Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:26, шпаргалка
Работа содержит основные термины и понятия по "Культурологии".
Министерство здравоохранения и социального развития Российской федерации
ГБОУ ВПО «Ижевская
государственная медицинская
Кафедра философии и гуманитарных наук
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНИЯТИЯ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Ижевск, 2012 г.
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
АБСТРАКЦИОНИЗМ (лат. abstractio — отстранённость) — художественное мировоззрение, направление в искусстве, для которого характерна замена натуралистической предметности свободной игрой цветов, линий и форм.
АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ (лат. adaptatio, от adaptare — приспосабливать) — приспособление социальных групп и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и моделей поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни, направлений и технологий деятельности, а также механизмов коммуникации и трансляции социального опыта.
АКСИОЛОГИЯ (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria — иносказание) — принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлечённые понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных художественных образах и формах.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.
АНАЛОГИЯ (др.-греч. ἀναλογία — соответствие, сходство) — подобие, равенство отношений; сходство предметов, явлений, процессов, величин, в каких-либо свойствах.
АРТЕФАКТ (лат. arte factum — искусственно сделанное) — любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.
АРХЕТИП (гр. arche — начало, и typos — образ) — прообраз, первичная начальная форма чего-либо; архетипы составляют основу культурной символики, служат питательной почвой творчески продуктивного воображения.
АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ (греч. antropos — человек, и logos — слово, учение) — наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур разных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнологических, этнографических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных (компаративистских) исследований.
ВИТАЛЬНОСТЬ - от лат. vita жизнь) жизненная сила (см. Витализм); (большая или меньшая) сила жизненной функции.
ГЕДОНИЗМ (от греч. наслаждение) — философско-этическое учение, согласно которому высшей целью и наибольшим благом человеческой жизни является чувственное удовлетворение.
ГНОСЕОЛОГИЯ— раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) — искусство и теория истолкования текстов (иносказаний, многозначных символов, произведений поэтов, священных текстов и т. п.)
ДЕТЕРМИНИЗАЦИЯ - причинная обусловленность всех явлений.
ДИДАКТИКА (др.-греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
ИДЕОЛОГИЯ - система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.
КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio, от communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой целенаправленно при помощи различных средств, с целью достижения взаимопонимания между партнёрами; осуществляется в соответствии с определёнными правилами и нормами;
КАРТИНА МИРА— сложноструктурированная целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены в картине мира специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом.
КОНФОРМИЗМ (лат. conformis — подобный, сообразный) — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнению большинства, признанному авторитету, традициям и т. п.).
КУЛЬТ — почитание, поклонение.
КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание) — первоначально обработка и уход за землёй (лат. agricultura). В наиболее обобщённом понимании культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность людей в освоении мира в ходе исторического развития человеческого общества. В широком понимании культура определяется как уровень образованности, воспитанности людей, а также уровень овладения любой отраслью знаний или деятельности (культура производства, культура труда, правовая культура, моральная, политическая, эстетическая, культура быта).
КУЛЬТУРОЛОГИЯ (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития. Как самостоятельное направление культурология сложилась в новое время.
КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ - понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах. Это те черты, которые свойственны всем без исключения культурам (смех - плач, огонь - вода, верх - низ и т.д.).
МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет) (лат. mentalis — умственный) — мировосприятие, которое формируется на глубоком психологическом уровне индивидуального или коллективного сознания, совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы; образ мыслей, душевный склад.
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (греч. morphe — форма, logos — наука, учение, и лат. cultura — возделывание, воспитание) — одна из основных наук о культуре. Предметом её исследования выступает изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества.
НОРМЫ КУЛЬТУРЫ - определенные образцы, правила поведения, действия, познания.
ОБРЯД— совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.[1] Религиозные обряды способствуют закреплению в сознании верующих соответствующих религиозных представлений, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в потусторонние силы.
ОБЫЧАЙ — исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени.
ОТЧУЖДЕНИК (англ. alienation, нем. Entfremdung) — это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.
ПАНТЕИЗМ (греч. все и бог) - философское учение, согласно к-рому бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. П. растворяет бога в природе, отвергая сверхприродное начало. Термин введен Толандом (1705). Если раньше под видом П. нередко выступал, по существу, материалистический взгляд на природу (напр., у Бруно и в особенности у Спинозы), то ныне он превращен в религиозно-идеалистическую теорию о существовании мира в боге и представляет собой попытку примирить науку с религией.
РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный) — совокупность архитектурных направлений первой половины XX в., программно осваивавших достижения современной науки и техники
.
САКРАЛЬНОЕ (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.
СЕКУЛЯРИЗАИЯ (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).
СЕМИОТИКА или семиоло́гия (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем.
СИМВОЛ (из греч. σύμβολον) — это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
КРИЗИС СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ
- нарушение баланса структурной
упорядоченности локальной
ТАБУ— запрет, принятый в обществе (под страхом наказания) и накладываемый на какие-либо действия для членов этого общества. Табу часто являются основанием для принятия различных законов и конституций в государствах.
ТРАДИЦИЯ (обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (греч. phileo — люблю, и sophia — мудрость, лат. cultura — возделывание, воспитание) — раздел философии, изучающий смысл, наиболее общие закономерности функционирования и развития культуры.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) форма существования существ, наделенных разумом; 2) степень развития материальной и духовной культуры; 3) относительно самостоятельное, иерархически выстроенное социально-историческое образование, локализованное в пространстве и во времени.
УТИЛИТАРНОСТЬ лат. - стремленье искать во всем прямую и вещественую пользу.
ЭКЗИСТЕНЦИОЛИЗМ (от лат. existentia — существование) — философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий.
ЭМПАТИЯ— понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
АПОЛЛОНОВСКОЕ (греч. Apollon)
и ДИОНИСИЙСКОЕ (греч. Dionysos) — философско-эстетические
понятия, введённые Ф. Ницше («Рождение
трагедии из духа музыки») для характеристики
типов культуры, начал бытия. Аполлоновское
и дионисийское в античной культуре —
два противоположных начала, которые,
согласно мнению философа, «прорываются
из самой природы», действуют в человеке-художнике
как «художественные инстинкты природы».
«Аполлоновское» — светлое, созерцательное,
критическое и рациональное, «дионисийское»
— буйное, тёмное, творчески-чувственное
и органистически-иррациональное.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА— это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
ЕВРАЗИЙСТВО — русское философско-политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в пользу интеграции с центральноазиатскими странами.
ЗАПАДНИЧЕСТВО — историко-культурная концепция, общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включённости России в европейскую цивилизацию.