Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".
Язык
настолько сливается с
К 50-м годам XX века складывается определение личности как совокупности освоенных культурных форм переживаний, суждений, поведения. В такого рода определениях подчеркивалась культурная детерминированность как внутриличностных процессов - восприятия, мышления, эмоциональных переживаний, так и внешних индивидуальных проявлений — речевых суждений, поведения.
Значительная роль в изучении процессов освоения культуры принадлежит понятию "культурные формы (образцы, конфигурации)" ("паттерны"). Ими называются устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, построения суждений, различного рода культурные формулы и символы, выделяющие определенные представления о реальности Именно они рассматриваются как объекты освоения в процессах инкультурации и как регуляторы информационного обмена в процессах культурной коммуникации. Большое внимание исследователи уделяют эмоциональной сфере личности. Эмоции определяются как сфера переживаний индивида, детерминирующая понимание им ситуации, в которой он находится, и мотивы его поведения в этой ситуации. Эмоции в своем "операциональном", "инструментальном" значении социализируются, то есть в процессе освоения своего окружения индивид научается структурировать свои чувствования и их внешние проявления в соответствии с культурно установленными формами.
В
этом качестве эмоции становятся существенным
мотивационным фактором, моделирующим
поведение личности в стандартных
социокультурных ситуациях (Дж. Хонигман,С.
Эш,Г.Марриидр.). После второй мировой
войны в рамках направления происходит
сдвиг в сторону обобщения
эмпирического материала, полученного
в предыдущие годы, рефлексии к
теоретическим и
Характерным
для психологической
Роль
детского опыта в формировании личности.
С самого начала такого рода исследований
аккумулируется обширный сравнительно-культурный
материал о телесной социализации ребенка
- длительность и регулярность кормления,
купания, способ пеленания, гигиенические
навыки и т.п. Полученные результаты
дают основания для установления
функциональных зависимостей характерологических
личностных свойств от физических стереотипных
воздействий в раннем детстве. И
уже стало общим местом представление
о том, что более репрессивное
физическое воспитание ведет к формированию
менее самостоятельной
В
классическом психоанализе детский
опыт также рассматривался как фундаментальная
основа формирования личности и индивидуального
образа жизни на протяжении всего
жизненного цикла. Более того, он считался
прототипичным для филогенеза если
не человека в его видовой определенности,
то человеческой культуры. Об этом свидетельствуют
психоаналитическая трактовка таких,
например, мифологических ситуаций, как
судьба Эдипа или Электры, а также
акцент на культуропорождающей силе
отношений главы семейного
Изучение
детского опыта закладывает основания
для анализа освоения культуры личностью
вообще. Поэтому ниже речь пойдет только
об исследованиях этого рода. Сегодня
можно выделить две базовые ориентации
в изучении детского опыта. Во-первых,
анализ влияния характерных для
культуры или субкультуры образцов
социализации и инкультурации на
характеристики личности и поведения,
разделяемые большинством членов сообщества.
Во-вторых, установление связей между
элементами раннего индивидуального
опыта и спецификой черт личности
и поведения взрослого
Согласно точке зрения, господствующей в психологической антропологии, личность как культурная форма индивида определяется следующими группами факторов: органические, биологические, врожденные поведенческие предпосылки, стереотипы активности и нормы групп, к которым принадлежит индивид, правила поведения, характерные для ролей, исполняемых индивидом в различных социокультурных ситуациях. Определенное значимое влияние на формирование личности могут оказывать случайные обстоятельства. Следует подчеркнуть, что влияние культурных образцов поведения на формирование личности отнюдь не абсолютизируется; считается, что вещи и технологии, с которыми индивиду приходится иметь дело, оказывают не меньшее формирующее воздействие.
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.
Деятельность в социально-
Менеджмент в социально-
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения
важны для уяснения возможностей
сотрудничества со сферой культуры других
сфер деловой активности. Главная
особенность менеджмента в
В-третьих, еще более очевидно другое
обстоятельство – нарастание требований
к менеджментной компетентности
специалистов и работников социально-культурной
сферы. Переход от сугубо административно-
Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Обычно специфику менеджмента
в сфере культуры связывают с
особенностями «духовного производства».
«Продукты» такой деятельности носят
не столько вещественный характер,
сколько связаны с феноменами
сознания (восприятия, понимания, мышления,
переживания и т. д.), не поддаются
непосредственному прямому
Сфера культуры — сфера
преимущественно некоммерческой деятельности.
Главная особенность
Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д.
Культурная жизнь, культурные процессы развиваются сами по себе, слухи о том, что работники сферы культуры оказывают серьезное влияние на их развитие, сильно преувеличены. Сплошь и рядом профессиональная среда вскакивает на подножку уходящего без нее поезда. Так было с дискотеками, с оздоровительным движением, с видео. Единственное, что они могут, — это помогать или мешать развитию культурной жизни.
Поэтому менеджмент в сфере
культуры может заключаться
Благоприятными
условиями для организации
— реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;
— диалог с
отдельными гражданами, их общественными
представителями и другими
— решение досуговых и проблем методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения.
Осмысление различных взглядов на сущность дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л.Н. Буйлова, А.К. Бруднов, А.В. Золоторева, М.Б. Коваль, Г.Н. Попова, А.Б. Фомина) дает основание сформулировать социально-педагогическую миссию учреждений дополнительного образования детей – обеспечение конвенции интересов воспитанника (его родителей, семьи) и общества. В данном случае под конвенцией понимается сопряжение интересов общества и индивида в процессе социального воспитания, социальное действие индивидов конструирующих интерсубъективный мир. Если каждый индивид создает свой субъективный мир и свое социокультурное пространство, то в ситуации социальной интеграции эти плюралистичные миры и пространства должны пересекаться.
Личная составляющая конвенции предполагает: конструирование собственного варианта жизни в соответствии с необходимостью реализации в ней одной из пяти социокультурных функций, освоение образа жизни социальной группы реализующей эту функцию, интеграция в соответствующую социокультурную общность.
Культура предстает как обобщенный эталон, рамки человечности, в социокультурном качестве (культура определенной социальной группы), в виде организационной культуры (культуры отдельной социальной организации), как персональная культура бытия человека – образ жизни. Все названные проявления культуры имеют место в социальном воспитании.