Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурологии".
Знак – это мат. предмет, кот. в процессах познания и общения выступают в качестве представителя, заместителя др. предмета и используется для получения, сохранения и передачи информации о нем. Знакам предается опред. значение. Значения фиксируют смыслы различных сторон, свойств предметов в действительности. Значения могут иметь исток в реальном, предметном мире, а могут порождать воображение сущности в мире культурных явлений.
Определенное знаковое содержание несет среда обитания чел-ка, предметы его быта, внешний вид, манера поведения, общения с др. людьми. Выделяют 3 вида знаков: 1. знаки-обозначения; 2. знаки-модели; 3. знаки-символы.
Знаки-обозначения – это прежде всего, слова, кот. обознач. различные предметы и действия, составляют основу естественного языка, служат средством коммуникации между людьми, средством общения.
Знак-модель – представитель др. предмета. Он воспроизводит определенные характеристики, свойства этого предмета (рисунки, чертежи).
Знак-символ – это материальное явление, кот. в наглядно-образной форме представляет абстрактную идею, общ. принцип. Символы формируются преимущественно целенаправленно, а не стихийно, представляют как конвенции, принимаемые людьми. В символах большое значение имеет аксиологический, ценностный компонент.
В символе
заключается общественный принцип
– раскрытие многогранного
В зависимости от способов самоорганизации культуры принято выделять 3 типа культуры: 1. дописьменный (традиционный); 2. письменный (книжная культура); 3. экранный (в стадии формирования).
В основу каждого из типов культуры положен определенный культурный код, т.е. способ хранения и передачи информации, тип культурной памяти.
Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период, эпоху деятельности и варварства, от 40 до 4 тыс. лет до н.э. Основу допис. культуры составляет мифологический культурный код. Своеобразие мифа заключалось в том, что в ней сочетались как реальные значения и наблюдения чел-ка, так фантазия, вымысел, вера. Чел. не выделял себя из окруж. мира, напротив, он наделял природные явления человеческими качествами. Мир был не только способом понимания жизни, но и способом ее переживания в предметных и знаковых формах. Для первобытного чел. действия с реальными предметами были равносильны действиям со словами. Мифологический кул. код не проводит не каких различий между моделью и объектом. В рамках мифологического культурного кода модель и объект, кот. она замещает, были связаны практическими потребностями людей. Миф. культ. код основывается на ряде базовых символов. Главными из них явл. тотемно-анимистические. Тотем символизировал родство чел. с объектами живой природы. Анимизм – вера в существование духов и душ. Душа символизировала жизнь того существа, кот. она одушевляла. Миф. культ. код обеспечивал неизменность, замкнутость традиций культур. Образец поддерживался ритуалом.
Письменные культуры возникают на рубеже 4 – 3 тыс до н.э. (в странах древнего востока). Возникновение письменности было связано с усложнением соц. жизни, появлением первых государств, развитием и разделением труда, освоением новых форм деятельности. Появляются новые виды знаковой деятельности: письменность, числа, счет, простейшие операции с числами, чертежами и т.д.
Письменность проходит в своем развитии 3 этапа: 1. пиктограмма – схем. Рисунок; 2. иероглиф – более условное изображение; 3. алфавит (в 7 в. до н.э. в Финикии). Основными носителями письменного кода культуры являются священные книги (Книга мертвых, Завет и т.д.)
Новая перестройка культурного кода происходит во второй половине 15 в. (эпоха Возрождения). Она была связана с возникновением книгопечатания. В 1445 г. И. Гуттенберг создал печатный станок. Первым изданием стала библия. К кон. 15 в. в Европе было уже 1100 типографий, в кот. печаталась лит-ра по всем отраслям знаний на всех языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию просвещения и образования. Окончательно новый культурный код утверждается во второй половине 18 в. В основу культурного кода зап. Европы Нового времени было положено уже не мифологич. и религ., а научное занание.
Экранная культура 1895 г. возникновение кинематографа - 28.12.1895 братья Люмьер С 1908 г. появл. худ. фильмы затем научные. В конце 20-х годов и 20 века была решена проблема синхронизации звука и изображения на экране. Началась эра звукового кино (1928г.)
Следующим этапов в развитии экранной культуры стало появление телевидения, затем компьютера, в кот. современные ученые видят итог эволюции книги и того культ. Кода, кот. основан на линейном способе письма.
