Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит основные термины и понятия по "Культурологии".

Файлы: 1 файл

АБСТРАКЦИОНИЗМ.docx

— 64.56 Кб (Скачать)

 

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА— это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА–  это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.

 

КОНТРКУЛЬТУРА — специфический  вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

 

МАРГИНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА   (фр. marginal — побочный, на полях, и лат. cultura — возделывание, воспитание, образование,- развитие) — пограничная, переходная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур.

 

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА— культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

 

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА  (лат. cultura — возделывание, воспитание) — физические объекты, созданные руками человека (артефакты).  Для артефактов характерно то, что они имеют соответствующее символическое значение, выполняют определённую функцию и представляют ценность для коллектива или общества (паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, украшения).

 

ОБЫДЕННАЯ КУЛЬТУРА— это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности.

 

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ —  общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём  более высокой ценностью, чем  развитие. Общественный уклад в нём  характеризуется жёсткой сословной  иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах  Востока), особым способом регуляции  жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни.

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КУЛЬТУРА -  возникает в процессе исторического  развития, в результате разделения труда, когда в различных сферах жизнедеятельности человека стали  выделяться специализированные профессии, для которых было необходимо специальное  образование. Врамках специализированной культуры люди проявляют себя как носители социальных ролей, как агенты вторичной социализации. Специализированная культура институционализирована. Ее составными частями являются наука, искусство, философия, право, религия и др.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада.

 

СОБОРНОСТЬ - понятие русской  философии, выработанное Хомяковым  в рамках его учения о Церкви как  органическом целом, как о теле, главой которого является Иисус Христос. Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность, а потому все члены Церкви органически, а не внешне соединены друг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви.

 

СУБКУЛЬТУРА (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии — обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

 

ВОСТОЧНЫЙ ТИП ЦИВИЛИЗАЦИИ  – Исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию  до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:  1.      Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.  2.      Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.  3.      В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.  4.      Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.  5.      Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.  6.      Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.   7.      Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

 

ЗАПАДНЫЙ ТИП ЦИВИЛИЗАЦИИ (западная цивилизация) — систематическая  характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:  1) динамизм, ориентация на новизну;  2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;  3) индивидуализм, установка на автономию личности;  4) рациональность;  5) идеалы свободы, равенства, терпимости;  6) уважение к частной собственности;  7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

 

РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ (также: Русская идея, Славянская цивилизация) — понятие, происходящее из истории русской философии, часто употреблявшееся в среде славянофилов. Это понятие подчёркивает оригинальность русской культуры и истории, её отличие от культуры Запада и Востока, и её национальное русское происхождение. Впервые термин употребляется в XIX веке, в связи с распространением идей панславизма.

 

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА  –  это совокупность творческих достижений человечества, адекватное восприятие и создание которых требует специальной  подготовки. Она призвана сохранить  в культуре творческое начало и пафос. Наиболее целостно и последовательно  концепция элитарной культуры изложена в работах Х. Ортеги-и-Гассета. По его мнению, элита есть в каждом обществе. Элита – это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества. Именно она обеспечивает прогресс. Элитарная культура многообразна по содержанию и способам проявления.

 

 

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

АГОН (ἀγών) — борьба или состязание у греков, но главным образом агонами обозначались игры, происходившие по поводу религиозных или политических празднеств. В греческой мифологии Агон — персонификация состязаний. Его статуя, изображающая мужчину с гантелями в руках, находилась в Олимпии.

АКРОПОЛЬ  (греч. akropolis, от akros—верхний, и polis — город) — укреплённая часть древнегреческого города, расположенная на возвышенности, так называемый верхний город, крепость (убежище на случай войны).

 

АМПИР  (фр. empire — империя, от лат. imperium — власть) — стиль в западноевропейском декоративном искусстве и архитектуре трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма.

 

АНТРОПОМОРФИЗМ (греч. ανθρωπος человек, μορφή вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

 

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР  (лат. animal — животное) — жанровая разновидность изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных. Художника, который специализировался в данной области, называют анималистом.

 

АНИМИЗМ  (лат. anima — душа) — одна из ранних форм религиозных представлений, свойственных первобытным народам, представление о существовании душ и духов, т. е. фантастических сверхъестественных существ, якобы влияющих на природу, общество и самого человека.

 

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ   (греч. antropos — человек, и лат. centrum — центр) — концепция итальянского Возрождения, согласно которой в центре мироздания находится человек.

 

АНТИЧНОСТЬ  (лат. antiquus — древний) — принятое в науке общее наименование греко-римской истории и культуры.  Хронологические рамки античного периода условны — примерно с конца критомикенской цивилизации до IV в. — эпохи варварских нашествий в Европу и падения Западной Римской империи (476 г.).

 

АПОСТОЛ (греч. "посланник") — в христианстве — тот, кто от Бога получает повеления для сообщения людям. В этом смысле А. выступает, например, Моисей (см. Моше), а также пророки (см.; см. также Пророков Книги).

 

АРХАИКА  (от греч. archaikos — старинный, древний), в искусствознании — ранний период древнегреческой культуры. Архаический период не отделен от геометрического резкой хронологической границей: его начало приблизительно определяется VIII в. до н. э., конец — началом V в. до н. э., иногда — концом первой четверти V в. до н. э. Историческим фоном архаического периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира (до Черного моря, западных пределов Средиземного моря, государств и народов Древнего Востока).

 

АПСИДА (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой).

АСКЕТ  (Аскиты) - в первые века христианства постники и молитвенники, не налагавшие на себя обетов, как потом монахи, но проводившие жизнь в посте и молитве, не принимая иногда и службы в клире. Слово аскет, аскит, производное от άσκησις, означавшее на языке древних философов упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли.

 

АТАРАКСИЯ (греч. αταραξία — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») — душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, по мнению некоторых древнегреческих философов, достигаемая мудрецом.

 

БАРОККО  (итал. barocco—причудливый) —один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI — середины XVIII в. Пришедший на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма, стиль барокко воплотил в себе новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и изменчивости.

 

БАРЕЛЬЕФ (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объёма.

 

БАЗИЛИКА (базили́ка) (греч. βασιλική — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

 

БУДДИЗМ  — религиозно-философское  учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс   (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, его своего рода «возрождение» (отсюда и название).

 

ВОЛЮТА (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.

 

ВИТРАЖ   (фр. vitrage, от лат. vitrtum) — орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

 

ГАРМОНИЯ  - (греч. harmonia - связанность и соразмерность частей) - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной (поддержание), сколько в качестве векторной (достижение) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете .

 

ГОТИКА  (ит. gotico — готский, от названия германского племени готов) — художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между XII и XV-XVI вв.).

 

ГОРЕЛЬЕФ(фр. haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.

ГРАВЮРА  (фр. gravure, от graver—высекать, вырезать) —1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой нанесён рисунок; 2) вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки «досок» и печатания с них оттисков. Нередко к гравюре относят и литографию («плоская гравюра»), создание которой не связано с процессами гравирования.

 

ГУМАНИЗМ  (лат. humanus — человеческий; человечный) — в широком смысле, исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"