Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурологии".
Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе.
По мнению Г.В. Драча, культура - как многофункциональная система, имеет еще одну очень важную функцию - трансляцию (передачу) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
По другим классификациям к функциям культуры относятся:
1) Познавательная или гносеологическая. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
2) Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
3) Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion-учение о знаках) функция - занимает важное место в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.
4) Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.
Н.Г. Багдасарьян среди функций культуры выделяет следующие: преобразующую, защитную, коммуникативную, познавательную, информационную, нормативную.
Таким
образом, что бы ни являлось основой
функционального анализа
5.Этимология и генезис понятия «культура».
Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры.
Слово «культура»
стало употребляться в качестве
научного термина в историко-
Таким образом, культура стала обозначать сферу развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» — в противоположность природному, стихийному, животному бытию.
Просветители XVIII в. были склонны связывать специфику человеческого образа жизни с разумностью человека. С одной стороны, она трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием людей. В конце XVIII — начале XIX в. слово «культура» часто считалось эквивалентом «просвещенности», «гуманности», «разумности». В таком контексте культура представала как нечто безусловно позитивное, желаемое, «хорошее».
А с другой стороны, культура рассматривалась как реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура в этом смысле несет в себе как позитивные, так и негативные проявления человеческой активности (например, религиозные распри, преступность, войны).
В первом смысле культура характеризует то, что есть, т.е. реально существующий образ жизни людей, каким он предстает у разных народов в различные периоды их истории. Во втором смысле культура понимается как то, что должно быть, т.е. то, что должно соответствовать «сущности» человека, способствовать совершенствованию и возвышению «подлинно человеческого начала» в нем.
Отсюда рождаются
два основных направления в понимании
культуры, которые сосуществуют до настоящего
времени: антропологическое,
опирающееся на первый из указанных подходов,
и аксиологическое,
развивающее второй из них.
8.
Деятельностная концепция
культуры одно из наиболее влиятельных
течений в отечественных исследованиях
культуры. Имеет два направления. Первое
характеризует культуру как универсальное
свойство общественной жизни (В. Е. Давидович,
Ю. А. Жданов, М. С. Каган, 3. И. Файнбург, Э.
С. Маркарян и др.). Культура рассматривается
как технологический аспект общественного
процесса. Это способ человеческой деятельности,
он состоит из сложной системы механизмов,
выработанных внебиологически. С их помощью
осуществляется активность людей в
обществе, а также стимуляция, программирование
и координирование этой активности.
Представители Д. к. К. подчеркивают важную
роль следующих свойств человеческой
деятельности: 1) она является творческой
и преобразовательной; 2) ее можно отождествить
с производством, причем она носит не спонтанный
(как у животных), а целеполагающий характер;
3) она социальна от начала до конца.
Деятельность рассматривается в трех
аспектах: с точки зрения субъекта деятельности
(кто действует);
участков приложения деятельности (на
что направлена человеческая деятельность);
способа деятельности (как осуществляется
человеческая деятельность и образуется
ее совокупный эффект). Человеческая деятельность
носит адаптирующе-адаптивный характер:
человек не только изменяет природные
условия согласно своим потребностям,
но и сам приспосабливается к природе.
Второе направление Д. к. к. (Э. А. Баллер,
Л. Б. Коган, В. М. Межуев и др.) кладет в основу
анализа культуры личностное становление
человека. Критерием развития культуры,
т. о., выступает то, в какой мере человек
развит в качестве личности. Теория культуры
исследует не отношения между людьми по
поводу оп-редмеченных результатов деятельности,
например, товаров (как социология). Она
анализирует преобразование самих индивидов
в деятельности распредмечивания и опредмечивания.
6. Психоаналитическая концепция культуры
Фрейд исследует динамику функционирования психики. Инстинктивные импульсы, прошедшие цензуру сверх-я реализуются в действии. Неприемлемые с точки зрения общества и культуры желания обратно вытесняются в сферу бессознательного. Некоторые нереализованные, неудовлетворенные желания сублимируются (воплощаются) в позитивные формы деятельности (искусство, наука, спорт).
Сублимация – использование энергии бессознательного в целях культурного творчества. Культура основана на подавлении, ограничении первичных влияний и желаний и существует за счет сублимации энергии бессознательного.
