Шпаргалка по "Истории культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:44, шпаргалка

Краткое описание

Универсальность понятия «романтизма», его общекультурное значение.
Романтизм в литературе XIX в.
Живопись в эпоху романтизма
Музыка в эпоху романтизма.
Особенности позитивистского культурного сознания. Феномен (реализма.
Реализм в западноевропейской лихературе-Х1Х.в.
Реализм в русской литературе XIX в.
Реализм в европейской живописи XIX в.
Реалистические тенденции в музыке и театре XIX в.
Наука и техника в XIX столетии.

Файлы: 1 файл

история культуры.docx

— 159.05 Кб (Скачать)

 

 

1. Универсальность  понятия "романтизма", его общекультурное  значение.

  Романтизм — явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как  находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам  разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий. Романтическое  миропонимание охватило все сферы  духовной жизни — науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый — в нем мир  представал бесконечной, безликой, космической  субъективностью. Творческая энергия  духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства. Второй — в  нем человеческая субъективность рассматривается  индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный  мир человека, находящегося в конфликте  с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и  противопоставление реального и  воображаемого миров. Способом выражения  этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм  представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что  проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь  с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм  объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Расцвет романтизма приходится на период 1795— 1830 гг. — период европейских  революций и национально-освободительных  движений, и особенно ярко романтизм  проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

Романтическая тенденция  оказала большое влияние в  гуманитарной области, а позитивистская — в естественно-научной, технической  и практической. 

2. Романтизм в  литературе 19 в.

  Германия. Основные принципы литературной теории романтизма были сформулированы Ф. Шлегелем и Новалисом. Ф. Шлегель первым начал разрабатывать теорию романтической иронии, одного из самых блестящих и оригинальных творений романтического гения. Эстетические взгляды Новалиса выражены в теории искусства, которое должно соединять реальное с идеальным, должно стремиться к универсальности. Особое место в романтической литературе Германии принадлежит Генриху Клейсту, Эрнсту Гофману.

Англия. Самой яркой фигурой среди романтиков Англии следует считать Джорджа Гордона Байрона (1788—1824), одного из величайших поэтов-лириков в мировой литературе. К числу выдающихся английских романтиков принадлежат Перси Шелли (1792—1822) и Вальтер Скотт (1871 —1892). Английские романтики утверждали оптимизм, пафос борьбы против тирании и религиозного фанатизма, в их произведениях ярко проявляются эпическое начало, страстная публицистичность, реалистические тенденции.

Франция. На его развитие повлияли Великая Французская революция, классицизм и Просвещение. Возникновение романтических идей связано с именами Ж. де Сталь, Ф. Р. де Шатобрианом. Вершину французского романтизма составляет творчество В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санд, и др. В их произведениях романтическая эстетика сочетается с тонким психологизмом и силой характеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Живопись в  эпоху романтизма. 

Романтизм в искусстве  и литературе имеет общие свойственные черты: неприятие современной им буржуазной, мещанской действительности, противопоставление прозе существующего мира мир идеального. Это противопоставление осуществлялось присущими разным видам искусства собственными способами выразительности. Например, противопоставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, музыкантов и живописцев к поэтизации ночи, этого странного, порой ирреального мира, живущего по своим законам. Ночной жанр становится любимым в творчестве художников-романтиков. Иногда лирика ночи отступает перед ужасом мрака. Неприятие жизни и действительности рождает мотив ухода, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток. Тема смерти приобретает особый смысл. Излюбленная тема романтиков — герой-бунтарь, трагическая борьба, смятение бурных чувств.

Портретная живопись приобретает  особое значение. Художники стремятся  изобразить внутреннюю работу мысли, самоуглубление, чувственную индивидуальность. Образы бурной природы позволяют аллегорически  передать задуманное. Тема героической  борьбы со стихией, отчаянное напряжение, порыв — общие для романтиков европейских стран. Стремление глубже узнать тонкости человеческой души рождает  темы трагедии сломленной судьбы, больной  души, отчаяния. Наиболее яркими представителями  французской школы являлись Э. Делакруа, Т. Жерико.

Романтизм нашел отражение  и в пейзажной живописи, передающей особое настроение, вдохновение от созерцания родной природы. Это прежде всего характерно для английского  искусства, яркими представителями  которого являлись Дж. Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон.

 

 

4. Музыка в эпоху  романтизма.

Музыка была для романтиков едва ли не главным видом искусства, поэтому именно в ней особенности  романтизма проявились особенно ярко, т.к., по мнению романтиков, она лучше  других видов искусства отражает человеческое чувство. Изменение художественного мышления привело к изменениям в системе музыкальных жанров. Романтики разработали лирическую миниатюру, дающую возможность выразить сокровенные чувства и движения души, при них получили развитие песня и романс. Если музыка классицистов говорила слушателям о гармонии души и мира, то музыка романтиков повествует прежде всего о дисгармонии. Эта музыка мятежна, она ведет на борьбу.