Благодаря широкому распространению компьютеров каждая личность получила свободный выход в мир информации. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Благодаря глобальным компьютерным сетям мир становится более взаимосвязанным, целым.
Специалисты отмечают, что информационная и компьютерная революция имеет некот. негативные последствия. Компьютерная революция может привести к снижению индивидуального начала общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации и труда, личное общение отходит на второй план. Компьютерная революция может привести к усилению манипулирования людьми (плюс всех современные СМИ). Средства современных СМИ искусственно создают и навязывают имиджи, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения. Это лишая чел. свободы выбора, подавляет личность.
10. Язык и символы культуры, культурные коды.
Огромную роль в культуре играют знаки и символы.
Символы - выражение культуры. Через символы открываются бессознательные смыслы в глубинах души, которые объединяют людей и превращают их из “Я” в “Мы”.
В то же время без символов теряется и индивидуальность.
При этом “подлинный символ не просто «обозначает» смысл, но несет в себе всю полноту его действенной силы”.
Так, например, у буддистов изображение Будды является не просто картинкой или скульптурой, а является необыкновенно сильным духовным символом, оберегающим и помогающим людям, идущим по пути духовного развития.
Существует даже отдельная наука, изучающая символы - семиотика.
В описании значимости символа достаточно будет отметить, что любая, как реально данная в истории культуры, так и описывающая какой-либо значительный объект лингво-семиотическая система ощущает свою неполноту, если не дает своего определения символа.
Культура выражает себя через мир символических форм, которые передаются от человека к человеку, от поколения к поколению.
Но сами по себе символические формы -- это внешняя сторона культуры.
Язык позволяет нам “духовно и мысленно осваивать окружающий мир”.
Все мы - люди - в отличие от животных мыслим словами, которые, в свою очередь, являются символами.
Без слов, без имени вещей, человек изолирован от мира, без слов он не развивается.
Символ существует как в написанном или сказанном тексте так и вне зависимости от него, “он попадает в память писателя из глубин памяти культуры и оживает в новом тексте, как зерно, попавшее в новую почву”.
Для того, чтобы “мыслить, чувствовать, общаться по-человечески”, люди придумали так называемые “искусственные языки”.
Наверно, самым ярким из них является письменность. Также искусственные языки - математика, государственные символы (к которым относятся и деньги), искусственные разговорные и письменные языки (типа эсперанто), музыка (и музыкальные символы), живопись, и т.д.
Культурный код – это информация, закодированная в определенной форме, позволяющая идентифицировать культуру. Основной трудностью в определении этого понятия является вероятность подмены этого термина другими составляющими семиотического плана. Поэтому следует оговориться, что культурный код – это «мета-уровень» для семиотического пространства (совокупность символов и знаков культуры).
Например. Дресс-код (предписание надевать определенный вид одежды в определенной ситуации) существует в культурах большинства народов и может выступать в качестве культурного кода.
С одной стороны, дресс-код автоматически выделяет человека из общей среды по культурному состоянию участия в обрядовых, ситуативных действиях и присваивает ему определенный социальный статус. Так, появление женщины в вечернем платье в ресторане возводит её в ранг посетительницы (клиентки), а женщина в определенной форме уже имеет статус официантки и относится к обслуживающему персоналу.
В данном случае дресс-код выступает элементом сложившихся культурных представлений, именуемых пространством культуры, т.е. первое свойство дресс-кода как культурного кода, а именно свойство «подсистемности» – выполняется.
С другой стороны, дресс-код сам выступает в качестве системы, состоящей из элементов. Детали одежды (вечернее платье, фартук), прическа, поведение – являются составляющими дресс-кода, выступая общим информационно-семиотическим полем, следовательно, позволяют говорить о нем, как о культурном коде.
Данная модель культурного кода может быть применена к любому явлению культуры, при соблюдении двух указанных условий.
Рассмотрение
культурного кода как элемента пространства
культуры дает возможность нового осмысления
проблем философии культуры, в
частности исследования культурного
пространства.
12. Миф как универсальная категория культуры.
