Шпаргалка по "Истории культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:44, шпаргалка

Краткое описание

Универсальность понятия «романтизма», его общекультурное значение.
Романтизм в литературе XIX в.
Живопись в эпоху романтизма
Музыка в эпоху романтизма.
Особенности позитивистского культурного сознания. Феномен (реализма.
Реализм в западноевропейской лихературе-Х1Х.в.
Реализм в русской литературе XIX в.
Реализм в европейской живописи XIX в.
Реалистические тенденции в музыке и театре XIX в.
Наука и техника в XIX столетии.

Файлы: 1 файл

история культуры.docx

— 159.05 Кб (Скачать)

— в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном  искусстве;  
— в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке;

— в появлении «потока  сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.

  Наиболее яркие направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX в.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм.

Общее эмоциональное настроение модернизма можно выразить следующей  фразой: хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и одиночеству человека, его конфликты  неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы.

Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и  многоликость, принимая при этом различные  воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в  отсутствии стилевого единства, и  даже в праве именоваться стилем.

 

19. Модерн в  архитектуре к.19в. - н.20в. 

Модерн как стиль появился в конце XIX в. Его суть — в противопоставлении старой архитектуре новой, оригинальной и по-своему логичной архитектурной  формы. Модерн явился средством преодоления  эклектизма и преследовал цель создания современного, нового, универсального синтетического стиля. Архитекторы  модерна при формировании планов и композиций зданий смело шли  на применение ассиметричных решений  в группировке объемов и архитектурных  деталей. Применялись манерные, абстрактные  и растительные мотивы, среди которых  отдавалось предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям, водорослям. В раннем модерне легко утрируется форма, применяется порой чрезмерная декорировка. В то же время проявляется тенденция  к постепенному переходу от надуманных и усложненных форм к более  логичным, простым и четким конструкциям.

Модерн периода декаданса  переходит в свою позднюю стадию. Главное внимание переносится на эстетическую выразительность основных конструктивных элементов, пропорции  фасадных плоскостей, окон, простенков, дверей, отдельно стоящих опор. Обнаруживается стремление к простоте и экономии композиционных эстетических средств, выявлению назначения здания и особенностей стройматериалов. Модерн ознаменовал  собой новый подход к проектированию утилитарных сооружений - мостов, складов, цехов, магазинов, вокзалов, выставочных  залов и т. п. Применение железного  каркаса в строительстве (сборных  стальных конструкций) и железобетона совершило переворот в архитектуре.

Патент на выработку железобетонных изделий был получен Ж. Монье  в 1867г. Эта дата открыла эру железобетона, позволила проектировать системы  гигантских пролетов при минимальных  сечениях, делать летящие навесы и  уменьшать до предела размеры  и сечения опорных элементов  — стен и столбов. Провозвестником  нового этапа в архитектуре стала  Эйфелева башня (высота 312м.), построенная  их стальных сборных конструкций  инженером Г. Эйфелем. Первый жилой  дом, в котором были применены  новые строительные принципы и материалы, был сооружен в Париже в 1903 г. Вершиной архитектуры довоенного времени стали огромные сводчатые ангары парижского аэропорта Орли: тонкостенный «гофрированный» железобетон, придавший сооружению выразительность и прочность.

Наиболее известными архитекторами, работавшими в стиле модерн, были О. Вагнер, И. Ольбрих, Ванде Вельде, Ч. Макинтош, Л. Салливэн, О. Перре, Ф.-Л. Райт.

Отказавшись от стилизаций, Ф. Райт рассматривал архитектуру как  трехмерное объемно-пространственное искусство, призывал к установлению тесной связи архитектуры с природой, стремился к четкости и рациональности архитектуры. Наиболее известное произведение Ф. Райта «Дом над водопадом». Это - желание автора «романтизировать»  архитектуру, теснее связывая ее с окружающей природой.  
20. Модерн в прикладном искусстве и живописи.

