Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:59, лекция

Краткое описание

1. Термин «культура»
2. Культурология как специальная наука о культуре
...
23.Христианский, индо-буддийский, конфуцианско-даосистский и исламский типы культур.

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 106.20 Кб (Скачать)

БИЛЕТ 1

1. Термин «культура» выходит к латинскому cultura, что означает «возделывание», «обрабатывание», «уход». Здесь речь идет о возделывании земли, поддержание ее плодородия. В то же время «культура» означает «воспитание», «образование», т. е. развитие человека, его способностей и природных задатков. Третье значение слова «культура» - «поклонение», «подчинение», свидетельствует о родстве терминов cultura и «cultus» (культ). 
Культура - это «возделанная» природа, совокупность норм совместной жизни и объектов, созданных в дополнение к природным. На фоне природы культура-это продолжение и преобразование того, что дано человеку природой. В совместном преобразовании мира  человек формирует и воспитывает себя. 
При этом природа не выходит из сферы поклонения и почитания, прежде всего богов и родителей, и боги выступают представителями природы. Культура-это одновременно и «воспитание» и «культ». Культура каждого народа хранит в своей глубине сакральные (священные) пласты, которые решают самые важные вопросы социального бытия человека - его сопричастность родине, народу, его истории и судьбе. 
Человек не стоит один на один с миром и поэтому не создает свой культурный мир в одиночку. Человек – существо социальное; лишь совместными  усилиями создает он культурную среду обитания и в этом процессе он изменяется, развивается сам.  
Для существования общества нужны: общие цели, сплачивающие людей в их совместной жизни; нормы (правила), регулирующие  различные виды жизнедеятельности; ценности как система критериев оценки эффективности и приемлемости тех или иных действий, продуктов деятельности и поступков людей. Кроме того, необходимо наделение объектов и явлений окружающего мира, самого человека некими смыслами, а также система обозначений (символов, названий), с помощью, которой осуществляется социальная коммуникация. В процессе реализации практической и символической деятельности люди накапливают определенный опыт того, как лучше, эффективней, безопасней удовлетворить свои потребности. Все это и есть совокупный социальный опыт данного общества, который передается из поколения в поколение в виде норм, правил, традиций, обычаев, нравов учений, навыков и умений, наглядных образов. 
Вся культура держится на нормах, которые человек сначала от имени Бога, а затем от имени общества формирует для себя и следит за их выполнением. Поэтому культура-это ценностно-нормативное, смысловое основание общественной жизни. Следование членов общества этим нормам поддерживает целостность и специфику данного общества. Системы социальных целей, идеалов, норм, правил передаются из поколения в поколение и обеспечивают воспитание человека, его социализацию. 
Социально-значимый опыт в виде знаний, идей, ценностей всегда фиксируется в системе знаков и символов. Без символизации функционирование и развитие культуры было бы невозможным. Ранние формы верований в виде тотемизма, анимизма (см. тему VI) создали целый мир запретов, способствующих выживанию  человека как существа культурного. Эти нормы вырывали человека из животного состояния и подчиняли его жизнь новым, неприродным законам, санкционированным божеством. Только животному многое можно, а человеку многое нельзя. Следование нормам, правилам не позволяет  опуститься к животному состоянию. Культура, по мнению русского философа В.С. Соловьева, существует не для того, чтобы на земле был рай, а для того, чтобы не было ада. 
Таким образом, культура – это специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире. Жизнедеятельность и ориентации человека осуществляются на основе системы ценностей, идеалов, норм, мировоззренческих построений. Эта система объединяет, сплачивает людей данного общества. Передача социально-культурного опыта совместной жизни через систему воспитания, образования, средства массовой информации, через деятельность культурных учреждений обеспечивает преемственность в культурно-историческом развитии общества. 
Так как каждый народ имеет собственный социальный опыт, то существует множество культурно-исторических типов, которые ведут между собой постоянный диалог.

