Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 20:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".
4
Представления о
к-ре в 17-18 вв.
Высшая ценность к-ры – разум. Неограниченные возможности разума в познании природы а эти знания могли дать челу власть над природой и сделать его счастливым. Поэтому к-ра понимается как развитие и совершенство разума, который направляет свои усилия на поиск истины. К-ра мышления и получения знаний – это то чему уделяют внимание философы 17 в. В 18 в. представления о сущности и роли разума получили дальнейшее развитие. Считается, что с помощью разума можно получить не только власть над природой, но и создать совершенное человеческое общество. Таким образом к-ра воспринимается как развитие разума и его достижения. Но уже в 18 в. некоторые философы видели противоречивость исторического развития и истор. прогресса. Ж.Ж.Руссо отмечал что прогресс науки сопровождается упадком морали, особенно в верхних слоях общества. В 18 в. впервые употребляется в понятии к-ры и понятие цивилизации. Впервые дается определение к-ры как совокупн духовн ценностей чел-ва. Впервые применяется в 18 в. к анализу к-ры принцип историзма т.е. к-ра рассматривается как развивающаяся система в которой каждый новый этап явл. результатом предыдущего развития. |
3
Представление о
к-ре в европейской
философии(античность
средневековье Возрождение)
В Др.Греции еще не было понятия к-ры, но представление о ней было. Они связывали ее с воспитанием и образованием чела. Они представляли чела как часть Космоса(природа, боги, чел), гармоничного и разумноорганизованного. Чел тоже должен включать гармоничное и организованное начало. Так возникает представление о челе развитом духовно и физически. Система воспитания (пайдейя) В древнем Риме К- мера развития чела но как гражданина Рима и воина. Цицерон впервые употребил слово к-ра в значении cultura animi –возделывание души. Во время средневековья к-ра носила религиозный характер. Высшими к-рными достижениями считались религиозные добродетели (любовь к Богу) В эпоху Возрождения к-ра возвращается к своему античному значению. Выше всего- способность к творчеству. ЭВ вносит и новое значение к-ры – не только мера развития чела но и результаты его творческой деятельности(наука искусство). |
9 Постмодернистские концепции к-рыПостмодернизм характеризует общее направление развития к-ры, политики, этики, образа жизни. Эпоха начинается благодаря новым социальным изменениям во Франции. Американские к-рологи период постмодерна считают сверхинтернациональным, не имеющим аналогов в предшествующей истории. Впервые термин употребляется в 60 гг. Главными чертами являются: - Стиль творчества многих художников строится на обломках старых идеалов - Поиск новых ощущений решений во всех сферах к-ры. - Сознательное передразнивание
классич образцов к-ры. Игровая
форма искусства становится - Артистизм в сегодняшней
к-ре означает в контексте - Проблема дилетантизма - Ощущение кризисности и беспокойства - Постмодернизм не приемлет тоталитарности, от тоталитарного реализма искусство двинулось к абстрактному материализму. Сегодняшняя к-ра имеет тенденцию синтеза симбиоза и нового ощущения значимости чела на Земле. | |
10
Многозначность понятия
к-ра. Основные определения
к-ры.
Современная к-рология насчитывает несколько сотен определений к-ры. Причины многозначности определения к-ры в том что к-ра очень сложна по своей структуре, она имеет множество форм, которые называются национальными к-рами, к-ра находится в постоянном процессе развития и имеет различные исторические формы. К основным типам опред. К-ры относятся: - Перечислит тип: система знаний и традиций, верований, обычаев и навыков - Функцион тип: К – это функция общества и способ его существования - Деятельный тип:
К – это духовная основа
всех видов человеч - Ценностный тип:
система ценностей которые - Субъективно-личностный
тип: мера развития чела и
общества. В этом определении
к-ра рассматривается с точки
зрения развития и совершенств, - Символич тип: К представляет собой систему символов и значений, кот находят выражение в ее знаках и символах |
11
Материальная и
духовная к-ра. Их
взаимосвязь.
В основе этого деления лежит двойственная природа чела и характер его потребностей. Чел явл прежде всего биологич существом и у него есть ряд биологич(материальных) потребностей. Развитие этих потребностей заключ не в их увеличении а в изменении характера способа их удовлетворения. Для удовл этих потребностей возникает и развивается матер к-ра. Развитие чела его становление означает появление в нем таких качеств которые имеют уже не био а социал характер. У чела появляются духовные потребности, которые характеризуют его как соц существо. Потребность в знаниях потребность в общении – развитие этих потребностей способствует развитию человеч об-ва. Основные формы дух к-ры: язык, науку, искусство, мораль, религия. Такое деление необходимо для удобства теоретического анализа, но в действительности эти 2 сферы к-ры тесно связаны. Одна без другой существовать не может. Любой предмет матер к-ры можно рассматривать как воплощение чуловеч знаний, способностей, т.е. духовная к-ра в этом предмете принимает другую форму существования. Для того чтобы использ предметы мат к-ры чел должен обладать знаниями. Для того чтобы духовная к-ра стала достоянием общества она должна принять матер форму. (Идея-книга). |
12
Понятие к-рной
ценности. Ценность
как средство социок-рной
регуляции.
