Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:55, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурологии".

Файлы: 1 файл

шпоры культурология.docx

— 91.79 Кб (Скачать)

Знак  – это мат. предмет, кот. в процессах познания и общения выступают в качестве представителя, заместителя др. предмета и используется для получения, сохранения и передачи информации о нем. Знакам предается опред. значение. Значения фиксируют смыслы различных сторон, свойств предметов в действительности. Значения могут иметь исток в реальном, предметном мире, а могут порождать воображение сущности в мире культурных явлений.

Определенное  знаковое содержание несет среда  обитания чел-ка, предметы его быта, внешний вид, манера поведения, общения с др. людьми. Выделяют 3 вида знаков: 1. знаки-обозначения; 2. знаки-модели; 3. знаки-символы.

Знаки-обозначения – это прежде всего, слова, кот. обознач. различные предметы и действия, составляют основу естественного языка, служат средством коммуникации между людьми, средством общения.

Знак-модель – представитель др. предмета. Он воспроизводит определенные характеристики, свойства этого предмета (рисунки, чертежи).

Знак-символ – это материальное явление, кот. в наглядно-образной форме представляет абстрактную идею, общ. принцип. Символы формируются преимущественно целенаправленно, а не стихийно, представляют как конвенции, принимаемые людьми. В символах большое значение имеет аксиологический, ценностный компонент.

В символе  заключается общественный принцип  – раскрытие многогранного содержания, смысла явлений. Символами пронизано  мифологическо-религиозное сознание.

В зависимости  от способов самоорганизации культуры принято выделять 3 типа культуры: 1. дописьменный (традиционный); 2. письменный (книжная культура); 3. экранный (в стадии формирования).

В основу каждого из типов культуры положен  определенный культурный код, т.е. способ хранения и передачи информации, тип  культурной памяти.

Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период, эпоху деятельности и варварства, от 40 до 4 тыс. лет до н.э. Основу допис. культуры составляет мифологический культурный код. Своеобразие мифа заключалось в том, что в ней сочетались как реальные значения и наблюдения чел-ка, так фантазия, вымысел, вера. Чел. не выделял себя из окруж. мира, напротив, он наделял природные явления человеческими качествами. Мир был не только способом понимания жизни, но и способом ее переживания в предметных и знаковых формах. Для первобытного чел. действия с реальными предметами были равносильны действиям со словами. Мифологический кул. код не проводит не каких различий между моделью и объектом. В рамках мифологического культурного кода модель и объект, кот. она замещает, были связаны практическими потребностями людей. Миф. культ. код основывается на ряде базовых символов. Главными из них явл. тотемно-анимистические. Тотем символизировал родство чел. с объектами живой природы. Анимизм – вера в существование духов и душ. Душа символизировала жизнь того существа, кот. она одушевляла. Миф. культ. код обеспечивал неизменность, замкнутость традиций культур. Образец поддерживался ритуалом.

Письменные  культуры возникают на рубеже 4 – 3 тыс до н.э. (в странах древнего востока). Возникновение письменности было связано с усложнением соц. жизни, появлением первых государств, развитием и разделением труда, освоением новых форм деятельности. Появляются новые виды знаковой деятельности: письменность, числа, счет, простейшие операции с числами, чертежами и т.д.

Письменность  проходит в своем развитии 3 этапа: 1. пиктограмма – схем. Рисунок; 2. иероглиф – более условное изображение; 3. алфавит (в 7 в. до н.э. в Финикии). Основными носителями письменного кода культуры являются священные книги (Книга мертвых, Завет и т.д.)

Новая перестройка культурного кода происходит во второй половине 15 в. (эпоха Возрождения). Она была связана с возникновением книгопечатания. В 1445 г. И. Гуттенберг создал печатный станок. Первым изданием стала библия. К кон. 15 в. в Европе было уже 1100 типографий, в кот. печаталась лит-ра по всем отраслям знаний на всех языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию просвещения и образования. Окончательно новый культурный код утверждается во второй половине 18 в. В основу культурного кода зап. Европы Нового времени было положено уже не мифологич. и религ., а научное занание.