Одним из самых ярких выражений  романтизма в музыке стало творчество итальянского скрипача-виртуоза Никколо  Паганини. И он сам, и его скрипичные концерты остались в истории искусства  как живое выражение социального  и эстетического протеста.

Важным средством создания музыкального образа стала словесная  программа, раскрывающая содержание произведения. Программой могло служить название сочинения, указывающее на определенное состояние природы или души человека. Иногда музыка писалась как иллюстрация к произведению литературы или живописи. Таким образом, осуществлялась популярная в романтизме идея синтеза искусств – литературы, живописи и музыки.

Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы в своих сочинениях использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической  музыке нередки фантастические, сказочные  образы. Особое место в ней занимают картины природы – как отражение  внутреннего состояния человека.

В этот период гениальный композитор появляется едва ли не у каждого  народа. В Германии и Австрии –  Франц Шуберт и Роберт Шуман, во Франции  – Гектор Берлиоз, в Польше –  Фридерик Шопен, в Венгрии – Ференц Лист, в России – Михаил Глинка.

 

 

5. Особенности  позитивистского культурного сознания. Феномен реализма. 
 
 Термин «реализм» следует понимать двояко: как исторически определенное направление, тип художественного мышления и как правдивое, объективное отражение действительности (на языке того или иного искусства). Реализм эволюционировал, начиная с первобытных форм культуры. Как художественный метод реализм возник в недрах романтизма в первой трети XIX в., когда в Европе утверждается принцип правдивого изображения как оппонент романтизму.

Поэтому в реализме предметом  изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Значение реализма в культуре трудно переоценить.

Критический реализм. Во второй половине XIX в. становится господствующим художественным мышлением и методом. Критический реализм вовсе не означает негативное отношение к действительности. Это форма оппозиции к существующей (господствующей) идеологии. Ведущая роль в критическом реализме принадлежит литературе. Реалистическое отражение действительности определяется не теми или иными приемами, а общим отношением к действительности, т. е. художественной правдой, которая включает в себя две стороны: правдивое отражение существующих сторон жизни и истинность, соответствие эстетическому идеалу. В первой половине XIX в. реализм функционировал в тесной связи с романтизмом.

 

6. Реализм в  западноевропейской литературе 19 в. 

Германия. Проявился не столь ярко, как в других европейских странах, но среди представителей этого направления стоит назвать Генриха Гейне (1797—1856), Георга Бюхнера (1813—1856), которые стремились к некой идеализации действительности.

Англия. Отличается большим своеобразием — ярко выраженным дидактизмом и критическим реализмом. Самыми знаменитыми английскими писателями-реалистами были Чарльз Диккенс (1812—1870), Вильям Теккерей (1811 —1863). Романтическое направление в английской литературе представлено творчеством сестер Шарлотты и Эмилии Бронте.

Франция. Проходит в своем становлении несколько этапов и характеризуется мгновенным откликом на значительные события общественной жизни. Творчество Стендаля, Оноре де Бальзака, Постава Флобера можно отнести к наиболее ярким проявлениям реализма во Франции.  
7. Реализм в русской литературе 19 в. 

           Основное направление в художественной  литературе первых десятилетий  XIX  века - романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ.  Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.

        В  последние предреформенные  десятилетия  развитие художественной культуры  характеризовалось движением от  романтизма к реализму. В литературе  это движение связано с именами  Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

           В развитии русской национальной  литературы и культуры в целом  роль А. С. Пушкина огромна. Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности (первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу» было напечатано в 1814г.). Его творчество - закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем,  стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов.  C  Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. «Евгений Онегин» Пушкина был первым русским реалистическим романом.

    Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю. Лермонтова, отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825г.  разочарование.   Неприятие  поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман «Герой нашего времени» (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.

        Огромная  роль Н. В. Гоголя в русской  литературе. «Мертвые души» (первый том вышел в 1842г.) - одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени.

            60-70-е годы – время наибольшего достижения русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру  внесли Тургенев и Достоевский. В романе  Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи. В 60 – 70–е годы  продолжалась литературная деятельность И. С. Тургенева. Им были созданы романы «Дым», «Накануне». В этих романах Тургенев поставил важнейшие вопросы современности.

            Творчество Достоевского, идейно  сложное, подчас трагическое,  всегда глубоко нравственно. Боль  за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной  темой писателя  глубоко волновали  Достоевского революционное подполье  в России, нравственный облик  некоторых его деятелей. Он выступал  против смуты и крови как  средства обновления мира.

             Вершиной русской  литературы  XIX века стало творчество  Л. Н. Толстого.  Он  ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы». Писателя всегда волновали судьба народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор морали, нравам, устоям этого общества.   

 

8. Реализма в  европейской живописи 19 в. 

Реализм. История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон — деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве. К барбизонской школе относится творчество Т. Русо, Ж- Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж- Милле. Главой реалистического направления стал Гюстав Курбе.

Исторические события, происходившие  во Франции начиная с революции  1830 г. и кончая Парижской коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника-графика Оноре Домье. Его творчество получило популярность благодаря появлению литографии, т. е. возможности тиражирования графических произведений искусства.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории культурологии"