Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит основные термины и понятия по "Культурологии".

Файлы: 1 файл

АБСТРАКЦИОНИЗМ.docx

— 64.56 Кб (Скачать)

 

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР  -  один из трёх основных архитектурных  ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными  желобками каннелюрами; капитель состоит  из круглой подушки эхина и  толстой квадратной плиты абака.

 

ДЕКАДЕНТСТВО   (фр. decadence, от лат. decadentia — упадок) — обозначение течения в литературе и искусстве конца XIX - начала XX в., характеризующегося оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал «Декадент», 1886-1889 гг.).

 

ЕВАНГЕЛИЕ  (греч. εὐαγγέλιον — «благая весть») — жизнеописание Иисуса Христа; книги, в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении.

 

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ -1-я половина XIX в., время Пушкина. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. После разгрома декабристов начался новый подъем общественного движения. Это вселяло надежду на то, что Россия постепенно справится со своими трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно культуры. 1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.

 

«ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ»  —  условное наименование широко распространённого  в древнем декоративно-прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого выступают  стилизованные изображения отдельных  животных, частей их тела или сцен борьбы зверей.

 

ИКОНОПИСЬ   (греч. eikon — изображение, образ)— писание икон, вид живописи (главным образом — средневековой), религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.

 

ИНКВИЗИЦИЯ - организация  дисциплинированных священных следователей, обученных отыскивать и бороться со злом, созданным Разъединением.

 

ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР— один из трёх древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.

 

 

ИМПРЕССИОНИЗМ  (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в. Сложилось во французской живописи конца 1860-х — начала 70-хгг.Во многих картинах импрессионистов (особенно в пейзажах и натюрмортах, ряде многофигурных композиций) акцентируется как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, сохраняются непредвзятость, сила и свежесть первого впечатления, позволяющие схватить в увиденном неповторимое и характерное.  Произведения импрессионистов отличаются жизнерадостностью, увлечённостью чувственной красотой мира. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

 

ИСЛАМ (араб. إسلام‎‎ [ʔɪsˈlæːm]) — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как  «покорность», «подчинение» (законам  Аллаха)[1]. В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его  приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

 

КАПИТЕЛЬ (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.

 

КАТАРСИС  (греч. katharsis — очищение) — духовное очищение через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии.

 

КАЛОКАГАТИЯ  (греч. kalokagathia, от kalos — прекрасный, и agathos — добрый, нравственно совершенный) — гармония внешнего и внутреннего (тела и духа) в человеке, выступающая условием его красоты.

 

КВАРДИУМ -  список свободных  наук  в античности, состоящий  из геометрии, арифметики, астрономии, музыки (квадривиум) и из грамматики, диалектики, риторики (тривиум).

 

КЛАССИЦИЗМ  (лат. classicus — образцовый) — стиль и направление в литературе и искусстве XVII — нач. XIX в., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции.  В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе стремился к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

 

КОРАН (араб. أَلْقُرآن‎‎ [qurˈʔaːn] — аль-К̣ур’а̄н ) — священная книга мусульман (исповедующих ислам). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Коран представляет собой сборник изречений пророка Мухаммеда, сделанных им от имени Аллаха. Современная редакция Корана считается компиляцией сохранившихся изречений Мухаммеда, собранной его секретарём, Зейдом ибн-Сабитом, по повелению Омара ибн Хаттаба и Абу Бакра.

 

КОРИНФСКИЙ ОРДЕР— один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

 

КУБИЗМ  (фр. cube — куб) — модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти XX в., знаменующее собой разрыв с традициями реализма; это геометризированная разновидность примитивизма, упрощающая реальность, воспринимая ее детскими или «дикарскими» глазами.  Кубизму присущ особый характер примитивизации: видение мира через формы геометрически правильных фигур.

 

КОРА (гр. девушка) -  название др.-гр. архаич. женских задрапированных статуй.

 

КУРОС (др.-греч. κυρος) — тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок. 650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.).

