Шпаргалка по "Истории культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:44, шпаргалка

Краткое описание

Универсальность понятия «романтизма», его общекультурное значение.
Романтизм в литературе XIX в.
Живопись в эпоху романтизма
Музыка в эпоху романтизма.
Особенности позитивистского культурного сознания. Феномен (реализма.
Реализм в западноевропейской лихературе-Х1Х.в.
Реализм в русской литературе XIX в.
Реализм в европейской живописи XIX в.
Реалистические тенденции в музыке и театре XIX в.
Наука и техника в XIX столетии.

Файлы: 1 файл

история культуры.docx

— 159.05 Кб (Скачать)

Эстетика театра абсурда  образовалась от философии экзистенциализма (концепции Кьеркегора и Ницше). Экзистенциалисты говорят об абсурдности человеческого  существования, утраты смысла, об отчуждении личности не только от общества и истории, но и от себя самой, от своего места  в обществе. Согласно экзистенциалистам  человек стремится к согласию с миром, а этот мир остается либо равнодушным, либо враждебным. И получается, что человек, якобы соответствующий  окружающей действительности, на самом  деле ведет в ней неподлинное  существование. Таким образом, абсурд, в понимании философов-экзистенциалистов, является разладом человеческого существования  с бытием. Окружающий мир стремится  обезличить каждую конкретную индивидуальность, превратить ее в часть общего бытия. Поэтому человек ощущает себя «посторонним» в мире равнодушных  к нему вещей и людей.  
 Многочисленные пьесы театра абсурда определяются атмосферой всеобщего идиотизма и хаоса, можно сказать, что это основной инструмент для создания иной реальности в театре абсурда.  
Основоположники «нового театра» считали бытие иррациональным и алогичным: в этом мире человек обречен на одиночество, страдания и смерть. Абсурдную реальность следовало отображать соответствующими драматургическими средствами, поэтому представители «антитеатра» отбросили традиционную технику, отказавшись от психологического правдоподобия, причинно-следственной связи между эпизодами и линейного сюжета. Важным приемом в пьесах был гротеск. Именно в XX веке гротеск становится характерной формой искусства различных представителей культуры модернизма и постмодернизма. Гротеск определяет единую эстетическую платформу, объединив направления от реализма до экспрессионизма, нового романа и театра абсурда. Фарсы Ионеско пародировали социальное бытие, совершенно бессмысленное и бессодержательное, основанное на исполнении механических, формальных функций.  
 Для создания ощущения абсурда антидраматурги использовали следующие приемы:

• Автоматизм языка;

• Игра с пространством;

• Смешение реального и призрачного;

• Нарушение причинно-следственной связи в речи героев;

• Алогизм;

• Нарушение обшей памяти;

• Тавтология;

• Гротеск.

Первой «антипьесой» Эжена  Ионеско стала «Лысая певица»  — «трагедия языка», как сказал сам автор. Одна из основных проблем  ее - лингвистическая. Э. Ионеско исходит  из того, что личность, прежде всего, обладает индивидуальной речью, утрата языка, замена его клише приводят к разрушению личности. Персонажи  театра абсурда вследствие этого  лишены индивидуальности. Идея «Лысой певицы» и последующих его  творений в том, чтобы зритель  «словесный сор из сердца вытряс»  и отторгал всякие шаблоны - поэтические, философские, политические как опасные  средства нивелировки личности.  
 Герои «Лысой певицы» – необычны, они – не люди в привычном смысле этого слова, а марионетки. Мир, населенный бездушными марионетками, лишенный какого бы то ни было смысла, – и есть главная метафора театра абсурда. Антипьеса «Лысая певица» старалась довести мысль об абсурдности мира не какими-то пространными рассуждениями, а действиями героев и их репликами в обычном общении.

 

 

38. Тоталитарная  культура. Идеология и мир в  тоталитарном обществе.

 
  Практически все, кто отслеживал и описывал, анализировал и прогнозировал функционирование западной культуры XX в., едины в том, что она страдала серьезными недугами, ей были свойственны кризисные состояния, которые способны были свести на нет все ее достижения. В ряде западноевропейских стран (Италия, Германия) в 20-х гг. XX в. складывались тоталитарные государственные режимы.

Тоталитаризм (лат. totalitas — целый, полный) представляет собой антигуманную общественно-политическую систему, которая ради целей своих создателей нарушает нормы человеческого бытия, осуществляя при этом полный (тотальный) контроль над жизнью общества и судьбой отдельного человека.

Слово «тоталитарный» было впервые употреблено в Италии, когда Муссолини утверждал однопартийную  систему в стране и провозглашал своей целью создание «тоталитарного государства» (Stato totalitario). Позднее термин «тоталитарное государство» стали  употреблять нацистские правители  при создании фашистского режима в Германии. Главными признаками тоталитарного  государства являются:

— сращивание партийного и  государственного аппарата;

— ликвидация гражданских свобод;

— полный контроль государства  над всеми областями человеческой жизнедеятельности (хозяйственной, политической, семейной);

— создание в стране активно  действующего механизма репрессий.