Само название ценность говорит о том что это имеет большое значение в жизни об-ва и потому высоко ценится. В 19 в возникает наука о ценностях к-ры- аксиология. Но проблема ценностей существовала уже в античной философии. Единого понимания куль ценности в философии и к-рологии нет. Многие философы понимают ценности как определение духовной сущности к-ры. К таким ценностям относят добро, истину, красоту, справедливость. По мнению этих философов духовные ценности существуют объективно независимо от чела, т.е это такие ценности которые принадлежат по мнению греков высшему разуму, Богу или тому духовному началу которое является творцом всего мира. Ценности к-ры находят выражение в знаниях чела, его представлениях о мире, его деятельности и поведении. В общем культ ценности можно определить как такие понятия которые отражают наиболее значимые для чела и общества процессы, явления и стороны жизни. Все к-рные ценности можно разделить: - витальные(жизненные) жизнь, здоровье, благополучие, бытовые условия жизни - социальные карьера,
престиж, жизненный успех, - политич. Права и свобода чела, социальн. справедливость, демократия, закон - духовн религия, мораль, этические и научн. знания В развитии общества культ ценности вместе с культ нормами играют регулятивную функцию. Сами к-рные ценности меняются с развитием об-ва или иногда меняется смысл уже сущ. культ ценностей. Выбор обществом культ ценностей зависит от всего многообразия историч условий развития об-ва. Этот выбор приоритет ценностей определяет цели обществ развития. | |
14
Основные функции
к-ры: целеполагания,
коммуникативная
и компенсаторная
Целепологания - формирование основных жизненных принципов и идеалов, развитие духовных качеств. Развитие через матер к-ру вкуса к определенным технич достижениям. В момент рождения с первых шагов чел начинает творить, что является естественной потребностью закономерностью развития. Коммуникативная – На уровне языка происходит связь в малых и больших соц группах. Символический язык рисунков прошлых лет дает возможность постичь глубины знания древних египтян, шумеров, ацтеков. Музыка в своих символических знаках передает опыт духовных переживаний. Средства массовой печати кино способны в кратчайший срок объединить, дать определенное знания большому кол-ву людей. Компенсаторная –
многие виды искусства способны восстановить
утраченные физические и духовные силы
чела (физ.куль-ра, танец, музыка, театр). 15 Основные функции к-ры: социализации личности, трансляции к-рного опыта, адаптации Социализации – к-ра формирует соц группы. Эволюционно чел поставлен в условия выживания в сообществе. Трансляции культ опыта - функция сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа Адаптации – через к-ру происходит приспособление к новым условиям(миграция), конденсатором к-ры ее символическим выразителем является язык с помощью которого чел приспосабливается. |
16
Элитарная к-ра.
Высокая степень творческой
активности, восприимчивости, высокого
уровня интеллектуального и 17 Массовая к-раИстоки массовой к-ры:
в средневековье возникают МК проявляет себя через маргинальную личность на краю к-ры другого типа(мигранты, сельск жители в городе). В СССР – пролетарское сознание. Хосе Ортега-и-Гассет в 1930 труд «Восстание масс» характеризует личность массы: посредственность, способность плыть по течению, человеческие качества сознательно вытесняются из общения, общество становится дегуманизационным, серость мышления. МК ориентируется на массового чела и проявляет себя: К-ра – товар (большее число покупателей), объекты массовой к-ры поставлены на поток, дающий возможность получать большую прибыль. МК создает мифические образы(супермен, амер мечта).Манипуляция человеческим сознание через навязанные стереотипы(реклама). Сознательное акцентирование сферы оно. Но существ и положит функции: Высокая коммуникативность, Возможность получения новой информации, Имеет способность тиражирования, Возможность творческаго проявления самых разл слоев об-ва, Массовая к-ра в ее качественных образцах создается элитой. |
18 Субк-ра и контрк-раСубк-ра – это особая разновидность к., создаваемая различными социальными объединениями, она направлена на развитие узких интересов, более замкнута, чем основы к. Субк-ра городских производителей, профессиональная субк-ра гуманитарных и технических уровней социума, субк-ра возрастная (детство, молодёжная, людей старшего возроста и т.д.); этническая к-ра малых народов. Главные особенности субк-ры: 1.не выступает как конфликт стороны в споре быть первой по отношению к титульной к-ре. 2.Является одним из фундаментов сложной системы гос.к-ры. 3.Субк-ра
имеет положит.качества Контрк-ра – разновидность с.к., выступает в агрессивных формах, протестах против диктата основной к-ры, воспринимая её как противника, ставя цель разрушения и дисгармонии по отношению к другим субк-рам. | |
20.
