Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурологии".
В наст время возрастает роль гумм знания. Актуальность К к науки обусловлена возникающими вопросами человека-ведения. К началу 20в. становится ясно что естест науки не могут в полной мере объяснить человека, его внутреннюю сущность, потэому происходит постепенное сглаживание резкой границы между гум и точными науками. К 20 в. ряд гум наук вырабатывают научный аппарат, они оперируют собственными им присущими понятиями, категориями и законами. Основной гуманитарной наукой в новое время являлась философия. Она являлась наукой которая разрабатывала принципы методологии научного познания.
Представители классических направлений философии разрабатывали научные системы которые должны объяснить сущность мироздания, основные законы его развития. Однако начиная со второй половины 19 в. появляется ряд дисциплин и направлений внутри философской науки, которые создаются на высоком профессиональном уровне, однако являются индивидуализироваными, субъективными. Философия в этой связи утрачивает свой объединяющий характер. В настоящее время таким характером обладает культурология. Которая в этом отношении приходит на смену философии. К к н объединяет в себе как все гуманитарные науки так и естественно научное знание.
К тесно связана не только с философией. Исследования К невозможно представить себе без материалов лингвистики, наук об обществе (социология, политология), где возникает одно из перспективнейших научн направлений – социология культуры. Среди важнейших проблем К – это религиозная топология культур, поэтому К тесна связана с религиоведением. К тесно связана и с другими науками, поскольку основывается на их данных – это антропология, этнография, психология, эстетика, искусствознание и т.д.
Сегодня
К занимает важное место в системе гумм
знаний, является одной из быстроразвивающихся
гум наук. Ее влияние ощущается во всех
сферах научного изучения человека и культуры,
это влияние создает новые направления
исследований, определяет новые подходы
к решению научн проблем. К привлекательна
как гумм н прежде всего тем, что имеет
широкое поле исследований, многообразие
методов и возможность работать с достижениями
многих наук.
7. Аксиологическая концепция культуры
В рамках
этой концепции К. – совокупность
матер и дух ценностей. В современной
лит-ре ценность понимается: 1. как предмет,
имеющий какую-л. пользу и удовлет ту или
иную потребность чел; 2. как идеал (представление
о желаемом); 3. как значимость чего-л. для
индивида или соц группы. Различают
ценности: 1. Витальные (жизнь, здоровье);
2. Соц (комфортная работа, соц благополучие);
3. политич (свобода, правопорядок); 4. Нравственные
(добро, честь); 5. Эстетические (красота);
6. Религиозные (бог); 7. Семейно-родственные
(взаимоотнош). Различ ценности ЦЕЛИ (высшие,
абсолютные), Ценности СРЕДСТВА ( инструментальны).
Ценности опред общую стратегич регуляцию
поведения чел. Кроме ценностей регулятивную
функц выполняют и др элементы К., пержде
всего – нормы ( она теснейшим образлм
связана с ценностью, вытекает из неё).
Та или иная культ ценность предстаёт
как желат, конкретный вид поведения.
Нормы выражают специфику той К., в кот
они функционир. Особое знач имеют выделение
правовых и моральных норм. Правовые нормы
выступают главным образом в виде закона,
они контролор гос властью, их несоблюдение
ведёт за собой конкрет санкции. Моральные
нормы операются на силу общ-го мнения,
убеждения чел в необ того или иного поведения,
чувство ответственности, долга, совести.
Правовые нормы исторически выросли из
моральных, юридически закрепляли их.
Нормы можно подразделить (запрещающие,
побуждающие). Запрещающие нормы во
все времена играли заметную роль. С помощью
этих норм об-во определяло ту сферу деят,
выход за рамки кот мог угрожать безопасности
др людей или об-ву в целом. В разных культурах
сфера рапретной рагламентации различна.
Побуждающие нормы имеют иную силу. Они
представл чел опред свободу. В общ-ве
сущ механизм соц контроля за собой принятых
в общ-ве ценностей и норм. Он включ в себя
различ санкции ( способы реагирования
окружающих на поведение чел в виде поощрения
или наказания). Различает формальные
и неформ санкции. Неформальные С. имеют
силу морального поощрения или осуждения.
Форм С. опираются на силу закона,м они
чётко обозначены. Их осущ контролир гос
органами. К формал С. относятся и администр
С., кот накладываются в рамках труд законо-а.
Культурогенез, или становление культуры, – процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в особых общих формах жизнедеятельности, адаптированных к конкретным условиям места и времени, а заканчивается возникновением форм и стандартов, закрепленных в нравах и обычаях.
В современной
науке существует множество различных
трактовок генезиса культуры: существует
орудийно-трудовая концепция (культура
возникла благодаря способности
человека к труду и его умению
создавать технические
Орудийно-трудовая концепция (Ф.Энгельс): человека согласно этой теории отличает от животных способность трудиться. Все социальное и культурное развитие непосредственным образом связано со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную и культурную.
Трудовая концепция генезиса культуры и антропогенеза утверждает, что создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и наконец культуры.