БИЛЕТ 2 
             2. Культурология как специальная наука о культуре начинает формироваться в конце XIX-начале XX веков. Мир культуры как мир созданных человеком объектов и порядков до этого исследовался в рамках философии. Появлению специальных культурологических исследований предшествовало разрушение классического типа философствования, представленного целыми эпохами, прежде всего эпохой Просвещения и такими мыслителями как И. Кант и Г. Гегель. В XVIII веке религия лишилась монопольного права на истину о мире и человеке и решительно утверждалось мнение о суверенности человеческого разума. Человек сам по себе является существом разумным, способным осознать свои собственные возможности и организовать на этой рациональной основе разумно устроенное общество. Если этого не происходило ранее, то виной тому человеческое невежество, которое довлело над умами людей на протяжении многих веков. Вера в могущество и самодостаточность человеческого разума присуща и представителям немецкой классической философии, хотя И.Кант существенно ограничивает возможности теоретического разума (науки) в пользу разума практического (нравственности). С точки зрения Гегеля культура-это опредмеченный в истории религии, науки, искусства, формах совместной жизни и судьбе народов «портрет» мирового разума. Разумный ход истории (культуры) может осуществляться и неразумными людьми, но основой этой истории является история мирового духа, поэтапно реализующая себя в деяниях человеческих. 
В конце XIX - начале XX века стало ясно, что царство разума  на Земле нельзя построить на идеалах Просвещения. Противоречия, разрывы между культурой и природой, культурой и человеком не удалось ликвидировать на почве гегелевского идеализма. Происходит осознание кризиса культуры, переоценка ценностей. Кризис культуры осознается как распад ее внутреннего единства, ее идеалов и ценностей, воплощенных  в рационалистической западноевропейской культуре. Разрушение классической рационалистической модели культуры, рассмотрение истории через призму уникальных событий открывало путь исследованию культуры отдельных народов. В изучении культуры утверждается ценностный подход. Культура-это не столько созданный человеком мир предметов, сколько среда значений, смыслов. Одним из результатов позитивистской философии (О. Конт) стало социологическое исследование культуры, опирающееся на эмпирические данные. 
Наибольший разрыв с рационалистическими идеалами, Просвещения характерен для философии Ф. Ницше. Он смеется над обыденным, мещанским представлением о человеке и культуре: «Человек-это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, канат над пропастью. Пространство культуры угадывается в скрывающейся во мраке базарной площади, через которую канат протянут. Человечество – канатоходец, который трудится во имя своего желудка. Культура-это также маски, которые человечество на себя от времени напяливает, объявляя себя за достоверность, а на деле прячась за суевериями». 
Итак, отказ от спекулятивно-философских построений, от евроцентризма, согласно которому, западноевропейский тип культуры является образцовым, стимулировал описание множества других культур. Результатом такого описания стало сомнение в том, что разнообразие типов культур определяется уровнем научного и социально-экономического развития. Стало ясно, что развитие науки и техники, расширение прав и свобод человека не гарантирует духовного развития. Культура определяется какими-то внутренними факторами и ведет себя как самостоятельный человек, который сопротивляется, когда ему навязывают несвойственные ему взгляды или манеры поведения. Накопленный этнографами огромный эмпирический материал свидетельствует о разнообразии базовых элементов культуры, которые определяют «лицо», специфику культуры. Однако в многообразных типах культуры проявляется и некое универсальное начало – своеобразие человеческого отношения к миру, необходимость совместного существования, консолидации людей. 
В настоящее время идет постоянный диалог культур, на фоне которого европейский путь развития представляет как один из вариантов культуры. Межкультурные коммуникации, поиски общего языка в диалоге носителей разных культур являются необходимыми предпосылками выживания человеческого рода, его выхода из глобального кризиса.