 

КУРТУАЗНОСТЬ, куртуа́зия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время.

 

МАГИЯ (лат. magia, от греч. μαγεία) — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи.

 

МАНЬЕРИЗМ  (итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — художественное течение в итальянском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Представители маньеризма утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства.

 

МАХАЯНА — Великая (Большая) колесница буддийского пути, проходя  по которому, буддисты стремятся достичь  Пробуждения во благо всех живых  существ. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие бодхичитты и внеличностной (запредельной) мудрости Праджняпарамиты.

 

МЕЗОЛИТ (др.-греч. μέσος — средний + λίθος — камень), средний каменный век — период между палеолитом и неолитом.

 

МЕЦЕНАТ — лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки  и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. В нарицательном  смысле меценатом именуют человека, материально помогающего искусству  и науке. Название происходит от имени  римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената), который был покровителем искусств при императоре Августе.

 

МИМЕСИС  (греч. mimesis — подражание, воспроизведение) — в античной эстетике основной принцип творческой деятельности, основанный на подражании (в музыке — пению птиц, в ткачестве — плетению пауком паутины, в домостроительстве — сооружению ласточками гнёзд и т. п.).

 

МИРОВОЕ ДЕРЕВО (лат. Arbor mundi) — мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней.

 

МИФ  (греч. mythos — слово) — рассказ, архаическое повествование о богах, духах (впоследствии — о героях);  нечто нереальное, придуманное; то, чего не было в исторической действительности. Миф является исторически первой формой культуры, компенсируя недостаточность практического овладения природой смысловым единением.

 

МОДЕРНИЗМ  («ар нуво», «югендстиль») (фр. moderne — современный) — стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX в., противопоставившее себя традиционализму как единое «искусство современности» или «искусство будущего».

МОЗАИКА (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

 

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ— переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад.

 

НЕФ (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

 

ОРНАМЕНТ (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

 

ПАЙДЕЙЯ (греч. παιδεία — «воспитание детей», однокоренное с παιδος «мальчик», «подросток») — категория древнегреческой философии, соответствующая современному понятию «образование»: составная часть слов «энциклопедия» и «википедия», определенная модель воспитания.

 

ПАРСУНА (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.

 

ПАЛЕОЛИТ (греч. παλαιός — древний и греч. λίθος — камень) (древнекаменный век) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,5 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.

 

ПЕРИПТЕР  (от др.-греч. περίπτερος — окруженный колоннами, от περί — вокруг и πτερόν — крыло, боковая колоннада) — тип древнегреческого храма в антах, прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса равно одному интерколумнию.

 

ПЛЕНЭР(от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.

 

ПОРТАЛ(архитектура) — главный вход большого архитектурного сооружения, обычно имеющий масштабное архитектурное обрамление с богатой орнаментацией. Понятие также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.

 

ПОЛИС  (др.-греч. πόλις, πολιτεία, лат. civitas) — форма государства, представлявшая собой объединение частных землевладельцев, а также граждан занимающихся различными промыслами и ремёслами, а также социально-экономическая организация при которой эти землевладельцы и ремесленники будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Примерно соответствует современному понятию "свободное народное государство" и является антагонистом "деспотии".

 

РЕАЛИЗМ  (лат. realis — вещественный) — 1) философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, толкуемую либо как бытие реальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, не зависимый от субъекта познавательного процесса и опыта (философский реализм XX в.);  2) направление и метод в художественном творчестве, основанный на правдивом отображении действительности. Как творческий метод начал формироваться в 20-30-е гг. XIX в. (О. Бальзак, П. Мериме, А.С. Пушкин и др.).

 

РОКОКО  («причудливый», «капризный», фр. rococo, от rocaille — осколки камней, раковины) — стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трёх четвертей XVIII в. Термин «рококо» возник во Франции в конце XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства XVIII века: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, — его главный признак.  Искусство рококо — это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощрённой утончённости, в нем нет места героизму и пафосу — они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"