Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

Язык  настолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в  общественное культурное наследие обязательно  связано с изменениями в языке. В результате профессиональные, возрастные и многие другие большие группы в  обществе могут иметь свой язык, словарный запас которого отличается от словарных запасов языков других групп. Иначе говоря, каждая субкультура  имеет свои особенности языкового  общения. Язык связан с основами культуры и со всеми без исключения человеческими  отношениями, с его помощью происходит социализация личности, ее адаптация  к окружающей среде.

К 50-м годам XX века складывается определение личности как совокупности освоенных культурных форм переживаний, суждений, поведения. В такого рода определениях подчеркивалась культурная детерминированность как внутриличностных процессов - восприятия, мышления, эмоциональных переживаний, так и внешних индивидуальных проявлений — речевых суждений, поведения.

Значительная  роль в изучении процессов освоения культуры принадлежит понятию "культурные формы (образцы, конфигурации)" ("паттерны"). Ими называются устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, построения суждений, различного рода культурные формулы и символы, выделяющие определенные представления о реальности Именно они рассматриваются как объекты освоения в процессах инкультурации и как регуляторы информационного обмена в процессах культурной коммуникации. Большое внимание исследователи уделяют эмоциональной сфере личности. Эмоции определяются как сфера переживаний индивида, детерминирующая понимание им ситуации, в которой он находится, и мотивы его поведения в этой ситуации. Эмоции в своем "операциональном", "инструментальном" значении социализируются, то есть в процессе освоения своего окружения индивид научается структурировать свои чувствования и их внешние проявления в соответствии с культурно установленными формами.

В этом качестве эмоции становятся существенным мотивационным фактором, моделирующим поведение личности в стандартных  социокультурных ситуациях (Дж. Хонигман,С. Эш,Г.Марриидр.). После второй мировой  войны в рамках направления происходит сдвиг в сторону обобщения  эмпирического материала, полученного  в предыдущие годы, рефлексии к  теоретическим и методологическим основаниям дисциплины. В конце 40-х - начале 50-х гг. появляется целый  ряд работ, среди которых следует  выделить монографию Дж. Хонигмана "Культура и личность" (1954), где направление  представлено в обобщенном систематизированном  виде, как особая теоретическая ориентация. К началу 60-х гг. происходит внутреннее структурное переопределение направления. Началось активное обсуждение исходных теоретических и методологических оснований данной познавательной области  с выделением уже определившейся ее специфики, принципов подхода  к изучению человеческой реальности, проблемных областей. Стал обсуждаться  вопрос об изменении названия дисциплины. Этому способствовал выход в  свет работы под редакцией Ф. Хью, озаглавленной "Психологическая  антропология", что дало новое  имя всему направлению. Соответственно определилась специфика линии "культура и личность" в рамках направления  в целом. В общем виде ее можно  определить следующим образом: "С  тех пор как подтвердилась  гипотеза о том, что социокультурная  вариабельность осуществляется через  процессы функционирования и развития отдельных личностей, в рамках психологической  антропологии настало время принять  в качестве фундаментального положение  о том, что функционирование и  база культур и социальных систем зависят от того, насколько характерные  для них ценности освоены их отдельными представителями

Характерным для психологической антропологии направлением исследования является изучение процесса формирования личности, становления  ее важнейших свойств и способностей, базирующееся на психоантропологии  детства. Некоторые приверженцы  этой темы порой заходят столь  далеко, что пытаются на этой основе делать далеко идущие выводы о становлении  свойств и способностей человека как вида

Роль  детского опыта в формировании личности. С самого начала такого рода исследований аккумулируется обширный сравнительно-культурный материал о телесной социализации ребенка - длительность и регулярность кормления, купания, способ пеленания, гигиенические  навыки и т.п. Полученные результаты дают основания для установления функциональных зависимостей характерологических  личностных свойств от физических стереотипных воздействий в раннем детстве. И  уже стало общим местом представление  о том, что более репрессивное физическое воспитание ведет к формированию менее самостоятельной личности. Имеющийся эмпирический материал свидетельствует, что культурно стереотипные формы, осваиваемые в жизни впервые, навязываемые ребенку при удовлетворении его потребностей, без возможного выбора, оставляют след на всю жизнь и определяют некоторые личностные характеристики.

В классическом психоанализе детский  опыт также рассматривался как фундаментальная  основа формирования личности и индивидуального  образа жизни на протяжении всего  жизненного цикла. Более того, он считался прототипичным для филогенеза если не человека в его видовой определенности, то человеческой культуры. Об этом свидетельствуют  психоаналитическая трактовка таких, например, мифологических ситуаций, как  судьба Эдипа или Электры, а также  акцент на культуропорождающей силе отношений главы семейного клана  с его мужскими отпрысками. Высокая  степень зависимости культурных феноменов от типичных ситуаций детства  до сих пор обусловливает психоантропологическую значимость изучения формирования личности ребенка в контексте "первичных", семейных отношений (мать, отец, братья, сестры).

