Все последствия новой
театральной системы стали ясны
далеко не сразу во многом из-за того,
что у молодой власти было много
других более важных дел – гражданская
война, разруха, голод – и до искусства,
в том числе театрального, руки
дошли не сразу. Поэтому 1920-е остались
в истории советского театра временем
смелых и разнообразных экспериментов.
Один за другим появлялись яркие режиссерские
имена, спектакли, театры. Однако к 1930-м
начал усиливаться идеологический
диктат в области искусства. Был
провозглашен единственно «правильный»
художественный метод – социалистический
реализм. К концу 1940-х всеми театрами
на деле стало руководить государство.
Система цензуры создавала
советским театрам множество
трудностей: процветали принципы унификации
и единообразия, живого звучания тех
или иных спектаклей удавалось достичь
не благодаря, а вопреки существовавшей
системе управления и контроля. Однако
в трудном художественном бытие
советских театров был большой
коммерческий плюс: финансирование постановок
(а также фестивалей, смотров и
других театральных мероприятий) осуществлялось
государством; существование театров
не увязывалось впрямую с доходностью
его спектаклей. Коммерческий успех
театральных спектаклей был желательным,
но не обязательным условием существования
театральных коллективов. За невыполнение
финансового плана ругали и объявляли
выговоры, но не снимали с работы.
Распад СССР и смена
экономической формации привело
российские театры к прогнозируемому
результату: исчезновение контроля обусловило
и резкое сокращение (а то – и
исчезновение) финансирования. Театральные
коллективы самых разных типов (традиционные
репертуарные театры, возникающие с
1990-х студийные и антрепризные)
вынуждены искать способы финансирования
своей работы, что, собственно, неизбежно
означает ту или иную степень нового
контроля – уже со стороны спонсора.
Российские театры (за сравнительно
редкими исключениями, когда художественный
руководитель, оказавшись одновременно
и талантливым театральным менеджером,
сумел вписаться в ситуацию рыночной
экономики) вновь оказались в
кризисной ситуации, но уже по причинам
не идеологическим, а материальным.
Признана необходимость театральной
реформы, оптимизирующей алгоритм театральной
жизни. Правда, какой эта реформа
будет – пока неясно.
- Универсальность понятия «романтизма», его общекультурное значение.
- Романтизм в литературе XIX в.
- Живопись в эпоху романтизма
- Музыка в эпоху романтизма.
- Особенности позитивистского культурного сознания. Феномен (реализма.
- Реализм в западноевропейской лихературе-Х1Х.в.
- Реализм в русской литературе XIX в.
- Реализм в европейской живописи XIX в.
- Реалистические тенденции в музыке и театре XIX в.
- Наука и техника в XIX столетии.
- Импрессионизм в искусстве.
- Постимпрессионизм в искусстве.
- Основные тенденции в развитии архитектуры в XIX в.
- Символизм как направление в культуре второй половины XIX в.
- Символизм в литературе XIX в.
- Символизм в изобразительном искусстве второй половины XIX в.
- Символизм в музыке и театре.
- Модерн как художественное течение к. XIX
- нач. XX п.
- Модерн в архитектуре к. XIX
- нач. XX вв.
- Модерн в прикладном искусстве и живописи.
- Авангард как явление культуры XX в. Культурные и интеллектуальные предпосылки формирования европейского авангарда.
- Формирование нового образа художественной литературы. Творчество М. Пруста и Ф. Кафки.
- Фовизм как рубеж модерна и авангарда.
- Кубизм в искусстве Западной Европы. П. Пикассо, Ф. Леже и др.
- Футуризм как явление культуры.
- Основные художественные принципы экспрессионизма. Экспрессионизм в изобразительном искусстве.
- Экспрессионизм в музыке, театре, кинематографе.
- Возникновение кинематографа и особенности раннего этапа его развития.
- Архитектура в Европе и США в первой половине XX г.
- Абстракционизм как направление в искусстве.
- Развитие европейской литературы в первой половине ХХ в.
- Сюрреализм в западной культуре. Творчество С. Дали и др.
- Сюрреализм в кино. Л. Бунюэль «Андалусский Пес».
- Русская литература начала XX в.
- Русское искусство начала XX в.
- Особенности развития культуры в СССР в 20-30-е го:: : XX в.
- Абсурд как проблема культуры. Театр абсурда. Э. Ионеску.
- Тоталитарная культура. Идеология и мир в тоталитарном обществе.
- Развитие авангардных направлений в художественной культуре Западной Европы и США в 1950-1980 гг. Поп-арт. (Э. Уорхол).
- Художественные стили тоталитарной культуры
- Основные тенденции в литературе второй половины XX в.
- Основные тенденции в кинематографе во второй половине XX в.
- Живопись в конце XX
- начале XXI вв.
- Массовая культура. Ее основные формы.
- Постмодернизм в архитектуре.
- Постмодернизм в литературе.
- Особенности культурного развития в СССР во второй половине XX в.
- Модернистские тенденции в музыке XX в.
- Кино и телевидение в пространстве массовой культуры.
- Основные тенденции развития в XX в.