Понятие типологии
культуры
В мире очень много к-р, проходящие свои стадии развития. Для простоты изучения разнообразия к-р, их объединяют в группы. Такое единение лежит в основе создания различных типологий к-р. Принципы объединения: 1) созд. Типол. К-р зависит от понимания ученым сущности к-ры. 2) особенности ист разв общ-ва 3) надо выделять
важные и сущ признаки, к-ые
объед в одну группу. Эти признаки
должны быть присущи всем к- 21. Историческая типология к-ры. Ее сущность сост в том, что в основе ист тип лежит принцип развитяи к-ры во времени, т.н. диахронный принцип. Развитие можно понимать как эвол процесс: развитие идет от простого к сложному и тд. На этой основе Огюст Конт выделяет 3 ист типа к-ры:
Также сущ другие эвол теории развития 1) архаическая-преобл с/х произв-во(первоб- до к среднев) 2)индустриальная(XV-XIX) промышелнность 3) постинд (XX-21 в)
инф системы тпология Данилевского, Тойнби, Сорокина. Ясперса: 1) архаич 2) к-ра древнейших цивил 3)осевая к-ра(заклад основы совр к-ры(Vвднэ): религия, философия, понимание себя, универсалии) 4) технич к-ра(XIXв – по н.д.) |
|||
46
Особенности развития
худ к-ры 18 века.
Худ к-ра 18в отразила идеологию и противоречия своей эпохи. Особенностью ее было не только противостояние идей но и противостояние стилей. Основными стилями были классицизм, рококо, сентиментализм, просветительский реализм. Из этих стилей рококо был стилем искусства связанным с французской аристократией. Он в своих формах выразил настроения исторической обличенности. Стремления аристократии в связи с этим жить одним днем и преимущественно чувственными переживаниями. Он также отразил резкое падение нравов в среде франц аристократии. Классицизм 18в остается похожим на классицизм 17в но меняет свою идеологию. В 18в классицизм выражает идеологию 3-го сословия. По-прежнему античность остается идеалом классицизма, но в 18в преимущество отдается Республ Риму. |
36
Светские элементы
в к-ре средневековья.
Несмотря на господство религии и церкви была развита и светская к-ра. Народное творчество (театральные представления, праздники в которых остались отголоски языческой к-ры, легенды, сказания, песни). В отличие от суровой и строгой религиозной к-ры в основу народного творчества было положено комическое начало. С его помощью чел как бы освобождался от строгих правил церкви. Рыцарская к-ра. В основе этой к-ры лежит кодекс рыцарской чести. Воспевание воинских подвигов. Наиболее яркое проявление нашла в литературе(баллады, песни) Различные виды городской к-ры: гражданская архитектура, дворянских замков. В городах появляются университеты. Первый – 11в Италия. |
25
Основные черты
первобытной к-ры.
26 Основныечерты к-ры древних цивилизаций
| |
38 Социок-рные истоки Ренессанса. Отношение к античной и средневековой к-реРодина – Италия. 1 Особое соц-полит
положение в Италии, в которой
северная часть Тоскана 2 Благодаря развитию университетов в средневековой Европе уже в 17в усиливается интерес к науке. 3 Ослабление связей
с церковью, возникновение гуманитарных
кружков, интересующихся 3 Латинский язык воспринимался как надоевший чужой, пробуждается интерес к позднеантичным римским авторам. 4 Вновь распространяется
античное свободомыслие. 39 Основные черты к-ры Возрождения. 1 Гуманизм (свобода мысли, индивидуализм, высокий моральный аспект личности, дуализм мировосприятия) (Петрарка, Данте). Но гуманизм был элитарен. 2 Антропоцентризм. Возрождение не отрицает идею Бога, так же как и в средние века чел считается высшим творением Бога, но Возрождение переосмысливает место чела в мире. Философы этого времени считают что сам Бог поставил чела в центре мира, и с этого момента судьба чела и мира зависят только от разума и воли чела. 3 Секуляризм - отход
от давления церкви. Переход от
религ к-ры к светской. Философия
перестает быть дополнением к
к богословию и вновь 4 Рационализм. Закладка научного мировоззрения. |
40 Северное возрождение Самобытный
характер Северного В живописи лидировал Хиеронимус Босх, в творчестве которого поражает объединение мрачных средневековых фантазий и символов с элементами фольклора и точными реалистическими реалиями. Северное Возрождение дало миру много крупных имен в живописи: Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Грюневальд, Ганс Гольбейн Младший, Абрехт Альтдорфер. Век Северного Возрождения был недолог. Тридцатилетняя война вторглась в этот процесс и задержала развитие немецкой к-ры, но в истории этот период остался как клуб гениев, мастеров слова и живописи. Вовлечение народов северных стран в общеевропейский к-рный процесс началось именно в эпоху Северного Возрождения. |
41
К-ра реформации
