Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит основные термины и понятия по "Культурологии".

Файлы: 1 файл

АБСТРАКЦИОНИЗМ.docx

— 64.56 Кб (Скачать)

 

РОМАНТИЗМ  (фр. romantisme, от лат. Romanus — римский, от Roma — Рим) — 1) идейно-художественное направление в европейской культуре конца XVIII — начала XIX в., отразившее разочарование в итогах французской революции, в идеологии Просвещения.  Романтизм тяготел к безграничной свободе, жажде совершенства и обновления, к гражданской и личной независимости.  Обыденной жизни романтизм противопоставляет сильные страсти и жизнь духа, тайные движения души, её «ночную» сторону, бессознательное, интуитивное. Индивидуализированная личность внутренне бесконечна («микрокосм», «малая Вселенная»).  Поскольку «гений не подчиняется правилам, а творит их» (И. Кант), то романтизм пренебрежительно относится к реальному миру.  Типичными представителями романтизма в России были В.А. Жуковский, ранний А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и др.; 2) художественный метод, состоящий в стремлении писателя противопоставить неудовлетворяющей действительности необычные, отступающие от внешнего правдоподобия образы и сюжеты, рождённые его мечтой, фантазией.

 

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ  (фр. roman, от лат. romanus — римский, от Roma — Рим) — художественный стиль Х-ХIII вв. в странах Западной, Центральной и частично Восточной Европы, преемственно связанный с греко-римской культурой.  Термин «романский стиль» возник в 20-х гг. XIX в. для обозначения одного из важнейших этапов развития средневековой художественной культуры, воспринявшего элементы древнерусского, византийского, меровингского искусства, «каролингского возрождения» и др. Сооружения романского стиля наследуют многие признаки римской архитектуры, отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, многофигурными скульптурными композициями, создавая впечатление мощности и определённой приземлённости в отличие от готического стиля.

 

РОТОНДА (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды часто расположены колонны.  Форму ротонды имеют древнегреческие толосы и моноптеры, некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. — парковые павильоны и беседки.

РУССКИЕ СЕЗОНЫ — ежегодные  театральные выступления русской  оперы и балета в начале XX века в Париже (с 1906 года), в Лондоне (с 1912 года) и других городах Европы и США. «Сезоны» были организованы Сергеем  Павловичем Дягилевым (1872—1929).

 

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ  (фр. sentiment — чувство) — художественное течение второй половины XVIII — начала XIX в., пришедшее на смену классицизму. Провозглашая «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, сентименталисты стремились противопоставить своё восприятие рационализму классицизма. Сентиментализму характерно внимание к раскрытию внутреннего мира человека, к углублению психологического анализа, к индивидуализации образа.

 

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»  РУССКОЙ  КУЛЬТУРЫ —  период русского культурного  Ренессанса (по определению Н. Бердяева) на рубеже XIX и XX вв., ознаменовавшийся расцветом философии, искусства, литературы, в первую очередь — поэзии.  Последние десятилетия XIX столетия дали миру целую плеяду русских поэтов, которые, при всём многообразии своих  художественных устремлений (символизм, акмеизм, футуризм), явились творцами единого культурного феномена, который  позднее и получил название «серебряный  век».  В сферу художественных поисков вовлекались музыка, театр, живопись.  Хронологически он укладывается в два-три десятилетия, предшествовавшие 1917 г., но по своему духовному потенциалу, «энергетическим ресурсам», действительно, вполне сопоставим со столетием.  «Серебряный  век» — эпоха открытий и экспериментов. Художники, поэты, музыканты как  никогда много путешествовали по миру, обязательно посещая «Мекку»  европейской цивилизации — Париж. Чужая история и культура осваивались  русским искусством, прорастая экзотическими  темами и изысканными формами. Православие  и католицизм, буддизм и индуизм, философия Ф. Ницше и антропософия Р. Штейнера — духовные истоки русского «серебряного века».  Определяющими  координатами «серебряного века» стали  пафос жизнетворчества, подразумевавший  неразделимость личности художника  и его творения, а также культ  красоты, вера в могущество слова, поиски нового поэтического языка. Название «серебряный  век» отсылает к «золотому» — пушкинскому— веку. Между ними можно провести много параллелей, наметить линии преемственности.  Но в «серебряном веке» явственнее звучит драматическая нота — предчувствие приближающейся катастрофы. События 1917 г. разрушили атмосферу, обусловившую процветание поэзии.  Русским поэтам предстоял крестный путь — свой для каждого. Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев стали жертвами репрессий. С.А. Есенин, В.В. Маяковский, М.И. Цветаева не смогли жить в условиях губительного для поэтов «отсутствия воздуха» (о нем говорил в речи о Пушкине А. А. Блок, как бы предчувствуя и собственную судьбу). Б. Л. Пастернак и А. А. Ахматова дожили до преклонных лет, постоянно подвергаясь травле. В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов и многие другие, оказавшиеся на чужбине, испили горькую чашу изгнанничества.

