Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 19:59, лекция
1. Термин «культура»
2. Культурология как специальная наука о культуре
...
23.Христианский, индо-буддийский, конфуцианско-даосистский и исламский типы культур.
Социологический подход
Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социетальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.
Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это -- общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность -- основа социетальности.
Если воспользоваться концептуальной схемой систем социального действия Т. Парсонса, то социетальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмы обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмы поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).
Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа: культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.
Философский подход
Данный подход
обладает наиболее широкой панорамой
видения культуры. Как известно,
философ рассматривает любое
явление с точки зрения целостности
и сущего, всеобщего и ценностно-
Философы и мыслители
всех времен пытались определить смысл
или основное предназначение культуры
и только немногие из них приблизились,
по нашему мнению, к ее истинному пониманию.
Для одних культура — это известное в
мире неизвестного, “луч света в темном
царстве”. Для других ее смысл заключается
в бесконечном самосовершенствовании
человеческой природы, непрерывном оснащении
людей материальными, интеллектуальными
и духовными средствами.
БИЛЕТ 9
9 Понятие цивилизации происходит
от латинского слова "civis" - "гражданин".
По мнению большинства современных исследований
Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких поколений радикальное изменение социальных связей - форм человеческого общения. Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Идеалы техногенной цивилизации - это возможность индивида включиться в самые различные социальные общности и корпорации. Человек становится суверенной личностью только потому, что он не привязан к той или иной конкретной социальной структуре, а может свободно строить свои отношения с другими людьми, вливаясь в различные социальные общности, а часто в разные культурные традиции.
Цивилизация выражает нечто
общее, рациональное, стабильное. Она
представляет собой систему отношений,
закрепленных в праве, в традициях,
способах делового и бытового поведения.
Они образуют механизм, гарантирующий
функциональную стабильность общества.
Цивилизация определяет общее в
сообществах, возникающих на базе однотипных
технологий. Культура - есть выражение
индивидуального начала каждого
социума.
БИЛЕТ 10
10 вычленяются четыре
основных типа цивилизации:
1) природные сообщества (непрогрессивные
формы существования);
2) восточный тип цивилизации;
3) западный тип цивилизации;
4) современный тип цивилизации.
Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.
Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру.
Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование)
Восточный тип цивилизации
(восточная цивилизация) — исторически первый
тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му
тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке:
в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем
Египте. Характерными чертами восточной
цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство
сложившихся форм образа жизни и социальных
структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие
всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление
о полной несвободе человека, предопределение
всех действий и поступков, независящими
от него силами природы, социума, богов
и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на
познание и преобразование мира, а созерцательность,
безмятежность, мистическое единение
с природой, сосредоточенность на внутренней
духовной жизни.
5. Личностное начало не развито. Общественная
жизнь построена на принципах коллективизма.
6. Политическая организация жизни в восточных
цивилизациях происходит в форме деспотий,
в которых осуществляется абсолютное
преобладание государства над обществом.
7. Экономической основой жизни в восточных
цивилизациях является корпоративная
и государственная форма собственности,
а основным методом управления выступает
принуждение.
Западный тип
цивилизации (западная цивилизация) — систематическая
характеристика особого типа цивилизационного
развития, включающая в себя определенные
этапы историко-культурного развития
Европы и Северной Америки. Основными
ценностями западного типа цивилизации,
по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм, ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения
к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка на автономию
личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии всем другим
формам государственного управления.
Западная цивилизация на определенном
этапе развития приобретает характер
техногенной цивилизации.
Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.
Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающаяунификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этои унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.
В культурологии зафиксированы
некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного
диалога:
1) усвоение прогрессивного опыта, как
правило, происходит при сохранении межцивилизационных
особенностей каждого сообщества, культуры
и менталитета народа;
2) каждое сообщество берет из опыта иных
цивилизаций только те формы, которые
оно в состоянии освоить в рамках своих
культурных возможностей;
3) элементы иной цивилизации, перенесенные
на другую почву, приобретают новый облик,
новое качество;
4) в результате диалога современная глобальная
цивилизация приобретает не только форму
целостной системы, но и внутренне многообразный,
плюралистический характер. В этой цивилизации
усиливающаяся однородность социальных,
экономических и политических форм сочетается
с культурным многообразием.
Исследователи также
отмечают, что в этом диалоге на
современном этапе преобладает
западное влияние и, следовательно,
основу диалога составляют ценности
западной техногенной цивилизации.