Модерн (фр. moderne - современный) - художественный стиль в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. (другое название арт нуво).

Стиль модерн следует отличать как от общего смысла слова "современный", так и от понятия модернизм. Основной признак стиля модерн - декоративность, основной мотив - вьющееся растение, основной принцип - уподобление рукотворной  формы природной и наоборот. Это  нашло отражение в архитектуре, в деталях зданий, в орнаменте, получившем необычайное развитие. Линии  орнамента несли в себе напряженность  духовно-эмоционального и символического смысла.

Идея синтеза искусств пронизывает модерн. Основой синтеза  виделась архитектура, объединяющая все  другие виды искусства - от живописи до моделей одежды. В архитектуре  модерна проявилось органическое слияние  конструктивных и декоративных элементов. Наиболее целостные примеры синтеза  искусств дают особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерна. Как правило, они построены словно "изнутри  наружу", то есть внутреннее пространство определяет внешний облик здания. Фасады таких домов были несимметричны  и походили на подобные организмам образования, напоминающие одновременно природные формы и результат  свободного формотворчества скульптора. Особенно выразительны были интерьеры  этих особняков с перетекающим пространством, изогнутыми очертаниями карнизов, круглящимися дверными и оконными проемами, богатым  декором из резного дерева, цветного стекла, металла. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были использованы для постройки  зданий с подчеркнуто индивидуализированным  обликом.

Творчество испанского архитектора  А. Гауди является ярким и неповторимым примером создания единого образно-символического ансамбля причудливой архитектуры, словно вырастающего до небес, в котором  сплелись воедино реальность и фантазия.

Художественный язык модерна  был во многом воплощением идей и  образов символизма, сочетающихся со сложным стилизованным растительным декором, ритмом гибких текучих линий  и плоскостных цветовых пятен. В  этом духе выполнялись произведения декоративного искусства: панно, мозаики, витражи, керамическая облицовка, декоративные рельефы, майоликовая скульптура, фарфоровые и стеклянные вазы и др. Картинам и графическим листам тоже придавались  черты декоративной стилизации в  духе модерн.

С живописью модерна связаны  П. Гоген, М. Дени, П. Боннар во Франции, Г. Климт в Австрии, Э. Мунк в Норвегии, М. Врубель, В. Васнецов, А. Бенуа, Л. Бакст, К. Сомов в России.

В рамках модерна получила большое распространение книжная  и журнальная графика (О. Бердслей в  Англии). Особое распространение получила афиша и плакат (А. Тулуз-Лотрек во Франции, А. Муха в Чехии).

В изобразительном искусстве  стиля модерн неразделенность жанров приводила к относительной несамостоятельности  живописи, графики и скульптуры. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, целостного произведения искусства.

 

21. Авангард как  явление культуры 20 в. Культурные  и интеллектуальные предпосылки  формирования европейского авангарда.

 

Авангардизм – (от франц. – передовой отряд) – движение художников XX в., для которого характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями и поиску новых, необычных содержания, средств выражения и форм произведения, взаимоотношения художников с жизнью.

В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь, в большинстве случаев приводившие к утопическим идеям. Авангардисты понимают искусство как своего рода магическое средство воздействия на социальное устройство общества. Черты авангардизма проявились в ряде школ и течений модернизма, который интенсивно развивался в период 1905-1930-х гг. как в России, так и в Европе (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, абстракционизм).

Одним из представителей авангарда был В. Кандинский (1866-1944). Имя художника связано с зарождением абстракционизма. Он был его основоположником. Свои пейзажи он писал крупными пятнами, ограничивая каждое темным контуром. В работах усилена декоративность, плоскостность, фрагментарное изображение. Художник стремится обрести способность свободного выражения чувств. Но обычная привязанность к предмету мешает ему. Однажды он понял, что цвет, линии, складывающиеся в различные ритмические фигуры, сами по себе рождают эмоции, создают настроение. Он ставит перед собой задачу: «Духовным взором проникнуть в глубину мироздания». Отказавшись от предметного изображения, Кандинский разрабатывает три типа абстрактных картин:  
• импрессия (рождается от впечатления от «внешней природы»);

• импровизация (выражаются процессы внутреннего характера);

• композиция.