 

СИНКРЕТИЗМ  (греч. synkretismos — соединение) — 1) слитность, нерасчленённость, первичное неразвитое состояние чего-либо (например, первобытного искусства, в котором музыка, пение, танец не были отделены друг от друга); 2) сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и согласования.

 

СКРИПТОРИЙ (лат. sсriptorium от scriptor — писец, переписчик) — мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях. Первые скриптории возникли в VI—VII веках на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании.

 

СУПРЕМАТИЗМ (от лат. supremus — высший, высочайший) — направление в искусстве, метод выражения структуры мироздания в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника.

 

СУФИЗМ (также суфийский ислам или тасаввуф (араб. تصوف‎‎), предположительно от арабского «суф» (араб. صوف‎‎) — шерсть— мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии.

 

СФУМА́ТО (итал. sfumato — "затуманенный, неясный", от лат. fumus — "дым, туман") — термин, обозначающий мягкость живописной манеры, плавность тональных переходов, расплывчатость, размытость контуров. Термин ввел выдающийся художник эпохи Итальянского Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519).

 

СЮРРЕАЛИЗМ  (фр. surrealisme — сверхреализм) — направление в художественной культуре XX в., провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Автором термина «сюрреализм» является Г. Аполлинер. Эстетическая концепция сюрреализма представляет собой противоречивое сочетание идеалистических и субъективистских философских учений, среди которых основное место занимают интуитивизм и фрейдизм.  В сюрреализме провозглашается эстетический релятивизм: человек и мир, пространство и время относительны; всё течёт, всё искажается, смещается, расплывается; нет ничего определённого и постоянного. Мир воспринимается загадочным и непознанным, в нём исчезают время и история, а человек живёт подсознанием и оказывается беспомощным в борьбе за своё существование. Основоположники сюрреализма — художники, поэты, писатели (А. Бретон, Ф. Упо, М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро, П. Блум, И.Танги), опираясь на психоанализ 3. Фрейда, изображали не только реальный мир, но и сны, галлюцинации, фантазии.

 

ТЕОЛОГИЯ (калька греч. θεολογία, от греч. θεός — Бог и греч. λόγος — слово, учение) — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания.

 

ТЕОЦЕНТРИЗМ (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

 

ТОТЕМИЗМ (англ. totemism, индейское от-отем — его род) — комплекс верований и обрядов в первобытном обществе, связанных с кровнородственными связями между человеком и его предком (животным или растением).

 

ТРИВИУМ, или тривий (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) — первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения. Предшествовала квадривиуму и состояла из трёх (отсюда название) дисциплин — грамматики, диалектики (логики) и риторики.

 

ФЕТИШИЗМ  -  религиозное  поклонение материальным предметам  – фетишам, которым приписываются  сверхъестественные свойства. С почитанием фетишей (столбов, камней и др.)

 

ФОВИЗМ  (франц. fauvisme, от fauve — дикий) — течение во французской живописи начала XX в.  Ироническое прозвище «les fauves» («дикие») было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 г. в парижском «Салоне независимых» (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. вал Донген и др.). Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам, искусство фовистов представляло собой эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в «примитивном» творчестве, средневековом и восточном искусстве.  Лепка объёма, воссоздание пространства, воздушная линейная перспектива оттесняются у фовистов непосредственно эмоциональной выразительностью интенсивного красочного пятна, звучными декоративными цветовыми построениями, служащими прежде всего для выражения ярких, но не сложных эмоций художника. В отличие от сложившегося в этот же период немецкого экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски.

 

ФРЕСКА (от итал.  fresche — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

 

ЭКЛЕКТИЗМ  (греч. eklektikos — способный выбирать, выбирающий) — соединение разнородных художественных элементов; обычно — в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древнеримском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Азии и др.

 

ЭКСПРЕССИОНИЗМ  (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.

 

ЭНЕОЛИТ  (от лат. aeneus — медный + греч. λίθος — камень) — эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку. Медный век приблизительно охватывает период IV—III тысячелетия до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе.

 

ХИНАЯНА  (санскр. हीनयान, hīnayāna; кит. 小乘, Сяо Шен; яп. 小乗, Сёдзё) — термин, буквально означающий «малая колесница» (в смысле «малый или низший, ущербный путь», «узкий путь»).

 

ХРИСТИАНСТВО  (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году.


Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"