БИЛЕТ 3 
3. Культура исследуется системой социальных и гуманитарных наук, философией. Вместе с тем, социальные и гуманитарные науки делятся  на 2 неравные группы: науки о специализированных видах человеческой деятельности (экономическая, политическая, военная, педагогическая, литературо -  и  искусствоведческая и. т. д.), выделяемых по предмету этой деятельности, и небольшая группа наук о различных общих аспектах деятельности независимо от предмета. К ним относятся исторические науки, изучающие генезис и временную последовательность человеческой жизнедеятельности в любых ее формах; психологические науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения; социологические науки, раскрывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной целенаправленной активности; культурологические науки, которые исследуют консолидирующие нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые, знаково-коммуникативные и социально-воспроизводственные аспекты  коллективного бытия людей как необходимые условия образования и функционирования устойчивых социальных общностей, народов. (См. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000. С. 34-38). 
Поэтоу наиболее точным определением предмета культурологии является следующее: культурология – это наука о ценностно-нормативных основаниях социальной консолидации людей и способов их совместной жизнедеятельности. Если социология изучает формы объединения людей (социумы, социальные группы) и их взаимодействия между собой, то культурология  исследует «правила игры», «социальные конвенции», которые зафиксированы в письменных документах, ритуалах, философских  размышлениях и выражены в системе знаков и символов, в словесной и несловесной формах (См. там же). 
Предметом культурологии не может быть вся культура. Это по силам лишь всей совокупности социальных и гуманитарных наук. В связи с этим необходимо различать объект и предмет культурологии (как и в других науках). Объектом (т.е. сферой жизни, существующей объективно) культурологии являются, по сути, любые виды человеческой деятельности (точно так же, как у историков, психологов и социологов), а предметом культурологического исследования  становятся нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые и знаково-коммуникативные механизмы, регулирующие всякую общественную практику, взаимодействие между людьми. 
Таким образом, предмет культурологии как науки представлен 4-мя аспектами: 
Ø это наука о способах существования коллективной жизни людей и социальных  соглашений по поводу допустимости/недопустимости тех или иных способов удовлетворения их интересов, потребностей; 
Ø наука о процессах формирования комплекса социально значимых знаний и социального опыта; 
Ø наука о содержании процессов коммуникации и социальном функционировании языков этой коммуникации; 
Ø наука о процессах и способах воспроизводства общества и личности-межпоколенная трансляция социального и культурного опыта: норм, правил, знаний и смыслов, ценностей и символов, языков, их обозначающих. 
Исследованием культуры как специфического человеческого способа бытия  в аспекте универсальных характеристик занимается «философия культуры». Под культурной антропологией понимают науку о человеке, т.е. всю совокупность знаний о человеке – этническую и индивидуальную психологию и этнологию (науку о народах). Одним из первых исследователей культуры в рамках теоретической культурологии был американский антрополог Л. Уайт. Результаты, полученные в антропологических исследованиях культур, стали эмпирическим основанием культурологии как обособившейся науки. 
            БИЛЕТ 4