После Второй мировой войны, в условиях «холодной воины», между  Западом и Востоком происходит более  расширенное употребление понятия  «тоталитаризм», которое содержит как  политологическую, так и социологическую  характеристику данного явления. Однако социокультурный опыт XX в показал  не только несостоятельность тоталитарных режимов, но и выработал у западноевропейцев  устойчивое неприятие насилия и  репрессий Развитие демократии, признание  прав человека определяющими в жизни  общества, гуманизация всех сфер общественной жизни создают фундамент для  самого главного социокультурного завоевания Западной Европы XX в. — свободы человека.

 

39. Развитие авангардных  направлений в художественной  культуре Зап. Европы и США  1950-1980-х гг. Поп-арт (Э.Уорхол и  др.).

Поп-арт (pop art) - широкое художественное течение, охватившее в 1950-60-х все виды изобразительного искусства США, Великобритании и других западных стран.

Отказавшись от элитарности  и глубокомыслия абстрактного экспрессионизма, художники, работавшие в стиле поп-арт (в США Э.Уорхол, К.Олденбург, Р.Лихтенштейн  и др.), избрали источником своего вдохновения массовую культуру: рекламу, комиксы, кино, джаз, иллюстрированные газеты и журналы и т.п.

Произведения поп-арта отражают "жизнь, как она есть", и нередко  содержат долю юмора и авторской  иронии (таковы знаменитые картины  Э.Уорхола, изображающие долларовую банкноту, многократно повторенные увеличенный  фотопортрет актрисы М.Монро и  банки томатного супа фирмы "Кэмбелл").  
 Поп искусство (поп-арт) воплотило в себе творческие искания новых американцев, которые опирались на творческие принципы Дюшана. Это: Джаспер Джонс, К. Олденбург, Энди Уорхол, и другие. Поп искусство получает значение массовой культуры, поэтому неудивительно, что оно сформировалось и стало течением искусства в Америке. Поп искусству свойственно произведение - иллюзия игры, объясняющая суть объекта.  
 Поп искусство балансирует на грани абсурда и иронии. Сформировавшаяся ветвь поп искусства: гиперреализм - направление постмодернизма, целенаправленно на фотографическое воспроизведение банальной ежедневности. Множество создателей поп искусства используют творческие методы, пришедшие из дадаистских экспериментов (общество "Dada"), когда форма не моделирована из материала, но составленна из искусственных объектов. Так ассамбляж стал трамплином для многогранного мышления, которое становятся всё важнее для художника - для искусства окружающей среды. Он так же ведёт и к новым формам реализации творчества: объединение пространственных объектов, в которое может войти и сам зритель - в инсталляции.

Художники вступали в эксперименты с реальными объектами. Уже абстрактный  экспрессионизм противоречил идее произведения искусства, как законченного объекта. Хотя его представители не стремились превратить живопись в публичную  акцию и сам живописец был  зрителем своих действий, публике  было предложено в мыслях воссоздать то, как работа получала форму.  
Другой шаг - переход к действию который был бы не только частью творческого процесса, но и частью самого творчества.

 

40. Художественные  стили тоталитарной культуры.

Тоталитарное искусство - искусство масс. Оно примитивно во многом и поверхностно. Его задача донести и укоренить в массовом сознании мифы тоталитарного общества, подменяющие собой религию. По своей  сути это и есть новая религия.

Стиль — язык мифа. В момент становления нового мифа эстетическое пространство выглядит как его прямая проекция. Таким был аутентичный  стиль, сложившийся в СССР в 20-х  в архитектуре (К.Мельников, И.Жолтовский, А.Щусев), в театре (Вс. Мейерхольд, Е.Вахтангов), в кино (С.Эйзенштейн, А.Довженко, Д.Вертов), в графике и оформлении книги (В.Фаворский, В.Лебедев, Д.Митрохин, Н.Альтман), фарфора (С.Чехонин, Н.Данько), текстиля (Л.Попова), моделей одежды (А.Родченко, В.Степанова, А.Экстер).

Общность художественной структуры определяют: общая утилитарная  функция, адаптация к массовой аудитории, партийный контроль, агрессивная  сущность обеих идеологий. В центре искусства находится образ нового человека, две его элитарные (классовая  и расовая) разновидности.

 Главными сюжетами  для картин теперь становятся  сцены из трудовой жизни народа  и, как новые иконы портреты  вождей. Массовость вот главная  отличительная черта тоталитарного  искусства. В изобразительном  искусстве «социалистический реализм»  прежде всего означал изъятие  сюжетов, не работающих на идеологию.  Когда детально отработанный  сюжет утвердился, нужная форма  явилась сама. Конкретный, скрупулезно  выписанный сюжет покончил со  всякой недоговоренностью. 

