Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурологии".
23. Культура и цивилизация соотношение понятий. Формационная и цивилизационная концепции истории.
Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно сести к трем основным. В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер" как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством". Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.
Книга Шпенглера имела огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.
Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура "прорастает" цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.
Цивилизованность
с необходимостью предполагает наличие
некоего уровня культуры, которая
в свою очередь включает в себя
цивилизованность. Некоторые ученые как
бы растворяют культуру в цивилизации,
другие же делают обратное, придавая последней
предельно широкое значение.
Антропологическое
изучение культур обязательно включает
в себя явное или неявное
Традиционная
культура распространена в обществах,
в которых изменения незаметны
для жизни одного поколения - прошлое
взрослых оказывается будущим их
детей. Здесь царят всепобеждающий
обычай, сохраняемая и передаваемая
из поколения в поколение
Современный тип культуры характеризуется достаточно быстрыми изменениями, происходящими в процессе беспрерывной модернизации. Источник знаний, умений, культурных навыков - институализированная система воспитания и обучения. Типичная семья - "дети-родители", третье поколение отсутствует. Авторитет старшего поколения не так высок, как в традиционном обществе, в явной форме выражен конфликт поколений ("отцы и дети"). Одна из причин его существования - изменяющаяся культурная действительность, каждый раз обуслов ливающая новые параметры жизненного пути нового поколения. Современное общество - анонимно, оно состоит из незнакомых между собой людей. Важное отличие его заключается в том, что оно унифицированно-индустриально, универсально одинаково. Такое общество существует преимущественно в городах (или даже в мегаполисах, в бесконечной урбанистической действительности, типа восточного побережья США), находясь в состоянии дисгармонии с природой, глобального нарушения баланса, получившего название экологического кризиса. Специфической чертой современной культуры является отчуждение человека от человека, нарушение общения, коммуникации, существование людей как атомизированных индивидов, клеточек гигантского суперорганизма.
Традиционная культура доиндустриальна, как правило, бесписьменна, основной род занятий в ней - сельское хозяйство. Есть культуры, которые до сих пор находятся на стадии охоты и собирательства. Самые разнообразные сведения о традиционных культурах собраны воедино в "Этнографическом атласе" Дж.Мёрдока, впервые вышедшем в 1967 г. В настоящее время создан компьютерный банк данных более чем 600 традиционных обществ (он известен также как "Ареальная картотека человеческих отношений" - Human Relations Area Files). Анализируя отдельные проблемы культурологии, мы используем его данные. В последующем изложении наряду с термином "традиционная культура" (общество) будет использоваться как синоним понятие "архаичное общество" (культура), а также "примитивное общество" (культура) ввиду использования последнего рядом исследователей культур.
Вполне закономерен вопрос о соотнесении выделенных типов культур с реальной исторической действительностью. Традиционные общества до сих пор существуют в Южной Америке, Африке, Австралии. Их характерные черты во многом соответствуют типу культуры, описанному нами ранее. Реальное воплощение индустриальной культуры - США, урбанизированная (городская) часть стран Европы. Правда, надо иметь в виду, что в сельской местности развитых индустриальных стран существует тенденция к сохранению традиционного образа жизни. Таким образом, в одной стране могут объединяться два типа культуры - унифицированно-индустриальная и этнически самобытная, традиционно-ориентированная. Россия, например, представляет собой сложное сочетание традиционной и современной культур.
Традиционная
и современная культуры - два полюса
в широком спектре
22. Социодинамика культуры П.Сорокина
К теориям
циклич развит относят концепцию П.А. Сорокина.
Осн-й труд – ''Социодинамика культуры''.
В работе ''структурная социология'' он
вводит понятие социокультурное взаимодействие:
1. Личность (как субъект взаимод); 2. Общ-во
(как совокуп взаимод лич-й); 3. Культура
(знания, нормы, цен-и, кот владеют взимод
лич-и). Сорокин отмечает, что не один из
пунктов не может сущ в отсут-и 2 др. Главное
в К. – цен-и. В качестве цен-й может выступ,
как чувствен, так и сверхчувств начало,
а также синтез того и др. В завис от этого
С выдел 3 типа К.: 1. Идеоциональная; 2. Чувственная;
3. Идеалистическая. В идеоцион К. Бог, как
сверхчувс начало, признаётся истинной
реал-ю и высшей цен-ю. Эта К. по сути своей
религиозна. К ней относят К. Брахманской
Индии, буддистскую, Древнегреч, Западноевроп
средневековую, культуру Др Ср-ой Руси.