В 20 веке у Фрейда появилось много последователей и сформировалось новое учение в философии – неофрейдизм. Среди классиков неофреидизма самым знаменитым был К.Г. Юнг, швейцарский психолог, психиатр. Известная работа “Архетип и символ”. С 1906-1913 г.г. – ученик Фрейда Юнг пришел к выводу о том, что типичные образы, являющиеся в снах пациентов являются явлением не извне. Юнг выделяет в структуре психики человека не только индивид., но и коллективное бессознательное. Оно Коллективное бессознательное – опыт прошлых поколений, запечатлевшийся в структурах мозга. Содержание коллективного бессознательного составляют первичные структуры, формы – архетипы. Архетипы – наиболее общая схема чел. мышления и поведения. Они находят выражение в символич. образах, кот. обнаруживаются в мифах, религиях, фольклоре, худ. творчестве, сновидениях. Таким образом Юнг приходит к выводу, что коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биол. путем.
Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры. Также как и Фрейд Юнг считает, что современный чел., гордящийся своим сознание и волей отнюдь не явл. господином своей собственной души. Напротив, он находится во власти таящихся в ней бессознательных сил – “демонов души”. Фрейд считал, что существует постоянный антагонизм (противоречие) природного и культурного начала в человеке и чел. душа разрывается между своей изначальной природой и требованиями культуры. Юнг же считал, что чел. не должен игнорировать бессознательное. Юнг полагал, что архетипы дарят чел. вдохновение. Если для Фрейда бессознательное – это вместилище вытесненных, неприемлемых для общества желаний, то для Юнг это главный резервуар культуры, хранилище ее первообразов. Со временем человек, стремясь спастись от символической пустоты обращается к восточным культурам. Но зап. культура должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел. души. Юнг считал, что нужно найти цивилизованные формы выражения индивид. и коллектив. бессознательного, чтобы оно не выражалось в соц. опасных формах.
К. Хорни – соц. психолог, культуролог, представитель “культурного фрейдизма”. Опираясь на психоанализ Фрейда, Хорни вела с ним постоянную полемику. Если Фрейд считал, принципов здоровой психики стремление к удовольствию, акцентировал роль бессознат. инстинктов рассматривал культуру как продукт сублимации нереализованных желаний, то Хорни переносит центр внимания в сферу сознания, ответственности и ценностных ориентаций.
Хорни считала, что природа чел. пластична, а структура влечений зависит от той же культуры, в кот. чел воспитывался и живет. Различные культурные типы личности зависят от условий, места и времени. Вопреки Фрейду Хорни считала, что конфликт между Я, ОНО, СВЕРХ-Я не универсальны, а зависят от воспитания и системы ценностей. Особенности характера зависят не столько от раннего детского опыта, сколько от сознательной целеустремленной активности личности. Хорни упрекает Фрейда в том, что он не разделил биопсихические и культурные источники неврозов. Невроз – это не только столкновение разнонаправленных влечений, а чаще всего столкновение ценностных ориентаций, сформированных культурой.
Хорни пришла к выводы, что неврозы нередко порождаются противоречиями в культуре.
Кроме того, любая активная творческая деятельность в науке, искусстве, политике может приводить к неврозам потому, что в творчестве есть риск не самореализоваться.
Симптомы неврозов могут возникать в результате преувеличения каких-либо норм социальных потребностей и их непропорционального развития. Все многообразие потребностей Хорни разделила на 3 группы: к людям; от людей; против людей.
Структура и степень развития этих потребностей формирует характер чел-ка: преобладает тип “к людям” - безынициативная личность и т.д.
Другой
механизм возникновения неврозов Хорни
связывает с неправильной самооценкой
личности, формированием идеализированного
образ Я, с неспособностью соизмерять
свои возможности с реальностью. Пути
преодоления неврозов – это религия, самореализация
человека, в проф. Деятельности, постоянный
самоанализ, само коррекция своего поведения,
сближение реального и идеализированного
образа Я.
9.Символическая (семиотическая) концепция культуры.
В рамках семиотич. концепции культура рассматривается как знаково-символьная система. Семиотика – это теория, изучающая свойства знаков и знаковых систем. Примерами знаковых систем явл. естественные разговорные языки, системы положений научных теорий, искусственные языки, системы сигнализации, программы и алгоритмы для различных машин, языки искусств.