Слово М имеет древнегреч происхожд (предание, сказание). Европейцам до 16-17 вв. были известны лишь греческие и римские М, позже им стало известно об арабских, индейских, славянских, индийских сказаниях, М народов Австралии, Океании, Африки. В основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат мифологич предания. Мифология есть практически у всех народов, что некоторые сюжеты и рассказы той или иной мере повторяются в мифологич циклах разных народов. Встал вопрос о происхождении Секрет происхождения М следует искать в том, что мифологич сознание явилось древнейшей формой понимания мира, природы, общества и человека. М возник из потребности древних в осознании окружающей его природной и соц стихии, сущности Ч. Среди всего множества мифич преданий выделяют несколько важнейших циклов: космогонические М - М о происхождении мира и вселенной, антропогонические М - мифы о происхождении Ч, М о культурных героях - М о происхождении культурных благ, эсхатологические М - М о "конце света";- о животных, календарные.
Особенности
мифологич сознания: М возникли из
настоятельной потребности людей объяснить
происхождения, природы, людей, устройство
мира, предсказать судьбу человечества.
Сам способ объяснения имеет специфический
характер и коренным образом отличается
от научной формы объяснения и анализа
мира. В М Ч и общество не выделяют себя
из окружающей природной стихии: природа,
об-во и Ч слиты в единое целое, неразрывное,
единое. В М нет абстрактных понятий, в
нем все - очень конкретно, персонифицировано,
одушевлено. Мифологич сознание мыслит
символами: каждый образ, герой обозначает
стоящее за ним явление или понятие. М
живет в своем ,особенном времени – времени,
к которому неприложимы человеческие
представления о течении времени. М мыслит
образами, живет эмоциями, ему чужды доводы
рассудка, он объясняет мир, исходя не
из знания, а из веры. Религия стала
доминировать в культуре вслед за мифом.
Главное почти во всякой религии - это
вера в Бога или вера в сверхъестественное,
в чудо, что непостижимо разумом, рациональным
путем.
30. Типологические особенности русской культуры
Внутренняя неопределенность побуждала русского человека искать что-то определенное и устойчивое во внешнем мире. В РК особое место занимает природа, причем природа нетронутая, естественная, не испытавшая прикосновения К. Еще почитались государство и твердая власть. Не в силу какой-то особой любви и уважения, а потому что в государстве и власти виделась основа, помогающая Ч определиться внутренне. Государство — это держава, оно представлялось внешним держателем и незыблемой основой жизни.
В Р
характере и идее отражена неопределенность
и противоречивость самой К, характера
и идеи. Неопределенность делает РК отзывчивой
на все веяния и идеи в мировой К, подражательной
в отношении многих образцов и идеалов,
рожденных в К других народов. РК пластична,
но это же создает и опасность имитации
жизни, мысли и самой К. Р умы волновали
больше замыслы, проекты, надежды, чем
их осуществимость. С этим связаны неопределенность
и невыраженность в К богатырских начал
народной жизни. Эти начала никак не могут
созреть, «выделаться», оформиться и появиться
в своем, неповторимом образе. Неопределенность
и невыраженность можно объяснить особенностями
Р истории, в которой начала национальной
К постоянно угнетались сменой ориентиров
и ценностей, происходившей по инициативе
властей. Но если согласиться даже с таким
объяснением, то из него не следует вывод,
что пройдет время и неопределенность
исчезнет, что долго зреющий плод РК наконец-то
созреет и появится в своем собственном
облике. Такие выводы делались в истории
РК постоянно, они и составляют ее особенность.
Р народу, как и многим другим народам,
издавна был присущ и миссионизм (вера
в свою особую роль), и мессионизм (вера
в пришествие мессии-освободителя). Р народ
называли и «богоносцем», и «богоизбранным»,
но считал ли он сам себя таким? Народу
приписывали самые разные качества, к
нему взывали, его именем клялись, от его
имени творились страшные злодеяния в
Р истории, но по-настоящему с его мнением
ни одна власть не считалась. Все это так,
но ожидать каких-то особых условий для
развития РК — значит продолжать верить
в особую роль народа и К или в пришествие
мессии. Реальнее будет признать, что в
истории РК выражено все, к чему способен
народ. Он выражал себя не только в собственном
творчестве, но и посредством творцов,
вступавших с ним в диалог. Потому творчество
и возможно, что находятся люди, которые
не ждут соответствующих условий. Их творчество
становится проявлением духа национальной
культуры.