Главная истина – истина веры, кот постиг
путём мистического опыта, Божест интуиции
и откровения. Чувственная К. явл противоположн
идеоциональной (К. Античной Греции и Рима
). В Европе этот тип формир в эпоху Возрожд,
продолж своё сущ в XXв. В чувст К. окруж-й
чел мир признаётся объективным, реальностным,
он постиг с помощью органов чувств. В
ней получ большое развитие естеств науки.
Резко возрост число науч открыт и технич
изобрет. Матер ценности ставятся определ-и.
На смену личным цен-м приходят временные.
Своеобразие чувственного искусства –
глав темы и персонажи искусства станов
реал события и представители различ соц
групп. Язык – натуралистичен, лишён всякой
символики. Идеалистическая К. – промеж,
переходная м/у идеоц и чувст. В ней гармонично
сущ философия, наука, религия и искусство.
А в искусстве реалистич, символич и алигорические
стили. Рассвет этой К. приход на Золотой
Век Античности. Чередование этих типов
К. подчин строгому закону: идеоцион смен
идеалистич, а затем чувствен К. вновь
продолж своё развитие в тех же типологич
формах и в той же последовательности.
При переходе от одного типа К. к др общ-во
переживает кризис. В подобном кризисном
сост пребывает соврем Западная ц. В ней
проихс переход от чувст к идеоциональной.
Сорокин счит, что проявление кризиса
В Соврем Западной К. наиболее очевидна
в сфере морали. Он наз осн-е черты кризисной
морали: 1. Утилитарность; 2. Геданизм (чел
ценит лишь то, что доставл развлеч, удовольствие);
3. ''денежное сумасшествие''; 4. моральный
релятивизм; 5. Господство силы и принуждения
в соц жизни в отнош м/у людьми. Выход
из кризиса К. С. видит неизбежном переходе
к идеоциональной К. В 60-х гг. Сорокин разраб
теорию Конвергенции ( Суть: осн-й тенденцией
соврем эпохи явл сближение 2 противоположных
систем ( капиталистич и соц), в дальнейшем
их слияние в некое смешанное общ-во, кот
будет соед лучшие черты каждой из них.
20.Циклические концепции развития культуры (О.Шпенглер).
Книга Данил. «Россия и Европа» оказала большое влияние на немецкого философа О. Шпенглера (1880-1936 г.г.), основной труд кот. «Закат Европы». Вслед за Данилевским Шпенглер утверждает, что никакой общей истории не существует, история многозначна, существуют множество историй, отдельных замкнутых уникальных культур, кот. никак не взаимодействуют между собой. Под кул-рой Шпенглер понимает единство экономической, политической, религиозной и худож. жизни народов, т.е. некий сложный организм. В основе каждой кул-ры лежит общественный идеал или степень кул-ры, кот. понятен лишь человеку принадлежащему данной кул-ре. Шпенглер выделяет 9 кул-р (егип., вавил., иранскую, индийскую, греко-римскую…). Вслед за Данилевским Шпенглер считает, что развитие кул-ры выстраивается по образцу живого организма, походит стадии детства, юности, зрелости, старости, смерти. Цикл развития каждой кул-ры укладывается в один и тот же временной интервал – тысячелетие. Шпенглер делает акцент на последней стадии развития кул-ры, когда она переживает кризисное состояние. Фазу упадка кул-ры Шпенглер называет цивилизацией.
Также как и Данилевский, он выступает против европоцентризма, считает, что античный мир и зап. европа не занимают привилегированное положение по сравнению с вост. кул-рой; в общей истории человечества эти самостоятельные миры равноценны, грандиозностью своих духовных концепций они превосходят эллинскую культуру. Шпенглер критикует зап. цивилизацию с консервативными ортодоксальными позициями.
Шпенглер
– противник социализма, социального
равенства. Он отрицает в зап. кул-ре
все, что привело ее к социалистическому
учению, выдвигает на первый план традиции
дворянства и духовенства.
21.Циклические концепции развития культуры (А.Дж.Тойнби).
Оригинальную
концепцию исторического