Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 59 вопросов по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

socekzamskd.docx

— 292.22 Кб (Скачать)

Особо важна просветительская деятельность, связанная с правовыми  вопросами ввиду традиционно  низкой правовой культурой россиян, информация по социальным проблемам (проблемам  организации досуга, обеспечения  медицинскими товарами и услугами и  пр.)

Особое место занимает просветительская деятельность в политической сфере. При этом конкуренция в  политике сопровождается появлением различных  точек зрения с их обоснованием по всем вопросам социально-политической и экономической жизни России и всего мира.

Культурные услуги, предлагаемые на коммерческой основе, требуют рекламной  и PR – информации для своего успешного продвижения потребителю.

Сегодня носителями информации являются как традиционные на бумаге книги, журналы и газеты, так и  электронные СМИ (телевидение, радио. Интернет).

Современная теория коммуникаций предлагает широчайший спектр форм и  методов проведения информационно-просветительской деятельности. Помимо работы изданий  это выставки и семинары, конференции, различные виды учебы на курсах, экскурсионная деятельность, диспуты  и т.п.

Особо следует отметить Интернет, как среду проведения рассматриваемой  деятельности в режимах On line и off line, т.е. с возможностью коммуникации с лектором и слушателей друг с другом. Привлечение аудитории к обсуждению проблем – характерная черта современной просветительской деятельности в таких областях как политика, экономика, социальная ситуация, спорт.

 

28.Система работы  с коллективом культурно-досугового  учреждения.

В технологии культурно-досуговой деятельности принято выделять несколько подсистем:1. Организационная подсистема (структура  организаций, штатное расписание, сложившаяся  система распределения полномочий между сотрудниками и др.); 2. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых культурно-досуговых акций, включая  сценарную разработку, режиссуру, степень  участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся  практика обобщения и распространения  передового опыта, освоения инновационных  технологий деятельности); 3. Социально-психологическая  подсистема (система формальных и  неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся  практика подготовки и проведения внутриорганизационных  мероприятий); 4. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).

Если  признать за культурно-досуговой деятельностью  ее педагогический характер, а это  исторически так и сложилось, то правомерно говорить и о разработке системы целей или, как теперь принято говорить, дерева целей. Проблема целеполагания появилась не сегодня, но именно в наши дни она актуальна как никогда. Никому сейчас не дано права "пускать деньги на ветер", не важно, являются ли эти средства госбюджетными или предоставлены каким-либо инвестором, меценатом или спонсором. А кроме того, за четко сформулированной целью всегда стоит последующая хорошо организованная работа. Достижение поставленных целей - это эффективный педагогический результат! Размытость и неопределенность целей - свидетельство некомпетентности и низкой профессиональной квалификации.

Далее надо поставить вопрос о поиске и  выборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой деятельности, прежде всего организационных, массовых, групповых, коллективных и индивидуальных. Только дифференциацией аудитории успех не досвигается, но именно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдельным потребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам - производственным, учебным, воинским и т.п. Быть может, имеет смысл вернуться к уже известным нам формам: университетам, школам, курсам, лекториям? В конце концов, в самих этих формах ничего плохого нет, дело, скорее, в другом - зачем, с какой целью они организованы, каково содержание совместной работы людей, на что она направлена.

Отдельная проблема - поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует  подумать, это оптимальное сочетание  традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных  форм. Многообразие форм культурно-досуговой  деятельности неизбежно ставит работника  культуры перед необходимостью выбора оптимального решения: какую именно форму в том или ином случае предпочесть. Аксиоматическое утверждение "форма должна соответствовать  содержанию" не всегда является ключом к конкретному решению. При этом замечено: чем опытнее специалист культурно-досугового учреждения, тем  сложнее ему выбирать конкретную форму проведения какой-либо работы, тем требовательнее он к окружающим его коллегам и к самому себе.

Принятие  решения о форме осуществления  той или иной культурно-досуговой  акции целесообразно было бы проводить  в таком порядке. Анализ ситуации (изучение спроса потребителей, сбор информаций, изучение демографических характеристик  аудитории); в случае, когда речь идет о коммерческом проекте или  платной программе, полезно провести маркетинговое исследование, изучить  потенциальный рынок, выбрать интересующий сегмент и позиционировать планируемую услугу на избранном сегменте. Далее следует выбрать оптимальную форму проведения мероприятия. Потребуется оценить возможные альтернативы с точки зрения критериев и ограничений. Последние могут носить экономический, социально-демографический и даже личностный характер. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др.

Остаются  актуальными проверенные временем рекомендации относительно активного  характера планируемого мероприятия, участия в нем активистов-общественников, широты и разнообразия используемых средств раскрытия темы и др.

Центральным моментом в выборе формы является окончательная оценка выбранной  формы, однако на этом процесс принятия решения не завершается. Самое хорошее  решение - это выполненное решение, в нашем случае - состоявшееся мероприятие. Здесь уместно говорить о необходимости  установления обратной связи. Мероприятия  ради мероприятий давно ушли в  прошлое.

Профессиональное  мастерство культработника проявляется  при отборе им содержания будущей  культурно-досуговой акции, под которым  принято понимать определенный объем  воспитательного, информационного  материала: исторические факты, современные  проблемы, актуальные задачи, художественные образы и аналогии, документы, идеи, законодательные акты и прочее. Вот  здесь-то и должны приниматься во внимание духовные интересы и потребности  потенциальных участников акции, планируемого мероприятия.