     4. В любой области познания видов и форм человеческой жизнедеятельности можно выделить уровень социокультурных обобщений. При таком подходе исследуется история данного вида деятельности (генетический аспект); психология деятельности; социология деятельности (организационно-функциональный аспект) и культура данного вида деятельности. Культурологический аспект анализа деятельности включает в себя ценностно-нормативный и семантико-коммуникативный аспекты. В этом случае формируются  такие направления исследования, как «культурология экономики», «культурология искусства», «культурология политики», «культурология религии». 
Собственно культурология исследует тот же самый комплекс ценностно-нормативных и семантико-коммуникативных механизмов социальной организации и регуляции жизнедеятельсти людей во всей общественной жизни человека, а не применительно к какой-то отдельной сфере ее (См. там же). 
На современной стадии своего развития культурология представляет собой систему наук, в которой принято выделять два уровня: фундаментальный и прикладной. Предметом фундаментальной культурологии является исследование общих закономерностей функционирования и развития   культурных процессов. Прикладная культурология исследует, планирует и разрабатывает методику прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной и культурной политики. Эта политика осуществляется специализированными институтами культуры и общественными организациями. 
В практике фундаментальных теоретических исследований оформились три основных раздела. 
Социальная культурология, исследующая социально-культурные   процессы и явления в целом, порождаемые людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. Здесь культура рассматривается как всеобщая форма человеческого существования. К главным проблемам исследования культуры на данном уровне относятся: 
Ø       разработка общих концепций культуры как ценностно-нормативной, регулятивной и коммуникативной системы; 
Ø       типология культуры (многообразия ее форм в пространстве и времени); 
Ø       социальная и историческая динамика культуры; 
Ø       систематизации функций по отношению к человеку и обществу; 
Ø       исследования соотношения социального и индивидуального в культуре; 
Ø       познание закономерностей культурного творчества; 
Ø       разработка понятийного аппарата культурологии, методологии и методов исследования культуры. 
На данном уровне исследования выясняется, каким образом можно познать культуру, как систематизировать знания о ней, построить теоретические ее модели и каким образом применить полученное знание в управлении социальными процессами. 
Психология культуры изучает проблемы личности как творца и потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурализации личности, генезис человеческой индивидуальности в пространстве культуры. Если в социальной культурологии культура рассматривается в ее объективных социальных формах, то психология культуры исследует проблему «культура личности». Реальный создатель всякой культурной формы – отдельный человек, он же – и исполнитель ее норм, правил, обычаев. 
Психология культуры исследует культуру личности по четырем аспектам: 
Ø       общие закономерности формирования культурно обусловленных черт личности; 
Ø       механизмы систематического «обучения» индивида культуре и его самоидентификация в ней; 
Ø       механизмы «использования» индивидом обретенных культурных знаний и навыков; 
Ø       исследование закономерностей и механизмов культурных инноваций, выхода личности на творческую установку сознания и деятельности. 
Культурная семантика исследует культурные явления и процессы:  
Ø       как средство коммуникации между людьми, различными их сообществами; 
Ø       как систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и передается социально-значимая информация. Культурная семантика занята исследованием социально обусловленного содержания феноменов культуры, а не их техническими аспектами.  
Несмотря на различие объектов исследования (общество – «социальная культурология», личность – «психология культуры»), подлинный предмет исследования во всех перечисленных разделах культурологии остается единым: социально-интегрирующие, ценностно-нормативные, регулятивно-коммуникативные и социально-воспроизводственные механизмы организации совместной жизнедеятельности людей.

БИЛЕТ 5

     5 Культурология – сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую научную дисциплину лишь на рубеже XIX – XX. До этого исследование проблем раэличия между тем, что существует независимо от человека – природой, и тем, что создано человеком – культурой, осуществлялось в рамках философского познания бытия, мира и человека в мире. 
Культурология, согласно интеграционистскому подходу рассматривается как интеграция наук, она объединяет все социогуманитарные науки (философию, социологию, филологию, историю, литературу и т.д.). Отсюда следует, что культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрываетсся какой-либо одной наукой. Все эти науки активно питают ее своими методами, теоретическими и практическими достижениями. 
Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами, позводяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний. 
Таким образом, культурология постоянно взаимодействует с другими науками, так как без них не возможно существование самой культурологи. 
Культурология возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя данные этих наук. Такое многообразие теоретико-методологических вариантов исследования культуры обусловлено многомерностью самого изучаемого феномена – культуры. 
Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определен.  
В настоящее время культурология ещё полностью не отделилась от философии культуры и других наук. Она формируется на основе этих наук, многое перенимает у них. На современном этапе культурология предстаёт, как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом. 
Таким образом культурология – скорее, некоторое суммарное обозначение целого комплекса наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования.