  Искусство Кандинского трудно для восприятия. Из его работ наиболее известны: «Прогулка» (1903), «Озеро» (1906), «На белом» (1910), «Черное пятно» (1912), «Сумеречное» (1914) и др.

Другим представителем А. является К.С. Малевич (1878-1935). Этот художник много экспериментировал, создавая близкие к кубизму, но насыщенные интенсивным цветом композиции, в  которых предметная форма конструировалась из цилиндрических и конусовидных элементов («На сенокосе»); практически беспредметными были его опыты в духе футуризма («Станция без остановки»).

Казимир Малевич пытался  разработать собственную систему  абстрактного искусства, основанную на комбинировании на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в  контрастные цвета. Самое известное  произведение художника – «Черный  квадрат». Эта работа стала своего рода манифестом беспредметного искусства.

Среди ярких представителей литературного авангарда в России необходимо назвать Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского и Даниила  Хармса. Этих литераторов отличал  от других художников и поэтов особый, экстравагантный способ подачи поэтического и драматического материала. В «Словаре культуры 20 века» Вадим Руднев различает  модерн и авангард. Он пишет о  том, что модернисты, а это такие  писатели, как Джойс, Пруст, Кафка, были способны «запереться в кабинете и писать в стол». В этом смысле модернисты – классические шизофреники  и аутисты, люди, надеющиеся на то, что  ктото когда-то их прочтет и оценит. Авангардисты же в этом случае не способны ждать от публики признания своего таланта. Они разрабатывают свою собственную, эксцентричную риторику, действующую непосредственно сейчас и немедля. В этом смысле они значительно  революционнее модернистов.

Соглашаясь с данным принципом  членения искусства на авангард и  модерн, отметим, что в ряде случаев  невозможно строго определить, кто  есть кто. Например, испанский режиссер Люис Бюнюэль соединяет в своем  творчестве и в своей жизни  как элементы авангарда, так и  принципы модерна (и даже – постмодерна). Сальвадор Дали – классический авангардист, но в настоящее время репродукции  его картин используют для оформления школьных российских тетрадей. Это  указывает на включение авангарда  в массовую и популярную культуру. Авангардными и постмодернистскими называют фильмы А.Тарковского, хотя по философской ориентации Тарковский – типичный модернист.

 

 

22. Формирование  нового образа художественной  литературы. Творчество М.Пруста  и Ф.Кафки.

 

  Романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Ф. Кафки («Замок») явились ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека. Общим для них является методологический прием — использование открытого французским философом, представителем интуитивизма и «философии жизни» Анри Бергсоном (1859—1941) метода анализа «поток сознания», заключающийся в описании непрерывного течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Он описывал человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения (интроспекции) и интуицией. Основу познания составляет чистое восприятие, а материя и сознание суть явления, реконструированные рассудком из фактов непосредственного опыта.

Философия Бергсона оказала  значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе  на литературу. У многих писателей  первой половины XX века «поток сознания»  из философского метода познания превратился  в эффектный художественный прием.

Философские идеи Бергсона легли в основу знаменитого романа французского писателя Марселя Пруста (1871—1922) «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах). Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир, — писатель насыщает повествовательную ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста — изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» — имел большое значение для многих писателей XX века.

Произведения выдающегося  австрийского писателя Франца Кафки (1883—1924) при его жизни не вызывали большого интереса у читателей. Несмотря на это, он считается одним из наиболее известных прозаиков XX века. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах в гротескной и притчеобразной форме показал трагическое бессилие человека в его столкновении с абсурдностью современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступными человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» (ситуации страха, отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку с экзистенциалистами.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории культурологии"