Совершенствовать  технологию какой-либо работы - это  еще и обоснованно и эффективно использовать имеющиеся в нашем  распоряжении средства: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные  средства, искусство, компьютерную и  лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера - транспорт, инструменты, материалы и т.п. Важны  не количество и объем используемых средств, а их разумное (и рачительное!) использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.

Самая хорошая культурно-досуговая программа  должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов  и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который  отражается в сознании потребителя  услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель  готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться  возможностью получить желаемое на самом  деле, а не в мечтах и предположениях.

В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее условие имеет особо  важное значение.

С переводом культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения. Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему "досуговую квалификацию".

Разумеется, профессиональный культработник быстрее  волонтера поставит и решит административно-управленческую или художественно-творческую задачу, нежели активист-общественник. Но ведь сущностный смысл профессий культработника как раз и кроется в умении привлечь людей и помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании и самообразования. В этом одна из сложностей нашей профессии, в этом ее отличительная особенность.

Как и прежде, работник культурно-досугового учреждения редко реализует свои задачи в одиночку. При любом учреждении культуры найдеется хотя бы один спонсор  или инвестор, партнер или смежник, поставщик или конкурент, не говоря уже о потребителях услуг. А ведь есть еще органы управления, профсоюзные  и иные организации и движения, творческие союзы, средства массовой информации и т.п. Отрыв от этих "контактных аудиторий" чреват большими потерями в работе.

В условиях рыночной экономики немаловажное значение имеет реклама. Информационно-рекламной  деятельностью учреждения культуры занимались и прежде. Другое дело, что  работа эта велась бессистемно, наощупь, а эффективность рекламы никто  всерьез не изучал. Оставляли желать лучшего и рекламные средства. На сегодняшний день недостатка в  специальной литературе по проблемам  рекламной работы достаточно, необходимо ею воспользоваться.

Прямо противоположные задачи у "паблисити", иначе говоря - пропаганды. Любое  культурно-досуговое учреждение может  и должно способствовать собственному закреплению на рынке услуг культуры.

Для этого вполне подойдут презентации, газетные репортажи о состоявшихся мероприятиях, радиопередачи о коллективах  и объединениях и др.

На управление коллективом  культурно-досугового учреждения распространяются общие современные идеи менеджмента. Специфика работы коллектива – постоянное общение с людьми и для людей, что требует высоких психологических  навыков и связано с психологическими нагрузками. Для сотрудников социально- культурных учреждений характерен высокий  уровень творчества, самостоятельность, потребность в импровизации и  умение находить решение во внештатных ситуациях. То есть от руководства требуется  умение предоставлять сотрудникам  простор для инициативы, однако не давать перерастать инициативе в  анархию. Имеет место определенная претенциозность работников, особенно тех, кто занят в сфере искусства (актеры, режиссеры). Найти для сотрудников  возможность самореализации и тем  самым избежать конфликтов в коллективе – одно из особенностей работы в  социально-досуговой сфере.

 

29.Принципы и  условия отбора содержания и  форм информационно-просветительской  деятельности.

Содержание и формы  информационно – просветительской деятельности определяются

А) Целями данной деятельности. Это могут быть: социальная информация, формирование политической культуры, формирование эстетических чувств, экологическая  грамотности, уважение традиций и религий  и т.п.

Б) Целевой аудиторией. Понятно, что понятийный багаж в значительной мере зависит от возраста, социального  опыта, полученных знаний, социального  и этнического окружения, семейного  воспитания и т.п.

В) Возможностями коммуникаций, по которым ведется информационно- просветительская деятельность. Это  возможность публикаций, наличие  образовательных программ в СМИ, выделяемые финансовые средства и т.п.

Г) Социальной модой на определенные знания, умения и навыки. Так, сегодня  профессия актера и юриста значительно  престижнее, чем профессии математика и физика, а рабочие профессии  вообще не котируются в российской социальной моде.

Д) Немаловажным фактором отбора содержания и форм информационно- просветительской деятельности являются личные интересы, пристрастия, привычки того (тех), кто  эту деятельность организует и проводит. То есть субъективный фактор необходимо также учитывать.

Отметим, что социокультурное  пространство является ареной серьезной  борьбы различных, нередко – антагонистических  идей, относительно необходимых, допустимых и приемлемых форм и методов информационно- просветительской деятельности.

 

30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования.

Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям а также  другим группам. Культура возвышает  человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческом общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и  суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в  рамках культуры для покорения природы  может быть применено в целях  уничтожения людей. Поэтому важно  изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить  напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.

Только  человек создает культуру, потому что он обладает величайшим преимуществом - способностью обучать и обучаться  через взаимодействия с другими  людьми. В этом его коренное отличие  от животного.

Только  человек способен использовать символы, с помощью которых он развивает  общение, позволяющее достигать  обмена не только простыми чувствами, но и сложными идеями, идеалами, мыслями  и внутренними побуждениями. Используя  символическую коммуникацию, человек  обменивается указаниями, открытиями, ценными мыслями, способами совместных действий.

Как речь отделяет людей от животных, так  и письменность проводит грань между  примитивными культурами и цивилизацией. Культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи культурных образцов, вынуждена оставаться предельно  простой. Однако использование письменности позволило практически неограниченно  усложнять и развивать культуру, охватывая культурным влиянием все  более широкий круг людей. Письменность позволила сохранять и передавать мельчайшие детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, что давало возможность не только полностью  передавать, транслировать их, но и  практически в точности воспроизводить утерянные и разрушенные культурные комплексы. Даже неграмотный человек  в современном обществе подвергается воздействию письменной культуры, потому что окружающие его люди формируют  его культуру с помощью написанных слов.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"