Эпоха Возрождения - эпоха полная противоречий. Это породило явление Реформации Начало: 1517-1519 гг. Возглавил Мартин Лютер. Он считал, что вера есть внутреннее состояние чела, что спасение челу даруется не-посредственно от Бога и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Гл. цель в том, что если не устранить, то хотя бы потеснить институт церкви как посредника между чел. и Богом. Дать в руки каждому Библию для самостоятельного осмысления. (Первым перевел Б. на немецкий язык). Чел - второй Бог. Чел - пыль и грязь. Унизить, чтобы возвысить. Возврат к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. В 1529 г. - сторонники Лютера выступили на немецком Рейхстаге против его решения об отмене своего собственного решения «О веротерпимости». С этого времени их стали называть протестантами. Власти создали Святую Римскую Инквизицию. 2 августа 1572 г. - Варфоломеевская ночь (Париж).Основоположником Реформации в Швейцарии стал Уильрих Цвингли. В 1523 г. он провел реформу в Цюрихе, в ходе которой были упрощены церковные обряды и богослужения, отменен целый ряд церковных праздников. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву и движение возглавил Кальвин. Он исходил из идеи абсолютного предопределения чела Богом к спасению или гибели, и показателем того, что он «избранник Божий» является его успех в профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия. Отделить церковь от гоударства, придать ей республиканский характер. Роль: Реформация изменила сознание чела, открыла перед ним новые духовные горизонты. Чел получил свободу мыслить без авторитарной опеки церкви. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный, тип личности с новым отношением к миру. Зарождавшийся капитализм, индустриальная буржуазная цивилизация получили идеологическое обоснование в протестантизме, который послужил развитию прогресса: рыночной экономики, гражданского общества, демократического правового государства, цивилизованного образа жизни. | |
42
Особенности художественной
к-ры возрождения.
В период Раннего Возрождения
выделяется 2 гл центра, формирующие
школы в Пизе и во Флоренции. В Пизе
в 13в формируется школа скульпторов. Вторым
центром становится Флоренция, в которой
уже в 1293 принимается новая конституция
– установление справедливой власти цехов
и купеч гильдий, отстранение знати от
участия в политич жизни. Флоренция выпускает
свою монету. К Флорентийской школе относятся
Джотто и Чимабуэ(вносят в живопись элементы
реализма и перспективы). Донателло и Бруналески
проводят раскопки в Риме с целью изучения
античного наследия. Донателло(Давид).
Да Винчи(Мадонна в гроте, Мадонна с цветком,
Дама с горностаем, Тайная вечеря, Джоконда),
Рафаэль Санти(Афинская школа, Сикстинская
мадонна), Микелянжело Буанаротти (Давид,
Оплакивание Христа, Купол храма Св Петра
в Риме, Сикстинская капелла). В литературе
Данте, Петрарка, 43 Основные черты к-ры 17 векаПосле периода реформации
наступает более явный отрыв
от давления церкви. Основной темой
к-ры становится культивирование разума:
очищение сознания от предрассудков, разум
рассматривается как Научное мировоззрение
становится неформальным, подымает вопросы
естественного и |
44
Барокко и классицизм
в к-ре 17в.
Классицизм – четкость, симметрия, опора на классические формы развитые Возрождением, порядок, стройность. Барокко – эмоциональность,
стиль отвечал требованиям В живописи развивается жанр парадного портрета. Рубенс (Союз воды и земли, Снятие с креста), Рембрандт (Возвращение блудного сына, Св. Семейство, Портрет старика). |
41
К-ра эпохи просвещения
Просвещение представляет
собой широкое антифеодальное движение
периода становления Идеология Просвещения наиболее ярко проявила себя в Англии, Германии и особенно во Франции, которая в 18-м веке становится гегемоном духовной жизни Европы. В новую эпоху, как им во времена Версаля, французскому образцу по-прежнему подражают. Даже Англия, извечный антагонист Франции, признает авторитет французской к-ры. Это происходит потому, что в последней, наряду со специфически национальными, отразились некие общие социальные процессы, имевшие место в к-ре других стран, только были выражены они острее и осознаны глубже идеологами Просвещения. Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо и другие были выходцами из различных социальных слоев, но их объединили ненависть к пережиткам феодально-абсолютистского строя, требования равенства, оценки чела по его личным заслугам, а не по родовитости и знатности. Просветители считали, что причины общественного неблагополучия коренятся, в первую очередь, в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Поэтому главной своей задачей они считают пропаганду знаний, в том числе научных, направленную на воспитание в народе смелости мысли, независимость суждений | |