Изучение  детского опыта закладывает основания  для анализа освоения культуры личностью  вообще. Поэтому ниже речь пойдет только об исследованиях этого рода. Сегодня  можно выделить две базовые ориентации в изучении детского опыта. Во-первых, анализ влияния характерных для  культуры или субкультуры образцов социализации и инкультурации на характеристики личности и поведения, разделяемые большинством членов сообщества. Во-вторых, установление связей между  элементами раннего индивидуального  опыта и спецификой черт личности и поведения взрослого индивида. Благодаря этому расширяется  круг возможностей при интерпретации  и объяснении устойчивости и изменчивости внутрикультурных и межкультурных  различий в поведении индивидов.

Согласно  точке зрения, господствующей в психологической  антропологии, личность как культурная форма индивида определяется следующими группами факторов: органические, биологические, врожденные поведенческие предпосылки, стереотипы активности и нормы групп, к которым принадлежит индивид, правила поведения, характерные  для ролей, исполняемых индивидом  в различных социокультурных  ситуациях. Определенное значимое влияние  на формирование личности могут оказывать  случайные обстоятельства. Следует  подчеркнуть, что влияние культурных образцов поведения на формирование личности отнюдь не абсолютизируется; считается, что вещи и технологии, с которыми индивиду приходится иметь  дело, оказывают не меньшее формирующее  воздействие.

 

31. Менеджмент: общее  понятие, виды и особенности  проявления в сфере культуры.

Под менеджментом понимается система  управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных  социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую  социально-значимую деятельность.

Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу  как совокупность предприятий, выпускающих  продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как  автомобилестроение, производство бытовой  техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих  социально-культурные функции, имеющие  значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в  социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий  – театры, библиотеки, клубы, музеи.

Под социально-культурной сферой мы будем  понимать совокупность отраслей, предприятия  которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной  ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными  организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма  – любое учреждение социально-культурной сферы.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом  содержании раскрывается все богатство  менеджмента вообще – как уже  говорилось, в сфере культуры действуют  самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная  особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что  деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой  коммерции, а на основе привлечения  средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной  технологии управления сферой к все  более широкому использованию экономических  методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные  средства, необходимости широкого привлечения  внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная  самостоятельность – все это  радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно  работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным  специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую  «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика  заключается отнюдь не в «усеченности»  менеджмента, а наоборот – в его  расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе  – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.

 

Обычно специфику менеджмента  в сфере культуры связывают с  особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят  не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются  непосредственному прямому счету, складированию.

Сфера культуры — сфера  преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента  в сфере культуры заключается  в том, что деньги в этой сфере  появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения  средств, вовлечения интересов самых  различных сил и инстанций: органов  власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций  и прочих доноров. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированном  секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное  — средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной кампании нового диска  или альбома.

Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для  бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может  быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера  обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения  привлекательного имиджа, репутации, социального  статуса и т. д.

Культурная жизнь, культурные процессы развиваются сами по себе, слухи о том, что работники  сферы культуры оказывают серьезное  влияние на их развитие, сильно преувеличены. Сплошь и рядом профессиональная среда вскакивает на подножку уходящего  без нее поезда. Так было с дискотеками, с оздоровительным движением, с  видео. Единственное, что они могут, — это помогать или мешать развитию культурной жизни.

Поэтому менеджмент в сфере  культуры может заключаться исключительно  в создании организационных и  экономических условий саморазвития культурной жизни — не больше, но и не меньше. И в этом заключается  подлинное содержание специфики  менеджмента в сфере культуры.10

Благоприятными  условиями для организации менеджмента  в социально-культурной сфере являются:

— реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;

— диалог с  отдельными гражданами, их общественными  представителями и другими членами  экосоцио-системы вместо авторитарного  «давления» на социокуль-турную среду;

— решение  досуговых и проблем методом  проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного  окружения.

 

32.Воспитательный  процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных  учреждений.

Осмысление  различных взглядов на сущность дополнительного  образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, А.В. Золоторева, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова, А.Б. Фомина) дает основание сформулировать социально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей – обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества. В данном случае под конвенцией понимается сопряжение интересов общества и индивида в процессе социального воспитания, социальное действие индивидов конструирующих интерсубъективный мир. Если каждый индивид создает свой субъективный мир и свое социокультурное пространство, то в ситуации социальной интеграции эти плюралистичные миры и пространства должны пересекаться.

Личная  составляющая конвенции предполагает: конструирование собственного варианта жизни в соответствии с необходимостью реализации в ней одной из пяти социокультурных функций, освоение образа жизни социальной группы реализующей  эту функцию, интеграция в соответствующую  социокультурную общность.

Культура  предстает как обобщенный эталон, рамки человечности, в социокультурном  качестве (культура определенной социальной группы), в виде организационной  культуры (культуры отдельной социальной организации), как персональная культура бытия человека – образ жизни. Все названные проявления культуры имеют место в социальном воспитании.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"