Экранная  культура 1895 г. возникновение кинематографа - 28.12.1895 братья Люмьер С 1908 г. появл. худ. фильмы затем научные. В конце 20-х годов и 20 века была решена проблема синхронизации звука и изображения на экране. Началась эра звукового кино (1928г.)

Следующим этапов в развитии экранной культуры стало появление телевидения, затем  компьютера, в кот. современные ученые видят итог эволюции книги и того культ. Кода, кот. основан на линейном способе письма.

Благодаря широкому распространению компьютеров  каждая личность получила свободный  выход в мир информации. Выравниваются  возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Благодаря  глобальным компьютерным сетям мир  становится более взаимосвязанным, целым.

Специалисты отмечают, что информационная и компьютерная революция имеет некот. негативные последствия. Компьютерная революция может привести к снижению индивидуального начала общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации и труда, личное общение отходит на второй план. Компьютерная революция может привести к усилению манипулирования людьми (плюс всех современные СМИ). Средства современных СМИ искусственно создают и навязывают имиджи, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения. Это лишая чел. свободы выбора, подавляет личность.

10. Язык и символы  культуры, культурные  коды.

   Огромную  роль в культуре играют знаки и символы.

   Символы - выражение культуры. Через символы открываются бессознательные смыслы в глубинах души, которые объединяют людей и превращают их из “Я” в “Мы”.

   В то же время без символов теряется и индивидуальность.

   При этом “подлинный символ не просто «обозначает» смысл, но несет в себе всю полноту  его действенной силы”.

   Так, например, у буддистов изображение  Будды является не просто картинкой  или скульптурой, а является необыкновенно  сильным духовным символом, оберегающим  и помогающим людям, идущим по пути духовного развития.

   Существует  даже отдельная наука, изучающая  символы - семиотика.

   В описании значимости символа достаточно будет отметить, что любая, как  реально данная в истории культуры, так и описывающая какой-либо значительный объект лингво-семиотическая система ощущает свою неполноту, если не дает своего определения символа.

   Культура  выражает себя через мир символических  форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению.

   Но  сами по себе символические формы -- это внешняя сторона культуры.

   Язык позволяет нам “духовно и мысленно осваивать окружающий мир”.

   Все мы - люди - в отличие от животных мыслим словами, которые, в свою очередь, являются символами.

   Без слов, без имени вещей, человек  изолирован от мира, без слов он не развивается.

   Символ  существует как в написанном или  сказанном тексте так и вне зависимости от него, “он попадает в память писателя из глубин памяти культуры и оживает в новом тексте, как зерно, попавшее в новую почву”.

   Для того, чтобы “мыслить, чувствовать, общаться по-человечески”, люди придумали так называемые “искусственные языки”.

   Наверно, самым ярким из них является письменность. Также искусственные языки - математика, государственные символы (к которым относятся и деньги), искусственные разговорные и письменные языки (типа эсперанто), музыка (и музыкальные символы), живопись, и т.д.

   Культурный  код – это информация, закодированная в определенной форме, позволяющая идентифицировать культуру. Основной трудностью в определении этого понятия является вероятность подмены этого термина другими составляющими семиотического плана. Поэтому следует оговориться, что культурный код – это «мета-уровень» для семиотического пространства (совокупность символов и знаков культуры).

   Например. Дресс-код (предписание надевать определенный вид одежды в определенной ситуации) существует в культурах большинства народов и может выступать в качестве культурного кода.

   С одной стороны, дресс-код автоматически выделяет человека из общей среды по культурному состоянию участия в обрядовых, ситуативных действиях и присваивает ему определенный социальный статус. Так, появление женщины в вечернем платье в ресторане возводит её в ранг посетительницы (клиентки), а женщина в определенной форме уже имеет статус официантки и относится к обслуживающему персоналу.

   В данном случае дресс-код выступает элементом сложившихся культурных представлений, именуемых пространством культуры, т.е. первое свойство дресс-кода как культурного кода, а именно свойство «подсистемности» – выполняется.

   С другой стороны, дресс-код сам выступает в качестве системы, состоящей из элементов. Детали одежды (вечернее платье, фартук), прическа, поведение – являются составляющими дресс-кода, выступая общим информационно-семиотическим полем, следовательно, позволяют говорить о нем, как о культурном коде.

