубная  самодеятельность может финансироваться  помимо федеральных и местных  бюджетов,   на местном «рынке поддержки» должны быть представлены ресурсы независимых и продвинутых - компаний-спонсоров, корпоративных фондов и попечительских коалиций, частных жертвователей.

В реализации подходов к  учреждениям культуры нельзя не учитывать  процессы модернизации сферы культуры, которая осуществляется сегодня  как часть общей административной реформы. Институциональная модернизация организаций культуры должна  позволить  решать проблемы культуры в едином комплексе, опираясь на механизмы взаимодействия коммерческой и некоммерческой, государственной и негосударственной составляющих сферы культуры.

При этом очевидно, что  традиционные культурные институты  не могут существовать (и нигде  в мире не существуют) на полной самоокупаемости. Фактически, в России сегодня невозможно существование некоммерческой организации  культуры без «крыши», т.е. без опекающей, защищающей, частично финансирующей  государственной или коммерческой или благотворительной структуры. В условиях административной реформы поддержка культуры со стороны частного сектора (крупного, среднего и малого бизнеса) может стать одним из решающих факторов выживания и развития организаций культуры, особенно на местах.

Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятельности заключается в осуществлении  следующих функционально-должностных  видов деятельности:

- организатора культурного  досуга в учреждениях культуры  различного типа, досуговых центрах,  в государственных, частных, общественных  предприятиях, организациях, ассоциациях  культурной направленности (организация  развлекательных, игровых, информационно-познавательных  программ, конкурсов, шоу-программ; импресарио творческих коллективов  и т.д.); 
- директора, менеджера, художественного руководителя, заведующего отделом культурно-досуговых учреждений, научно-методических центров, творческих объединений и коллективов, отделений творческих союзов, методиста российского, краевых, областных, районных методических центров, осуществляющего методическое обеспечение социально-культурной деятельности учреждений культуры соответствующего региона (создание оригинальных сценариев культурно-досуговых программ, творческая помощь практикам в их осуществлении, социологические исследования культурных запросов и интересов людей, моделирование инновационных индивидуальных, групповых видов досуговой деятельности, разработка территориальных, комплексных программ возрождения культуры). Особенность работы менеджера социально-культурной деятельности заключается в том, что она распространяется на все возрастные категории населения; осуществляется в различных формах жизни людей и предусматривает духовное, нравственное возрождение общества, семьи, личности.

 

37. Туризм как  вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы  развития, правовое регулирование  туристской деятельности.

Исследователи отмечают двойственность туризма. С одной стороны это  одна из наиболее успешных сфер бизнеса, на только приносящая высокий доход, но и служащая своеобразным локомотивом  для развития деловой жизни (инициирует развитие гостиничного и ресторанного бизнеса, транспорта, экскурсионного дела, местной промышленности). Туризм способствует созданию большого числа рабочих  мест. Выездная модель привлекает в  страну и регион значительные финансовые, в том числе – валютные средства.

С другой стороны туризм –  это способ удовлетворения конституционного права граждан на полноценный  отдых, на рекреацию. Особенно велико познавательное значение туризма.

Существует широкая классификация  туров. Например, фирмы могут реализовывать  въездную, выездную и внутреннюю модель в зависимости от того, какую аудиторию  они привлекают к турам и какие  направления преимущественно задействованы  в турах.

По формам туризм может  быть познавательным, рекреационным, спортивным, экстремальным, паломническим, деловым, ностальгическим и т.п.

По аудитории туризм можно  разделить на индивидуальный, семейный, корпоративный, молодежный и т.д.

Рассматривается также классификация  туризма на организованный (с помощью  фирм) и самодеятельный.

Туристские поездки также  дифференцируются по использованию  транспорта, по качеству гостиничных  услуг и пр.

Значимость туризма как  формы деятельности отражает внимание к нему среди руководителей страны и региона. В России действует  Федеральный закон об основах  туристской деятельности от 1996 года с  изменениями и дополнениями от 2002, 2003 и 2006 г.г.

Международная форма туризма  требует также соблюдения нормативной  базы, связанной с дисциплиной  въезда в страну и выезда из нее.

Особо оговариваются правила  лицензирования туристских компаний

Нормативно-правовая база туризма

Федеральное законодательство:

Федеральный закон  от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации".

Федеральный закон  от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических  зонах в Российской Федерации".

Федеральный Закон  Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Постановление Правительства  Российской Федерации от 18 июля 2007г. № 452 "Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского  продукта"

Постановление Правительства  Российской Федерации от 28 августа 2003г. № 532 "Об утверждении положения  о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов."

Федеральный закон  от 6 октября 2003 года "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Федеральный закон  от 3 декабря 2008 года "О передаче земельных  участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в  собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную  собственность, об отнесении указанных  земельных участков к федеральной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации или муниципальной  собственности и о внесении изменения  в федеральный закон "Об особо  охраняемых природных территориях"

Постановление Правительства  Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9 "О порядке осуществления  миграционного учета иностранных  граждан и лиц без гражданства  в Российской Федерации"

Федеральный закон  Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

Закон РФ "О  государственной границе Российской Федерации" от 01.04.93 № 4730 - 1

Приказ ФСБ  РФ ОТ 02.06.2006 N 239 "О пределах пограничной  зоны на территории Ленинградской области"

Региональное законодательство:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О  ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "Информационная поддержка развития сферы туризма  и рекреации Ленинградской области  на 2009 год"

Распоряжение  об итогах реализации региональной целевой  программы “Развитие сферы туризма  и рекреации Ленинградской области  на 2006 – 2008 годы”

Постановление о  признании утратившим силу постановления  Правительства Ленинградской области  от 12 апреля 1999 года № 22 “О создании системы  официальных туристских агентов  Правительства Ленинградской области”

Ленинградский областной  закон от 31 декабря 1997 года №73-оз «О туристской деятельности на территории Ленинградской области» (в редакции закона ЛО от 6 апреля 2005 года №25-оз).

Концепция развития туризма в Ленинградской области  на 2009-2012 гг. от 01 сентября 2008г. №769

Ленинградский областной  закон от 30 сентября 2005 года № 77-оз «О региональной целевой программе  «Развитие сферы туризма и  рекреации Ленинградской области  на 2006-2008 годы» (в редакции закона ЛО от 01 августа 2006 года № 71-оз).

 

38.Организационные  формы бизнеса. Коммерческие структуры  в социально-культурной сфере.

Социально-культурная сфера – это преимущественно  сфера услуг. В этой сфере особенно развиты предприятия малого и  среднего бизнеса, включая индивидуальное предпринимательство. Ввиду разнообразия форм и видов социально- культурной деятельности, ее организационный формы  разнообразны. Это, конечно, общества с  ограниченной ответственностью (ООО), которые работают в образовательной, развлекательной, туристско – экскурсионной  сферах, а также в театрально- концертной деятельности и спортивных фирмах.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"