Однако в последние десятилетия
все более заметным становится возрастание
значения результатов социально-
БИЛЕТ 11
БИЛЕТ 12
11-12 Роль культуры в динамике
цивилизаций, кризис современной техногенной цивилизации
Ныне практически не вызывает сомнения
ведущая роль культуры в развитии общества.
Культура является духовным фундаментом
цивилизации и мощным генератором глубоких
социально-экономических трансформаций.
Культура формирует духовный мир и менталитет
человека-творца цивилизации, обеспечивает
преемственность, передачу человеческого
опыта от поколения к поколению. Выполняя
данную функцию, культура призвана как
бы «очеловечить» цивилизацию, придать
ей жизненность, направленность на человека.
Поскольку культуры различных народов,
социумов имеют специфическую этносоциальную
направленность, то и развитие возникших
на базе данных культур цивилизаций также
отражают своеобразие их духа, менталитета.
Культура, с одной стороны, в отличие от
цивилизации, хранит и передает именно
специфическое, своеобразное, присущее
каждому обществу, с другой стороны, обеспечивает
вместе с цивилизацией этноисторическую
целостность.
Будучи качеством, степенью совершенства
способов человеческой деятельности (технологий)
культура во многом определяет возможности
цивилизации в освоении мира и ее способность
к адаптации в непрерывном процессе прогрессирующих
изменений. Цивилизация черпает из культуры
накопленный ею богатейший опыт человечества
как по освоению и преобразованию окружающей
природы, так и по выживанию, по сохранению
своей социокультурной целостности в
самых неблагоприятных природных и исторических
условиях.
Из этой системы ценностей, которая и составляет
ядро культуры, вырастает, по мнению М.
Вебера, этнокультурная целостность той
или иной цивилизации. Ядро культуры можно
определить как социогенетический код,
обеспечивающий стабильность социума
(социального организма), дающий ему иммунитет
к воздействию других, особенно несущих
опасность разрушения культур. Шкала ценностей
обеспечивает также и адаптацию к окружающей
культурно-цивилизационной среде.
Можно согласиться с мнением
ряда исследователей, определяющих культуру
как социогенетику глобальной и локальной
цивилизаций, имеющую в себе механизмы
наследственности, изменчивости и отбора
в динамике цивилизаций, которые служат
внутренним источником их саморазвития.
Именно заложенные в основе культуры ценностные
приоритеты дают толчок к выбору путей
развития общества, к становлению той
или иной цивилизации.
Границы изменчивости культуры определяют
пределы обогащения наследственного социокультурного
генотипа и передачи культурных инноваций
следующим поколениям, что могло бы обусловить
их переход на новый цивизационный уровень.
Современная цивилизация под влиянием
прогрессирующих процессов технизации,
связанной с ними ломкой и переосмыслением
сложившейся системы ценностей, носит
отчетливо выраженный техногенный характер:
современная техника не только дала человеку
возможность активно, в гигантских масштабах
осваивать и преобразовывать природу
для получения материальных благ, но и
породила огромное количество проблем
как локального, так и глобального характера.
Самая важная черта техногенной цивилизации
– это утрата человеком власти над техникой.
Более того, научно-технический прогресс
не только вышел из-под контроля человека,
но и поставил человека в зависимость
от себя, поработил его. Порожденные техногенной
цивилизацией глобальные проблемы угрожают
существованию не только природы, но и
человека. К числу этих проблем относятся:
не утратившая своей актуальности проблема
угрозы термоядерной войны, проблема ограниченности
природных ресурсов, экологические проблемы,
проблема быстрого роста численности
населения Земли (в основном, в развивающихся
странах) и связанная с нею продовольственная
проблема, проблема сохранения культурного
наследия и ряд других. Все это свидетельствует
о глубоком кризисе техногенной цивилизации.
Причем данный кризис имеет отчетливо
выраженные истоки в устоявшихся в западноевропейской
культуре и менталитете парадигмах:
подход к природе как к объекту приложения
сил человека («Природа не храм, а мастерская,
а человек в ней – работник»);
подход к человеку как активному существу,
призванному преобразовывать мир;
вера во всемогущество человеческого
разума;
направленность культуры вовне, на преобразование
окружающего мира;
прагматический подход к технико-экономическому
развитию, в силу которого прогресс в области
науки, техники и технологий получал самодовлеющее
значение;
доминирование научной, критической рациональности.
М. Вебер выделял еще одну важную причину
формирования техногенной цивилизации:
широкое распространение на Западе религиозной
протестантской, пуританской этики, призывавшей
к активному труду, к утверждению у человека
активной социальной позиции.