   Данная  модель культурного кода может быть применена к любому явлению культуры, при соблюдении двух указанных условий.

   Рассмотрение  культурного кода как элемента пространства культуры дает возможность нового осмысления проблем философии культуры, в  частности исследования культурного  пространства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 12. Миф как универсальная  категория  культуры.

 Слово М  имеет  древнегреч происхожд (предание, сказание). Европейцам до 16-17 вв. были известны лишь греческие  и  римские  М, позже им  стало  известно об арабских,  индейских, славянских, индийских сказаниях, М народов Австралии, Океании, Африки. В основе  священных  книг  христиан, мусульман, буддистов также лежат мифологич предания. Мифология есть практически у всех  народов, что некоторые сюжеты и рассказы той или иной мере повторяются в мифологич циклах разных народов. Встал вопрос о происхождении  Секрет происхождения М следует  искать в том, что  мифологич сознание явилось древнейшей формой понимания мира, природы, общества и человека. М возник  из потребности древних в осознании окружающей его природной и соц стихии, сущности Ч. Среди всего множества мифич преданий выделяют несколько важнейших циклов:  космогонические М - М о происхождении мира и вселенной, антропогонические  М - мифы о происхождении Ч, М о культурных героях - М о происхождении культурных благ, эсхатологические М - М о "конце света";- о животных, календарные.

Функции М: объясняли мир, природу, общество; связывали   прошлое, настоящее и будущее; являлись каналом, передачи опыта, знаний, ценностей. 

Особенности  мифологич  сознания: М возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения, природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира. В М Ч и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, об-во и Ч слиты в единое целое, неразрывное, единое. В М нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологич сознание мыслит символами: каждый образ, герой обозначает стоящее за ним явление или понятие. М живет в своем ,особенном времени – времени, к которому неприложимы человеческие представления о течении времени. М мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.  Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом.  Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. 

 30. Типологические особенности  русской  культуры

 Внутренняя  неопределенность побуждала русского человека искать что-то определенное и устойчивое во внешнем мире. В РК особое место занимает природа, причем природа нетронутая, естественная, не испытавшая прикосновения К. Еще почитались государство и твердая власть. Не в силу какой-то особой любви и уважения, а потому что в государстве и власти виделась основа, помогающая Ч определиться внутренне. Государство — это держава, оно представлялось внешним держателем и незыблемой основой жизни.

 В Р  характере и идее отражена неопределенность и противоречивость самой К, характера и идеи. Неопределенность делает РК отзывчивой на все веяния и идеи в мировой К, подражательной в отношении многих образцов и идеалов, рожденных в К других народов. РК пластична, но это же создает и опасность имитации жизни, мысли и самой К. Р умы волновали больше замыслы, проекты, надежды, чем их осуществимость. С этим связаны неопределенность и невыраженность в К богатырских начал народной жизни. Эти начала никак не могут созреть, «выделаться», оформиться и появиться в своем, неповторимом образе. Неопределенность и невыраженность можно объяснить особенностями Р истории, в которой начала национальной К постоянно угнетались сменой ориентиров и ценностей, происходившей по инициативе властей. Но если согласиться даже с таким объяснением, то из него не следует вывод, что пройдет время и неопределенность исчезнет, что долго зреющий плод РК наконец-то созреет и появится в своем собственном облике. Такие выводы делались в истории РК постоянно, они и составляют ее особенность. Р народу, как и многим другим народам, издавна был присущ и миссионизм (вера в свою особую роль), и мессионизм (вера в пришествие мессии-освободителя). Р народ называли и «богоносцем», и «богоизбранным», но считал ли он сам себя таким? Народу приписывали самые разные качества, к нему взывали, его именем клялись, от его имени творились страшные злодеяния в Р истории, но по-настоящему с его мнением ни одна власть не считалась. Все это так, но ожидать каких-то особых условий для развития РК — значит продолжать верить в особую роль народа и К или в пришествие мессии. Реальнее будет признать, что в истории РК выражено все, к чему способен народ. Он выражал себя не только в собственном творчестве, но и посредством творцов, вступавших с ним в диалог. Потому творчество и возможно, что находятся люди, которые не ждут соответствующих условий. Их творчество становится проявлением духа национальной культуры. 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"