Ещё одной отличительной  чертой тоталитарного искусства  является гигантизм в архитектуре  и скульптуре. С одной стороны, это мрачные арийские атлеты Ж.Торака и А.Брекера, с другой – полные оптимизма, не менее мускулистые  пролетарии В.Мухиной, Е.Вучетича и  др. То, что составляет своеобразие  этих изображений, плохо поддается  описанию в терминах искусства, так  как лежит почти целиком в  плоскости идеологии, диктующей  не только сюжет, но и его трактовку  со всеми допустимыми вариациями. Здания сталинской эпохи легко отличить на улицах городов, это массивные  мощные сооружения с тяжёлыми формами  в виде огромных колон и лепнины  оляповато нависающих гирляндами на фасадах.

Тоталитарное искусство  есть квинтэссенсия всей идеологической направленности тоталитаризма.

 

 

41. Основные тенденции  в литературе  второй половины 20 в.

Во второй половине 20 века реализм сохранил свои ведущие позиции  в литературе. Среди крупны представителей этого направления лауреаты Нобелевской  премии: американский писатель У. Фолкнер, немецкий – Г. Бёлль, А.И. Солженицын, И.А. Бродский. Продолжали традиции правдивого отображения жизни французские  писатели Луи Арагон, Андре Жид, Франсуа  Мориак, Поль Элюар, немец Э.М. Ремарк, колумбиец Г.Г. Маркес, бразилец Ж. Амаду, американцы Э. Хемингуэй и Д. Сэлинджер.

Заметным направлением в  литературе стал экзистенциализм, который  получил развитие во многих странах. Во Франции его взлет связан с  именами известных философов  и писателей Ж.П. Сартра и лауреата Нобелевской премии Альбера Камю. Основная тема их произведений – абсурдность  жизни. Человек не свободен, одинок, однако вправе сделать любой выбор, чтобы обрести абсолютную свободу  и почувствовать смысл жизни.

Философия экзистенциализма оказала влияние на авангардистское  течение в литературе, кино, театре. Его сторонники отвергли традиционное понимание сюжета произведения с  обязательной завязкой, интригой и  развязкой, отказались от создания правдоподобных образов с устойчивыми характерами  и неповторимыми судьбами. Герои  их произведений аморфны и непредсказуемы, лишены идеалов. Эти идеи авангардистов  нашли воплощение в «антироманах», или «новых романах» французских  писателей, в пьесах С. Беккета и  Э. Ионеско - основоположников драмы  абсурда.

Интерес к будущему породил  поток прогнозов и проектов переустройства мира. Популярным становится жанр фантастической прозы. Отцами современной фантастики считаются американцы Р. Хайнлайн, Р. Брэдбери, Р. Шекли, А. Азимов, английские писатели – К.С. Льюис, Д.Р.Толкиен, польский писатель Станислав Лем, русские  фантасты братья Стругацкие. Эти авторы в своих книгах облекали современные  мировые социальные и морально-этические  проблемы в занимательную форму  и пытались предупредить человечество о грозящих опасностях и катастрофах.

 

 

42. Основные тенденции  в кинематографе во второй  половине 20 в.

  Во вт. пол.20в. кино стало одним из самых массовых и значимых видов искусства. Язык кино, имеющий самые большие изобразительные возможности в искусстве, стал развиваться очень быстро. В этот период возникло новое направление в кино – неореализм. Его целью было как можно достовернее показывать в фильмах окружающую жизнь.

Один из основоположников неореализма – Чезаре Дзаваттини призывал режиссеров снимать наиболее приближенные к реальным событиям драмы  из жизни обычных людей. Он советовал  выбирать на главные роли непрофессиональных актеров, снимать фильмы на натуре, при естественном освещении.

Основоположники неореализма  (Роберто Росселини, Микеланджело Антониони, Лукино Висконти, Бернардо Бертолуччи и др.) чувствовали, что время уже требует нового художественного подхода. Одним из активных приверженцев неореализма был кинорежиссер и сценарист Фредерико Феллини. Он искал такой киноязык, который позволил бы не только показать реальную жизнь, но и выражать личность режиссера («Дорога», «8 ½»).

В конце 50-х – нач. 60-х  г.г. во французское кино пришло новое  поколение молодых кинематографистов. У них не было общей программы, они не составляли единой группы. Однако со временем в их творчестве появились некоторые одинаковые черты. Журналисты назвали их «новой волной».

Одним из первых режиссеров «новой волны» был Франсуа Трюффо («400 ударов»). Первый большой фильм  другого основоположника «новой волны» Жана Люка Годара – «На последнем  дыхании». Почти во всех последующих  фильмах Годара будут появляться преступления, убийства, совершаемые  среди бела дня, на глазах людей и  при их полном равнодушии. Всем все  равно, человеческая жизнь обесценилась.

  Для кинематографа 60-е годы 20в. стали десятилетием грандиозных перемен. В Восточной Европе наиболее показательно в этом плане польское (Анджей Вайда – «Поколение, «Канал», Пепел и алмаз»), чехословацкое (Милош Форман – «Черный Петр», «Любовные похождения блондинки», «Бал пожарных», «Полет над гнездом кукушки», «Амадей») и венгерское кино.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории культурологии"