Символическая гипотеза Кассирера: в связи с тем что человек биологически более слабый, чем животное, то он неосознанно подражал ему. Это привело к постепенной выработке определенной системы ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. Именно в этом заключается символическое приспособление к миру. Символы прежде всего обладают функциональной ценностью, и тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.
Игровая теория Гадамера, Финка, Хейзинга: источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности.
Согласно этой теории игра гораздо «старше» культуры. Хотя она присуща и животным, но именно у человека это содержательная функция со многими гранями смысла. Движущиеся силы культурной жизни рождаются в мифе и культе. Игра является прежде всего свободной деятельностью, которая носит незаинтересованный характер.
Прежде чем изменять окружающую среду, человек уже сделал это в собственном воображении, в сфере игры.
Психоаналитическая теория Фрейда: раскрытие генезиса культуры через феномен первобытной культуры, т. е. большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру.
Данное свойство возникает неожиданно, случайно, и тем не менее сама возможность его появления заложена в человеке. Это качество – совесть. Именно она выделила человека из царства животных и создала культуру. Феномен совести, по теории Фрейда, берет свое начало от первородного греха – убийства первобытного «отца».
Этот акт привел к раскаянию, рождению из животного человека и появлению культуры как средства преодоления навязчивых видений. Таким образом, только совершив коллективное преступление, пралюди обрели способность к социальной жизни. Человеческая культура – все то, что возвышает человеческую жизнь над природными условиями и чем она отличается от жизни животных.
Культура имеет две стороны:
1) она охватывает все приобретенные знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей;
2) в нее входят все институты, необходимые для упорядочения взаимоотношений между людьми.
Таким образом, культура создается путем подавления и принуждения природных инстинктов, культурогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и общество в целом от природы.
Последователь
данной теории Э. Фромм делает еще один
акцент: именно история и культура призваны
раскрыть в человеке разрушительные способности.
3.Культура как предмет культурологи.
Предмет культурологии позволяет ознакомиться с историей становления проблем культурологического характера, сформировать навыки применения в жизни категориального аппарата, дает необходимые знания о культурных ценностях, помогает осознать свои культурные и национальные традиции. Культура как предмет культурологии рассматривается с различных позиций, поскольку является сложным понятием, включающим, как искусственную среду существования человека, таки и его самореализации.
Предмет и задачи культурологии заключены в передаче накопленных культурологических знаний, а также они дают возможность самостоятельно расширить свой кругозора.
Термин культурология в широкое употребление ввел ученый Л. Уайт. Именно он первым попытался создать общие теории культуры.
Предмет культурологии представляет собой комплексную социогуманитарную дисциплина, которая стремится к формированию системы знаний относительно культуры, рассматривая ее как целостное явление. Предмет и задачи культурологии - это исследования, нацеленные на описание культуры, анализ различных культур и их сравнение, познание межкультурных коммуникаций, а также разъяснение истоков специфического и общего, изменчивого и устойчивого в культуре.
Предмет культурологии в настоящее время является интегративной областью познания. Базисом культурологии являются отдельные науки – история, археология, искусствознание, этнография и т. д. Культурология в качестве социогуманитарного знания рассматривает общее значение многогранного феномена культуры, в том числе и способы его исследования. Культура как предмет культурологии является целью исследований, приводящей к пониманию своей и иной культуры, при этом предметом выступает наполняемость общественной жизни. Следовательно, культурология - это взаимодействие различных элементов культуры: норм, традиций, обычаев, ценностей, культурных кодов, социальных институтов, идеологий, технологий и т.д.
Культурология основывается на единство эмпирического и теоретического знания, поскольку рассматривает не только конкретные культурные процессы и явления, но и предельные абстракции. Предмет культурологии включает в себя как прикладные, так и фундаментальные исследования.
Перечислим основные задачи культурологического исследования:
• анализ культуры;
• исследование содержания культуры;
• определение взаимосвязей между элементами культуры;
• изучение культурных единиц и типологий культур;
• разрешение проблем, определенных социокультурной динамикой;
• изучение культурных коммуникаций и кодов.
На практике культурологические исследования находят свое применение в сфере управления и массовых коммуникаций.
В культурологии используются следующие методы:
• эмпирический - сбор и описание фактического материала;
• сравнительно-исторический – обеспечивающий возможность сравнения самобытных явлений культурного комплекса в историческом разрезе;
• структурно-функциональный – позволяющий разложить изучаемый культурный объект на составные части и выявить их внутреннюю связь;
• генетический - позволяет познать изучаемый феномен с позиций его возникновения и последующего развития;
• семиотический – определяется пониманием культуры в качестве знакового механизма, позволяющего передавать опыт из поколения в поколение, в качестве символической системы, которая обеспечивает социальное наследование.
Культурология включает в себя несколько разделов и является комплексной наукой:
- Философия культуры;
- Теория культуры;
- Социология культуры;
- История культуры;
- Культурная антропология.
Таким
образом, культурология не только описывает
культурные ценности, накопленные человечеством,
но и осмысливает их.
4.Основные функции культуры
На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции.
Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ адаптируется к среде своего обитания.
Интегративная функция культуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей.
Коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, поскольку именно культура дает средства общения -знаковые системы, оценки.