БИЛЕТ 6

   6 Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное варварскому. Само слово «культура» переводится с латыни как «возделывание», «обработка» и первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. Уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие «культура» концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре, отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества — к полной христианизации человечества. 
Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса, отожествляемого с появлением новых технических средств, развитием науки и просвещения.  
Сомнение в идеи механического, предопределенного прогресса создало предпосылки для принципиально новых подходов к анализу социальных явлений. Специфическое понимание культуры связано со становлением в конце ХVIII — начале ХIХ вв. романтизма как художественного направления и специфического видения мира. В своем поиске иррационального, духовного романтики стремились выявить неповторимое своеобразие национальных черт в характере, быте, способах существования и деятельности народа.  
Именно в недрах национальной философии зародилась культурология. Как социальная теория культурология рассматривает общество как результат реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии, философии, искусстве и т. д. Предметом культурологии, естественно, является сама культура. Но под культурой понимается уникальный социальный организм, имеющий собственные законы существования, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций.  
История в культурологии предстает не как исходная руководящая идея, а как проблема. Под вопрос ставятся и само понимание истории как последовательного единообразного процесса развития общества, и возможность осуществления такого процесса в будущем. Отсюда возникает и проблема взаимодействия культур, которую обостряет диффузионизм (жесткая концепция культурологии отрицает возможность взаимопроникновения культур).  
Здесь же возникает проблема вычленения культуры из других социальных явлений. Проблема осложняется тем, что все предшествующее социальное знание организовано как описание непрерывного исторического процесса В этой ситуации необходимо определить сущность культуры. Поскольку исторические стереотипы преодолеваются с трудом, многие исследователи ограничиваются созданием типологии культур.  
Если основной задачей историзма является изучение движущих сил истории и выявление основного (общего) закона развития человечества, то перед  
культурологией стоит множество более конкретных проблем: изучение движущих сил и особенностей развития каждой отдельной культуры.  
Наиболее важная особенность культурологии заключается в том, что она допускает идею неизбежной смерти культуры, т. е. каждого отдельного социального организма. Основная задача (цель) культурологии — установить причины смерти культуры или основу ее существования, секрет долгожительства.  
Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет.  
Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.  
Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати.  
Осваивая накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад в культурный слой.  
Процесс социализации- это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, обо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет.  
Культура- это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?  
1. В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, — стремится сохранить индивидуальность своей личности.  
2. В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода- два полюса, два борющихся начала.  
3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.  
Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.  
1.2 Основные стадии и тенденции развития культурологии  
Параллельно с формированием общефилософской культурологической концепции, целью которой является создание типологии культур (их классификация), с конца ХIХ века шла кристаллизация культурологии как самостоятельной науки, которая рассматривает духовные и материальные продукты деятельности как носители символической информации о данной  
культуре. Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания прежде всего в области археологии, этнографии, искусствоведения, позже — социологии. Но необходимость синтезировать данные всех этих (и других) наук в рамках специальной науки заставляет говорить о философском характере культурологии.  
Основным предметом культурологии является сущность культуры. В наиболее монолитных классических учениях можно выделить две основные тенденции, два основных подхода к изучению социального организма.  
Первый подход порожден организмом и его условно можно назвать морфологическим, так как он направлен на изучение внешних форм организации общества. Этот подход характерен прежде всего для функционализма, который понимает под культурой совокупность действующих социальных институтов, а также для английского структурализма, который видит сущность культуры в политической структуре общества  
Наиболее близко к классической культурологии иррационалистическое понимание культуры — поиск ее истоков и сущности в сфере духовной.  
Признание духовных фактов определяющими в функционировании культуры ведет к осознанию специфичности методов ее исследования. Выбор метода зависит от того, каким духовным факторам придается наибольшее значение. Так, М. Шеллер считает, что религия, философия и наука — не стадии развития духа, а формы его существования. Таким образом, культуры следует различать по превалирующей форме сознания.  
Однако большинство культурологов признает определяющими для любой культуры до — рационалистические формы сознания. Отсюда признание идущей от романтиков традиции « вживания « в культуру, проникновения в нее через личный психический опыт. Такого рода истолковывающая методика получила название герменевтики (В. Дильтей) На каком — то этапе теория культуры сомкнулась с философией науки. Проблема понимания оказалась общей для гносеологии и культурологии и претерпела некоторые изменения.  
Герменевтика интересуется самим процессом понимания как основой рациональной деятельности.  
Язык признается выражением психического опыта, а следовательно, и культуры. Под пониманием подразумевается интерпретация, перевод с одного языка на другой.  
Таким образом, можно выделить три основные школы культурологии: функциональную, аксиологическую и интуитивистскую. В этих школах проблема сущности культуры превращается в проблему метода ее постижения, а в герменевтике, кроме того, — в проблему передачи информации о культуре. 

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"